Рассуждения о Коране. Комментарии. Критический подход

Hernan Sumer

Я находил полезным для человека знакомиться со всеми науками, даже основанными на суеверии и вполне ложными, – хотя бы с целью определения их истинного значения и избежания возникающих от таких наук заблуждений(Р. Декарт)

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рассуждения о Коране. Комментарии. Критический подход предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Hernan Sumer, 2020

ISBN 978-5-4498-0336-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Ведение

Люди верят в сверхъестественные существа и причисляют себя к определенной религиозной конфессии. Большинство так называемых верующих являются верующими по умолчанию, то есть по рождению, абсолютно не задумываясь о том, что следовало бы первоначально узнать собственно о самой религии. Как правило у каждой религии (во всяком случае у мировых) должен быть определенный свод каких-либо предписаний, правил и т.д., который изложен в фолианте, являющейся самой главной книгой и соответственно называемой «Священной» определенной религиозной конфессии. Есть религии, наподобие буддизма, которые не подразумевают существование бога, но и в их догматике существуют некие существа в виде демонов. Есть люди, не утруждающие себя следованию религиозной догматике, но на всякий случай допускающими или признающими существование бога или богов, и такие себя причисляют к верующим. Но из подобного рода людей (на всякий случай допускающими или признающими существование бога или богов) выделяются те, кто не относят себя к классическим верующим, а записывают себя агностиками. Агностицизм — это компромиссное учение (а значит ложное), которое примиряет здравый ум (с его познаниями, логикой и т.д.) с верой в бога или богов, что лишний раз представляет нам религию, абсолютно противную, тому к чему человечество пришло в итоге, а именно, что весь мир управляется и регулируется определенными законами и исключает всякое воздействие творца или творцов. Большинство агностиков (называющих себя так) конечно же не знакомы с учением агностицизма, а просто причисляют себя к нему, т.к. облекают бога или богов в трансцендентное понятие. Но поскольку взгляд агностиков на мир материалистичен, что противоречит религиозным учениям, а творец — это сугубо творение религии, то здесь наступает парадокс, который умудряется жить в одной голове.

Может ли быть вера без религии? Может, как к примеру те же агностики или те, кто считает, что религии искажают веру, а вера это прежде всего — персональная форма взаимоотношения человека с богом. Но следует не забывать, что религия всегда идет рядом с верой и в любой момент она словно спрут может втянуть персонально верующего, поскольку именно религия — постоянный возбудитель этой веры.

Верующие по-разному воспринимают религию и бог, как правило у них разный в соответствии со своими психическими состояниями и представлениями, обусловленными различными факторами. Для кого-то Он каратель, беспрестанно наблюдающий за ними и отмечающий их грехи в свой блокнот, для кого-то источник позитивного настроения, помогающий ему преодолевать трудности. Кто-то испытывает боязнь перед неизбежностью наступления смерти и проводит время за молитвами, а кто-то предпочитает смерть во избежание медицинского вмешательства либо попадания в Рай (смерть за джихад).

Важно понимать, что религия — это не свобода, она погружает человека в доктринерство, не объясняющее и не имеющее вразумительного смысла, религия ведет его к потере связи с реальностью, а бывает и вовсе к всевозможным расстройствам, любая религия не терпима к инакомыслию и Ислам не исключение.

Без человека не было бы самой религии, ни одному живому существу нет надобности поклонения чему-либо, а ведь религия позиционируется как нечто вне зависящее от деятельности человека. Религия — форма поведения, детерминированная теми социально-политическими и культурологическими обстоятельствами в условиях, которых она зародилась (или точнее — была выдумана). Но следует понимать, что религия сама по себе адаптируема к уже сложившемуся характеру человека и усиливает его стремления к чему-либо, поэтому для т.н. хорошего человека она не принесет ничего нового в плане хорошести, а для злодея она предоставит широкое поле для своих злодеяний и оправданием ему.

Ислам (как и другие религии), конечно же сегодня подвергается обработке с различных сторон, в угоду интересам людей. Кто-то религию старается изобразить мягкой и терпимой в соответствии с т.н. демократическими постулатами, есть кто пытается привести к конвергенции современным устоям, кто-то наоборот нетерпимой к таким устоям, которые нарушают наказы Аллаха.

Для чего Аллаху необходимо наше поклонение? Богословы отвечают на этот вопрос, Аллаху нужно наше поклонение для того, чтобы человек обрел цель в жизни, совершал благие дела и этим Всевышний хочет, чтобы люди делали добро сами себе, но это вовсе не ответ, ведь Аллах сообщает в Коране, что даже свершение добрых дел не является залогом попадания в Рай, пока человек не уверует, отсюда следует, что поклонение Аллаху для свершения добрых дел не является ответом (см. суры 39:35, 39:53, 47:2 и др.).

Что такое религиозная вера по Исламу? Ответ дан в суре 2:2: «Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных», т.е. это отсутствие сомнений, убежденность. На чем основывается вера (главный довод в пользу Аллаха)? Коран обозначает как знамение — происхождение всего живого и неживого; не может окружающий нас мир и человек возникнуть без вмешательства Всевышнего.

Зачастую Ислам отождествляется со справедливостью и потому люди бросаются в лоно религии надеясь, что Аллах поможет восторжествовать справедливости прежде всего в этой жизни («Аллах не поступает несправедливо с рабами», сура 3:182; «Среди Наших творений есть община, которая истинно указывает путь и устанавливает справедливость», сура 7:181). Но прежде чем делать такие выводы, надо понять — по Корану что такое справедливость, понятие, которое присутствует повсеместно во всем повествовании. Расписать это довольно трудно, но главный посыл: справедливость — это принятие религии Аллаха, вера в Него с вытекающими отсюда требованиями, однако не уверовавший в Него человек, причем совершающий каждый день бескорыстные хорошие поступки (которые приносят приятность и пользу другим, за что человека хочется благодарить), но не принявший Аллаха будет лишен благостного вознаграждения от Всевышнего после смерти («Деяния тех, которые сочли ложью Наши знамения и встречу в Последней жизни, окажутся тщетными. Разве им не воздастся только за то, что они совершали?», сура 7:147); («Тех же, которые уверовали и совершали праведные деяния, Он одарит вознаграждением сполна. Воистину, Аллах не любит беззаконников», сура 3:57). Человек по мнению Корана изначально несправедливое существо («Если бы Аллах стал наказывать людей за их несправедливость, то не оставил бы на земле ни одного живого существа», сура 16:61), а Аллах абсолютно справедлив (»«Аллах не совершает несправедливости даже весом в мельчайшую частицу, а если поступок окажется благим, то Он приумножит его и одарит от Себя великой наградой», сура 4:40).

Вообще так называемая справедливость имеет место быть там, где есть такая сила, способная что-либо распределять: «Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости (или бедности)» (сура 4:3), или повелевать: «Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость» (сура 16:90). И до сих пор многие относят Коран к сугубо гуманистическому произведению, призванному способствовать распространению нравственности в людях. Это мнение исходит из того, что они досконально не сумели разобраться в текстах Корана или попросту доверились его превратным пояснениям. Таким образом, Коран — это отражение представления о справедливости арабов, живших в VII веке, их общественного сознания и времени, в которое он был составлен вперемешку с представлениями, составленными из библейских рассказов.

За убийства человека, кстати Аллах не карает, а только регулирует процесс наказания, само же наказание за убийство — это сугубо людское дело (см. суру 2:178), то же самое касается и воровства (см. суру 5:38), только вот убийство детей — тяжкий грех (сура 17:31). А вот за неверие в Аллаха или причисление Ему в сотоварищи других объектов поклонения (многобожие) с вытекающим из этого — несоблюдением его канонов — Коран не скупится на повторение одних тех же угроз: «Позор им в мирской жизни и великие мучения в Последней жизни» (2:114), «Они являются растопкой для Огня» (3:10) и т. д. и т.п., в общем их ждет Геенна, Скверная обитель, Преисподняя, Огонь. Таким образом, многобожие по Корану — тяжкий грех: «Не поклоняйтесь наряду с Аллахом другому божеству. Воистину, я являюсь для вас предостерегающим и разъясняющим увещевателем от Него» (51:51), причем многобожники признают за Аллахом сотворение небес и земли: «Если ты спросишь их: «Кто сотворил небеса и землю?». — они непременно скажут: «Их сотворил Могущественный, Знающий» (43:9).

Читателя вплотную погрузившегося в суры Корана может шокировать справедливость по-мусульмански, его отношение к женщинам, рабству как нечто естественному, денежному проценту, уничтожению неверующих людей и т. д. но важно понимать, что понятия справедливости и добра в разные времена и у разных народов совершенно различные, могут быть даже диаметрально противоположными. Поэтому отсюда вывод, что справедливость — это искусственная выдумка, существующая лишь в культурологических взаимоотношениях людей, призванная формально обеспечить безопасность этих взаимоотношений. Для меня удивительным кажется, как женщины, чей статус по Исламу ниже мужчины, могут вообще принимать религию, как нечто справедливое и гуманистическое (см. к примеру суры 43:18, 53:21; кстати, Кораном допускается добиваться благосклонности женщин деньгами, см.4:24), а обращение Корана сугубо к мужчинам, кроме сур, где апелляция следует к женам Пророка.

Одним из главных культивируемых посылов в Коране является то, что человек абсолютно бесправен перед Аллахом и значит перед теми, кто имеет власть: «Так Мы позволяем одним беззаконникам править другими за то, что они приобретают» (сура 6:129) и все предопределенно Им (так ли это, если праотец всех людей Адам перепутал все карты Всевышнему со своей изменой) и по сути, поступки, совершенные человеком — это есть поступки Аллаха (напрашивается вопрос: какую же заслугу видит в нем человек для Его почитания, если Он делает что-то плохое?).

Ислам неразрывно связан с другими более старшими по возрасту религиями — иудаизмом и христианством. Исходя из того, что Мухаммад перенес ветхозаветных пророков и Иисуса в свою религию и за основу принципа единобожия взял доктрины единобожия с этих религий говорит, что Ислам скорее был первоначально неким направлением или продолжением христианства (принимая во внимание, что Иисус также почитаем в Исламе). Скорее всего, на Мухаммада повлияла некая христианская антитринитарная община, отвергающая т.н. концепцию триединства бога, абсолютно по своей сути непонятную никому и противоречащую смыслу монотеизма. Непринятие христианской троицы, нарушение церковью принципа единобожия и других отклонений от предписаний Ветхого завета (например, циркумцизия), послужило зарождению отдельного вероучения на основе мировоззрений Мухаммада. Сами же христиане и иудеи названы неверующими: «Разве ты не видишь, что лицемеры говорят своим неверующим братьям из числа людей Писания: „Если вас изгонят, то мы уйдем вместе с вами и никогда никому не подчинимся против вас. А если с вами сразятся, то мы обязательно поможем вам“. Аллах свидетельствует о том, что они являются лжецами» (59:11). А с неверующими Коран велит поступать таким образом: «Когда вы встречаетесь с неверующими на поле боя, то рубите головы. Когда же вы ослабите их, то крепите оковы. А потом или милуйте, или же берите выкуп до тех пор, пока война не сложит свое бремя» (47:4)

Что было важнее захват власти или распространение своего вероучения? Из Корана видно, как тексты его писались, приспосабливаясь к тем или иным событиям того периода, как действия Мухаммада были совершены и «санкционированы» самим Всевышним. Это явственно свидетельствует, что религия использовалась как инструмент для обретения власти. Хотя бесспорно в виду того, что ветхозаветные законы все-таки насаждались в среде арабов, он был ярым приверженцем доктрин Ветхого завета.

Обстановка на аравийском полуострове требовала положить конец разобщенности арабских племен и создание единого государственного образования для отпора двух мощных соседей Византии и Ирана. Этим и занялись Мухаммад и его соратники, взяв на вооружение новую религиозную идеологию смешав туда иудаизм, христианство и свои идеи. В то время в Аравии было несколько пророческих движений, возглавляемых также «посланниками» бога, в различных частях его и среди различных племен. Но пророческие движения эти были локальны и только способствовали дальнейшей разобщенности. Взяв власть в самой богатой и близкой к Иерусалиму области, Мухаммаду и его соратникам удалось объединить под своим знаменем всех арабов полуострова. Было ли распространение Ислама, а точнее власти Мухаммада легким можно судить по сурам Корана. В этих сурах мы видим, как он сталкивался с постоянным сопротивлением арабов и как составители Корана различным способом пытались то кнутом, то пряником в Раю привлечь на свою сторону людей и не просто привлечь, а взять оружие и броситься в сражения.

Религиозные книги трудно воспринимаемы для большинства людей, в том числе и для верующих, но не из-за глубокой метафоричности или метафизичности текстов, как кажется некоторым, а из-за своей оторванности от современных реалий, причем в любую эпоху, потому как такие тексты остались далеко позади в мракобесном прошлом и дышат своим атавизмом. Не стал исключением и Коран, главная книга Ислама, описывающие основные постулаты этого вероучения, жизнедеятельность пророков (иудейских и христианских). Хотя многие аяты обращены к Мухаммаду, но их следует считать обращением к верующему.

В Коране переплетены ветхозаветные притчи, древнеарабские представления о природных явлениях, объяснения которых кажутся примитивными, как к примеру падающие звезды, созвездия на небе, восход солнца, о том, что земля распростерта (плоска), а горы незыблемы т. д. Рассказы не последовательны, зачастую разделены на различные части, где-то дополняющие друг друга, одни и те же притчи излагаются в разных вариантах и по несколько раз, что очень затрудняет чтение. Разные варианты скорее говорят нам, что эти причти были рассказаны составителям Корана разными людьми, услышанными ими от Мухаммада и по-разному воспринятыми, который возможно также слышал их от разных источников. При редактировании составители не удосужились как-то объединить похожие тексты и скооперировать в единый нарратив. Сами ветхозаветные и новозаветные истории, изложенные в Коране, имеют отличия от оригинала. Причем Тора и Евангелие подтверждаются Кораном в сурах 3:3 или 46:12, в суре 3:4 — они были прежним руководством для людей, а в других текстах христианами и иудеями Писания искажены.

Коран следует тому, что повествование ведется от Аллаха, хотя непосредственным участником событий, касающихся Мухаммада и его деятельности был собственно сам Мухаммад и его сподвижники, так в чем же целесообразность ниспослания того, чему есть свидетели тех событий?! Это лишний раз подтверждает рукотворность книги (как вы заметите, помимо обращений Всевышнего Аллаха и рассказов от Его имени, в Коране есть многочисленные тексты, которые обращены к Нему от некоего третьего лица), а потому Коран следует рассматривать с материальной точки и личной заинтересованности Мухаммада. Причем сам оригинал Корана согласно суре 43:4, хранится на небесах: «Воистину, он находится у Нас в Матери Писания (Хранимой скрижали). Он возвышен, преисполнен мудрости».

Коран конфликтует с современным развитием человеческого общества, как например рабство, отношение к женщинам, обращение сугубо к мужскому полу, религиозное чувство должно быть выше голода и т. д. Богословы и религиозные деятели на это (под влиянием изменений в общественной жизни) изощряются оправдать суры и придумывают разъяснения, позволяющие привести религию к конвергенции современным устоям, заявляя об обязательной дефиниции Корана. Кстати, критики отмечают, что без толкований чтение Корана — абсолютно бессмысленное занятие (хотя сам Коран о себе: «Алиф. Лам. Ра. Это — Писание, аяты которого ясно изложены, а затем разъяснены Мудрым, Ведающим», сура 11:1). Коран действительно требует истолкования, т.к. зачастую тексты повествуются о чем-либо, как будто уже известном, но не описанном ранее, что затрудняет понимание читателя, о чем же собственно идет речь. Но в целом для восприятия и представления о сущности религии, его догматах можно и обойтись без различных субъективных разъяснений (сура 3:7: «толкования этого не знает никто, кроме Аллаха»).

Утверждение, что Коран — это идеал художественности и арабского языка — конечно же преувеличение! Очевидно, что в художественном плане сюжеты отличаются незамысловатостью и неприхотливостью изложения, а объяснения прямо-таки — абсурдны (для примера взгляните на суру 2:23—24)! Хотя, надо признать, писали его не глупые люди, очень изобретательно выражены основные мысли, Коран изобилует богатой словесностью, избранный ими стиль повеления, завуалированности, и торжественности вселяет в людях величие Писания и, следовательно, страх перед Аллахом. Но в целом, может показаться, что орфоэпия не соблюдается и повествования расположены не в логической последовательности, присутствует недосказанность и не точность описания персонажей с рассказами в Библии. Рассказы о деяниях ветхозаветных пророков по многу раз повторяются, а доводы уверовать — достаточно примитивны (прочитайте для примера суру 2:258, чтобы понять, что притчи вовсе не помогают верующим понять назидание, как это нам говорит сура 39:27: «Мы уже привели для людей в этом Коране всевозможные притчи, чтобы они могли помянуть назидание»; и служат ли они примером для верующих — это большой вопрос, см. суру «Сад», где Сулейман резал своих лошадей только за то, что они своей красотой отвлекли его от поминания Бога, а Айюб бил свою жену для исполнения своей клятвы). Для убедительности отмечу, что в среде средневековых арабских поэтов (шаиров) невысоко оценивался арабский язык Корана (за что некоторые из них поплатились жизнями). К тому же в Коран внесено много лишнего не относящегося непосредственно к вопросам религии, как например сура «Аль-Масад», в которой речь идет о некоем Абу Лахабе и изобилует противоречиями, вот один пример из множества: «Он — Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами. Ему известно о всякой вещи» (2:29, здесь речь о том, что вначале Аллах сотворил землю и все, что на ней, а потом небеса), а в суре 79:29—30 наоборот: ««Он сделал темной ночь его (неба) и вывел его утреннюю зарю». «После этого Он распростер землю». Читающему Коран станет очевидным отсутствие логико-семантического смысла, см. суру 43:35, где Аллах готов одарить неверующего благами, если он станет верующим, но эти блага не сулят ничего хорошего.

Коран не отвечает ни на какие на вопросы мироздания, которыми интересуются люди, а лишь отражает те древние воображения о мире, которые кочуют из религий в религию и осели в Исламе. Коран тривиальным образом приводит аргумент: «Воистину, ваш Господь — Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон (или утвердился на Троне). Он покрывает ночью день, который поспешно за ней следует. Солнце, луна и звезды — все они покорны Его воле. Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров!» (7:54). «Он — Тот, Кто показывает вам молнию, чтобы вы боялись и надеялись, и создает тяжелые тучи» (13:12). «Он сотворил пару — мужчину и женщину (или самца и самку)» (53:45); «из капли, которая извергается» (53:46); «Аллах раскрывает зерно и косточку. Он извлекает живое из мертвого и извлекает мертвое из живого. Таков Аллах! До чего же вы отвращены от истины!» (6:95). Потому он способен воскресить человека из мертвых: «На Нем лежит сотворение в другой раз» (53:47). Очень часто можно слышать от мусульман, что дескать все открытия научные изложены в Коране, но ни один человек в науке не осуществлял свою деятельность руководствуясь сурами Корана и более того, описываемые явления в нем противоречат нашим знаниям и вызывают лишь хмыкающую улыбку.

Трудно ответить на вопрос кто же по религии относится к правоверным верующим мусульманам, казалось бы, это те кто уверовал и вершит праведные деяния, а именно, выплачивает закят, совершает намазы — обязательный и желательно дополнительный, осуществляет паломничество в Мекку и держит пост, но есть еще масса других предписаний и запретов, уклонение от которых приравнивается к греху (прелюбодеяние, получение процента, сражение с неверующими, общение с неверующими, проживание с неверующими, чтение Корана и т.д.). Есть ли люди, полностью соблюдающие все каноны, описанные в Коране (а есть еще хадисы, а для различных направлений Ислама обязательными являются ритуалы, обряды, нормы поведения и т.д.) — неизвестно, но одно ясно, что соответствие этим канонам чрезвычайно затруднительно. Но вот, пожалуй, главное определение верующего по Корану — это тот, кто уверовал в Аллаха и в Его Пророка, соблюдает основные предписания религии, в т.ч. сражаясь на пути Его, жертвуя свое имущество и жизнь: «Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и сражались на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Именно они являются правдивыми» (49:15); «Они спали лишь малую часть ночи», «а перед рассветом они молили о прощении», «Они выделяли известную долю своего имущества для просящих и обездоленных» (51:17—19).

Есть две причины по которым человеку следует в обязательном порядке уверовать, а по сути одна, поскольку выбора в принципе нет: нахождение в Преисподней с ее вечным огнем либо в Райских садах, где любые желания и вожделения будут удовлетворены. А смысл существования человека — в его поклонении Всевышнему Аллаху: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).

Вознаграждением за праведные дела станет попадание в Райские сады, сами сады описываются красочно из суры в суру постоянно добавляя каждый раз какие-то новые прелести Рая: ««А тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Аллах введет в Райские сады, в которых текут реки. Там они будут украшены золотыми браслетами и жемчугом, а их одеяния будут из шелка»» (22:23); по сути цель человека — это попасть в Райскую обитель: «То, что есть у вас, иссякнет, а то, что есть у Аллаха, останется навсегда. А тем, которые проявляли терпение, Мы непременно воздадим наградой за лучшее из того, что они совершали» (16:96); «Но для тех, которые боятся своего Господа, уготованы Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Таково угощение от Аллаха, и то, что у Аллаха, будет лучше для благочестивых» (3:198); «Не заглядывайся на блага, которыми Мы наделили некоторых из них, и не печалься о них. Склони свои крылья перед верующими (будь добр и милосерден к ним)» (15:88). Коран сообщает, что наказанию подвергнутся люди в Судный день и обещание его таково, но в то же самое время нам для примера указываются древние народы, которые подверглись наказанию еще в земной жизни, что нарушает принцип самого обещания. Чем дальше, тем больше Коран старается удивить все более строгим наказанием для грешников, и наоборот для правоверных — более заманчивым предложением благ. Земная жизнь всего наслаждение обольщением заключает Коран: «Каждая душа вкусит смерть, но только в День воскресения вы получите вашу плату сполна. Кто будет удален от Огня и введен в Рай, тот обретет успех, а земная жизнь — всего лишь наслаждение обольщением» (3:185); «Аллаху принадлежит власть над небесами и землей, и Аллах способен на всякую вещь» (3:189).

Что мешает Аллаху обеспечить богобоязненных всеми благами уже в мирской жизни, Само понятие Рая не подразумевает ли корысть, когда надо уверовать в Него, а взамен человек получит все, что пожелает. Но в Рай или Ад человек попадет не сразу, а в день Воскресения, являющимся апогеем жизни на земле будет, именуемый также Великим днем, Последним днем, Судным днем, Великим бедствием, днем Различения, днем Воздаяния, его пришествие будет сопровождаться катаклизмами: «Когда земля сильно содрогнется» (56:4); «когда горы раскрошатся на мелкие кусочки» (56:5); «а затем превратятся в развеянный прах» (56:6); «вы разделитесь на три группы» (56:7), тогда все умершие выйдут из своих могил: «Потом Он позовет вас всего один раз, и вы выйдете из могил» (30:25). Многие мусульмане полагают, что после смерти душа человека продолжает жить вне тела, приводя в качестве доводов хадисы Пророка или вот эту суру 40:46, где якобы после смерти до дня Воскресения существует некая жизнь, называемая барзахом: «Огонь, в который их ввергают утром и после полудня. А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям!». Но Коран сообщает, что человек будет мертв вместе со своей душой («Аллах забирает души в момент смерти, а ту, которая пока не умирает, — во время сна. Он удерживает ту, которой предопределил смерть, а другую отпускает до определенного срока», сура 39:42; «Они скажут: «Господь наш! По Твоей воле дважды мы были мертвы, и дважды Ты оживил нас. Мы признались в своих грехах. Нет ли пути к выходу?», сура 40:11), однако есть сура 75:29—30, где говорится, что, когда голень сойдется с голенью (вероятно подразумевается погребение) и душу пригонят к Аллаху (возможно речь идет о мертвой). И в то же время, в день Воскресения (по Корану существует две жизни — мирская и Последняя, которая наступит после воскрешения), когда ангел Исрафил подует в Рог, все покойники, когда-либо жившие на земле, встанут из своих могил: «Когда же подуют в Рог всего один раз» (69:13); «когда земля и горы будут подняты и разобьются, превратившись в песок за один раз» (69:14); «в тот день наступит Событие (День воскресения)» (69:15); «Небо разверзнется, ибо оно в тот день будет слабым» (69:16). А что собственно мешает Аллаху отправлять этапом в Рай или Ад людей не в Судный день, а при наступлении каких-либо признаков старости, ведь бывает так, что в старости человеку трудно соответствовать требованиям религии, да и в Раю или в Преисподней оказаться глубоким стариком, потерявшим определенные признаки ясного восприятия окружающего мира не есть хорошо (см.18:48).

Образ Аллаха скопирован с некоего земного властителя, сидящего на троне (этот образ не придуман был составителями Корана, а перенесен из других вероучений), Ему свойственны те качества, которые присущи людям: Он не любит излишество (суры 6:141, 7:31); не любит злословие (сура 4:148); не любит ненадежность и предательство (суры 4:107, 8:58, 22:38); не любит высокомерие (суры 4:36, 31:18, 16:23); не любит беззаконников (суры 3:140, 42:40, 28:76—77); любит терпение (сура 2:153) и т. д. Образ Аллаха — это милостивый Бог, суровый судья, жестоко карающий за любое непослушание, властитель и создатель Земли и Вселенной. Главная задача ангелов, джиннов и человека — хвалить Аллаха. У Аллаха 99 имен, 100-е неизвестно, богословы разработали даже учение об именах Всевышнего.

Составители Корана красочно дали описание Аллаху, вот некоторые из них: Он — Ведающий сокровенное и явное, Большой, Превознесшийся; Он — Слышащий, Знающий; Признательный, Знающий; Принимающий покаяния, Милосердный; Объемлющий, Знающий; сострадателен и милосерден; Могущественный, Мудрый; способен на всякую вещь; видит то, что вы совершаете; Прощающий, Милосердный; Снисходительный, Прощающий; Прощающий, Выдержанный; Живой, Вседержитель; Богатый, Выдержанный; Богатый, Достохвальный; Возвышенный, Великий; Наилучший из хитрецов и т. д.

Несколько раз повторяется тезис, что поймут назидание Его только обладающие разумом (2:269, 3:7, 12:111, 13:19), они же только поминают, что ниспосланное является истиной (13:19), пусть задумаются обладающие разумом (14:52) и т. д. Единственный, кто с Ним меряется это Иблис, существование которого ставит под сомнение монотеистичность Ислама.

Составители Корана никак не оценивают труд человека, его выдумку и изобретения, все это преподносится как ниспослание Аллахом человеку. Но думается, что даже у самого фанатичного верующего сложится сомнение в этом, ведь он в том же одомашнивании животных видит не готовое с рождения к примеру, к верховой езде животное, а необходимость обязательной дрессировки. Из сур Корана вы увидите, как составители его пытались перечислить все изобретенные способы ведения хозяйства жизнедеятельности человека на тот момент, причисляя это как ниспослание Аллаха людям. По логике сур Корана земные блага мешают людям и отворачивают их от Прямого пути (пути Аллаха), а ниспосланные им домашние животные или позволение Им кораблям бороздить моря не есть ли земные блага? Почему Аллах не ниспослал все открытые в дальнейшем изобретения разом, что было бы эсхатологически более верным.

По Корану мудр тот, кто следует предписаниям Аллаха: «Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении» (3:164); «Он — Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они пребывали в очевидном заблуждении» (62:2)

Коран приводит такой аргумент: «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в кораблях, которые плывут по морю с тем, что приносит пользу людям, в воде, которую Аллах ниспослал с неба и посредством которой Он оживил мертвую землю и расселил на ней всевозможных животных, в смене ветров, в облаке, подчиненном между небом и землей, заключены знамения для людей разумеющих» (2:164). Но неверующие верят в то, что все сотворено Аллахом, и верят в Него, но придают Ему в сотоварищи других объектов своего поклонения и не верят в воскрешение: «Скажи: «Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?» (23:84); «Они скажут: «Аллаху». Скажи: «Неужели вы не помяните назидание?» (23:85); «Скажи: «Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?» (23:86); «Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?» (23:97). Аллах все прощает, но приобщение к нему сотоварищей — непростительный грех: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех». (4:48).

Искушая людей, Аллах не Сам ли провоцирует на совершение плохих поступков: «О те, которые уверовали! Аллах обязательно подвергнет вас испытанию охотничьей добычей, которую смогут достать ваши руки и копья, чтобы Аллах узнал тех, кто боится Его, не видя Его воочию (или втайне от людей). А кто преступит границы дозволенного после этого, тому будут уготованы мучительные страдания» (5:94).

Часто приходится слышать, что Коран понимаем исключительно на языке оригинала, а любые переводы несовершенны и теряют смыслы. Однако, возражу, потому как удовлетворение желаний людей изучать Коран и другие Священные книги невозможно без должного перевода на другие языки. Чтобы понять, что переводы, в частности, на русский язык, не искажают смыслы Корана, достаточно взглянуть на нравы и мировоззрение тех традиционных культур, для которых арабский язык — родной. Их уклад и стремления вполне соответствуют нормам, заложенным в сурах Корана, что кажется для иных культур несоответствующим их гуманизму и морали, и ясно дают понять, что с переводом смыслов Писания — все в порядке. Достаточно сравнить различные версии переводов на русский, чтобы убедится, что основные постулаты и смыслы Корана совпадают, а значит ссылка на недостоверный перевод всего лишь отговорка и признание самими верующими нелепости излагаемых аятов в сурах Писания. Сам же Коран говорит о себе, что ниспослан на арабском, чтобы быть понятным: «Воистину, Мы ниспослали его в виде Корана на арабском языке, чтобы вы могли понять его» (12:2). Бытует мнение, что распространению веры также способствуют переводы, но по своему историческому опыту Ислам достаточно свободно распространился в другой языковой среде без надобностей перевода. Коран изложен на таком же арабском языке, на котором написаны и другие произведения арабских народов, на котором разговаривают люди и эти произведения и устные речи без проблем переводятся и передают смыслы (первый перевод Корана был произведен Мухаммадом ат-Табари на персидский язык во второй половине X-го века).

Описание разделения военной добычи может показаться меркантильным занятием для тех, кто ожидал от Корана божественных откровений в деле раскрытия добра и зла, более подробной эсхатологии, о человеке, его юдоли, его экзистенцию.

Коран порождает в людях твердую убежденность, без которой человек не может следовать прямым путем. Он является верным руководством во всех основных и второстепенных вопросах. Правоверный верует в правдивость всего что пишется в сурах. Он не делает различия между сообщениями, которые может понять и которые не может понять. Для полного понятия, а тем более исследования Ислама, конечно же одного Корана недостаточно, необходимо изучить целый талмуд Сунны, нормы законов Шариата, основанные на учениях различных правовых школ Ислама — мазхабов, толкования Корана и Сунны — тафсира и т. д. Но все-таки главным источником продуцирований и интерпретаций всех течений и направлений, скелетом Ислама несомненно является его Священная книга — Коран. Именно это Писание является вдохновителем существования этой мировой религии и регулятором жизни мусульман, и понимание Корана дает, без сомнения, достаточное представление об Исламе.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рассуждения о Коране. Комментарии. Критический подход предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я