Византийский букварь. Введение в историю Византии

диакон Александр Занемонец

«Византийский букварь» – это краткое введение в историю Византийской империи от ее возникновения в IV в. до ее падения в XV в. В книге рассматривается формирование Византии как преемницы Римской империи, хранящей и развивающей традиции ее государственности, в условиях – в первую очередь – греческоязычной культуры и христианской веры. Существуя более тысячи лет, византийское государство не могло не меняться. В книге описываются основные этапы этой трансформации, как государственной, так и культурной. Поскольку Византия была одним из главных центров формирования христианского вероучения и церкви как института – на ее территории собирались все Вселенские соборы первого тысячелетия – истории византийского христианства также уделено внимание. Страны и народы, принявшие православное христианство от Византии, составляли своего рода «византийское содружество». К ним относилась и Древняя Русь. Развитие их отношений также рассматривается в книге. Александр Занемонец – выпускник МГУ. Преподаватель византийской истории и истории христианства в израильских университетах. Автор ряда книг по истории Византии и русского присутствия на Святой Земле. Православный диакон, клирик Храма Воскресения Христова в Иерусалиме. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

Из серии: Новая Византийская библиотека. Исследования

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Византийский букварь. Введение в историю Византии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава первая

Рождение империи

Введение

В представлении большинства наших современников Византия является странным, мало понятным государством, которое возникло так же неожиданно, как и исчезло. Единственное, что о нем известно многим, так это то, что его подданные исповедовали православное христианство, ведь именно благодаря им более тысячи лет назад была крещена Киевская Русь. Один мой американский знакомый, узнав, что я занимаюсь Византией, поинтересовался, не могу ли я за десять минут рассказать ему в общих чертах о том, что же это такое. Вряд ли я смог вполне удовлетворить его интерес хотя бы потому, что Византийская империя просуществовала более десяти веков. Эта небольшая книга — попытка дать чуть более развернутый ответ на тот вопрос.

Для академического мира Византия тоже долгое время представлялась маргинальным явлением: в XVIII в. английский историк Гиббон воспринимал Византию как продолжение истории «упадка и падения» Римской империи. Мнение Гиббона — яркое выражение «академического снобизма», но также и того, что Византия не вмещалась в границы представлений о культурном пространстве той эпохи. Но ведь хорошо то разрушающееся государство, у которого уходит на это целое тысячелетие, по ходу которого оно продолжает являться одной из ключевых держав средневекового мира. Любое современное государство могло бы ему позавидовать.

В смысле государственного устройства Византия была преемницей Римской империи, вернее сказать — ее восточной, по преимуществу грекоязычной половины. Эта римская государственность была скреплена христианской верой. Этот синтез римской государственности, греческой культурной традиции и христианства дал миру Византию. Началом Византии обычно считают либо 330 г. — основание Константинополя, — либо 395 — официальное разделение Римской империи на Западную, со столицей в Риме, и Восточную, со столицей в Константинополе. При этом сами византйцы даже не знали, что они византийцы, ведь они по-прежнему называли себя римлянами (по-гречески — ромеями). Название Византия — это научное, академическое название, которое стали использовать уже после падения самого государства. Византийская империя просуществовала с IV по XV в., нередко переживая кризисы и сокращаясь в размерах. При этом ее религиозное и культурное влияние выходило далеко за пределы границ империи и, безусловно, пережило 1453 г. — год захвата Константинополя турками-османами. Это обстоятельство дало возможность британскому византинисту русского происхождения Дмитрию Оболенскому говорить о наличии византийского содружества, охватывавшего целый ряд стран Восточной Европы и имевшего скорее цивилизационно-религиозный, нежели государственный характер. Киевская, а затем и Московская Русь была непосредственной участницей этого содружества.

Ниже речь пойдет о расположении и населении Византийской империи, о формировании и начальных этапах ее развития, о ее культурном и государственном преемстве.

1. Географические условия

Говорить о границах как Римской, так и Византийской империи достаточно сложно, так как почти всегда было существенное различие между реальным положением дел и, так сказать, идеей границ государства. В сознании римлян и византийцев рубежи их государства должны были совпадать с пределами обитаемого мира ойкумены. Это имело вполне конкретное значение и соответствовало максимальному расширению римского государства — эпохе императора Траяна (98–117) после его кампании против даков. Это означало, что в теории под властью византийских императоров, мыслившихся в качестве преемников римских, находились гигантские пространства. На Западе границы империи проходили по северу Англии, по реке Рейну в Германии, захватывали нынешнюю Францию, Испанию, конечно же Италию, весь обитаемый север Африки вплоть до пустыни. На Востоке граница шла по реке Дунаю, захватывая весь Балканский полуостров, далее она включала в себя юг Крыма, ряд прибрежных территорий Кавказа, часть Армении, Малую Азию, Сирию, Палестину и Египет.

Все это воспринималось как законные составляющие части империи. В византийскую эпоху лишь при императоре Юстиниане (VI в.) границы империи хоть как-то напоминали описанную картину. Но это был единичный случай удавшейся на короткое время византийской реконкисты. В остальные же эпохи границы Византийской империи соответствовали в лучшем случае восточной половине Римского государства. Итак, Византия — это Восточно-Римская империя. Это означает, что в нее входили Балканы, Малая Азия, часть Армении, Сирия, Палестина, Египет, а Черное море временами превращалось во внутривизантийское озеро.

Такая гигантская протяженность территории создавала невероятное разнообразие ландшафта. Относительно всех частей страны с уверенностью можно сказать лишь о том, что повсюду очень важным фактором было присутствие моря, которое имело как экономическое, так и транспортное и культурное значение. Именно море, как и в древние времена, являлось основным путем, соединявшим зачастую даже близкие друг к другу регионы, не говоря уже об отдаленных. Центром Византийской империи являлся Константинополь, или Новый Рим, как он был назван изначально. Его расположение очень подходило для того, чтобы являться столицей такого разноликого государства: город располагался на берегах Босфора — пролива, который соединял Черное море со Средиземным, а Европейский континент — с Азией. Константинополь в самом деле был мостом, соединившим различные миры.

Теперь подробнее о регионах империи. Сразу возникает проблема, с какой из частей начать, так как в различные эпохи они имели разное значение. Казалось бы, Византия была страной греческого языка и культуры, так что первым делом стоит говорить о Балканах — центре расселения греков. Но при этом Балканы почти всегда были в Византийскую эпоху провинцией, а некогда великие греческие города — такие как Афины, Коринф, Спарта — превратились в незначительные провинциальные центры, если не исчезли вовсе. Опорной территорией скорее являлась Малая Азия, потеря которой в свое время будет означать начало конца всего государства. Но возможно, что эта ее роль была в первую очередь обусловлена стратегическим значением. (Интересна параллель с нашим временем: некогда могучая Османская империя, положившая конец Византии и расположившаяся на ее землях, сегодня сократилась до размеров относительно небольшой Турции, опять-таки расположенной в Малой Азии.) Если городское население византийской Малой Азии было греческим, то «на земле» жили по преимуществу автохтонные варварские народы.

Что касается действительно крупных городских центров, то, помимо самой столицы, в первые века жизни Византии ими являлись старые центры римско-эллинистического мира — Антиохия, Берит (Бейрут), расположенные в Сирии, и Александрия в Египте. Когда в VII в. эти районы страны будут захвачены арабами-мусульманами, империя переживет тяжелейший кризис, из которого выйдет уже в значительной степени иным государством… Сейчас остановимся подробнее на описании географии каждого из указанных регионов, идя по часовой стрелке — от Балкан к Египту, а в конце скажем и о столице империи — Константинополе.

Такой регион, как Балканы, можно считать колыбелью греческого народа и его культуры — хотя бы поэтому его значение для Византийской империи было очень велико. Географически Балканы являются пересеченной местностью, так как большую часть суши занимают горы, отделяющие равнинные пространства друг от друга. Это очень затрудняло прямые контакты между регионами, даже если они находились близко друг к другу. В древности такая отделенность одной области от другой способствовала возникновению разных диалектов внутри единого греческого языка, разных особенностей быта, образа жизни, культуры. Позже различные диалекты станут нормативными для разных жанров древнегреческой литературы.

К началу византийской эпохи контакты между областями Балкан проходили, конечно же, легче, нежели в древности, однако обособленность регионов и преимущества именно морского сообщения по-прежнему оставались. Свидетельством этого является то, что основные города Балканского полуострова были в первую очередь морскими портами, а не центрами региональной интеграции. Это отдаляло их друг от друга, однако вместе с этим превращало в часть великого целого — мировой империи. Если в Античности и в эллинистическую эпоху основными городами на Балканах были Афины, Спарта, Коринф, отчасти Пелла, то в византийскую эру старые города теряют свое былое значение. В основной центр превращается новый город — Фессалоника, который после потери Византией Ближнего Востока становится вторым городом империи после Константинополя. Помимо этого, еще с римских времен возрастает роль не собственно Греции, а северных Балкан. Здесь важное опорное значение имели Диррахий (позже превратившийся в славянский Дубровник), Сердика, Адрианополь и города балканского Причерноморья — Анхиал, Одесс, Томы.

Население ранневизантийских Балкан было достаточно пестрым. Юг полуострова населяли греки, тогда как север был заселен различными варварскими народами, в той или иной степени подвергшимися эллинизации (македонцы, фракийцы) или латинизации (иллирийцы, даки). В V–VI вв. Балканский полуостров испытал нашествие гуннских племен и главным образом славян. Славяне дошли до самого юга полуострова, однако там они постепенно были ассимилированы греческим населением, тогда как на севере ими были созданы целые славянские государства, некоторые из которых так или иначе существуют до сегодняшнего дня.

В культурном смысле Балканы были разделены не только на юг с греческим населением и север с варварским, но и на области с преобладанием греческой или же римской культуры. Северо-запад полуострова (Иллирик, Дакия) находился под сильным латинским влиянием, что позже привело к борьбе Римского и Константинопольского епископов за церковную юрисдикцию над данной территорией. Административно Балканы так же были разделены. Большая часть полуострова составляла префектуру Иллирик, тогда как Фракия (на северо-востоке полуострова), европейские пригороды Константинополя и часть греческих островов относились вместе с остальными областями империи к префектуре Восток.

Малая Азия была в значительной степени основанием Византийской империи. И сегодня этот регион — Турция — является тем ядром, которое осталось от некогда огромной Османской империи, возникшей на развалинах Византии. В отличие от Греции, Малая Азия является компактной материковой территорией, примерно в два раза превышающей площадь Балканского полуострова. Основные географические различия внутри области — между побережьем и материком и между равнинными частями страны и преобладающим горным ландшафтом.

Население Малой Азии еще с античных времен распределялось следующим образом: греческое население в городах всех трех побережий (особенно на берегах Ионийского моря) и «варварские» племена — внутри полуострова. В основе большинства главных городских центров были древние греческие колонии — Эфес, Милет, Смирна, Пергам, Амастрида, Синопа, Трапезунд и т. д. Из негреческих племен в Малой Азии жили лидийцы, фригийцы, галаты, исавры. Значительный процент населения составляли армяне, жившие как собственно на армянских территориях на востоке Малой Азии, так и разбросанные по разным городам региона. Как это ни удивительно, но греческое и армянское население составляло большинство в Малой Азии чуть ли не до начала XX столетия. Не говоря уже о том, что этнически и современные турки в значительной степени эллинизированы.

К Малой Азии были близки самые северные и суровые области империи — южный Крым и Кавказ, где византийское влияние также основывалось на греческих городах, некогда являвшихся выведенными из метрополий колониями. Некоторые исследователи считают, что мечтой византийцев было превращение Черного моря в «византийское озеро», но в полной мере эта мечта так и не сбылась. Нередко в Причерноморье непосредственное влияние Византии и православия не простиралось дальше хоры греческих городов, а остальное основывалось на договоренностях с соседними народами и государственными образованиями. Северное и восточное Причерноморье в то время являлось своего рода «византийской Сибирью» — именно туда ссылали самых опасных нарушителей государственного порядка. Крым, Кавказ и Болгария были для византийцев «страной, где никогда не бывает лета», как писал об этом один византийский епископ.

Что касается Сирии (отчасти Палестины) и Египта, то в свое время это были наиболее значимые государства эллинистического мира — государства Селевкидов и Птолемеев. В римское время здесь сохранялся грекоязычный характер культуры, притом что появилась также небольшая прослойка носителей латинского языка. Похоже, что эти регионы, наравне с Малой Азией, в первые века н. э. также были областями наиболее широкого распространения христианства. Греческая культура находила себе прибежище исключительно в городах, в то время как сельская местность с ее семитским населением оставалась далекой от греческой образованности.

Все это имело далеко идущие последствия: города Ближнего Востока были одними из основных очагов византийской культуры — Антиохия и Александрия, Тир, Берит, Кесария, Скифополь, Газа. В экономическом отношении Египет долгое время являлся житницей империи. Но при всем том в провинции Сирии-Палестины и Египта сохранялось недовольство чуждым для них эллинистическим (византийским) миром. В Египте, например, это выражалось в противостоянии коренных египтян-коптов грекам сначала как противостояние христиан язычникам, а позже, когда многие из греков также обратились к новой религии, это стало противостоянием христиан-монофизитов христианам-православным… В итоге в первой половине VII в. эти страны были для империи утеряны: местных жителей, которые поддержали персов, а затем и арабов, против говорящего по-гречески константинопольского императора оказалось слишком много.

Если говорить об империи в целом, то на начальном этапе территория Византийской империи превышала 750 000 км2, а ее население исчислялось несколькими десятками миллионов жителей. И это были самые разные народы и племена, жившие на очень разных в географическом и экономическом смысле территориях. Но они были объединены единой государственной властью и, пусть иногда поверхностно, греческой культурой и христианской верой.

В центре этого мира располагалась столица империи — Константинополь. Находясь в прямом смысле слова на стыке европейского и азиатского континентов, Константинополь был самый большой, самый богатый, роскошный и просвещенный город позднеантичного и средневекового мира. Однако о том, каким образом возникла и что именно представляла собой столица Византийской империи, мы скажем ниже.

2. Разделение Римской империи

После смерти императора Феодосия I в январе 395 г. Римская империя была официально разделена на две части: на Западную и Восточную Римскую империю. Императором Восточной части становится Аркадий Флавиан. С этого момента формально начинается история Византийской империи. Впрочем, для самих византийцев — как и для многих исследователей — история собственно Византии началась с равноапостольного императора Константина Великого (306–337), основавшего новую столицу и положившего начало превращению христианства в господствующую религию.

Идея или даже скорее необходимость разделения огромной Римской империи возникла задолго до императора Константина и основания Константинополя. Достигнув вершины своего могущества и территориального расширения, Римское государство начало разрушаться под бременем собственного величия и размеров. Яснее всего это стало в III в. н. э., когда все государство было сотрясено продолжительным политическим, экономическим и военным кризисом.

Причин для беспокойства было немало. Одной из больших проблем была сложность управления огромным государством. Изначально империя являлась государством, созданным одним городом для своих граждан. Экспансия Рима основывалась на силе его легионов. Со временем стало ясно, что государство не может существовать, основываясь лишь на военной силе и «пассионарности» относительно небольшого числа полноправных граждан. Государство искало расширения собственной социальной базы, а все новые и новые регионы (начиная с Италии) превращались из завоеванных территорий в полноценную часть государства. При огромной протяженности страны и постоянном усложнении бюрократической системы управление ею из одного центра — из Рима — начало становиться все более и более сложным. Теперь ведь речь уже не шла об одном лишь управлении армией. Регионы империи — особенно север и восток — оказались слишком «далекими» от столицы, чтобы можно было хотя бы контролировать действия местных властей. В конце III в. это приведет к реформе римской системы управления при императоре Диоклетиане и создании той системы, которая будет напоминать разделение империи на Запад и Византию.

Административная проблема была непосредственно связана с проблемами экономического порядка. Античная цивилизация была с самого начала городской цивилизацией. В ее основе лежал полис — город со свободными гражданами. Начиная с конца II в. города Римской империи начинают клониться к упадку. Сокращалось ремесленное производство, торговля, падало количество городского населения. Уменьшалась сама численность городов. Многие жители небольших городов переезжали в мегаполисы. Экономика империи отчетливо приобретала аграрный характер. После кризиса III в. империя уже была скорее не государством полисов, а сообществом крупных землевладельцев. Понятно, что работы в латифундиях основывались в значительной мере на рабском труде, в то время как сами источники поступления рабской силы были уже невелики из-за прекращения победоносных военных кампаний. Особо важно то, что этот экономический кризис постиг в первую очередь западную часть империи, тогда как грекоязычный восток в большей степени продолжал оставаться городским обществом свободных людей. Восток также был объят кризисом, однако его разрушительная сила была несравнима с тем, что постигло западные провинции и Италию. Если на западе огромная латифундия могла оказаться экономически самодостаточной, а ближайший к ней город мог превратиться в село, то на востоке именно города сохраняли значение ремесленного центра, а для многих из них главным по-прежнему была торговля на морских или сухопутных магистралях.

Что касается военного положения империи, то здесь империя со II в. переходит от расширения границ к их защите. На востоке главным многовековым конкурентом Рима являлось Персидское государство, с которым был достигнут определенный баланс сил, нарушенный лишь с появлением ислама и арабскими завоеваниями в VII в. Запад опять же оказался в более тяжелом положении из-за великого переселения народов, в конце концов разрушившего Западную Римскую империю. Постоянные набеги все новых и новых варварских народов приводили к прорывам пограничной обороны и поселению их на территории империи. На борьбу против них у истощенной империи уже не хватало сил.

С именем императора Диоклетиана (284–305 гг.) связано некоторое восстановление Римской империи в конце тяжелого III в. Среди прочего Диоклетиан установил систему так называемой тетрархии, или четверовластия. Она состояла в том, что римский император должен был иметь соправителя с таким же титулом, который находился бы на востоке государства. Каждый из императоров имел по одному соправителю, со временем заменявшему своего начальника. Это было фактическим разделением империи на две или даже на четыре части, но с попыткой сохранить общую государственную элиту. Что касается самого Диоклетиана, то он, следуя изобретенной им концепции, в самом деле «ушел на пенсию», оставив власть соправителю. В конце жизни этот могущественный государь занимался тем, что сажал капусту в своем поместье вблизи нынешнего Сплита (в современной Хорватии)… Если что и осталось от идеи тетрархии, так это осознание того, что управлять единой империей больше невозможно и что она должна быть разделена на две части — но восток и запад. Более конкретные очертания этому придал один из преемников Диоклетиана — император Константин.

Константин, позже названный Великим и равноапостольным, положил начало обособленному существованию Восточно-Римской империи тем, что перенес столицу на восток. 11 мая 330 г. город был освящен и назван Новым Римом, хотя его сразу начали называть Городом Константина — Константинополем. День 11 мая на много веков станет «государственным праздником» Византийской империи. Место для нового города было выбрано очень удачно — он был основан на холмистом полуострове между Босфором и Золотым Рогом, на стыке Европы и Азии и на пересечении торговых путей из Черного моря в Средиземное. В течение многих веков на этом месте существовала небольшая мегарская колония Византий (по имени которой итальянские гуманисты позже дадут «научное» название самой империи), однако новая столица не мыслилась как продолжение этого небольшого города. Она должна была стать именно Новым Римом, но христианским и основанным на Востоке, где у империи было будущее.

Город строился по определенному плану. При Константине построили стены города, проложили улицы, возвели множество общественных построек: сенат, императорский дворец, храмы, ипподром, форум, акведуки, портики. Вместе с императорским двором в Новый Рим переехало значительное количество сенаторских семей, то есть высшей аристократии империи. Если говорить о том, кто переезжал в Константинополь, а кто оставался в Ветхом Риме, то в первую очередь разделение проходило по религиозному принципу: Рим остался языческим городом, а Константинополь создавался как христианская столица. Конечно, многие из константинопольских аристократов в реальности были новой служилой элитой. Большое количество богатых и аристократических семей создавало тяготение к новому городу со стороны простых людей и придало ему обаяние настоящей столицы. Еще при Константине в городе были выстроены десятки домов знати и вилл. Достаточно быстро первоначальные границы города оказались тесными для динамически развивающейся столицы, и в V в. императоры занялись серьезным расширением города. Так называемые стены Феодосия (по имени императора Феодосия II, 408–450), начатые в 413 г., навсегда остались формальной границей Константинополя. Хотя в реальности город, конечно же, вышел далеко за их пределы.

После смерти императора Константина империя еще несколько десятилетий будет формально оставаться единым государством. Умирая, Константин завещал власть трем своим сыновьям и двум племянникам, однако в 353 г. римский мир вновь был объединен сыном Константина Констанцием. Последним императором единой Римской империи был Феодосий I (379–395), еще при жизни которого два его сына были провозглашены императорами — старший, Аркадий, для Востока и младший, Гонорий, для Запада. Интересно, что резиденцией Гонория считался Медиолан (Милан), а не Рим: из этого можно представить ту степень запустения, в которой тогда находился Вечный Город. С тех пор империя больше не объединялась под властью одного императора. При этом для современников государство оставалось по сути единым. В обеих частях государства действовали те же законы, тогда как новые постановления выходили за подписью обоих императоров. Сохранялась старая римская система двух консулов — теперь один из них назначался на Западе, а другой — на Востоке. По именам этих консулов обозначался год во всей империи. И так было до 476 г., когда пал Рим и империя вновь «объединилась» под властью одного императора — того, что находился в Константинополе.

3. История выживания. V век

В истории Византии, а также Западной Римской империи определенным этапом является V в. Если до 395 г. империя была единой, то после смерти императора Феодосия начинается этап раздельного существования двух государств. Для западной империи V в. оказался последним. В 410 г. впервые за всю свою историю Вечный Город был взят вестготами под предводительством Алариха, однако настоящим концом оказался 476 г., когда Рим вновь был взят Одоакром, а знаки императорского достоинства отосланы в Константинополь. Для Восточно-Римской империи V в. мог бы оказаться столь же печальным, как и для Западной. Несколько раз Константинополю грозил захват от тех же самых варваров, которые захватили и разрушили Рим. Но Византийская империя выжила. Для нее V в. стал периодом выживания, но не гибели. В начале VI в. ситуация изменилась, и начался, быть может, самый успешный период истории Византии — эпоха императора Юстиниана.

В V в. наиболее серьезной проблемой Византийской империи были взаимоотношения с варварскими народами. Взаимоотношения с соседями всегда непростые, и византийцы это хорошо знали во все периоды своей истории. Но в V столетии «варварская проблема» была особенно острой в связи с продолжавшимся процессом переселения народов. Европа постоянно наводнялась новыми и новыми ордами кочевников, переселявшихся в поисках пастбищ и пропитания и зачастую теснимых с тыла новыми наступающими народами. По этой причине победа римского оружия над одним из племенных союзов совершенно не означала окончательного устранения опасности. Это отличало опасность со стороны варваров от борьбы и войн с более устойчивыми противниками (как, например, Персия), которые были предсказуемы и достаточно хорошо изучены. Помимо собственно военных действий, римляне и византийцы прибегали если не просто к подкупу тех или иных варварских вождей, то приводили в действие все свое дипломатическое искусство, чтобы натравить одни племена на другие или поставить некоторые из них на службу империи. Таким образом происходила варваризация армии и легальное заселение приграничных территорий империи варварскими племенами. Через армию варвары проникали и в элиту византийского общества. Нередко дружба с варварскими племенами и их предводителями «покупалась» достаточно легко, хотя и за большую плату. Но, не будучи основанной на объективной общности интересов, она могла расстроиться так же легко, как и появлялась.

Другой важнейшей стороной жизни Византии V в. являлся тот факт, что это было общество официально восторжествовавшего христианства. После обращения империи в христианство для церкви кончилась эпоха гонений и мученичества (в той исторической ситуации), и христиане смогли себе позволить заняться формулированием вероучительной системы, а также созданием и борьбой с ересями. В V в. прошло два Вселенских собора — Эфесский в 431 г. и Халкидонский в 451 г., — на которых были осуждены две очень серьезные и широко распространившиеся ереси — несторианство и монофизитство. Это было связано не только с богословскими дискуссиями, но и с целыми общественными движениями, имевшими для империи серьезные последствия. Впрочем, обо всем, что связано с Церковью, мы будем говорить ниже.

Первые годы раздельного существования двух частей Римской империи были наполнены бурными событиями, связанными с готским нашествием. После смерти императора Феодосия в 395 г. вестготы, не получив обычных богатых даров из Константинополя, избрали себе нового вождя по имени Аларих. Одновременно с этим в качестве ответа на «антиварварскую» политику новых властей Константинополя подняли восстание союзные готские гарнизоны во Фригии во главе с Трибигильдом. Осенью 395 г. Константинополь выдержал осаду со стороны армии готов, и здесь произошло то, что в будущем часто будет сопутствовать византийским военным успехам — дипломатические интриги. Префект византийской столицы Руфин (сам из варваров) уговорил осаждавших отойти от стен Константинополя и… направиться в Рим. На том этапе такая хитрость не говорила о противоречиях между Римом и Константинополем, просто это было единственным, что могло убедить варваров. Таким образом, в первом разрушении Вечного Города, произошедшем через 15 лет после этого, сыграло некоторую роль и «византийское коварство».

Но снятием осады с Константинополя дело не кончилось. В 396 г. готы успели разорить Афины и Коринф. Ради смягчения врагов император Аркадий вновь попытался инкорпорировать часть готской элиты в византийскую: в 398 г. Алариху был пожалован высокий военный титул (magister militum per Illyricum), таким образом часть готской армии формально превратилась в византийскую. При этом уже значительную часть настоящей византийской армии составляли готы, а ее фактическим главой был человек готского происхождения по имени Гайна. Это было следствие давней римской политики защищаться от одних варваров с помощью других. Но нередко это приводило к трудностям. Так, Гайна поднимает в 399 г. восстание в Малой Азии против центральной власти. Возможно, Византия не переродилась в готское варварское королевство благодаря народному возмущению граждан Константинополя против варварской военной верхушки, произошедшему в июне 400 г. Существенно и то, что здесь играл роль религиозный момент — готы были арианами, а византийцы — православными. Поэтому возмущение также имело характер защиты истинной веры от грозящей опасности. В итоге готская опасность было устранена, но при этом она в значительной степени оказалась «перенаправлена» на Западную Римскую империю.

В 402 г. соправителем императора Аркадия был объявлен его восьмимесячный сын Феодосия. В 408 г., после смерти Аркадия, Феодосий формально становится правителем империи. Вся первая половина столетия — до 450 г. — будет связана с его царствованием. Впрочем, пока Феодосий пребывал в детском возрасте, реальная власть находилась в руках его родственников или временщиков. А это никогда не способствует устойчивости государства. Перед смертью император Аркадий постарался обеспечить спокойствие хотя бы на одном из фронтов: он попросил персидского царя Йездегерда I (399–420) быть опекуном малолетнего Феодосия. Как ни странно, но такой способ умиротворения давнего противника удался: в правление Феодосия между Персией и Византией не было открытых военных конфликтов, а спорные вопросы удавалось решать с помощью взаимных компромиссов.

Что касается внешней политики, то здесь главной проблемой оставался все продолжающийся процесс переселения народов. В эпоху Феодосия II Византия столкнулась с опасностью со стороны гуннов, во главе которых в 434 г. стал Аттила, основавший в центральной и западной Европе настоящую гуннскую империю. К этому времени варварские племенные объединения постепенно начали процесс превращения в государства. В том же 434 г. византийское правительство поспешило заключить с гуннами мирный договор, долженствовавший обезопасить пределы империи от их вторжений. Впрочем, язык варваров и византийской дипломатии не был одним и тем же языком, и в 442 г. армия Аттилы вторглась на Балканский полуостров. В течение пятилетней войны было разорено множество городов в Иллирии и Фракии, и во избежание худшего Феодосий прибег к испытанному средству: договор, заключенный с гуннами в 447 г., на этот раз был подкреплен огромными материальными дарами со стороны империи. Византия попросту откупилась от гуннов, но сделано это было очень серьезным напряжением сил всей страны. Помимо подарков, империя постаралась придать гуннской активности иной вектор — варварские армии отправились на запад. Но теперь вторжение гуннов на территорию Западно-Римской империи противоречило не только интересам самого римского государства, но и тем варварам, которые уже успели поселиться на его территории. В 451 г. на Каталаунских полях в центральной Галлии произошла «битва народов» — одно из наиболее масштабных сражений поздней Античности и последний серьезный успех римского оружия и дипломатии: римская армия и ее союзники разбили войско Аттилы. Через два года он умер, а его государство окончательно распалось.

Во внутренней жизни империи эпохи императора Феодосия уже чувствовались происходившие изменения: Византия превращалась из поздней Римской империи в новое государство. В начале века были построены новые стены Константинополя, а город заметно разросся. В 425 г. в столице была основана высшая школа — университет, который должен был стать своего рода христианской параллелью афинской академии. Университет поддерживался государством, в нем была 31 кафедра с разделением на греческое и латинское обучение. Напомним, что примерно до середины VI в. латинский язык оставался в Византии государственным языком. Помимо школы в Константинополе, важное значение имели академия в Афинах, богословские школы в Александрии и Антиохии, а также юридическая школа в Берите (Бейруте).

Эпохе императора Феодосия также принадлежит первая византийская кодификация римского права — кодекс Феодосия. Это было собрание всех тех римских законов, которые в то время действовали и сохраняли свою силу. В 438 г. кодекс был провозглашен как в Константинополе, так и в Риме, поскольку законодательство империи все еще было общим. Кодекс Феодосия был отражением как высокого интереса той эпохи к праву, так и необходимостью прилагать старое законодательство к меняющейся реальности. В этом процессе работа юристов Феодосия не стала окончательной, однако она была необходимым этапом для того синтеза, который будет достигнут через сто лет — в эпоху императора Юстиниана.

В первой половине века начались христологические споры в богословии, приведшие к Третьему Вселенскому собору в 431 г. и к Четвертому — в 451 г. К этому времени относится возникновение несторианства и монофизитства. О церковной жизни речь пойдет ниже, а пока лишь стоит заметить, что эти споры до некоторой степени отражали отличия и противоречия между разными регионами империи — Египтом, Сирией и Константинополем.

После смерти Феодосия престол наследовал Маркиан — муж его старшей сестры. Интересно, что почти все императоры второй половины V в. — Маркиан (450–457), Лев (457–474), Зинон (474–491) — были людьми простого происхождения и выдвинулись по военной линии. Это пример того, что принято называть «вертикальной мобильностью» византийского общества: благородство происхождения не имело решающего значения, и каждый человек мог достичь любого положения, вплоть до занятия императорского или патриаршего престолов. Династический принцип сложится на несколько веков позже по ходу феодализации византийского общества.

Император Лев (457–474) был офицером фракийского происхождения и являлся ставленником Аспара — византийского полководца алана, который прославился победами над гуннами. Но он вместе со своим окружением исповедовал арианство, что лишало его поддержки константинопольской верхушки и народа в качестве претендента на престол. Именно со Львом связано появление в Византии практики венчания на царство, осуществляемого патриархом. Впервые это было совершено надо Львом, тогда как раньше главным было провозглашение нового императора армией и признание этого народом столицы. В Византии императорская власть начинает постепенно приобретать освященные новой религией сакральные черты. Император становится помазанником Божиим, а не просто плодом общественного договора. Это станет одним из оснований идеи своего рода симфонии — согласного существования церкви и государства, когда они взаимно признают друг за другом некое «божественное происхождение» и при этом — разделение функций. В окончательном варианте эта концепция сформируется примерно через столетие — в судьбоносном VI в.

Будучи выдвинут варварской военной элитой, Лев искал способы освобождения от нее. В качестве противовеса он начинает призыв в армию исаврийцев — представителей одного из малоазийских племен. Они были менее связаны с опасными для империи германскими племенами, и с правления Льва начинается достаточно долгий этап значительной роли исаврийцев в византийской армии. Более того, начальника экскувитов (императорской гвардии) Тарасокодиссу он назначил своим преемником, дав ему имя Зинон. Это вызвало интриги со стороны Аспара, в результате которых в 471 г. Лев безжалостно расправился со своими бывшими друзьями из германской военной элиты.

В правление Льва византийцы пытались вести совместную с Западной Римской империей борьбу против варваров. В 467 г. на западный престол был возведен угодный византийцам Анфимий, и Византийская империя готовила грандиозный поход против вандалов. Экспедиция потерпела неудачу, что, вероятно, приблизило конец Рима. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г., когда Одоакр взял Вечный Город, а знаки императорской власти отослал в Константинополь императору Зинону (474–491). На западе римская власть прекратила свое существование, а на месте империи одно за другим возникали варварские королевства, сменявшие друг друга. Новые народы победили Рим, но при этом они не дерзали претендовать на преемство от империи. Такова была ее харизма в глазах всех европейских народов того времени. Поэтому Одоакр и не присвоил себе императорские инсигнии, а отослал их в Новый Рим тому, кто, по его представлению, являлся истинным преемником римских императоров. Сам Одоакр удовольствовался титулом патриция. Византия не смогла помешать падению Рима. В VI в. Юстиниан предпринял попытку восстановления власти империи над Римом, Италией и вообще западной частью государства, однако все это не было долговечным. Западная Европа расставалась с римской эпохой и вступала в Средневековье с новой картой и новыми игроками.

Для Византии многие из конфликтов второй половины VI в. были связаны с религиозными вопросами. Так, например, конкурент Зинона Василиск сумел захватить столицу, но был низложен по причине отмены им судьбоносных решений Халкидонского собора (451 г.). Впрочем, сам Зинон также пытался «нейтрализовать» решения этого Вселенского собора, которые не были приняты многими христианами византийских провинций — Египта, Сирии, Армении, — сделавшими выбор в пользу монофизитского богословия. С именем Зинона связана попытка примирить конфликтующие стороны на основании некоего усредненного исповедания. Это было отражено в его «Энотиконе», изданном совместно с патриархом Акакием в 482 г. С этого документа берет начало менофелитская ересь. В 484 г. папа Феликс III осудил еретический документ и отлучил патриарха Акакия от церкви. Начался первый раскол между Римской и Константинопольской кафедрами, который был завершен восстановлением православия в империи в 518 г.

Конец правления Зинона был омрачен как суровыми религиозными преследованиями православных, верных решениям Халкидонского собора, так и восстаниями в восточных областях империи. В Константинополе Зинон также восставил многих против себя, что было связано с его мнительностью, конфискациями имущества богатых и процессами по доносам. После его смерти от эпилепсии в 491 г. престол наследовал силенциарий Анастасий, ставший мужем вдовы Зинона. В его правление также продолжались серьезные конфликты с религиозной подоплекой. Анастасий симпатизировал монофизитам, тогда как защита православия была на знамени его конкурента Виталиана, троекратно поднимавшего восстание. Война с ним длилась с перерывами несколько лет, а в 513 г. его войско даже стояло под стенами Константинополя.

За годы своего правления Анастасий стремился к снижению роли военных элит в управлении государством. В первую очередь это выражалось в его борьбе с исаврами и исаврийским восстанием. Основной его опорой была городская верхушка Константинополя, по этой причине главные устремления и достижения его правления находились в налоговой и финансовой сфере. Кратко это можно охарактеризовать так: Анастасий был одним из немногих византийских императоров — похоже, их было всего два, — которые оставили после себя полную казну. В остальное время казна почти постоянна была пуста, хотя это было следствием не слабости византийской экономики, а постоянно больших расходов огромного государства, финансовая мощь которого не поспевала за его потребностями. При Анастасии большая часть налогов (включая налог на армию) была переведена в денежное измерение, были введены морские таможни, ответственность за сбор налогов была перенесена с городских курий (что тяжело отражалось на сельском населении) на откупщиков. При Анастасии не велось обширного строительства, и были кардинально сокращены расходы на роскошь, двор и зрелища. Все это позволило наполнить казну, хотя изъятие большого количества золота из обращения начало затруднять торговлю, а денежный характер налогов приводил к большой задолженности населения.

В результате своей политики Анастасий сумел отличиться особой непопулярностью у подданных. Но при этом можно утверждать, что его правление было тем основанием, на котором его преемники произведут в VI в. значительную перестройку всего государства, а долгое правление императора Юстиниана станет, быть может, самой яркой эпохой. византийской истории.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Византийский букварь. Введение в историю Византии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я