Издание представляет собой третью книгу автора. Первые две совмещали стихотворный текст и фотографическое изображение, позволяя более полно раскрыть смысл текста, визуализировать его. Продолжая эту тему в данном издании, автор сместил акцент в сторону поэзии, а фотография (в ряде случаев) играет роль визуального дополнения. Все представленные в сборнике стихотворные тексты носят лирический характер. Однако для удобства восприятия и соответствующего настроя они сгруппированы в разделы: «Любовная лирика», «Природа и философская лирика» и др. Это разделение весьма условно Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся поэзией, онтологией как философской категорией жизни и размышлениями о ней.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Поэтические размышления предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Умение улавливать тонкие ароматы
Особенность поэтики Юрия Райгородского — в мощной изобразительной стороне, подкреплённой звукописью, и наличием в каждом стихотворении крепкого этического стержня. Таким образом, форма и содержание не противоречат друг другу, а представляют собой некое единство. Поэт умеет создать четкую визуально — звуковую картинку — и панорамно, и детально. Очевидно тяготение автора к смешиванию, соединению разных видов искусств. Запахи, звуки, краски — вот тот природный материал, с которым работает поэт, обладающий редким умением улавливать тонкие ароматы. Именно они создают и настроение лирического героя, и атмосферу произведения в целом («Переклик»).
В душу вливаясь рапсодией Листа,
Выстрелил почкой каштан,
Пахнут особенно первые листья,
Первый над Волгой туман.
Тончай шее переживание красоты во всевозможных её проявлениях и преклонение перед ней — основа авторского взгляда («Переклик»).
Богу роднее цветок приземлённый,
С холодостойкой судьбой,
Чтоб уловить аромат его тонкий,
Встань на колени с мольбой.
В этой строфе соединилось всё: и нравственная устремлённость, и чистота мировосприятия лирического героя, и духовная крепость, и душевная ранимость. Но самое главное — подлинность, то, чего так не хватает современной литературе.
Если говорить о темах, которые волнуют Юрия Райгородского, то сквозные в творчестве — о быстротечности времени и непреложности вечных ценностей. То есть, по сути, быстротечность и определяет непреложность. Поэтому для поэта самым необходимым является («Счастье есть»)
Чувство наполненной жизни,
Что без любви — ничто.
Также важны вопросы преемственности поколений, детства и взросления, истоков радости и уныния, секретов простого земного счастья. В жизни, по мысли автора, нет мелочей и случайностей; всё, с одной стороны, закономерно и объяснимо, с другой — всё есть тайна.
Но именно на парадоксах и выстраивается гармония.
По жанру стихотворения Юрия Райгородского можно отнести к философской лирике. Встречаются яркие и оригинальные образы: «оловянный глаз колодца», «холодостойкая судьба», «древний свидетель вулканов», «солнце встает тяжело и до срока», «сердце черёмуху ждёт» и множество других.
Стоит отметить, что автор серьёзно работает и с формой стиха.
Например, в стихотворении «Колодец» нет ни слова о стуке колёс, но он совершенно отчетливо слышится, благодаря укачивающему ритму. Стихотворение написано трёхстопным амфибрахием, который художественно убедительно передаёт движение поезда.
Я в поезде ехал, качало.
Унылый пейзаж за окном,
Зашла проводница, сказала,
Что чаю предложит потом…
Громким и резким звуком врывается в воображение читателя образ навсегда ушедшего детства лирического героя и на миг вновь явившегося взору избирательной памяти: «вращается бешено ворот, срывается цепь в темноту».
Как уже отмечалось, Юрий Райгородский успешно использует звукопись. Например, в стихотворении «Мудрость» есть такие строки:
Поодаль птица на сосне —
То чиж вцепился насмерть в шишку
Нетерпеливо, как мальчишка,
Хлопочет в леса тишине,
Забыв о пищевой войне.
Повторение шипящих согласных передаёт атмосферу леса с шелестом листвы, щёлканьем шишек, шорохами и птичьими голосами.
Удивительно музыкально стихотворение «Весна и море», написанное как поэтический ответ Бродскому:
Послушай Бродского, сойди,
Ступи опять на берег моря
И самому себе соври,
Года свои оставив дома.
И ещё одна особенность: в стихах Юрия Райгородского при сдержанности интонации явственно ощущается нежность — к ребенку, к цветку, к женщине, трепетное и бережное отношение ко всему хрупкому в жизни, нуждающемуся в любви и заботе.
Анастасия Ермакова — поэт, прозаик,
зам. главного редактора Литературной газеты.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Поэтические размышления предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других