В предлагаемом издании собраны богослужебные проповеди председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, постоянного члена Священного Синода Русской Православной Церкви, митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), произнесенные в различное время в России и за рубежом. При всем множестве послушаний, возложенных на него Священноначалием, владыка Иларион считает проповедание слова Божия одной из важнейших задач своего архипастырского служения. Проповеди владыки размещены в каждом томе книги в соответствии с датами церковного календаря.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Проповеди. Том I. Праздники предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
«Дабы всякий, верующий в Него, не погиб»
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
27 сентября 2005 г.
г. Вена (Австрия), кафедральный собор святителя и чудотворца Николая
Каждый год в день Воздвижения Креста Господня Животворящий Крест выносят для поклонения, чтобы мы помнили о Боге, Который стал Человеком ради нашего спасения, Который воплотился и стал одним из нас. Святые отцы говорили, что Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом. Он стал одним из нас, чтобы мы шли тем путем, который Он заповедал, — в Царство Небесное. Господь создал нас для блаженства, для того, чтобы мы приобщались к Его Божественному бытию. Но человек нарушил заповедь Божию и поэтому лишился блаженства рая. И в каждом новом человеке, который приходил в мир, эта трагедия первого Адама и первой Евы продолжалась и продолжается вплоть до настоящего времени. Каждому человеку Господь открывал врата Царства Небесного, каждого призывал к исполнению Своих заповедей, но все люди тем или иным образом уклонялись от Бога и становились на стези, противные Его заповедям. Именно поэтому Господь воплотился, стал Человеком, чтобы спасти человека: не только Адама и Еву, но всякого человека, грядущего в мир, всякого человека, которого Господь создал. Он стал одним из нас, Он воплотился, пострадал и умер на Кресте, чтобы явить нам пример того, как мы должны жить, какими мы должны быть.
«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Эти слова Спасителя, переданные евангелистом Иоанном Богословом, говорят о той безмерной любви Божией, которую Господь имеет к роду человеческому. И Крест Христов с того момента, когда Господь воплотился, напоминает нам, что мы призваны не к тому, чтобы проводить жизнь в праздности и удовольствиях, не к тому, чтобы все силы отдавать стяжанию, не к тому, чтобы всю жизнь посвящать поиску земного счастья. Люди призваны к взаимопомощи, к взаимному состраданию, к тому, чтобы, если нужно, отдавать жизнь друг за друга. Если бы все люди следовали заповедям Христовым, то не было бы среди них зла и пороков, не было бы всего того, от чего они страдают. Но, к сожалению, правда Божия слишком трудна для исполнения, и среди христиан, поклоняющихся Кресту Христову, не так много тех, о ком можно было бы сказать, что они живут по Евангелию. И Крест Христов является напоминанием о том, какими мы должны быть. Добродетель всегда в этом мире будет распинаема. Мир всегда будет восставать против Бога. Для того и призвал нас Господь в Святую Свою Церковь, чтобы мы следовали за Ним, чтобы на этом пути следования за Христом мы открывали для себя Царство Небесное.
Помните слова, с которых начались проповеди Иоанна Крестителя и Самого Спасителя? Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2). Многие слышали эти слова, но никто не понимал их смысла. Одни полагали, что Христос говорит о том, что пойдет в Иерусалим и воссядет на царском престоле, что это и будет то царство, к которому Он призывал. Другие думали, что речь идет о каком-то умозрительном Царстве, может быть, о посмертном торжестве человечества, о блаженстве, которое Господь обещал людям после смерти. На самом же деле речь шла о Царстве Небесном, которое уже приблизилось и которому мы в этой, земной жизни можем приобщиться. Мы приобщаемся к Царству Небесному прежде всего через Церковь и ее святые таинства: через причащение Святых Христовых Таин, через молитву и общение с Богом. И путь, ведущий к небесному блаженству, начинается здесь, на земле. Но мы должны помнить, что путь этот ведет через Крест. Без Креста не могло быть воскресения. Без страдания не может быть победы. И без соучастия в Кресте Христовом, в Голгофе не может быть и совоскресения из мертвых.
Господь прожил человеческую жизнь так, как мы должны ее прожить. Он прожил жизнь, которая является высочайшим нравственным и духовным примером для любого человека. Христос испил чашу страдания до дна. Не каждому из нас выпадают на долю такие страдания, нам Он дает лишь пригубить из этой чаши. Но и в тех скорбях, которые нам посылает Господь, в тех искушениях, которые выпадают на нашу долю, мы должны быть достойными Креста Христова. И тот малый крест, который Господь возлагает на наши плечи, мы должны нести так, чтобы через него войти в Царство Небесное.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Проповеди. Том I. Праздники предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других