100 великих рекордов транспорта
Группа авторов, 2011

На протяжении всей истории человечество стремилось к дальним горизонтам, им владело желание передвигаться быстрее, летать выше, плавать глубже… И результатом этого стало создание огромных стремительных автомобилей, мощных локомотивов, океанических лайнеров, сверхпрочных атомных подводных лодок, стратосферных пассажирских самолетов… Одновременно люди ставили различные рекорды – скорости, дальности, грузоподъемности, высоты и глубины. К сожалению, наряду с достижениями случались и печальные "рекорды", ужасающие по своим масштабам и последствиям. В истории навсегда остались воспоминания о катастрофе лайнера "Титаник", крушении дирижабля "Гинденбург", взрыве поезда в Арзамасе и гибели подводной лодки "Курск"…

Оглавление

Из серии: 100 великих (Вече)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 100 великих рекордов транспорта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Мой ласковый и нежный зверь

Так многие мотоциклисты, будучи в лирическом настроении, величают своих «железных коней». На сегодняшний день в мире выпущены десятки миллионов самых разных мотоциклов — дорожных, военных, спортивных, рекордных, экспериментальных…

О некоторых из них мы с вами сейчас и поговорим.

Рекорды мотоциклов и мотоциклистов

Идея конструирования самодвижущегося велосипед возникла, наверное, у человека, который просто утомился крутить педали. Люди постарше помнят еще времена, когда можно было купить моторчик, который вместе с приводом просто навешивался на обычный велосипед.

Причем первые двигатели были не внутреннего сгорания, а… паровыми. Считается, что самый первый паровой мотоцикл был построен в 1868 году во Франции изобретателем Эрне Мишо. Его машина имела в родоначальниках велосипед типа «паук», а потому у нее было большое переднее и маленькое заднее колеса. Кроме того, будучи не уверен в надежности парового двигателя, Мишо оставил и педали для ножного вращения переднего колеса.

Наиболее интересными работами в этой области были конструкции французского инженера Луи Гийома Перро. Начал он, как и его соотечественник Эрне Мишо, с велосипеда, оснастив его в 1868 году большим маховиком, благодаря чему ездок мог определенное время двигаться по инерции. А в 1871 году он оснастил свой «пароцикл» и двигателем — одноцилиндровой паровой машиной. Топливом для горелки должны были служить винный спирт, керосин или растительное масло. С помощью специального регулятора можно было менять количество подаваемого в цилиндр пара, изменяя тем самым скорость мотоцикла. Тормозов на машине Перро не было.

Стоит упомянуть еще об одном изобретателе «пароциклов» — американце Луисе Копленде. В 1884 году он поставил двигатель впереди водителя над маленьким передним колесом и смог разогнаться до «сумасшедшей» скорости — 18 км/ч.

В конце XIX века подобные паровые самокаты изготовлялись также в Германии и Франции.

Параллельно с «пароциклами» развивались и собственно мотоциклы. Создать первый прототип мотоцикла с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) удалось немецкому конструктору Готтлибу Даймлеру. В ноябре 1885 года он установил ДВС на деревянный велосипед. Такой «цикл» весил 90 кг и развивал скорость до 19 км/ч. К сожалению, это техническое чудо не дожило до наших дней, сгорело во время пожара в 1903 году.

Тем не менее другие мотоциклы довольно быстро стали пользоваться популярностью. Первый завод по выпуску мотоциклов был открыт уже в 1894 году. Его хозяева, немецкие предприниматели Генрих и Вильгельм Хильдербранд при участии Алоиса Вольфмюллера, в первые же два года выпустили более тысячи машин.

Мотоцикл Л.-Г. Перро

С тех пор мотоциклы завоевали огромную популярность. Любители прокатиться с ветерком появились практически во всех странах мира, в том числе и в России. Причем здесь энтузиасты могли прокатиться на мотоцикле, носившем гордое имя «Россия».

Первой в мире женщиной, объехавшей вокруг света, стала итальянка Моника Вега. Отбыв из Милана 7 марта 1990 года, она вернулась к месту старта 24 марта 1991 года, объехав за это время 53 страны и преодолев в общей сложности 83 500 км.

Самый длинный маршрут на мотоциклах проехала команда в составе британцев Саймона и Моники Ньюбаунд. Стартовав из Дублина (Ирландия) 12 мая 2005 года, они преодолели 168 800 км.

Самое дальнее одиночное путешествие на мотоцикле совершила Бенка Пулко из Словении. Она проехала на своем «железном коне» по 69 странам Европы и семи континентам, одолев в общей сложности 180 016 км. Свое путешествие она начала 19 июня 1997 года и завершила10 декабря 2002 года в г. Птуй (Словения).

Нью-йоркские мотоциклисты Джим Роджерс и Табита Истарук отличились тем, что «намотали» на колеса своих «железных коней» 91 766 км, побывав на всех шести континентах, включая Антарктиду. Они выехали из родного города в марте 1990 года, а вернулись только в ноябре 1991 года.

Самое лучшее время на дистанции 402 м при старте с места показал американец Тони Лэнг на мотоцикле «Судзуки», прошедший дистанцию за 6,19 с. Было это в 1994 году в Гейнсвилле, штат Флорида, США.

Самая высокая финишная скорость, показанная на той же дистанции 402 м при старте с места, была зарегистрирована на мотодроме в Вирджинии, США, в 1994 году. На финише скорость мотоцикла, на котором мчался американский гонщик Элмер Трет, достигла 372,15 км/ч.

Абсолютный мировой рекорд средней скорости движения поставил Дональд А. Веско. На мотоцикле «Лайтинг Болт» 28 августа 1978 года на трассе в американском штате Юта этот гонщик показал среднюю скорость 513,165 км/ч.

Самым быстрым серийным мотоциклом является «Судзуки Хаябуса» с двигателем объемом 1350 куб. см. Этот двухколесный болид, ведомый по трассе Соляной долины в Бонвилле, штат Юта, США, американским гонщиком Джоном Хунаном, 7 сентября 2005 года развил скорость 406,62 км/ч.

В классе 1000-кубовых серийных мотоциклов рекорд скорости принадлежит Чаду Миллхолланду, который разогнал стоковый мотоцикл BMW S1000RR до 327,701 км/ч.

Самый большой мотоцикл в мире — творение владельца салона красоты из Калифорнии Грега Данхэма. «Когда люди видят машину впервые, они часто думают, что уменьшились, как Алиса в Стране Чудес после принятия внутрь волшебного гриба» — утверждает хозяин этого монстра. И в самом деле, байк достигает 4,5 м в высоту и почти 9 м в длину. Двигатель объемом 8,2 л с механическим нагнетателем развивает мощность 500 л.с. и разгоняет мотоцикл до 100 км/ч. Агрегат весит 2,94 т и может без труда расплющивать в лепешку несчастные легковые автомобили. Строительство монстра потребовало от Данхэма трех лет кропотливого труда и обошлось ему в 300 000 долларов. Самым же дорогим серийным мотоциклом считается «Морбиделли 850 V8», розничная цена которого — 98 400 долларов.

Самым длинным является трехколесный мотоцикл длиной 8,1 м и весом 6030 кг, который создали музыканты швейцарской группы «Gugga Rugger Buus». Вместо багажника у него многоярусная эстакада, на которой во время концертов помещается 21 музыкант. С места на место эта передвижная сцена перемещается с помощью 12-литрового двигателя.

Самыми маленькими в мире считаются два мотоцикла. Один из них был создан в Великобритании, сиденье у него находилось над поверхностью дороги на высоте всего 5 см! На этом героическом лилипуте, который выдержал человеческий вес, хозяин сумел одолеть целый метр пути! Другой карлик был сконструирован в Норвегии. Он чуть крупнее своего собрата: водитель сидел на высоте пятнадцати сантиметров над дорогой. Этот мотоцикл смог проехать вполне внушительное расстояние в 570 метров со скоростью 11,6 км/ч.

Самый комфортабельный мотобайк MonoTracer создали швейцарские конструкторы. Он представляет собой закапсулированый двухместный мотоцикл с кевларо-карбоновым корпусом, люком, кондиционером, ремнями и подушкой безопасности, круиз-контролем, мощной аудиосистемой, биксеноном, 200-литровым багажником и прочими атрибутами неги и комфорта. Впрочем, к этому добавлен 4-цилиндровый 16-клапанный двигатель BMW объемом 1171 куб. Поставлены тормозные диски диаметром 320 мм с 4-клапанными гидравлическими суппортами, есть и электронная ABS. Так что скорость у мотоцикла вполне приличная — до 250 км/ч, разгон до сотни — за 5,7 секунды. Заявленный расход топлива — 5,05 литра на 100 км при езде на 120 км/ч, что при 50-литровом баке дает вполне неплохой результат — почти 500 км без дозаправки. Все это, конечно, и стоит немало — более 50 000 евро.

Выше всех на мотоцикле прыгнул с трамплина Грэм Джарвис из Великобритании. На шоу «Лето всех рекордов», проходившем 18 июля 2005 года в г. Порт-Медоке (Франция), он прыгнул в высоту на 5,11 м!

Пожалуй, самый оригинальный рекорд поставил британец Дьюи Джоунз. В 1988 году он проехал полтора часа, причем сидя задом наперед не на самом мотоцикле, а на водруженной на него 3-метровой лестнице.

И, наконец, давайте вспомним имя Юргена Баумгартена — единственного на планете человека, который пять раз занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Его рекорды таковы: в 1973 году он преодолел 30-метровый огненный туннель; в 1976 году совершил прыжок через канал Эльба — Любек шириной 64,8 м; в 1985 году перепрыгнул на мотоцикле через вереницу машин, растянувшихся на 65,7 м; в 1988 году перелетел через шеренгу яхт шириной 66,5 м; в 1988 году совершил прыжок на мотоцикле с 70-метрового олимпийского трамплина в Инсбруке.

«Самый быстрый Индиан»

Даже среди многочисленных рекордов и рекордсменов, перечисленных выше, особняком стоит новозеландский мотогонщик Берт Мунро. Начать хотя бы с того, что это единственный в мире мотоциклист, жизнь и достижения которого послужили основой для художественного кинофильма, основанного, тем не менее на реальных фактах.

Кинолента так и называется «Самый быстрый Индиан» и посвящена не только жизни самого гонщика, но и его любимого мотоцикла. Он купил «Индиан Скаут» 1920 года выпуска, когда еще был совсем молодым человеком, и совершенствовал его 44 (!) года, доведя до совершенства. И в конце концов добился своего. В 1967 году на знаменитом соляном озере в Бонневиле, где были установлены многие рекорды скорости на автомобилях, Берт Мунро внес и свою лепту в летопись мировых рекордов, разогнав свой «Индиан» до 183, 586 миль в час (296 км/ч).

Чтобы вы поняли, каких трудов это ему стоило, скажем, что серийный «Скаут» способен разогнаться лишь до 90 км/ч. Всего остального Мунро удалось добиться переделкой, тщательной полировкой узлов своего мотоцикла. Причем до начала официальных состязаний в одном из квалификационных заездов мотоцикл Мунро достиг даже скорости 190,07 мили в час, или 305 км/ч!

Модифицированный мотоцикл «Индиан» 1920 года, на котором Берт Монро установил рекорд в 1967 году

Кстати, самому гонщику тогда было 68 лет. И за свою долгую жизнь он пережил множество падений и травм, шесть из которых были весьма тяжелыми.

«Ракета» на шоссе

Впервые показанный в 2008 году на Североамериканском международном автосалоне в Детройте, этот мотоцикл произвел фурор у неискушенной публики. «Его вовсе не случайно назвали “Томагавком”, позаимствовав это имя у крылатой ракеты, — писали восторженные газетчики. — Ведь максимальная скорость новой машины 420 миль в час!» Однако так ли все хорошо на самом деле, как это хотели показать конструкторы этой машины?

Прежде всего сомнение вызывает заявленная скорость. Четыреста двадцать миль, или почти 670 км/ч, — кто и на каком шоссе может лететь почти как самолет?!

Поразмыслив немного, и сами создатели Dodge Tomahawk поспешили снизить планку. Теперь уже речь идет о скорости «в 300 миль с небольшим», или о 480 км/ч. И достичь ее решили не на шоссе, и даже не на гоночной трассе, а в ходе показательного заезда по дну соляного озера, где обычно проводят заезды рекордных автомобилей.

Такую скорость, по идее, мотоциклу должен обеспечить двигатель Viper V10 мощностью в 500 л.с.(!) с общим объемом цилиндров в 8,3 л. А повышенную устойчивость машине должны обеспечить не два, как обычно, а четыре колеса. Как видно на снимках, они сдвоены. Причем так хитро, что даже при поворотах, когда мотоциклист вместе с машиной наклоняется, входя в вираж, мотоцикл будет цепляться за грунт всеми четырьмя шинами (см. фото). И на стоянке мотоцикл тоже сохраняет устойчивость, не нуждаясь в традиционной подножке.

«Ах, как будут рады этому фанаты, готовые выложить 200 000 долларов за этот супербайк! — не замедлили съязвить специалисты. — Ведь им не придется выкладывать пару сотен баксов еще и за подставку!..»

Впрочем, ироническое отношение к этому супергиганту возникло не только по причине «лишних» колес. Они-то как раз, возможно, не лишние. Сдвоенные шины увеличивают безопасность поездки, поскольку спасут мотоциклиста от падения, даже если одно из колес и внезапно лопнет. Хуже с другими показателями.

Dodge Tomahawk — «ракета на шоссе»

Огромный мотор занял почти все жизненное пространство. И чтобы его разместить, мотоцикл пришлось сделать несуразно длинным — его общая длина — 260 см. Соответственно возросла и масса: несмотря на то, что сделан мотоцикл в основном из легких алюминиевых сплавов, его вес — 680 кг. Так что если он все же завалится на бок, одному его никак не поднять.

Ревет мотоцикл, если не как ракета, то вполне по-самолетному. И жрет горючки столько, что конструкторы даже постеснялись указать в паспортных данных ее расход. Но то, что расход немал, внушают размеры вместительного бака. Он получился настолько велик, что мотоциклист, по существу, вынужден не сидеть, а скорее лежать на этом «алюминиевом коне», чтобы дотянуться до ручек управления.

Впрочем, об экономии тут явно никто не думал. Потому как все здесь сделано на заказ из огромных цельных блоков алюминия, отфрезерованных до нужного размера.

Обратите внимание на вилки подвески задних и передних колес. Они не вертикальные и даже не наклонные, как на обычных мотоциклах, а горизонтальные. Это сделано отнюдь не из соображений эстетики: просто при резком разгоне и торможении вертикальные вилки могли бы попросту сломаться. Ведь на них действуют силы, параллельные земле.

Чтобы остановить такую махину, пришлось оснастить ее мощными дисковыми тормозами, способными намертво «прихватить» и гоночный автомобиль.

Тем не менее по мнению известного гонщика Дэйва Кампоса, не раз разгонявшегося на мотоциклах до скорости более 200 км/ч, вряд ли найдется смельчак, который сможет достичь на новом супербайке 300-километрового барьера. «На высоких скоростях гонщика просто сорвет с мотоцикла встречным потоком воздуха», — сказал он.

Так что, скорее всего, «Томагавк» создан вовсе не для того, чтобы на нем бить рекорды скорости. Вероятно, такие машины будут покупать те, кто хотел бы пустить в пыль глаза окружающим. И вот тут его четыре колеса вместо обычных двух будут как раз кстати, решили эксперты.

Пока же самую высокую скорость на мотоцикле развил уже упомянутый американский гонщик Дэйв Кампос. На 7-метровой махине «Изирайдерз», приводимой в действие двумя двигателями «Ракстон Харлей-Дэвидсон», 14 июля 1990 года он перевалил-таки 500-мильный барьер, достигнув скорости 519,61 мили в час!

Квадроциклы

Говорят, они ведут свою родословную от военных велосипедов, которые в Первую мировую войну соединяли попарно, чтобы перевозить на них нелегкую армейскую кладь. Потом сразу несколько конструкторов додумались соединить аналогичным образом и пару мотоциклов. А там уж был один шаг до создания специализированной конструкции с одним мотором, но четырьмя колесами.

Ныне квадроциклы чаще всего используют для езды по бездорожью, чему способствуют мощный 4-тактный мотор с объемом 250—300 куб. см и четыре колеса с мощными грунтозацепами. Кроме того, на багажнике или прицепе такого «цикла» запросто можно увести 2—3 центнера груза. Иные умельцы используют свои квадроциклы даже на сельскохозяйственных работах вместо мини-тракторов.

Но не обошлось и без чистой воды пижонства. Кому придет в голову пустить на бездорожье, скажем, Peugeot Quark стоимостью в десятки тысяч долларов, с приводом мотор-колесо в каждой из четырех точках опоры? Хотя это техническое «чудо» и рекламировалось как «транспортное средство для активного отдыха», вряд ли оно когда-нибудь съедет куда-либо с шоссе обетованного…

Такой квадрацикл вряд ли когда-нибудь поедет по бездорожью

Точно так же никто не воспринимает всерьез и StreeT-Turtle — самоделку французских умельцев. Между тем скейтборд с моторчиком от газонокосилки способен развивать скорость до 100 км/ч и, имея четыре колеса, опять-таки должен быть зачислен в когорту квадроциклов. Однако великое дело мода! Рекламная кампания сделала свое дело, и всего за полгода французские умельцы продали 250 мотодосок по цене 650 до 2000 евро за штуку.

Зачем мотоциклу розетка?

Казалось бы, уж кому-кому, а мотоциклистам меньше всего пристало морочить себе голову электрификацией или гибридизацией любимого «железного коня». Многие модели и так способны проехать 100 км на четырех (и даже меньше) литрах бензина.

Но есть другая сторона медали: при всей своей экономичности обычный мотоцикл загрязняет атмосферу больше, чем самый прожорливый внедорожник. Дело в том, что сколько-нибудь эффективная система снижения токсичности выхлопов на мотоцикле просто не помещается. А потому джип, отвечающий новейшим американским стандартам, на 95 % чище, чем мотоцикл.

Скутер Vectrix использует никель-металл-гидридные батареи и способен на одной зарядке проехать около 100 км

В итоге мегаполисы Юго-Восточной Азии, наводненные мотоциклами и скутерами, ставят печальные рекорды по загазованности атмосферы. А потому изобретатели вновь и вновь предлагают мотоциклы, заправляющиеся от розетки.

Кстати, впервые патенты на двухколесные электромобили выдавались еще в конце 60-х годов XIX века. Революционным стал велосипед, разработанный Луи Перро, с электроприводом на заднем колесе. А ведь это было во времена, когда электротехника только зарождалась и хороших электромоторов не существовало.

В годы Второй мировой войны дефицит топлива стимулировал появление небольших партий электроциклов в США и оккупированной нацистами Австрии. В 70-х годах прошлого века компания Corbin-Gentry производила небольшие партии электроциклов, приспособленные для уличного движения в современном городе. Наконец, во второй половине 90-х и вплоть до 2000 года ЕМВ производила электрический мотоцикл Lectra VR24.

Электробайки не приживались до сих пор прежде всего потому, что не было достаточно легких, компактных и емких аккумуляторов. Но сегодня, благодаря прогрессу современных технологий, электрический мотоцикл стал гораздо легче, а уехать с одной зарядки способен гораздо дальше.

Так, скутер Vectrix использует никель-металл-гидридные батареи и способен на одной зарядке проехать около 100 км, если не разгоняться больше 40 км/час. Правда, поездка «с ветерком» на скорости под 100 км/час опустошит батареи уже через 30 км.

При этом производители утешают потенциального покупателя статистикой: мол, средний североамериканский водитель накручивает за день всего 47 км со средней скоростью 50 км/час.

Для экстремалов же калифорнийская компания Zero Motorcycles предлагает Zero-X — байк для мотокросса, готовый поспорить на трассе с самыми крутыми бензиновыми агрегатами. При весе всего 54 кг и мощности двигателя 23 л. с. он легко прыгает на 20 м, а четверть мили по прямой может промчаться за каких-то 8,17 секунды на скорости до 250 км/час.

Кстати, Zero-X использует те же батареи фирмы А123 Systems, что и KillaCycle — самый быстрый электроцикл в мире, недавно преодолевший четверть мили за 7,824 секунды на скорости 270 км/час.

К сожалению, электромотоциклы ставят ныне рекорды и по стоимости: Vectrix стоит 11 000 долларов, a Zero-X — больше семи. А стоимость KillaCycle перевалила за 25 000 долларов.

Мотовездеходы

То, что такие мотоциклы когда-нибудь появятся, предвидел еще известный писатель-сказочник Н.Н. Носов. В «Приключениях Незнайки» он указывает: «Гусеничный мотоцикл отличается от обычного тем, что его движение осуществляется не посредством колес, а при помощи гусеничного хода, подобно тому, как осуществляется движение гусеничного трактора».

И такие мотовездеходы, для которых не являются препятствием непролазная грязь, песок и снег, действительно недавно появились. Один из них, под названием Hyanide, создали немецкие конструкторы Оливер Келлер и Тилльман Шлооц в 2006 году.

Новое транспортное средство перемещается на гибкой резиновой гусенице, которая охватывает всю нижнюю часть механизма. Таким образом, передвигаясь по болоту или глубокому снегу, Hyanide движется словно гусеничный трактор или даже маленький танк. Его гусеница, и в самом деле напоминающая танковую, состоит из 77 сегментов (траков). Сегменты сделаны из жесткого пластика и покрыты резиной, обычно используемой при изготовлении автомобильных шин. Траки соединены друг с другом в одной точке при помощи прочного кевларового каната (материал широко применяется при изготовлении бронежилетов).

Мотовездеход Hyanide

Каждый сегмент независим, что делает гусеницу более подвижной, нежели чем в случае традиционной жесткой сцепки. Такая конструкция позволяет добиться не только отличной проходимости, но и феноменальной маневренности. В повороте участвуют и переднее и заднее колеса, что дает мотоциклисту дополнительное преимущество при прохождении резких поворотов и подъеме по склонам холмов.

Например, чтобы сделать крутой поворот налево, необходимо не только повернуть руль в соответствующую сторону, но и подвинуть назад правую педаль, поворачивая заднее колесо и заднюю часть гусеницы в сторону поворота. При этой гyсеница превращается в полумесяц, и «танкоцикл» гибко вписывается в поворот.

Мощный мотор в 60 л.с. с жидкостным охлаждением и объемом цилиндра в 500 куб. см позволяет даже на бездорожье развивать скорость до 140 км/ч. Так что водителю такого мотоцикла приходиться держаться не только руками, но и ногами, чтобы не вылететь с сиденья. Поэтому байкеру не обойтись без специальных ботинок, подошвы которых входят в сцепку с педалями, как в гоночных велосипедах.

Ведут экспериментальные разработки подобных мотовездеходов и наши конструкторы. Например, в 2008 году на международной выставке «Архимед» два брата — Эдуард и Григорий Геращенко — продемонстрировали гусеничный мотоцикл-вездеход собственной конструкции.

«Мы с братом — рыбаки и охотники, — рассказал Григорий, — и время от времени забираемся в такую глушь, где никакой транспорт не ходит. Пешком же топать 20—30 км по бездорожью, да с тяжелым рюкзаком за плечами — тоже мало радости. Вот мы с братом и решили построить себе гусеничный мотоцикл-вездеход».

На выставке братья показали уже второй вариант своей разработки. У первого прототипа не все получилось так, как они хотели. В итоге получилась разработка, которая совместила малый вес и компактность легких мотоциклов с высокой проходимостью, универсальностью и неприхотливостью гусеничного движителя.

Гусеница создает очень малое удельное давление на грунт и намного превосходит по этому показателю все колесные типы вездеходов. Это позволяет эксплуатировать гусеничный мотоцикл-вездеход круглогодично, в том числе при движении в распутицу, по болоту, по рыхлому снегу глубиной до 25—З0 см. Благодаря небольшим размерам мотоцикл-вездеход способен двигаться по узким тропкам в лесу или даже в горах со скоростью до 45 км/ч.

В крайнем случае на каком-то участке два человека могут перенести мотоцикл и на руках — ведь весит он 100 кг при грузоподъемности в 140 кг. «Малой массы удалось добиться благодаря использованию алюминиевых сплавов», — пояснил Григорий.

Остается надеяться, что в скором времени эти уникальные разработки проложат себе путь и на заводские конвейеры.

Моноциклы

Простейший вид этого необычного транспорта можно увидеть в цирке. «Оп-ля!» — и на арену выезжает акробат, оседлав одно-единственное колесо. И ничего — не падает, раскатывает на нем взад и вперед или даже неподвижно замирает на месте. Оказывается, время от времени подобные «фокусы» конструкторы транспортной техники показывают и вне цирковой арены.

Сама по себе идея одноколесного транспорта почти столь же стара, как идея двухколесного. В миланском Музее велосипедов есть одноколесный велосипед, изготовленный в 1869 году мастером Россу из Марселя. И вплоть до начала ХХ века одноколесные велосипеды мастера создавали как в Европе, так и в Америке.

Но если есть моновелосипед, то почему бы не вставить в него двигатель?

Говорят, впервые это сделали в 1904 году итальянские мастера из г. Милана. Потом почти 40 лет их делали то тут, то там любители мотоэкзотики. Схема, как правило, была традиционной — водитель и двигатель помещались внутри огромного колеса. По замыслу конструкторов, такая схема, которую еще называют интрациклом («внутри колеса»), обеспечивала лучшую проходимость по бездорожью.

Дело дошло до того, что к началу Второй мировой войны были предложены даже проекты боевых бронированных унициклов. Один из них, кстати, есть в танковом музее Кубинки, в павильоне немецкой бронетехники.

Однако военным такая экзотика не понравилась; они предпочли использовать обычные мотоциклы с коляской, на которую ставился пулемет. И моноциклы опять-таки вернулись в категорию транспортной экзотики.

На сегодняшний день в ходу, кроме интрациклов, еще три схемы моноциклов: водитель может сидеть на колесе сверху, сзади него или спереди. Поговорим хотя бы о некоторых из разработок.

В начале 90-х годов прошлого века за изобретение и производство моноциклов взялся американец Керри Маклин. Первый его интрацикл приводился в движение мотором от газонокосилки, но не удовлетворил изобретателя своими скоростными качествами.

Простейший моноцикл можно увидеть в цирке

Следующий уницикл выглядел так: внутри огромной 36-дюймовой шины от французского комбайна для сбора винограда стоял 40-сильный мотор с водяным охлаждением от снегохода. На этой машине Маклин установил первый официальный рекорд скорости для моноциклов, развив на соляном покрытии высохшего озера в Бонневиле скорость 90 км/ч.

Рекордный заезд показали в США по многим телеканалам, и на Маклина посыпались заказы. Он основал компанию и начал выпускать моноциклы мощностью всего 5 л.с. и стоимостью около 8500 долларов.

Но вскоре это занятие ему надоело, и он снова занялся проектированием и постройкой супер-монобайков. Ныне у него есть два с моторами от автомобилей — McLean V8 и McLean V8 Rocket Roadster. На последнем из них в 2010 году был установлен самый свежий рекорд скорости среди моноциклов — 185 км/ч.

В отличие от Керри Маклина, Джейк Лайал предпочитает ездить не внутри, а впереди колеса. Такая идея, как утверждает сам Джейк, ему попросту… приснилась. А суть дела в том, что внутри колеса упрятана система противовесов, состоящая из двигателя Honda объемом 80 куб. см и 227-килограммового груза. Специальный контроллер перемещает их, удерживая центр тяжести моноцикла точно по центру колеса.

Такая система не дает водителю заваливаться вперед-назад при езде со скоростью до 50 км/ч. А чтобы моноцикл не падал, за этим следит 30-килограмовый гироскоп, который крутится даже на остановке. И это совсем не лишне, поскольку весит махина Лайала 500 кг, и поднять ее, если она упадет — задача для Геракла.

Ныне Джейк Лайал работает еще над двумя новыми моноциклами RIOT 2 и RIOT 3 мощностью 30 л.с. и 200 л.с. соответственно. Моноциклы должны приводиться в движение электродвигателями, и на самом мощном из них изобретатель собирается побить мировой рекорд скорости для моноциклов.

Еще одну схему «одноколесника» придумал в 2008 году 18-летний изобретатель Бен Гулак из г. Милтон канадской провинции Онтарио. Для персонального передвижения в городской тесноте он предлагает использовать Uno — моноцикл со встроенной гиростабилизацией, отчасти напоминающей по конструкции уже известный вам аппарат Segway.

На первый взгляд кажется, что у этого мотоцикла всего одно колесо. Однако на самом деле их два, но они стоят рядышком, бок о бок. Управляется же эта штука следующим образом: при наклоне седока вперед «Uno» разгоняется, при отклонении назад — тормозит, а при отклонении в ту или иную сторону — поворачивает.

В движение машина приводится электродвигателем, который позволяет развивать скорость до 40 км/ч — вполне достаточно в городской толчее. Емкости аккумулятора хватает примерно на 2,5 часа непрерывной езды. Подзаряжается он от обычной розетки, а поскольку весит машина всего 50 кг и достаточно компактна, на ночь ее можно загнать в лифт и подняться вместе с нею в собственную квартиру.

Наконец, сидеть «на колесе» предлагает компания Honda, конструкторы которой разработали компактное персональное транспортное средство U3-X. Это устройство предназначено для свободного перемещения на плоскости в любом направлении.

Управление скоростью и направлением движения уницикла U3-X осуществляется путем наклона корпуса наездника и перемещения центра тяжести тела в сторону движения. U3-X может двигаться в любом направлении: не только вперед и назад, но и вправо или влево, а также по диагонали. Это стало возможным благодаря применению оригинальной технологии контроля баланса, разработанной в рамках проекта ASIMO, а также благодаря революционной системе всенаправленного движения Honda Omni Traction Drive System (HOT).

Система HOT Driving System, приводящая в движение U3-X, состоит из основного колеса большого диаметра и вспомогательных колес малого диаметра, вращающихся вокруг основного колеса. С помощью колеса большого диаметра устройство двигается вперед и назад, а с помощью колес маленького диаметра — из стороны в сторону. Комбинируя эти движения, U3-X может двигаться по диагонали.

Ну а как обстоят дела с моноциклами у нас? Да практически никак. Правда, еще в 70-е годы прошлого века саратовский изобретатель Альберт Селиванов предложил свой проект интрацикла.

Состоял интрацикл из двух концентрических ободьев. Внутренний обод с кабиной и двигателем на трех катках катится по внешнему, а внешний обод своей пневматической шиной с той же скоростью катится по земле, и поэтому кабина не вращается, а сам водитель находится в ней, словно белка в колесе. С той разницей, что ему не надо самому вращать колесо — это сделает за него мотор.

Таким образом, интрацикл — это самоходная транспортная машина, сочетающая достоинства колесного и гусеничного движителей, быстроту движения по хорошим дорогам и способность преодолевать почти любое бездорожье.

У него хоть и одно колесо, но диаметром в полтора метра, а ширина его такая, что удельное давление на грунт меньше, чем у пешехода. А потому интрацикл не завязнет в топком месте или в песке. Он такой узкий, что проедет по горной тропинке и между деревьями в лесу. А надутая воздухом камера его единственной шины обеспечивает непотопляемость интрацикла в воде.

Такая машина пригодится туристу, охотнику и рыболову, колхозному бригадиру, мелиоратору и разведчику недр, полагал Селиванов. Однако и ему не удалось уговорить нашу промышленность наладить серийное производство подобных агрегатов.

В общем, на сегодняшний день, пожалуй, лишь скромная бразильская компания Wheelsurf наладила выпуск серийных моноциклов Inner V1.0 по цене 2500 долларов за штуку (фото сайт gizmo.com.au.). По своей схеме он представляет собой интрацикл, то есть владелец сидит внутри большого колеса. А впереди есть два маленьких дополнительных — они не позволяют интрациклу опрокинуться при резком торможении. Но и в Бразилии компаньоны вряд ли смогут рассчитывать, что их детище станет столь же популярным, как обычные мотоциклы.

Уницикл-тягач

Впрочем, положение, если не с интрациклами, то с унициклами, постепенно начинает меняться в лучшую сторону. К сожалению, как это часто бывает, начало этим переменам положено вовсе не в России.

В январе 2001 года роллер из Швейцарии Стефан Содер вдруг понял, что ему надоело кататься, все время перебирая ногами, отталкиваясь роликами от асфальта. И тогда он придумал буксировочное устройство.

Для начала Стефан взял китайский электрический самокат с поворотной подвеской от скейтборда вместо переднего колеса. Изобретатель приладил к трехколесному основанию длинную ручку и, держась за нее, стал кататься, используя бывший самокат в качестве тягача. Так родился Easy-Glider X1. С его помощью Стефан смог убедиться в самом главном: кататься на роликах следом за буксиром оказалось легко и приятно. Затем Х1 претерпел ряд изменений и остался лишь с одним колесом.

Теперь уже аппарат представлял собой заднюю часть самоката с ведущим колесом и приваренную к ней длинную рукоять. Прототип Easy-Glider X2 продемонстрировал Стефану основное достоинство «буксировочной езды»: если обычно в повороте спортсмен на роликах ощутимо теряет скорость, то в паре с тягачом, напротив, на поворотах можно даже наращивать скорость.

Но был у Х2 и недостаток: самые тяжелые элементы конструкции — батарея и двигатель — располагались практически посередине между колесом и рукояткой, а стало быть, во время катания спортсмену приходилось удерживать как минимум половину веса конструкции на руках.

Тогда Стефан создал Easy-Glider X3. Теперь все силовые элементы расположены внутри одиночного колеса, свешиваясь на обе стороны. А ручка теперь служит лишь для передачи тяги и управления.

Оставалось теперь лишь сделать мини-моноцикл предельно притягательным для покупателя. Что и было осуществлено в конструкции Easy-Glider X4, где во главу угла поставлен дизайн. И наконец, Х5 и Х6 представляют собой уже серийные образцы нового вида транспорта, которые уже можно купить, если у вас есть лишняя тысяча евро.

Весит вся конструкция 32 кг. Позволяет разгоняться до скорости 20 км/ч, причем одной зарядки аккумуляторов хватает на 8 часов катания. Причем кататься можно не только днем, но и ночью, поскольку мини-тягач оборудован галогеновыми светильниками.

Самокат с компьютером

Так, пожалуй, можно назвать этот странный агрегат, который американский изобретатель Дин Кейман в 2000 году поспешил назвать «колесницей XXI века». Он обещал продемонстрировать принципиально новое средство передвижения, которое должно, по его мнению, совершенно преобразить транспортную систему мира.

Ходили самые невероятные слухи о том, что же собой представляет «революционное изобретение». Однако оказалось, что на самом деле транспортное средство под названием Segway напоминает обыкновенный самокат с длинным рулем под рост взрослого человека и колесами, поставленными не одно за другим, как обычно, а параллельно друг другу. Самокат рассчитан на передвижение одного человека. Но в отличие от обычного детского, он оснащен электродвигателем, питаемым от аккумуляторов, и способен развивать скорость до 20 км/ч. С одной зарядки можно проехать 38 км.

Самокат с электродвигателем способен развивать скорость до 20 км/ч

«Изюминка» же конструкции — в гироскопах, благодаря которым вся система удерживается в равновесии. Компьютерные сенсоры до 100 раз в секунду оценивают положение центра тяжести системы и соответственно с этим изменяют направление и скорость движения. Стоит чуть наклониться вперед, и самокат трогается с места. А если водитель немного подается назад, аппарат замедляет ход и останавливается.

Кейман надеется, что со временем новое транспортное средство вытеснит автомобили из центральных кварталов современных городов, где сейчас они большей частью простаивают в транспортных пробках. «Автомобили, — говорит изобретатель, — хороши для больших расстояний. Но они вредны, когда движутся в городе со скоростью черепахи, отравляя воздух выхлопными газами»…

Первые партии самокатов поступили в продажу по цене от 4 до 7 тысяч долларов (в том числе и в России). Предполагалось, что прежде всего их освоят почтальоны, курьеры, полицейские и служители национальных парков США. Но пока дело идет не так быстро, как хотелось бы изобретателю, и раскупают эти самокаты в основном достаточно обеспеченные оригиналы. Хотя есть также попытки приспособить новый транспорт и для передвижения инвалидов.

Мототрициклы

Главная идея таких гибридов — на них вы сможете объезжать автомобильные пробки и ездить по лесным дорожкам, словно на мотоцикле, и в то же время будете сидеть под крышей, как в автомобиле.

В очередной раз «революционизировать транспорт» вознамерилась компания Venture Vehicles из Лос-Анджелеса. Она разработала аппарат VentureOne. Он представляет собой двухместный трицикл. Длина машины — 3,6 м, ширина — не более метра.

Основной корпус VentureOne (за исключением заднего блока, где находятся силовая установка и задние колеса) может наклоняться на угол до 45 градусов в каждую сторону. Причем в отличие от мотоцикла, легко откликающегося на поворот руля и смещение центра тяжести седока, здесь наклон обеспечивается не сам по себе. Им заведует гидравлическая система Dynamic Vehicle Control (DVC). На то, чтобы переложить машину максимально справа налево (при переходе из одного крутого поворота в другой), водителю требуется примерно секунда. А текущий угол наклона система DVC выбирает, исходя из поворота руля и скорости движения.

Систему DVC несколько лет назад разработала голландская компания Carver Engineering. Ныне голландский аппарат под названием Carver One продает компания Carver Europe с головным офисом в Дордрехте, близ Роттердама, там же, где базируется и Carver Engineering (обе фирмы входят в один холдинг).

Американцы заключили соглашение о сотрудничестве с Carver Engineering, чтобы получить технологию DVC, но теперь продолжают ее модернизировать. В частности, на американской модификации Venture Vehicles задумала применить гибридный привод или даже поставить чисто электрический силовой агрегат.

Гибрид компания намерена выпускать в двух модификациях: Е50 и 0100. Первый поэкономичнее, второй — мощнее и быстрее. Максимальные скорости Е50 и Q100—161 и 193 километра в час соответственно.

Аппарат VentureOne представляет собой двухместный трицикл

Особняком стоит модификация VentureOne EV. Максимальная скорость — 121 км/ч, дальность хода — 193 км. Зато расход топлива — ноль, поскольку этот аппарат ездит исключительно за счет энергии аккумуляторов, которые быстро заряжаются от сети (при наличии розетки, допускающей большой ток, — всего пять минут).

Единственный в мире… метлоход!

То, что Баба-яга предпочитает летать на ступе, во всех книжках написано. В экстренных случаях она может и метлу оседлать — так быстрей и проще. Но видели ли вы когда-нибудь такой транспорт в натуре? Между тем он действительно существует. Летать на «метлоходе», к сожалению, нельзя — на то сказочные способности надо иметь, а вот прокатиться — пожалуйста! Причем садиться на него нужно верхом, как и на обычный мотоцикл.

Курс обучения начнем с самого простого. Возьмите обыкновенную одежную щетку, слегка прижмите ее к полу. Покачайте из стороны в сторону, и она поползет под рукой как живая.

В чем тут хитрость — и ежу понятно: ворсинки то сгибаются, то разгибаются — вот щетка и шагает.

Именно на этом принципе санкт-питербургский изобретатель А.Г. Григорьев и построил настоящий метлоход! Без коробки передач, без тормозов, даже вообще без колес или гусениц

И все опять-таки держится на упругих элементах, проще говоря — на метелках. Пусть не из орешника, а из стального прута, но суть дела от этого не меняется. Причем утверждают, что управлять таким метлоходом даже проще, чем метлой.

«Давая переменные, пульсирующие нагрузки то на левый борт, то на правый, водитель такого транспорта может развить скорость до 30 км/ч, — рассказывает изобретатель. — А нужно повернуть — надо лишь поменять угол наклона упругих опор, и метлоход тотчас ляжет на новый курс»…

Такой метлоход-вездеход, по расчетам, может потянуть груз в полтора раза больший, чем трактор «Кировец»! При этом он может и канаву одолеть, и через валун перевалить, и взобраться хоть на Лысую гору… А по лугу поедет — травы не помнет. Если же поставить его на надувные ноги — самое гиблое болото ему нипочем: где поплывет, где поползет… Словом, одолеет!..

Калейдоскоп рекордов

И под конец главы давайте упомянем хотя бы некоторые экзотические рекорды, принадлежащие мотоциклам и их обладателям.

Самым дорогим дорожным мотоциклом считается японский агрегат «Ту Этера» фирмы «Бимота» с двигателем Ямаха объемом 1000 см3, оснащенным электронной системой подачи топлива. Его цена — 17 500 ф. ст.

Самый маленький мотоцикл построили Саймон Тимперли и Клив Уильямс, сотрудники фирмы «Прогрессив инжиниринг лимитед» из Эштон-анде-Лайн, Великобритания. Их детище представляет собой мотоцикл с колесной базой 10,79 см, высотой сиденья 49 мм. Диаметр переднего колеса — 1,90 см, заднего — 2,41 см. Саймону удалось проехать на своем детище 1 м.

Магнор Мюдланд из Норвегии сконструировал мотоцикл, колесная база которого составляет 120 мм, высота сиденья — 148 мм, диаметр переднего колеса — 38 мм, заднего — 49 мм. Зато он проехал на нем расстояние в 570 м, развив скорость 11,6 км/ч.

Самый продолжительный пробег совершили Хар Пракаш Риши, Амарджит Сингх и Навджот Чанда из Индии. Между 22 апреля и 3 июня 1990 года в течение 1001 часа они проехали без остановки на мотороллере «Хонда DX» (объем двигателя — 100 см3) расстояние в 30 965 км. Рекорд был установлен на автодроме в Пуне, штат Махараштра, Индия.

Самый протяженный мотопробег осуществили Джим Роджерс и Табита Истабрук из Нью-Йорка, США. Они преодолели на мотоциклах расстояние в 91 766 км, выехав из Нью-Йорка в марте 1990 года и вернувшись обратно лишь в ноябре 1991 года, побывав за время пути на всех шести континентах.

Первой женщиной, в одиночку объехавшей вокруг света, была Моника Вега (род. 9 мая 1962 г.) из Рио-де-Жанейро, Бразилия. Она выехала их Милана 7 марта 1990 года на «Хонде» с объемом двигателя 200 см3 и вернулась в Италию 24 мая 1991 года, преодолев расстояние в 83 500 км и побывав в 53 странах.

Британский военнослужащий Дьюи Джоунз 30 ноября 1988 года на аэродроме в Каттерике, Великобритания, в течение 1 ч. 30 мин управлял мотоциклом, сидя спиной по ходу движения на самом верху 3,3-метровой лестницы. За это время он преодолел расстояние в 33 км.

А Владимир Глухих из г. Ирбит, Свердловской области, проехал на мотоцикле «Урал» с коляской задним ходом 171 км 200 м за 8 ч. 47 мин. 23 с в течение 7—8 июня 1992 года.

Рекорд в езде с поднятой коляской принадлежит Константин Матвееву, из того же г. Ирбит, Свердловская области. Он проехал на мотоцикле «Урал» в положении с поднятой коляской 338 км 800 м за 8 ч. 14 мин. 11 с в течение 7—8 июня 1992 года.

А Александр Буланов и Анатолий Бекишев, в том же г. Ирбит, Свердловской области, сменяя друг друга каждый час, проехали на мотоцикле «Урал» с поднятой коляской 1014 км за 24 ч. без остановки 7—8 июня 1992 года.

Максимальная скорость движения на заднем колесе мотоцикла составила 241 км/ч. Этот результат показал Стив Берне 3 июля 1989 года на испытательном полигоне в Брантингторпе на мотоцикле марки «Судзуки GXS 1100» с двигателем «Спондон 1425 Турбо».

Оглавление

Из серии: 100 великих (Вече)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 100 великих рекордов транспорта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я