В третий том собрания проповедей митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, постоянного члена Священного Синода Русской Православной Церкви, вошли слова, произнесенные владыкой за богослужениями перед началом Святой Четыредесятницы, которая в святоотеческой литературе именуется духовной весной, в великопостные дни и на следующей за ними седмице, когда Церковь вспоминает о спасительных страданиях Христовых. В центре внимания проповедника – тема покаяния, очищения души от греховных страстей, должного приготовления к встрече праздника Светлого Христова Воскресения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Проповеди. Том III. Великий пост и Страстная седмица предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Митрополит Иларион (Алфеев), текст, 2018
© Издательский дом «Познание», макет, 2018
Часть I. Прощеное воскресенье
«На реках Вавилонских»
Канун Недели сыропустной
13 февраля 2010 г.
г. Москва, храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке
Ныне за всенощной в последний раз перед началом Святой Четыредесятницы в храме звучал 136-й псалом, начинающийся словами «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом…» В псалме этом говорится о бедствиях израильского народа в вавилонском плену. Прежде всего в нем нашли отражение ностальгические чувства и любовь к родине, которые выражаются в очень глубоких и очень сильных словах: «Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: „Пропойте нам из песней сионских“. Как нам петь песнь Господню на земле чужой?» (Пс. 136, 3–4).
В древнем Израиле не было разделения музыки на светскую и духовную, а потому и не существовало того, что мы сейчас называем народными песнями. «Песни сионские», которые просили спеть поработители, были песнью Господней, то есть псалмами, молитвами. Когда народ израильский лишился родины, он одновременно лишился и храма, потому что храм у него был один и находился в Иерусалиме. Лишенные храма, изгнанники лишились возможности и желания петь песнь Господню, потому что были на земле чужой.
Этот псалом неслучайно поется в преддверии Великого поста. Он напоминает, что все мы во время земной жизни находимся в изгнании, потому что наша родина есть Царствие Небесное, а здесь мы как бы в плену — в плену у страстей и грехов.
В этой земле чужой оказался Адам, когда за ним затворились двери рая, о чем мы вспоминаем в Прощеное воскресенье словами одного из церковных песнопений: «Седе Адам прямо рая и свою наготу, рыдая, плакаше». Изгнанный Адам сел против дверей рая и заплакал о своей наготе, о своем убожестве; он оплакивал свою жизнь, свои грехи. Так и все мы, находящиеся в таком же состоянии, хотя и любим свою земную родину, не должны забывать, что наше подлинное отечество — на небесах, что наш земной жизненный путь является лишь странствием к Царствию Божию.
Вслушиваясь в слова псалма, будем просить Господа о том, чтобы Он помог нам достойно пройти поприще Великого поста, дал способность и желание простить друг друга, дал силы приносить истинное покаяние.
«Ночь прошла, а день приблизился»
Неделя сыропустная, Прощеное воскресенье
1 марта 1998 г.
г. Москва, храм святой великомученицы Екатерины на Всполье
«Ночь прошла, а день приблизился» (Рим. 13, 12). Этими словами апостола Павла, которые мы слышали сегодня за Божественной литургией, Церковь вводит нас в Великий пост. И перед его началом мы призываемся всех простить и попросить прощения у тех, кого мы вольно или невольно обидели.
Что же такое — прощение?
Простить кого-то иногда бывает легко, а иногда очень трудно. Как правило, нам легче простить всех — точнее, тех, кто не находится в непосредственной близости от нас. Гораздо труднее простить тех немногих людей, которые рядом с нами, может быть, того одного человека, который, как жало в плоть, как ангел сатаны (2 Кор. 12, 7), отравляет нашу жизнь. Иногда мы говорим: «Я готов простить всех, кроме одного человека, который сделал мне слишком много зла». Но до тех пор, пока мы не простим этого единственного человека, который стоит на пути между нами и Богом, преграждая нам доступ к Богу из-за того, что мы не примирились с ним, — до тех пор ночь не пройдет и день не приблизится.
Ибо ночь — это когда мы помним обиды, когда червь злопамятства гложет наше сердце, когда память о причиненном ущербе не дает нам спокойно жить. А день — это когда мы со всеми в мире и готовы простить даже тех людей, которые так глубоко нас ранили, так глубоко оскорбили, что не хватает человеческих сил, чтобы примириться с ними. И Церковь приглашает нас просить Бога, чтобы Он совершил чудо и преобразил нашу душу, дав нам силы прощать тех обидчиков, которых мы, по человеческим меркам, простить не в силах.
Сегодня, в Прощеное воскресенье, мы ждем, что будем прощены теми, кого оскорбили, кому причинили зло. Мы виноваты перед многими — друг перед другом, перед своими близкими. Часто, живя в одной семье, люди годами не могут примириться друг с другом. Случается, что, работая в одном месте, люди подолгу не разговаривают друг с другом, не здороваются, потому что не могут примириться. Но пока не наступит примирение, ночь не пройдет, и день не приблизится. Если же нам не хватает собственных сил осознать, в чем мы виноваты перед другими людьми, будем просить Бога, чтобы Он открыл нам, в чем и за что нам надлежит просить прощения у ближних.
Не только у ближних, но и у Самого Бога мы сегодня просим прощения. За то, что живем не так, как Он повелел. За то, что сила Божия не явлена через нас миру. За то, что, будучи христианами, мы по делам своим нередко оказываемся хуже неверующих, хуже язычников. За то, что любовь Божия не изливается через нас на ближних. За то, что неверны мы заповедям Божиим. За то, что пропасть лежит между тем, что мы есть, и тем, чем мы призваны быть. За все это испросим прощения у Бога.
Сегодня мы призываемся не только испросить прощения у Бога, но и «простить Бога» за все то, что, по нашим человеческим меркам, кажется несправедливостью. Разве не бывает, что в момент какой-то катастрофы, какого-то крушения, в момент, когда происходит нечто такое, с чем мы не можем примириться, мы спрашиваем у Бога: «Где же Ты? Как Ты допускаешь это?» Например, когда близкий, бесконечно дорогой нам человек уходит — во цвете лет, внезапно, словно Бог «похищает» его у нас без предупреждения.
Пережив такое потрясение, человек может «замкнуться» по отношению к Богу, затаив на Него обиду, потеряв к Нему доверие. Тогда человек начинает воспринимать Бога не как милостивого и любящего Отца, но как жестокого и непредсказуемого в своих действиях Властителя. На место любви тогда приходит страх. Бывает, что рана с годами затягивается, а тень недоверия человека к Богу остается. Но пока мы не примиримся со всем тем, что Бог по отношению к нам совершил, сколь бы горьким и болезненным это ни было, пока не скажем, подобно Иову: «Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно!» (Иов. 1, 21), — ночь не пройдет, а день не приблизится.
Подумаем о том, что наша жизнь в земной, человеческой перспективе — совсем не то, что в перспективе Божественной: мы видим свою жизнь не так, как видит ее Бог. Часто Господь ждет от нас гораздо большего, чем мы ждем от себя сами. Именно поэтому Он иногда посылает нам испытания, которые кажутся нам жестокими и несправедливыми, но на самом деле являются вразумляющими, благотворными и спасительными.
Подумаем также о том, что земная жизнь дана нам только один раз: у нас нет возможности ее прожить на черновик, а потом пережить набело. Все, что мы не успеем сделать сегодня, мы не успеем сделать никогда. Поэтому примириться друг с другом и с Богом мы призваны сегодня. И тогда уже сегодня наша жизнь преобразится, уже сегодня воссияет для нас солнце, и ночь пройдет, а день приблизится.
«Не судите, да не судимы будете»
Неделя сыропустная, Прощеное воскресенье
13 апреля 2005 г.
г. Вена (Австрия), кафедральный собор святителя и чудотворца Николая
Сегодня Прощеное воскресенье, последний день перед началом Великого поста. С завтрашнего дня начнется тот путь покаяния, которым в течение нескольких недель, вплоть до Страстной седмицы, Святая Церковь будет нас вести. Великий пост — это время, когда Церковь призывает нас не только к воздержанию от тех или иных видов пищи. Церковь призывает нас в течение Великого поста проводить дни в особой молитвенной сосредоточенности, думая о том, как нам принести покаяние за прежние грехи и избавиться от них.
Покаяние — это не просто сожаление о том, что мы сделали плохого, не просто раскаяние, не просто констатация того факта, что мы не такие, какими должны быть. Покаяние — это не просто самобичевание и самоосуждение. Покаяние — это решимость исправиться, решимость отказаться от злых дел и совершать дела добрые.
Каждый из нас, наверное, осознает свои грехи и недостатки. Великий пост — это время, когда мы можем не только еще раз задуматься о них, не только еще раз пожалеть о том, что они у нас есть, но и сделать все для их исправления. Великий пост — время, когда мы можем постараться освободиться хотя бы от одной из наших вредных привычек.
Поэтому если кто-то из нас страдает, например, раздражительностью и вспыльчивостью, мы можем поставить перед собой задачу в течение Великого поста обратить особое внимание на этот порок и постараться избавиться от него. А чтобы избавиться от него, нужно, по крайней мере, научиться не отвечать на те раздражители, которые неизбежно появляются в нашей жизни. Если нам говорят обидное слово, если происходит какое-то досадное обстоятельство, то прежде чем взорваться гневом и возмущением, нужно остановиться, успокоиться, переждать, пока приступ гнева пройдет, подумать и тогда только говорить.
Великий пост является прекрасным временем, когда мы можем избавляться от таких и подобных им привычек. Есть люди, которые пытаются в течение многих лет бросить курить, но не могут. Великий пост — возможность отказаться от этой дурной привычки. Есть люди, которые испытывают слабость к алкоголю, злоупотребляют им, и это влияет на всю их жизнь. Великий пост — прекрасная возможность отказаться от этой страсти.
Но Господь призывает нас не только к тому, чтобы не делать плохое, но и к тому, чтобы всегда быть настроенными на активное доброделание, всегда приносить людям добро. И Великий пост — прекрасное напоминание нам о том, что мы призваны помогать нашим ближним. Поэтому если мы знаем, что есть кто-то, кто нуждается в нашей помощи и поддержке, но кому мы давно не звонили или к кому давно не приходили, то Великий пост дает возможность исправить эту ошибку.
Некоторые из нас не имеют привычки молиться регулярно, утром и вечером. Великий пост дает нам возможность исправиться и в этом. Мы можем поставить перед собой задачу в течение всего Великого поста каждое утро и каждый вечер приносить Господу молитву, а также в течение всего дня обращаться к Богу с молитвой о помиловании и о прощении.
Есть среди нас люди, которые пренебрегают чтением Евангелия и духовной литературы, не находят времени приобщиться к слову Божию. Великий пост — возможность исправиться и в этом. Желательно в течение Великого поста перечитать весь Новый Завет или хотя бы четыре Евангелия, а если и это трудно, то хотя бы одно из четырех Евангелий. Евангелие — это слово жизни, это книга, через которую с нами говорит Сам Господь. И мы можем через нее непрестанно учиться у Господа тому, как нам жить и какими нам надлежит быть.
Перед началом Великого поста Церковь призывает нас испросить прощения друг у друга и простить друг друга. Мы, к сожалению, живем так невнимательно, что часто накапливаем в своем сердце обиды или вольно или невольно обижаем людей, и люди копят обиды на нас. Мы должны были бы каждый день просить прощения друг у друга и искать возможности примириться. Сделаем это хотя бы один раз в год.
Сегодня прежде всего я прошу у вас прощения за все то доброе, что я не сделал, и за все то недоброе, что — вольно или невольно — сделал по отношению ко всем вам или к каждому из вас. Я прошу прощения у всех вас за то, что мне не хватает времени, терпения и внимания, чтобы вникнуть в ваши проблемы и помочь их решению. Я прошу прощения у собратьев-священнослужителей за то, что не всегда являюсь примером для подражания, и за то, что не всегда могу вникнуть в их нужды и помочь им советом, добрым словом или делом. Я прошу прощения у всех вас, дорогие братья и сестры, от своего лица и от лица моих собратьев-священнослужителей за то, что не всегда мы подаем вам тот пример, который должны были бы подавать. Прошу прощения за то, что наше поведение служит иногда соблазном. Прошу прощения за то, что подчас нам не хватает терпения, времени и мудрости, чтобы помочь вам в вашей духовной жизни.
Я прошу у вас, дорогие братья и сестры, снисхождения; помните о том, что священнослужители, хотя им и вверена особая миссия и поручено особенно высокое служение, — это тоже люди, состоящие из плоти и крови, со своими недостатками, слабостями и грехами. Поэтому будем снисходительны друг к другу, будем помнить слова Господа Иисуса Христа, которые мы слышали сегодня в Евангелии: «Не суди́те, да не судимы будете; ибо каким судом су́дите, таким будете судимы» (Мф. 7, 1–2). Будем судить друг друга судом любви, а не судом неприязни, ненависти и осуждения, чтобы и Господь, встретив каждого из нас на Страшном суде, судил по Своей любви и милости, а не по справедливости и правосудию.
Перед началом Великого поста попросим прощения друг у друга, а также мысленно у всех тех, кого мы когда-либо обидели, или тех, кто нас обидел, но с кем мы не можем встретиться, чтобы попросить прощения. Постараемся перед началом Великого поста примириться со всеми, и прежде всего с самими собою и с Богом, чтобы вступить на путь покаяния, который приведет нас к Страстной седмице и к Светлому Христову Воскресению.
«Адам, где ты?»
Неделя сыропустная, Прощеное воскресенье
26 февраля 2012 года
г. Москва, храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке
В канун Великого поста Церковь вспоминает изгнание Адама из рая. Казалось бы, какая далекая история — история, которая многими воспринимается как древняя легенда, как миф, не имеющий прямого отношения к нашей сегодняшней действительности. И зачем накануне Великого поста вспоминать ее?
А между тем она имеет отношение к каждому из нас. И не потому только, что мы, как говорят отцы Церкви, унаследовали от Адама человеческое естество, искаженное грехом, но еще и потому, что каждый из нас на том или ином этапе жизни в той или иной степени, и притом многократно, повторяет грех Адама.
Создав первого человека, Господь поселил его в раю. Рай находился не где-то на другой планете — он был на нашей земле, на которой мы живем и сейчас. Господь дал человеку рай, чтобы он возделывал и украшал его и при этом становился все более совершенным и духовно богатым, приближаясь к Богу с каждым днем, с каждым часом своей жизни. Ибо, хотя человек был создан по образу Божию, ему надлежало взойти и на вершины богоподобия, а для этого было необходимо послушание Небесному Отцу.
Адам, который, как и Ева, был сотворен со свободной волей, стоял перед выбором: слушаться Бога или искать счастья где-то на стороне. Если бы Господь создал людей такими, чтобы они не грешили и не падали, чтобы вся их жизнь от начала до конца была предопределена, чтобы они были предрасположены только к добру, то они уже не были бы свободными; они были бы подобны марионеткам в кукольном театре: когда их дергают за веревочки, у них поднимаются руки или ноги, а не дергают — они стоят на месте. Господь создал человека свободным, чтобы он существовал в этой жизни не как кукла или игрушка, но чтобы в каждый конкретный момент своей жизни избирал доброе и уклонялся от злого. Этот выбор встал перед Евой, потом перед Адамом, а затем он вставал перед каждым человеком, приходившим в этот прекрасный Божий мир, — в мир, который остался бы раем, если бы человек не осквернил его.
И вот Адам ослушался Бога, последовав лукавому совету жены, которая послушалась лукавых слов диавола, принявшего вид змия. А змий сказал, что в день, когда они вкусят плоды от древа познания добра и зла, они будут, как боги (Быт. 3, 5). Адам и Ева вкусили и были изгнаны из рая, но не потому, что Господь хотел их проучить или наказать, — их духовное состояние перестало соответствовать тому, к чему предназначил их Бог. И жизнь человека стала многотрудной и многострадальной.
Все это имеет отношение к каждому из нас, потому что мы в своей жизни вновь и вновь повторяем грех Адама. Повторяем всякий раз, когда перед нами встает выбор: пойти по пути Божию или по пути лукавства, сохранить любовь к Богу или предать свою душу любви к тленным вещам мира сего, исполнять волю и заповеди Божии или исполнять веления нашего сердца, которое далеко не всегда оказывается на стороне Бога. Как Господь, желая призвать Адама к покаянию, вопрошал: «Адам, где ты?», а тот скрывался от Него, потому что ощущал стыд за совершенный поступок и чувствовал свою наготу (Быт. 3, 9–10), так и ныне Господь взывает к каждому из нас, называя нас по имени и спрашивая, где мы находимся: с Богом или вне Его, живем по заповедям Господа или по стихиям мира (Кол. 2, 8).
Этот призыв к покаянию со времен Адама обращен ко всем людям. Каждому человеку есть в чем каяться, даже если иногда он этого не чувствует, даже если, приходя на исповедь, не знает, что сказать, потому что ему кажется, что все в его жизни хорошо. Но никогда не бывает так, чтобы все было хорошо, чтобы мы в полной мере жили в гармонии с Богом. На каждом этапе нашей жизни мы вновь и вновь повторяем грех Адама, уклоняясь от Бога, и потому Господь вновь и вновь призывает нас к покаянию.
И особый призыв обращен к нам сегодня, перед началом Великого поста. Великий пост — время покаяния. Святые отцы называли этот период литургического года духовной весной, весной человеческой души, потому что именно подвиг покаяния помогает нам осознать свою вину перед Богом и свою вину перед другими людьми, помогает нам, исследовав самих себя и свою внутреннюю жизнь, через покаяние и молитву измениться к лучшему. Для того и установила Церковь этот пост, приходящийся на время весны, чтобы мы, видя, как природа воскресает и становится подобной древнему раю, возжаждали той жизни, которая была уготована Адаму и которую он потерял. Той жизни, которая уготована каждому из нас и которую мы теряем всякий раз, когда становимся не на сторону добра, а на сторону зла, не на сторону Бога, а на сторону диавола. Великий пост установлен для того, чтобы эта жажда райского блаженства проснулась в нас и стала двигающей и мотивирующей внутренней силой, помогающей нам делать добрые дела, исполнять заповеди Божии и следовать по пути в Царствие Небесное.
Великопостный путь начинается с Прощеного воскресенья, когда мы друг у друга просим прощения. Почему это необходимо? Потому что если мы не примиримся друг с другом, то не примиримся с Богом. Если мы не научимся жить по закону не ветхого, а нового человека, то не сможем принести плоды покаяния.
Апостол Павел призывает нас к тому, чтобы мы, если возможно, жили в мире со всеми людьми (Рим. 12, 18). Это трудно. Нас окружают очень разные люди: одни нас любят, а другие — нет; одни нас поддерживают, а другие ставят палки в колеса; одни нас хвалят, а другие осуждают; одни говорят о нас правду, а другие клевещут на нас. Как сохранить свой внутренний мир, чтобы он не колебался из-за действий других людей? Как сохранить свое сердце, чтобы оно всегда оставалось в мире? Прежде всего — через покаяние и доброе расположение к окружающим.
Если человек нас осуждает или плохо к нам относится, значит, либо для этого есть причина в нас, либо в самом этом человеке что-то помрачено, его зрение искажено. Ведь грех — это болезнь, которая требует лечения. И как мы не осуждаем больных за то, что они болеют, так не должны осуждать и грешных людей за то, что они грешат, — их нужно жалеть и любить. Если этому мы научимся, то все остальное приложится.
Когда мы сталкиваемся со злом, иной раз кажется, что оно приходит от других; мы неспособны увидеть зло в самих себе. Нередко кажется, что все проблемы разрешились бы, если бы тот или иной человек рядом с нами исправился, стал лучше, послушался нас, если бы удалось его переделать по нашему желанию. На самом деле единственный человек, которого каждый из нас может и должен переделать, — это он сам. Чрезвычайно трудно добиться изменений в окружающих людях, но все мы можем работать над собой.
Если мы в конфликтах с другими людьми идем по пути доказывания своей правоты, то поступаем не по-христиански, а по законам жизни падшего человека: если кто-то прав, он хочет доказать свою правоту; если на него клевещут, он хочет доказать, что это неправда; если его обижают, он хочет воздать злом за зло по древнему закону — око за око, зуб за зуб (Лев. 24, 20). Господь призывает нас: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5, 39). Господь призывает нас жить по иному закону, чем тот, который действует в мире после грехопадения Адама.
Именно для этого Господь создал Церковь — кузницу спасения; в ней начинается спасение всего человечества. Господь привел нас в Церковь, чтобы мы упражнялись в добре, освобождались от законов ветхого человека, чтобы своим поведением и образом жизни давали другим людям пример, как надо жить. И потому, если произошел какой-то конфликт, не надо взвешивать, кто прав, а кто виноват. Не надо пытаться понять, у кого грехов больше, а у кого меньше. Не надо, подобно фарисею, высчитывать свои добродетели и сравнивать себя с другими людьми.
Давайте в течение Великого поста посмотрим в глубины собственной души и ужаснемся тому греховному мраку, который царит в ней. Давайте задумаемся о том, что мы никогда от этого мрака не освободимся, если только Господь не посетит нашу душу и не озарит наше внутреннее естество Своим Божественным светом, по слову апостола Павла, которое мы сегодня слышали: «Ночь прошла, а день приблизился» (Рим. 13, 12). Ночь — это духовное состояние, в котором мы находимся, а день — это Господь наш Иисус Христос, Который, если мы того захотим, озарит нас Своим светом. Но это возможно только при условии, что мы сами будем добровольно избирать добро, что на пути ко спасению первый шаг будем делать сами, что всегда первыми будем идти навстречу людям, в том числе тем, на кого мы обижены и кто обижен на нас.
Воспоминание об Адамовом изгнании
Неделя сыропустная, Прощеное воскресенье
2 марта 2014 г.
г. Москва, храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке
Адам был не только реальный человек, о котором мы читаем в Библии. Это и собирательный образ всего человечества. Адам — это всечеловек, поэтому в его судьбе как бы проображается судьба каждого человека. Вновь и вновь с ним происходит то, что произошло с Адамом, — он оказывается за дверьми рая.
Что такое рай? Это наша земля. Рай находился не где-то далеко, а здесь, на этой земле. Хотя Адам преступил заповедь Божию, земля осталась и продолжает быть творением Божиим. Она продолжает произращать прекрасные плоды. Каждую весну приходит обновление нашей земли, и она под действием солнечных лучей, под действием благодати Божией преображается.
Если земля не остается раем для человека, то только потому, что сам он своими делами превращает ее в ад. А происходит так, поскольку он не хочет слушаться заповедей Божиих и срывает висящие вокруг него запретные плоды.
Что это за плоды? Это все то, что не благословляется Церковью, что запрещает закон и против чего восстает наша совесть. Любое преступное деяние является запретным плодом, во имя чего бы оно ни совершалось. Если даже это деяние остается безнаказанным из-за несовершенства человеческого общества, в силу того, что закон действует избирательно, то никто и никогда не останется безнаказанным у Бога. Рано или поздно за преступлением последует наказание. Если оно не придет сейчас, то придет потом, если мы не получим наказания в этой жизни, оно ждет нас в жизни будущей. Но очень часто человек ощущает себя изгнанным из рая уже в этой жизни, потому что, вкусив запретный плод, он перестает воспринимать мир, окружающую действительность и окружающих людей как тот рай, который дан ему Богом, но который превращается для него в ад.
Разве мы не знаем на опыте тысяч и миллионов людей, как разрушается рай семейной жизни? Люди вступают в брак, начинают жить вместе, у них появляются дети, а потом один из супругов совершает то, что не дозволяется ни человеческим законом, ни заповедью Божией, — изменяет своей второй половине, и тогда жизнь семьи превращается в ад. Почему это происходит? Потому что для всякого мужчины любая женщина, кроме его жены, является запретным плодом. И для всякой женщины любой мужчина, кроме ее мужа, — также запретный плод.
Для человека, у которого есть зависимость от алкоголя, запретным плодом становится обычная рюмка водки или кружка пива, которая, может быть, позволительна другим людям. Такой человек знает, что это для него запретный плод, и если находит в себе силы от него воздерживаться, то Господь благословляет его жизнь, его труды. А если не воздерживается, то оказывается в положении Адама, изгнанного из рая.
Всякий курильщик, который бросал курить, знает, как легко привыкнуть к табаку и как трудно бывает от него отвыкнуть. Мы читали в средствах массовой информации о людях, которые прожили короткую жизнь из-за того, что курили и потому заболели раком легких. Один из таких людей — молодой человек, которому оставалось жить несколько недель, — решил подать в суд на табачные компании за то, что предупреждение о вреде курения на пачках с сигаретами было напечатано, по его мнению, недостаточно крупным шрифтом. А что нужно человеку для того, чтобы услышать Божий зов? Может быть, предупреждение о том, что курение вредит здоровью, о том, что грех препятствует спасению, нужно прилепить себе на лоб?
Каждый человек, когда хочет вкусить от запретного плода, находит себе какие-то оправдания. Например, говорит: «Это запретно для других, но не запретно для меня». Либо утверждает: «Это запретно для меня, но я от этого откажусь потом». А некоторые просто уверены, что раз Бог их сейчас не наказывает, значит, все в порядке.
Господь наш долготерпелив и многомилостив. Господь, даже когда изгнал Адама из рая, не лишил его спасения, а дал ему другие средства для этого. Бог не просто дал человеку заповеди, законы — Он Сам воплотился и стал Человеком, чтобы в собственной жизни исполнить все то, что Адам исполнить не смог. Вот почему мы говорим, что Христос — это Новый Адам, а Богородица — Новая Ева. Все то, что первый человек — мужчина — не смог исполнить, исполнил Христос, а то, что не смогла исполнить первая женщина, исполнила Пресвятая Богородица.
У нас есть примеры. У нас есть, за кем следовать, на кого ориентироваться. Это примеры Самого Господа и Пресвятой Богородицы. Это примеры тысяч и сотен тысяч святых, которые в разные времена, в разные эпохи жили на земле и не уклонялись от исполнения заповедей Божиих, от евангельского закона и от церковных установлений.
Некоторые люди воспринимают христианство как систему запретов. Они спрашивают: «Почему Церковь все запрещает и говорит, что это нельзя, то нельзя?» Другие говорят: «Ну кто же в наши времена способен исполнять такие церковные установления? Разве можно современному человеку всерьез воспринимать установление Церкви о том, что нельзя молодому человеку и девушке вступать в супружеские отношения до того, как они поженились и повенчались? Это же несовременно, это совершенно устаревший подход». Но Церковь не зря это все установила и вовсе не для того, чтобы лишить нас земных радостей, а для того, чтобы наша жизнь не превратилась в ад, чтобы земля оставалась для нас раем и мы не чувствовали себя так, как почувствовал себя Адам, когда был изгнан из рая. Он был изгнан не потому, что Господь так повелел, а потому, что вкушение запретного плода оказалось несовместимым с пребыванием в раю.
Господь дает нам небо на земле — Свою Церковь. Господь дает нам Божественную литургию как Царство Божие, которое уже приходит в силе (Мк. 9, 1) и здесь, на земле, объединяет нас, приобщает к Богу еще до того, как мы перейдем из этой жизни в жизнь иную. Это и есть рай, который Господь нам дал. У врат этого рая мы приносим покаяние за все совершённые нами прегрешения, за все сорванные запретные плоды, и просим Господа, чтобы Он простил нам грехи.
Вот почему воспоминание об Адамовом изгнании совершается в канун Великого поста. В отличие от Адама, который был изгнан раз и навсегда, мы изгоняемся из рая только на время. Если мы приносим покаяние, если пересматриваем свою жизнь, Господь возвращает нам рай — через Божественную литургию, через Церковь, через близких людей и через весь окружающий нас мир.
В канун Великого поста Церковь призывает нас к покаянию, к тому, чтоб мы пересмотрели свою жизнь, свои ценностные ориентиры, и осознали, что Господь желает нам только добра. Если Он или если Церковь что-то нам запрещает или не благословляет, то это только для нашей пользы. Даже если следование запрету в какой-то момент оказывается тяжелым, то потом Господь эту тяжесть претворит в радость и человек всей своей жизнью ощутит, что Царство Божие присутствует здесь, среди нас, что рай — это не утраченное навсегда и недостижимое блаженство, что оно доступно нам, если мы исполняем заповеди Божии и не вкушаем от запретных плодов.
«Не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз»
Чин прощения
2 марта 2014 г.
г. Москва, храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке
Первая великопостная вечерня по традиции Русской Православной Церкви завершается чином прощения. Обычай этот пришел из Египта, где монахи, жившие в монастырях, перед началом Великого поста собирались вместе, чтобы друг у друга испросить прощения, после чего удалялись в пустыню, где каждый проводил дни в одиночестве, молитве и покаянии, и возвращались обратно только к Страстной седмице.
Это сорокадневное странствование по пустыне предварялось чином прощения: монахи просили прощения друг у друга, чтобы облегчить свою совесть и вступить в дни поста спокойными и умиротворенными. Чин прощения дошел до нас с древних времен, и Церковь заповедала нам совершать его ежегодно в канун Великого поста, чтобы освобождаться от груза взаимных обид и грехов, который тяготит нас на протяжении всего года.
Приходя на исповедь, чтобы просить прощения у Бога, мы каемся в том числе и в грехах, которые совершаем друг против друга. Но очень часто бывает так, что исповедь проходит, а грехи повторяются. Зачастую мы просим прощения, а потом вновь и вновь наносим обиды. А нередко случается и так, что обижаем друг друга, а прощения не просим и храним в себе обиды днями, неделями, месяцами. Бывает, люди не здороваются друг с другом и, несмотря на то что являются христианами, не ощущают себя членами единого Тела Церкви: одному кажется, что другой стоит у него на пути, другому — что третий его недопонимает или не любит, и вместо того, чтобы быть общиной людей, которые любят, уважают и ценят друг друга, мы превращаемся в обычное человеческое сообщество со всеми свойственными ему грехами, недоразумениями, неприязнью, склоками. Это очень печально и очень грустно, ибо Господь призвал нас в Церковь, чтобы мы были солью земли и светом мира (Мф. 5, 13–14).
Господь к каждому из нас обращает слова, которые мы часто слышим в церкви: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Но разве мы можем о себе сказать, что наш свет светит людям, разве мы можем без зазрения совести утверждать, что совершаем такие добрые дела, взирая на которые другие люди вдохновлялись бы нашим примером и сами поступали подобным образом?
К сожалению, очень часто мы подаем пример не того, как надо поступать, а как делать не следует. Конечно, мы каемся в этом на исповеди, но время Великого поста дано нам Церковью, чтобы мы пересмотрели всю свою жизнь, оценили ее, поставив себя перед судом Евангелия, перед судом Божественной и человеческой правды.
Путь покаяния — путь трудный, но благодатный и спасительный, потому что увенчанием этого пути являются Страстная седмица и Пасха Христова. Мы не сможем ощутить себя сопричастными страданиям и смерти Господа нашего Иисуса Христа, мы не сможем ощутить себя совоскресающими с Ним, если не пройдем долгий путь покаяния. Однако на этот путь мы не сможем вступить, если не простим друг друга.
Вот почему Церковь призывает нас сегодня особым образом задуматься о том, как мы относимся к другим, и простить друг другу все нанесенные обиды.
Когда апостол Петр спрашивал Иисуса Христа, сколько раз нужно прощать человеку, — до семи ли раз, — Господь ответил: «Не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18, 22). Иначе говоря, прощать нужно столько раз, сколько человек против нас согрешает и сколько раз нас обижает. Господь не оставляет нам никакой возможности оправдать себя, если мы не готовы прощать человека.
Иной раз бывает очень трудно простить человека сразу, и требуется какое-то время, чтобы пережить обиду, «переварить» ее. Мы все с вами — люди не железные, мы — не святые, мы часто реагируем на события эмоционально, а не рационально. Но если мы не находим в себе силы простить обиду сразу, то, по крайней мере, надо научиться прощать ее тогда, когда Церковь нас к этому призывает. Сегодня именно такой день.
Каждый из нас сегодня предстоит перед судом Божиим и перед судом своей совести. Господь призывает нас посмотреть на нашего ближнего, брата или сестру, новыми глазами, увидеть в нем или в ней то, что раньше не видели. Нужно посмотреть друг на друга Христовым взглядом, — взглядом не обиженного, ущемленного в своих правах, а человека, который, по примеру Господа, способен прощать должникам их долги, способен прощать обидчикам нанесенные ими обиды.
Задумаемся о том, что Господь прощает нам все грехи, как в притче о двух должниках (Лк. 7, 41–42). Как бы тяжело мы ни согрешили, мы приходим на исповедь не просто с надеждой, но с уверенностью, что Он простит нам грехи, ибо знаем: ни одна исповедь не остается неуслышанной, ни одно покаяние не остается непринятым Богом. Господь прощает нам грехи, но призывает и нас прощать друг другу.
Поэтому обратимся сейчас друг ко другу с простыми словами, прося, чтобы каждый из нас простил своего ближнего и чтобы через это мы испросили прощение у Господа. И будем с легким сердцем вступать в поприще Великого поста, помня о том, что пост — это не тяжкий труд и не тяжкая обязанность, а духовная весна, которая приходит к нам всякий раз вместе с весной природы, когда расцветает вся земля и одновременно под благодатным действием молитвы, покаяния, великопостных богослужений расцветает душа.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Проповеди. Том III. Великий пост и Страстная седмица предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других