Дневник неофита (заметки на тему православия)

Юрий Меркеев

Небольшие дневниковые заметки на важные темы. Можно ли сегодня что-то менять в осмыслении форм православной жизни? Христос не призывает страдать, напротив проповедует радость. И дает универсальный рецепт как на фоне страдания внутри и снаружи не впадать в отчаяние.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дневник неофита (заметки на тему православия) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Юрий Меркеев, 2023

ISBN 978-5-0060-5384-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Плоскатики.

Ларри Даррелл в «Острие бритвы» Моэма обмолвился об одном из периодов жизни: «Бог от меня в то время находился на толщину газетного листа». Что это значит? Понятно. Очень близко. Толщина газетного листа — доли миллиметра. Бог как бы просвечивался сквозь газету. Тут, наверное, есть какие-то неточности перевода с английского. Но в целом, образ многосмысловой. Во-первых, существуют такие мифологические существа в человеческом обличии под названием «плоскатики». Чтобы перебраться с одной стороны газетного листа на другой им необходимо проползти великое расстояние по всему первому листу, а потом и по второму. Их мысль плоская. Они не знают третьего измерения — толщины. Если бы знали, то без труда пробили бы дырочку навстречу Богу. И была бы счастливая Встреча и пошли бы с Господом вечерять. Плоскатики — это все мы, идущие навстречу Богу не по короткому измерению, которое сокрыто от нас недостатком духовного зрения, а ползем по поверхности бумаги, сначала по одной стороне — молодость, сила, тщеславие, потом по второй — старость, болезни, невольное смирение. В конце концов, приползаем все к одному Богу. Но есть святые, у которых открыто духовное зрение. Они знают короткий путь к Богу.

Но в этой литературной аналогии с газетным листом, мне кажется, есть еще один смысл. Газета. Во времена Сомерсета Моэма газета была единственным источником информации. И люди читающие волей-неволей растекались мыслью по броским заголовкам новостей, а потом и ползали этой же плоской мыслью по текстам, переворачивая газету с первой полосы на вторую и так далее. Залипая на каждом новом тексте. И в этом смысле мы тоже плоскатики. Вместо того, чтобы заниматься главным — Богомыслием, ползаем по глобусу информационного шума, который так устроен, что схватив однажды, уже не отпускает. Не знаю, как у вас, но у меня иногда возникают «фантомные радости» от тех редких периодов жизни, когда я не ползал по глобусу как плоскатик, а жил полнокровно и радостно, отбросив все лишнее. Например, испытал я на днях «фантомную радость» от того, что закрыл все свои социальные сети — ВК, ОК, ММ и т. д. Дзен оставляю. Дзен — случай особенный. Да и нужно хотя бы одно социальное окно оставлять. Скоро по утрам начну ходить под свою любимую «Арку Тишины» — пустырь за домом. Надышусь, поведаю. Выложу фото. Пока не свобода. Освобождение из степеней несвободы. Свобода впереди.

«Молчание — лучше и удивительнее всех повествований».

Преподобный Варсонофий Великий.

О каком молчании писал святой? Только ли о молчании языком?

Воронежская старица советовала духовной дочери «камушек за щеку положить» и молчать. А если кто из окружения домогаться с расспросами станет, ткнуть пальцем в «распухшую» щеку и притвориться болящей флюсом. «А это не будет ложью, матушка?» — Спрашивали у нее. «Нет, не будет», — отвечала она. — «Потому что делается это во имя спасения души».

Но всегда ли спасительно молчание? Смотря, какое.

Преподобный Варсонофий был великим подвижником, он писал о молчании самой мыслью, не то, что языком. А молчание мыслью — это древняя исихастская традиция Афона.

Если молчание языком является следствием молчания мыслью, такая Тишина достойна уважения.

Любой психолог скажет, что молчание связано с накоплением энергии. Вряд ли кто-то из ученых сегодня оспорит: мысль и слово несут энергию. Индийские йоги считали, что прежде чем пускаться на поиски смыслов, необходимо научиться молчать.

Закон сохранения энергии: если разбрызгивать мысли и слова, они потеряют присущую силу. Может быть, поэтому еще православные святые советуют меньше пустословить. Грех — это ранки, которые мы сами себе наносим. Болтливость без ума — это даже не ранка, а большая рана. Не зря в перечне грехов на исповедях встречается чаще остальных грехов.

Но и молчание молчанию рознь.

Если молчание происходит от мысли очистить душу от «благоприобретенной» мути, слава Богу. Это значит, что слова, сказанные позже этим человеком, будут нести положительный заряд. А если молчание сопровождается внутренним диссонансом, раздражением, вынашиванием мести или злобы, бойтесь такого молчуна. От него можно ожидать всего, только не слов с положительным зарядом.

Лично я считаю, что сегодня в основном время слов, а потому крайне важно, с какой внутренней энергией слова произносятся. В мире проклятий, массовых спамов, отрицания правильных ценностей, важны слова миротворческие, спокойные, заряженные добром. Выше ответственность говорящего? И сегодня и во все времена. Словами оправдаемся и от слов осудимся. В настоящем и в вечности.

Не помню, кто сказал, но примечательно: «Произносить публично нужно лишь те слова, за которые ты готов понести ответ в вечности».

Говорите, друзья, пишите. Молчите. Но с хорошей энергией, исходящей из желания очистить душу. Очистись сам, и тысячи вокруг очистятся.

Обманутые.

У «анонимного православного» (так его называл английский епископ) Клайва Льюиса есть книга писем Баламута — наставления старого дяди-беса своему юному племяннику Гнусику о том, как победить врага — человека то есть. Скажем так: человека мира сего. Живущего в обычной информационной шумихе. Клайв Льюис жил, когда интернета в помине не было. Максимум информационных потоков исходили из телевизора, радио, газет.

Вот как он любопытно обыграл идею обмана человека, который доверяет аргументации печатного слова.

«Мой дорогой Гнусик! — пишет дядя-бес. — Твой подопечный (человек, с которым Гнусик-бес работает) с младенчества привык к тому, что в его голове кружится одновременно добрая дюжина несовместимых воззрений. Самоуверенная тарабарщина, а не аргументы, поможет тебе удержать пациента вдали от церкви».

Что можно наблюдать сегодня от властителей дум? Слова — разменная монета. Словами манипулируют так же, как и теми, кто слова создает. Одно слово неразменное — пропаганда. Не истина, не взвешенная осторожность, не «вымолчанное» слово. Слова сеются как сорняки. Летает «самоуверенная тарабарщина». Аргументы никому не нужны. Аргументы призывают к размышлению. Мыслить критически — это труд. Непосильный сегодня для большинства. Свобода положительного ключа всегда подразумевает критическое мышление. А это есть труд. Помню, лет 30 назад в редакции одного из литературных журналов пожилой писатель возмущался, что авторам стали платить мизерные гонорары за тяжелый труд МЫШЛЕНИЯ. Помню, как над ним подхихикивали подсобные рабочие: МЫШЛЕНИЕ — это труд? Смешно, не так ли? Обесценивая труд мысли, общество попускает не взвешенное слово, а самоуверенную тарабарщину из слов. Пожинаем не критическое мышление, а рассеянность сознания, когда в головах"кружится одновременно добрая дюжина несовместимых воззрений». Хорошая почва для коллективной шизофрении, не так ли? Баламуты сегодня выигрывают. Проигрывает Человек.

Человек безумен. Не умеет наслаждаться радостью.

Мысль эта не моя. Преподобный авва Дорофей в душеполезных наставлениях пишет о первых людях, которым Бог дал счастье в полной мере с одной только заповедью: не суйте свои носы в область Тайны. Разумеется, сунули после таинственных слов Создателя. А кто бы из нас не сунул? Имея полноту счастья и думая, что вечность усыпана розами. И розы эти без шипов. Сунули носы и…носы-то испачкали. Потом, конечно, испугались и бросились прятаться.

Бог, давая шанс раскаяться и попросить прощения, отыскал глупцов и спросил, сначала у мужчины: «Зачем? Зачем, глупый человек, ты растоптал полноту счастья? Неужели наслаждение радостью не есть счастье?» И вот этот первопроходец по миру греха прячет свой испачканный нос и пытается обмануть Бога, или, переводя на язык психологии, пытается обмануть самого себя, совесть свою: «Это не я! Это все она — женщина, которую Ты же мне дал!» Вот как ловко ушел от ответственности наш первый прародитель. Не просто «не я», а Ты виноват, Господи. Женщину дал мне лукавую, она меня сгубила. А мой нос чист. Говорит мужчина с измазанным носом. Вздохнул Создатель и пошел искать лукавую даму. Нашел. Может быть, она раскается? Неужели Бог столь наивен? Нет, конечно. Но в раю должен быть порядок. Спрашивает у носительнице всех благ: «Зачем? Тебе счастья не нужно? Ты не хочешь наслаждаться радостью?» И она вместо «прости, Боже», отвечает, пряча испачканный нос: «Это не я. Это змей-искуситель. Он виноват!». Вот, собственно, картина нашего мира — от прародителей до нас. Не мы виноваты в том, что живем без радости. Это искуситель, женщина, отец, Создатель. Это они виноваты в нашем безумии? Как не согласиться с мыслью аввы Дорофея? Человек безумен. Не умеет наслаждаться радостью.

Красота или ум?

Помышления суть начало, от них происходят слова и деятельность — слова, потому что они или дают благодать слышащим, или бывают словами гнилыми и служат соблазном для других, растлевают мысли и сердца других».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Недавно произошел диалог со знакомым писателем. Крепкий философский ум его допускает религиозность человека лишь как экзистенциальную защиту от скорбей мира сего.

Привлек его пост в социальной сети:

«… убивают не просто несчастья, а некрасивые, унизительные несчастья. Но если изобразить эти же страдания красивыми, отыскать им высокое, пускай иллюзорное, оправдание, чем и занимается искусство, то несчастный наполовину спасен.

Вот зачем нужна художественная литература».

Под этим постом я написал: «Слово вообще бы в идеале должно врачевать. Но на деле чаще наоборот. Литература калечит».

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дневник неофита (заметки на тему православия) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я