Слова в дни памяти особо чтимых святых. Книга седьмая: ноябрь, декабрь

митрополит Владимир (Иким), 2020

Книга «Слова в дни памяти особо чтимых святых. Книга седьмая» представляет собой сборник из 31 богослужебной проповеди митрополита Омского и Таврического Владимира, посвященной как памяти отдельных святых Вселенской Церкви и Русской Церкви, так и их Соборам и отдельным событиям, связанным с ними (день кончины, обретения мощей, прославления и т. п.), охватывая месяцы ноябрь и декабрь. В этих проповедях житийные материалы совмещаются с современной духовно-нравственной проблематикой, историческими оценками и духовными уроками, преломляясь через личный многолетний опыт архипастырского служения автора. Книга предназначена для самого широкого православного читателя.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Слова в дни памяти особо чтимых святых. Книга седьмая: ноябрь, декабрь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Слово в день памяти святого апостола Иакова, брата Господня по плоти

(23 октября / 5 ноября)

Яко Господень ученик восприял еси, праведне, Евангелие, яко мученик имаши еже неописанное, дерзновение яко брат Божий, ежемолитися яко иерарх…

Тропарь святому апостолу Иакову, брату Господню

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе отцы, братья и сестры!

Сегодня Православная Церковь празднует память святого апостола Иакова, одного из семидесяти апостолов Христовых, среди которых он занимает особое место: Святая Церковь называет его братом Господним по плоти. Свидетельства родства Иакова со Христом Спасителем имеются в Евангелии: Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? (Мф. 13, 55) — и у апостола Павла: Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня (Гал. 1, 19). Что означает это именование?

Некоторые протестанты, пытающиеся оспаривать приснодевство Богоматери, утверждают, что Иаков якобы был младшим братом Иисуса Христа, сыном Марии. Однако ни в Священном Писании, ни в Предании Церкви мы не находим никаких свидетельств в пользу такого утверждения. Напротив, мы видим, что братья Господа Иисуса, не сразу поверившие в Его Божественное происхождение и спасительное пришествие, пытались поучать Его: Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру (Ин. 7, 3–4). В строго патриархальном иудейском обществе подобное, конечно, было бы невозможно, если бы Иаков и другие братья Господа, упомянутые в Евангелиях, были младше Его по возрасту. Еще одно косвенное свидетельство того, что у Богородицы не было других детей, кроме Иисуса, мы находим в Евангельском повествовании о Его распятии, когда Спаситель поручает Свою Пречистую Матерь заботам Своего любимого ученика — апостола Иоанна Богослова. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин. 19, 26–27). Конечно, если бы у Марии были и другие, младшие сыновья, не было бы нужды поручать Ее заботам неродного ей по плоти Иоанна. В Священном же Предании мы находим свидетельство о том, что Иаков сопровождал праведного Иосифа Обручника и Пресвятую Деву Марию во время их бегства в Египет, происшедшего вскоре после Рождения Иисуса. Это также показывает, что Иаков был на несколько лет старше Спасителя и, значит, никак не мог быть сыном Девы Марии. Православная Церковь считает Иакова и других братьев Господних сыновьями Иосифа Обручника от первого брака, то есть к моменту его обручения с Девой Марией Иосиф был вдовцом. Судя по тому, что Святое семейство сопровождал в Египет один лишь Иаков, можно предположить, что он был самым младшим из сыновей Иосифа и ко времени Рождения Христа был еще несовершеннолетним, а потому и не мог оставаться в Иудее один, без отца. Поэтому в церковной традиции апостол Иаков именуется также Малым или Меньшим.

Римо-католики пытаются утверждать, что Иосиф Обручник никогда и не был женат и оставался девственником, а «братья и сестры Господни», упомянутые в Евангелиях, — это дети его собственных братьев или сестер, то есть не родные, а двоюродные братья Иисуса. Однако это несообразное утверждение опровергается самой историей. Известно, что у иудеев безбрачное состояние считалось неприемлемым, так как человек, не имевший детей, мог этим отдалить пришествие Мессии — ведь, кто знает, может быть, именно среди его потомков должен был родиться Помазанник Божий? Исключение составляли люди, принесшие Богу особые обеты, — например, ессеи. Но ни в Евангелиях, ни в Предании мы не находим указания на то, что Иосиф был ессеем, — он назван лишь праведным (Мф. 1, 19). В отличие от ессеев, живших обособленно от остальных иудеев, вне городов, Иосиф вел обычную жизнь горожанина, был плотником или строительных дел мастером, участвовал в государственной переписи. Для принесшего обет безбрачия даже формальный брак был бы нарушением обета, а так как Иосиф нашел для себя возможным обручиться с Марией, значит, он не принадлежал ни к одной из безбрачных религиозных групп, но был обычным благочестивым иудеем. Кроме того, он не мог достигнуть того солидного возраста, в каком сочетался браком с Марией, пребывая в холостом состоянии, потому что иудеи женились и вступали в брак весьма рано, детей имели много (многочадие считалось Божиим благословением). Логично предположить, что у Иосифа уже была жена до Марии, а от первой жены были и дети.

Иногда апостола Иакова, брата Господня, путают с Иаковом Зеведеевым и Иаковом Алфеевым, апостолами от двенадцати. Однако Евангельские свидетельства четко указывают на то, что братья Иисуса по плоти изначально не входили в число Его учеников. После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его (Ин. 2, 12). Ибо и братья Его не веровали в Него (Ин. 7, 5). Значит, Иаков никак не мог быть апостолом от двенадцати. Поэтому Православная Церковь и в богослужебных песнопениях, и в житиях, и в творениях святых отцов (например, в сочинениях святителя Епифания Кипрского) традиционно отделяет апостола Иакова, брата Господня, от других двух Иаковов.

Будучи сыном такого праведника, как святой Иосиф Обручник, Иаков с самого раннего детства горячо возлюбил Бога и имел в сердце лишь одно желание: всей жизнью своей служить Ему. Поэтому, едва достигнув духовного совершеннолетия (тринадцати лет согласно иудейской традиции), Иаков посвятил себя Богу, принеся пожизненные назорейские обеты согласно указаниям Самого Господа в Священном Писании: И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и [крепкого] напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод; во все дни назорейства своего не должен он есть ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи. Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей. Во все дни, на которые он посвятил себя в назореи Господу, не должен он подходить к мертвому телу: [прикосновением] к отцу своему, и матери своей, и брату своему, и сестре своей, не должен он оскверняться, когда они умрут, потому что посвящение Богу его на главе его; во все дни назорейства своего свят он Господу

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Слова в дни памяти особо чтимых святых. Книга седьмая: ноябрь, декабрь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я