В книге рассмотрено формирование и проявление справедливости под влиянием социально-экономических условий в царской России, во время Февральской и Октябрьской революций, Гражданской войны, в процессе становления и развития социализма в СССР, образования новой России. Автор рассмотрел различные стороны развития социализма в Советском Союзе, особо остановившись на роли И.В.Сталина в истории страны, изложил причины развала Великой державы. Обосновывает невозможность построить развивающееся справедливое общество в условиях рыночной системы хозяйствования, предлагает вариант такого государства, выделяет роль личностного фактора в преобразованиях общества будущего. Также изложен авторский взгляд на роль церкви в установлении духовности и справедливости в имперской России, СССР и России Б.Н.Ельцина-В.В.Путина. Книга состоит из 2-х частей: 1) Образование, достижения и крушение СССР; 2) Деградация постсоветской России. Что дальше.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги ПРОТИВОРЕЧИВАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ (ОБРАЗОВАНИЕ, ДОСТИЖЕНИЯ И КРУШЕНИЕ СССР) Книга – 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ВЕДЕНИЕ
На протяжении всего существования человечества люди стремились к справедливости. Но что считать справедливым, а что нет — вопрос, на который в течение своей многовековой истории целые народы, социальные классы и слои населения, отдельные группы и конкретные личности отвечали по разному. Во имя установления собственного понимания справедливости развязывались войны, использовались суды, устраивался личный самосуд, поднимались восстания, осуществлялись революции, писались жалобы и заявления в инстанции и т.д. Однако многотысячелетние усилия людей, как всем известно, эту проблему так и не решили.
Что же является основным мерилом справедливости или несправедливости? Представляется, что оно определяется тем, насколько объективно с точки зрения потребителей распределяются средства удовлетворения человеческих потребностей между народами, социальными группами и отдельными индивидами, а также в какой мере адекватны общественные оценки результатов поведения-деятельности и социального статуса людей.
Принято считать, что решение всего перечисленного в значительной мере обусловлено социально-экономическим устройством общества, которое в процессе своего развития имело четыре формы: рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую (коммунистическую). Первые три в обобщенном смысле подразумевали создание максимально благоприятных условий для удовлетворения потребностей «избранных» народов и его элитарного меньшинства за счет ущемления удовлетворения потребностей жителей других стран и большинства своих соплеменников. Порабощенные народы и большинство угнетенных соотечественников в собственных державах не всегда мирились с таким положением дел, не признавая его справедливым. Время от времени выступали против существовавших статус-кво путем народно-освободительных войн (в результате распалось немало колониальных и иных империй), осуществляли восстания внутри своих стран и реализовывали другие виды социального протеста (как итог на смену одной экономической формации приходила другая, происходили социальные изменения и в рамках самой формации). Но в целом проблема справедливости для большинства общества практически не решалась.
Один из наиболее значимых в мире социальных протестов, сопровождавшимся восстанием и Гражданской войной, была Великая Октябрьская социалистическая революция в России, после которой образовалось первое в мире социалистическое государство — Советский Союз! В нем была предпринята попытка построить принципиально новую социально-экономическую организацию государства, которая почти получилась. Впервые удовлетворение интересов большинства и равноправное отношение к другим народам было возведено в ранг государственной политики. После Второй мировой войны образовался даже лагерь из стран социалистического содружества, в который (кроме СССР) входил ряд государств Восточной Европы и Юго-Восточной Азии.
Тем не менее, в 1991 году социализм рухнул во всех советских республиках и странах народной демократии, относительно сохранившись в Белоруссии, КНДР, Вьетнаме и КНР, пример которых вряд ли может быть использован для безусловного подражания. Современный капитализм, подгримировавший себя буржуазной «демократией» и достижениями в области высоких технологий, а также бытовой техники, ширпотреба и сфере услуг, одержал «победу» над практическим социализмом в Советском Союзе и в других соцстранах.
У многих возникает вопрос: почему на практике в основном справедливый советский социализм, добившийся за несколько десятилетий своего становления и развития выдающихся результатов и побед, превратив отсталую страну во вторую в мире экономическую державу, оказался в последующем нежизнеспособным?
Противники социализма отвечают просто — он не соответствовал человеческой природе и явно уступал по своим возможностям буржуазной демократии с рыночной, самой «эффективной» и «справедливой» системой хозяйствования. Они полагают, что коммунисты взяли власть случайно и удерживали ее лишь с помощью жестокости и тирании. И далее утверждают, что это все в прошлом и социализму (коммунизму) больше в цивилизованном обществе не бывать. В этих целях создают целые сериалы типа «Гибель империи. Российский урок», который в марте 2021 г. представил общественности архимандрит Т.Шевкунов, попытавшийся «обосновать верность» данного вывода, а царизм загубленной «золотой эпохой» по сравнению с советским строем.
Сторонники социалистической системы организации общества считают, что Советский Союз развалился, благодаря целенаправленному воздействию на него зарубежных спецслужб, а также из-за предательства, прежде всего, М.С.Горбачева и его команды, доверчивости народа, который якобы обманули. Какой-то народ глупый получается, если его так легко удалось обмануть, а зарубежные спецслужбы выглядят уж больно всесильными. Но причина видится в другом. Дело в том, что за последние годы существования СССР у многих советских людей возникло много реальных претензий как раз к справедливости и эффективности государственного управления страной. Спецслужбы же Запада умело этим воспользовались, успешно манипулируя общественным сознанием части народных масс не без помощи «пятой колонны» внутри страны, эффективно «жонглируя» нашими фактическими недостатками, порой значительными.
Так по какому же пути идти дальше: вернуться к «благостной» православной монархии, строить общество «социального» капитализма в интерпретации доморощенных либералов или вернуться к «обновленному» социализму? А может избрать иной вариант, без «измов»? Чтобы сделать правильный выбор, по мнению автора, необходимо всесторонне рассмотреть каждый исторический период функционирования нашей страны: Российской империи Николая II накануне Февральской революции и Российской республики Временного правительства; советской эпохи с октября 1917 г. по август 1991 г., ельцинско-путинского времени управления Российской Федерацией.
Без этого невозможно будет предложить альтернативную и более эффективную концепцию дальнейшей и справедливой жизнедеятельности России, предусматривающую именно НЕПРЕРЫВНОЕ И СПРАВЕДЛИВОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА. При этом важно определить и того, кто и как ее должен реализовывать, каким необходимо быть субъекту новой действительно справедливой и устойчивой системы организации общества.
Организация непрерывно-развивающегося общества не может возникнуть сама по себе. Она должна быть создана ПОД РУКОВОДСТВОМ ВЛАСТИ, способной обеспечить решение этой задачи. Как сформировать такую власть? Центральный вопрос обеспечения справедливости в обществе. Но власть не падает с неба, как это утверждают иерархи церкви, внушая, что всякая людская власть от бога. Власть формируют люди, составляющие общество. Почему они до сих пор этого не сделали, хотя вроде бы все этого хотят?
Справедливость оценок отдельными людьми глобальных и более мелких социальных процессов, а также поступков и действий индивидов, в значительной мере, ОБУСЛОВЛЕНА ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ КОНКРЕТНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ. На уровне межличностных отношений установление справедливости также вершится не просто, как и на социальном, часто сопровождаясь конфликтами, интригами, порой драками, а иногда и совершением преступлений. Чтобы выяснить, насколько справедливы индивидуальные оценки глобальных и более мелких социальных процессов, власти, поступков и действий конкретных людей в ходе осуществления межличностных отношений, важно понимать, КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ значимо влияют на их поведение, деятельность и выработку ими данных критериев на макро — и микроуровне.
Поискам вариантов возможных ответов на поставленные вопросы и посвящается эта работа. При ее написании автором использовались материалы из его предыдущих книг «Личность и власть», а также «Церковь и ее влияние на государство и личность», изданных в электронном виде Литрес.ру, но со значительными дополнениями и переработкой ряда прежних авторских выводов.
Настоящая работа разделена на две части-книги:
—
книга первая — «Образование, достижения и крушение СССР»;
—
книга вторая — «Деградация постсоветской России. Что дальше?».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги ПРОТИВОРЕЧИВАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ (ОБРАЗОВАНИЕ, ДОСТИЖЕНИЯ И КРУШЕНИЕ СССР) Книга – 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других