Больше всего молитесь за мир. Слова к сестрам

игумения Феосемни, 2001

В этой книге – слова нашей современницы, греческой игумении Феосемни (Димца, 1938–2000), с которыми она обращалась к сестрам обители Хрисопиги (о. Крит, г. Ханья). Сестры записывали наставления своей настоятельницы в последние полтора года ее жизни. Матушка Феосемни отличалась удивительным смирением, тактом, она, как говорят о ней сестры, «управляла монастырем совершенно бесшумно», и тихие и мудрые слова, с которыми она обращалась к сестрам, слова о любви и о Христе, будут ценны и полезны не только монашествующим, но всем, кто ищет свой путь к Богу.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Больше всего молитесь за мир. Слова к сестрам предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© ООО ТД «Никея», 2018

© Святая Патриаршая Ставропигиальная Обитель Хрисопиги, г. Ханья, 2018

© Ἱερά Πατριαρχική καί Σταυροπηγιακή Μονή Χρυσοπηγῆς, 2001

Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви

ИС Р 17-712-0454

Перевод с греческого выполнен сестрами обители Хрисопиги (о. Крит, г. Ханья) с пятого издания книги «Γερόντισσα Θεοσέμνη», 2010.

Предисловие к русскому изданию

«Монах, отрекся ты от мира, отпущен на свободу, освободил тебя Христос; после этого не люби рабства суетному миру», — учил преподобный Ефрем Сирин. Парадокс: монашество есть отречение от мира, и одновременно перед монахом стоит задача предельно заботиться — молиться за мир. «Молиться за людей — это кровь проливать», — говорит старец Силуан Афонский.

Тут нет противоречия. Суть монашества — любовь к Богу, в противном случае оно ничего не стоит. Сам Господь Иисус Христос назвал заповедь о любви к ближнему подобной заповеди о любви к Богу. Как бы мы ни искали себя в одиночестве перед Господом или перед самими собой, как бы ни убегали от мира с его суетой и страстями, скорбями и прелестями — человечество едино и во Адаме падшем, и во Адаме Новом. «Всякий из нас перед всеми за все виноват», — но в уста того же героя Достоевского вложены слова: «Любите человека и во грехе его, ибо сие уж подобие божеской любви и есть верх любви на земле».

Любить мир, не любя рабства ему, — основная мысль этой книги. «Молитесь за мир. К миру принадлежим и мы», — призывает матушка Феосемни. Наши ближние ближе, чем кажутся. Христос объединяет нас, как объединяет воздух. Не нужно быть монахом, чтобы понять эту мысль. Даже более того: ее необходимо понять каждому, и, может быть, в первую очередь — как раз не монаху, живущему внутри своей общины, обособленному от социума в целом, а мирянину, которому надо постоянно учиться жить с другими. Любовь и единство во Христе — философская основа такого всемирного общежития.

Любовь — не просто слово. Проявлять милосердие, уважать ближнего, не всматриваться в его ошибки, искать даже в несправедливых обличениях пользу для себя, а не осуждение другого, прислушиваться к каждому человеку — это вещи очень понятные, осязаемые, видимые.

***

Монашество — странное явление. Для его понимания книг недостаточно. Зачем эти аскетические опыты с терпением и смирением там, где ни терпеть, ни смиряться не хочется, нелепые самоограничения в еде, образе жизни, внешнем виде? Немало споров ведется в наше время — не стало ли монашество ловушкой для душ, удобным способом для сильных манипулировать слабыми, требуя послушания, вымещая злобу на том, кто не может ответить?

«Ангел предстал перед святым Питиримом и сказал: „Пойди в женский Тавеннисский монастырь и там найдешь смиренную труженицу. Она всем служит, хотя все ее и презирают".

Питирим отправился в указанный ему монастырь. Когда стали звать Исидору, та отказалась прийти, не желая открыть свой тайный подвиг. Ее стали влечь силой. Когда авва увидел ее, то пал в ноги ей и сказал: „Благослови меня, мать". Услышав это, все с плачем пали в ноги авве, исповедуя, как много они огорчали святую, осмеивали ее и издевались над ее смиренным видом, грубо оскорбляли ее, некоторые били ее, а однажды даже обливали помоями» (Лавсаик).

Матушка Феосемни честна. Она откровенно признает, что смирение — подвиг необходимый, но сама же подчеркивает, что это подвиг невероятный: «Просить у Бога смирения — равносильно тому, как просить Его послать вам кого-то, кто бы обличил вас и оскорбил».

Вероятно, именно поэтому матушка, призывая к смирению, аскезе, терпению, не пытается «смирять» никого лично. «У нее был дар, — рассказывают авторы ее биографии, — управлять сестринством, не повышая голоса, не контролируя или угрожая применить дисциплинарные меры. Когда же все-таки ей случалось с прискорбием по необходимости налагать дисциплинарное правило (наказание), она первая спешила исполнить данное сестре правило».

Пожалуй, именно это сочетание честности в описании идеала монашеского и — шире — христианского пути и гибкости в его осуществлении в реальной жизни, в живых людях — вторая главная идея этой книги. Не раздавить. Не ранить. Проявить милосердие и уважение. Не отчаиваться в падениях и не давать себе слабину. Поучения матушки Феосемни перекликаются с самым известным наставлением преподобного Амвросия Оптинского: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». И как слова знаменитого русского старца легко ложатся на душу всякому человеку — монаху ли, мирянину ли, — так и простые и мудрые советы греческой игумении отзовутся во всяком ищущем Бога сердце.

Инокиня Евгения (Сеньчукова), Якутская епархия

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Больше всего молитесь за мир. Слова к сестрам предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я