Вжух! – и ты писатель

Яна Александровна Гецеу, 2022

А ты знаешь, что большинство начинающих авторов свой труд не дописывает? Так вот, перед вами та самая книга-мотивация для всех, кто мечтал стать писателем, но всегда что-то мешало. «Вот выйду на пенсию, напишу» – отговорка на миллион. Знакомо?Яна Гецеу, автор с 26-летним опытом, создатель 10 книг, психолог, наставник писателей, расскажет по порядку, что делать, если хочешь и не знаешь, с чего начать. Куда смотреть, если начал и не закончил? Как настроить себя на писательство и не слиться. Где брать вдохновение, на чем держать дисциплину, как не выгореть? А что делать с готовой книгой? Также под обложкой ты найдешь писательские секреты и приемы, лайфхаки и психологические упражнения. Дойдешь до конца – и у тебя не останется шансов не написать книгу. И неважно, будет это художественное произведение или нон-фикшн. У тебя все получится. Вжух!

Оглавление

Убедись, что ты этого хочешь

А ты точно в этом уверен? Что оно тебе вообще надо и что ты точно можешь вслух такое о себе сказать. «Писатель» — и сразу борода Достоевского отросла! Раньше право называться писателем нужно было еще заслужить: наваять толстую книгу, облечь ее в бумагу, да еще попробуй добейся, чтобы прочитали, приняли, издали. Плюс надо было получить рецензию в каком-нибудь профессионально-творческом союзе. И только тогда можно было рассчитывать на выход к читателям и какую-никакую известность.

К счастью, мы живем в таком мире, когда грань между «писателем» и «не-писателем» практически стерта. Почему в кавычках? Да потому что это слово все еще вызывает тысячу и один спор на тему, кто писатель, а кто нет. Но посмотри, сегодня действительно каждый может стать издающимся автором. И для этого уже не надо что-то кому-то доказывать. Для начала достаточно просто писать не в стол. А уж с этим вообще проблем нет. В распоряжении авторов — социальные сети, литературные сайты, площадки для самиздата. И это прекрасно!

С точки зрения психологии у нас есть два способа проявлять себя в этом мире: говорить и творить. И именно писательство позволяет это объединить. Писать — это и есть говорить и творить одновременно. Мы творим словом.

Уметь писать так, чтобы выразить себя, — в этом важность и в этом же сложность писательства. Но со всех сторон нам кричат, говорят, подсказывают: «Писательство — важный навык современного человека. Это открывает для тебя огромные перспективы. Хочешь не хочешь, а ты должен научиться хорошо излагать свои мысли, чувства, желания». И мы кидаемся изучать техники НЛП, чтобы воздействовать своими текстами на читателя. Кто хорошо пишет, хорошо и продает: свои товары, услуги, курсы, что угодно. Вроде все так, но…

Уметь продавать текстами, конечно, неплохо. Но это уже про писательство как работу, а не про писательство как творчество и самовыражение. Как писатель, редактор и коуч, я вижу в писательстве гораздо большее. Глубже и важнее — как для автора, так и для читателя — научиться писать так, чтобы, с одной стороны, затронуть душу своего читателя, с другой — раскрыть перед ним собственное сердце, поделиться своими чувствами и ощущениями. Это и есть то самое, когда через писательство ты выражаешь себя как личность: свой тайный мир, свой взгляд на вещи, свое несогласие с тем, что творится вокруг.

И еще знаешь, что важно? Книга — это хороший способ не схлопотать экзистенциальный кризис. Это такая мерзкая вещь, когда ты еще не такой уж старый, жить да жить, а мысли «умру, не вспомнят, ничего не останется» одолевают. Вот книга — это и есть ответ на «что потом?». Да, тебя не станет однажды, а книга будет жить. Люди будут брать ее в руки и представлять, будто ты рядом и сам рассказываешь им эту историю. Очень славное ощущение,не так ли? И вот такие книги — не про продажи и деньги. Они про гораздо большее, чем ты сам думаешь.

Но чтобы вложить в текст часть себя, одних НЛП-приемов и личного бренда недостаточно. Мало знать болевые точки читателя и постоянно на них давить, да еще посильнее. Так развивается только один навык — с перспективой на получение финансовой отдачи. При этом ты смотришь вовне: на баланс своей банковской карты или электронного кошелька, количество лайков, если книга художественная, или клиентов твоего бизнеса, если это нон-фикшн.

Но чем дольше ты смотришь на все это вокруг, тем больше отворачиваешься от самого себя. От своих настоящих желаний и творческих порывов. И тем сложнее становится писать так, чтобы шло от души — как чувствуешь только ты и никто другой. И тем быстрее в твою голову приходит шальная, разрушающая мысль: «Да ну какой из меня писатель! Я ж писать-то не умею».

Когда будешь читать эту книгу — а ты уже ее читаешь — забудь, вот просто возьми и забудь, что тебе нужно научиться писать. Пойми и осознай, что ты хочешь научиться писать. Потому что этого требует не твой кошелек, а твоя душа.

И когда ты начнешь думать о себе и самовыражении, все остальное будет происходить совсем по другому сценарию. Ты перестанешь метаться меж двух огней: «не умею, недостоин» и «надо, надо, надо». Уйдёт сопротивление жестким внутренним рамкам, которые ты же сам и создал. Исчезнет требование писать и появится желание это делать. Жажда писательства и свобода писательства — вот, что тебе поможет. Поможет, не сомневайся!

Только в таком писательстве, истинном, по зову сердца, ты найдешь и отдушину, и удовольствие, и радость. И тот самый читательский отклик. Он будет, это неизбежно.. Ну не бывает такого, чтобы автор вложил душу, а никто не заметил. Не бы-ва-ет! Особенно если ты не просто наполняешь текст своими чувствами и эмоциями, а еще умеешь передавать свои состояния так, чтобы читатель их прочувствовал, проникся. А дальше останется только научиться без стеснения показывать свою книгу миру, говорить о ней, рекламировать и продавать.

И тут опять и снова — то же самое касается и книг нон-фикшн, как эта. Смотри, я честна и искренна с тобой. И это работает, правда? У нас уже есть контакт, если ты не закрыл книгу до этой страницы.

Знаешь, это как с изучением иностранного языка: если мы хотим как можно лучше, точнее и изысканнее выразиться, мы должны знать и грамматику, и стилистику языка, и иметь нехилый словарный запас. Изучив все это, мы поймем, что хотим сказать и как это сделать так, чтобы нас поняли. Так и в писательстве: можешь овладеть техниками, которые помогут творить словом красиво, четко и выразительно. И не будет такого, что «чувствую, а сказать не могу!»

Открою страшный секрет: для этого вовсе не нужно учить какие-то умные слова и уметь увязывать их в заковыристые предложения длиной полстраницы каждое, как у Толстого. Не нужно и выдумывать сверхоригинальные идеи и хитросплетать сюжеты, чтобы как ни у кого.

И уж совсем не нужно представлять себе людей, которые потом будут читать твой рассказ или роман. Потому что тут обязательно включится внутренний критик — та еще сволочь с плеткой! Он начнет обесценивать твой труд, подсовывать воображаемые картинки с недовольным и кислым лицом читателя, мол, банальщина и то самое: «Не верю!»

Понимаешь, да? Еще никто не прочитал твою историю. Еще никто не высказал ни слова за или против. Да что там — ты еще даже не дописал, а может, и не начал, а только планируешь. Зато уже в красках рисуешь в своем воображении читательское негодование и писательский крах. И вот у тебя уже ступор, зажатость, страх и то самое: «Я не умею писать». Да ты просто не разрешаешь себе это делать! Так, чтобы без самокритики и обесценивания, без угрызений и упреков.

Если так подумать, проблема-то вовсе не в недостатке умения, не в капризных читателях, не в литературных трендах и личном бренде. Низкая самооценка в писательстве, как и в любом творчестве, родом из низкой самооценки вообще. Скажем так, по жизни. «Страх проявляться» это называется. А он никогда не берется из ниоткуда, это всегда кто-то важный сказал, внушил, вталдычил. Кто-то посмеялся, возможно, или с тебя драли три шкуры за ошибки и пятерки без плюса. Безобидное на первый взгляд «можешь и лучше» тоже вселяет неуверенность и расшатывает. И даже если ты довольно успешный человек, умный, классный, не теряешься в бизнесе, уважаем на работе, ты все равно можешь сильно робеть перед Своей Книгой, будто это наказание, а не удовольствие и польза.

Но по страхам мы плотненько покатаемся в других главах. А пока запомни: ты и только ты можешь позволить себе писать. Запретить — тоже только ты. Только от тебя зависит, насколько открытым, глубоким и искренним ты будешь в своем творчестве — и перед читателем, и перед самим собой. А чтобы понять, как писать, нужно начать. А дальше тебя уже не остановить. Уж я-то знаю, как сделать «вжух!»

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я