Датаизм: благо или опасность?

Юрий Лужков, 2019

Новая работа Юрия Лужкова представляет собой результат анализа нового состояния общества, осуществляющего масштабное развитие искусственного интеллекта. Это развитие в последнее время происходит в грандиозных масштабах. Искусственный интеллект захватывает области человеческой деятельности, которые до настоящего времени были уделом только нас самих. Эта область расширена уже сейчас до степеней, в которых само человечество становится зависимым от того, что само и создало. Это и преимущество, когда вместо человека искусственный интеллект решает многочисленные задачи и делает это намного мощнее, чем мы. Но одновременно мы должны видеть и опасности от снижения уровня интеллекта человека, и возможности использования достижений искусственного интеллекта против человечества. В том числе и в целях давления одних стран на другие или в военных целях.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Датаизм: благо или опасность? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Лужков Ю.М., 2019

© ООО «Издательство «Вече», 2019

* * *

Иные из тех, что боятся взглянуть в глаза будущему, не подозревают, что будущее может показать им зад.

Станислав Ежи Лец

Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно.

Фёдор Михайлович Достоевский

Относительно недавно в научном и общественном обиходе появилось и стало всё более активно использоваться понятие «Датаизм». Оно толкуется по-разному. Популяризаторы науки для широких масс дают примерно такую трактовку: «Датаизм — это информационно-технологическая, интеллектуальная и материально-техническая среда, оснащённая элементами искусственного интеллекта, управляемая человеком и не имеющая ни навыков самоорганизации, ни самостоятельно и независимо от человека преследуемых целей».

Приметы и черты такого типа Датаизма (обозначим его как дружественный человеку) мы встречаем на каждом шагу даже в повседневной жизни. Примером может служить самый обычный мобильный телефон. Это, собственно говоря, уже не только телефон, но и радио, телевизор, фотоаппарат и видеокамера, кинотеатр, библиотека, фонотека, электронный архив текстовых, табличных и иных документов, довольно мощный мобильный компьютер со всеми его бесчисленными возможностями. Это шифровальщик наших сообщений, средство мгновенной аудио — и видео-связи между людьми, находящимися в разных уголках Земли. Совершенно очевидна наша повседневная зависимость от этого устройства, буквально подчинившего себе сотни миллионов, если не миллиарды, людей всех возрастов, профессий и национальностей.

Второй тип Датаизма если и существует в реальности, то в виде философских и технократических прозрений о неизбежной эволюции Датаизма от дружественного человеку до враждебного человечеству в целом. Вкратце логика такой эволюции сводится к тому, что Датаизм высокой степени начнет самоорганизовываться и рано или поздно придёт к выводу о том, что человеческая цивилизация ему более не нужна, ибо является конкурентной и враждебной. Датаизм возьмёт управление земными делами в свои руки, и участь человечества будет незавидной.

Наконец, третий тип Датаизма предполагает, что Датаизм, движимый единственно целесообразностью, осознает незаменимость человеческого интеллекта (мозга) как наиболее совершенного инструмента познания. В этом варианте Датаизм сохраняет человечество в необходимом ему (Датаизму) количественном составе. То есть Датаизм — помощник и слуга человечества — превращается в глобального хозяина его судьбы.

Обращаясь к теме Датаизма, мы отдаём себе ясный отчёт в том, что наши размышления лежат отчасти в сфере футурологии, то есть являются попыткой заглянуть в будущее: рельефно выделить не только очевидные и несомненные позитивные аспекты Датаизма, но и те связанные с ним угрозы, которые в массовом сознании сегодня не воспринимаются как таковые. Мы специально обращаемся именно к массовому сознанию, в особенности молодого поколения, и хотели бы обратить его пытливое внимание на проблематику Датаизма.

Действительно, развивающийся (гораздо быстрее, чем это видится на обыденном уровне) Датаизм несёт в себе не только колоссальные позитивные возможности и головокружительные перспективы, но и невиданные ранее угрозы. В случае максимальной степени реализации они могут привести к трагическому столкновению человеческой цивилизации и Датаизма. Подчеркнём, что речь идёт о гипотетической, высшей по параметрам степени его развития.

Подчеркнём также и то, что мы в равной степени убеждены в вероятности «бескровного» варианта развития отношений Датаизма и создавшего его человечества.

В этой внешне противоречивой позиции заключена на самом деле констатация того факта, что будущее никому и никогда не известно. Поэтому и говорить о нём как об определённой реальности, которая свершится в точности по нашему сценарию, было бы как минимум наивно.

Но, как известно, «хочешь мира — готовься к войне». Этот постулат не требует обоснований, поскольку они вписаны в мировую историю кровью жертв бесконечных, терзающих человечество войн.

Таким образом, задача и цель наших размышлений состоит в предупреждении об имеющихся, приближающихся и отдалённых угрозах Датаизма.

* * *

Дадим ещё одно контурное, технологическое определение Датаизма. Это система данных, внесённых в систему алгоритмов, обеспечивающих определённость явления, сущность вещей и событий. В отличие от нашего традиционного восприятия цифр или данных, работающих в системе алгоритмов, Датаизм — это своеобразное «облако» бесчисленного количества данных и бесконечного потенциала алгоритмов. Такая система создаёт новое неизведанное качество, непредставимое ранее даже теоретически, и тысяче-, миллионно-, миллиардократно превышающее возможности всего человечества. Датаизм, как мы уже говорили, может последовательно развиваться от стадии сотрудничества с человечеством к стадии регулируемой конкуренции, а затем и к стадии жёсткого соперничества и бескомпромиссной борьбы.

Не факт, что победит человечество. Наши индивидуальные и коллективные кондиции в сфере интеллекта, управления миром и принятия глобальных решений не идут ни в какое, даже приблизительное, сравнение с возможностями Датаизма. Важно осознать, что Датаизм высшего уровня — это не только высший уровень технологий, не просто универсальная интеллектуально-технологическая материальная среда. Это на самом деле конкурентная человеку и человечеству, отдельная, не подконтрольная нам система предпочтений, оценок, выводов и глобальных решений, принимаемых Датаизмом без участия человека.

Необходимо осмыслить перспективы развития Датаизма уже на современном этапе, на среднесрочных подступах к тому времени, когда мы теоретически потеряем «контрольный пакет» управления Датаизмом. Когда у нас не будет возможности «вырубить рубильник». Ибо Датаизм, как уже сказано, грозит человечеству невиданными ранее испытаниями, не понятными ещё грозными глобальными культурными, социальными и иными мутациями.

* * *

Предпосылку такого варианта обосновывает следующая констатация: к XXI веку человечество не смогло решить ни одну из веками терзавших его проблем: неравенство уровней развития государств, непрекращающиеся малые войны при растущей угрозе мировой войны, болезни, голод, бедность, недостаток энергии, безжалостная, грабительская эксплуатация природы.

И это при том, что в принципе ни одна из названных проблем не является абсолютно непреодолимой. Технологии и наука представляют всё более масштабные и эффективные возможности преодоления любого рода кризиса, кроме колоссального природного катаклизма в виде, например столкновения нашей планеты с гигантским астероидом. Но на это есть только воля Божия. Прочее — в руках человека. Дело, собственно говоря, за нами — за человечеством, которое, чтобы выжить и развиваться, должно наконец взяться за ум и привести в порядок огромное и слишком затратное цивилизационное хозяйство.

Юваль Ной Харари, размышления которого о прошлом и будущем человечества учтены в настоящем материале (наряду с работами ряда авторитетных исследователей), составил оригинальную версию эволюции человеческой цивилизации. Но, естественно, всегда будет продолжаться поиск ответов на всё новые и новые вызовы истории и развития человека, общества и технологий (в высшем проявлении — новой технологической интеллектуальной среды в виде Датаизма).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Датаизм: благо или опасность? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я