Непутевые заметки к путевым делам дипломатии, этнополитики, и не только. Часть I

Юрий Линдре, 2023

Эта книга в формате непутевых заметок бывшего российского дипломата и исследователя «их нравов» рассказывает увлекательную историю об особенностях российской дипломатии, а также о многолетнем периоде работы и жизни в Эстонской Республике. Главная изюминка – опыт личного погружения в образ мыслей и мироощущение эстонцев, в их диковинный этнокультурный уклад. Международная политика и дипломатия традиционно обходят стороной человека, его субъективное восприятие окружающего мира, а также коллективные намерения общества, которому он принадлежит. Но если спуститься на уровень «глубинного народа», то становится очевидным несостоятельность или даже надуманность многих извечных межгосударственных проблем, а на иные вопросы международных отношений вдруг находятся исчерпывающие ответы. Проверено лично. Трижды. Книга написана с душой, старанием, задором и юмором, чтобы сделать процесс погружения читателя в туземную жизнь и тайны дипломатии интересным и задорным.

Оглавление

Вместо предисловия

Процесс собирания букв в связанный некой общей идеей текст, безусловно, у каждого свой, уникальный, и неважно идёт речь о технической документации, аналитической записке, научной статье или сборнике детских рассказов. Полагаю, последовательная фиксация слов на бумаге сродни складыванию кусочков мозаики в стройную единообразную смысловую картину: то тут интересную деталь найдёшь и пропишешь в нужном месте, то там, то здесь… а вот уже и рамка для будущей картины выстраивается. Так, с добавлением фактов, наблюдений и отдельных штрихов начинает формироваться единообразное повествование. Есть мнение, что такой подход к творчеству без определённой последовательности и чёткого изначального плана проистекает из фундаментального свойства человеческой памяти и в широком смысле сознания: что вспомнилось или пришло в голову, то и положил на бумагу; осенила светлая мысль — запиши; забыл её (пока нёс, как воду в решете до физического носителя) — оставь на потом; выдумал колоритную фразу — не забудь воткнуть в текст в подходящее место! Ну, или просто пристрой куда-нибудь, чтобы любоваться… и так далее до бесконечности, пока не надоест.

Момент чистого творчества бывает хаотичным и непоследовательным. Не берусь говорить за всех, но у меня совершенно точно. Сложно и не системно? Возможно, так и есть, но другого не знаю и сравнивать особо не с чем. На выходе же получается, что «есть слона по частям» в любой последовательности на поверку и вкусно, и интересно, и уж точно увлекательно.

Как некогда писал «наше всё» Александр Сергеевич, который Пушкин, в предисловии к своему бессмертному «Евгению Онегину», сие «собранье пёстрых глав полусмешных, полупечальных…» в моём случае стало логическим итогом эпистолярного поедания упомянутого слона длинною в восемь лет. Почему так долго? Отвечаю: норму словесной выработки по графику два предложения в день, к счастью, никто не ставил. Кроме того, не было и цели (изначально) привести отдельные зарисовки к единообразной законченной форме, которую не стыдно представить на суд публике.

Тёплой брюссельской осенью 2014 г., когда были написаны первые три-четыре десятка страниц этой книги, смысл письма мне виделся буквально в самом процессе. Впервые возникло желание запечатлеть на бумаге, вернее жёстком диске компьютера, нервно блуждавшие по закоулкам сознания всякие околополитические размышления и наблюдения. Всё дело в том, что их осмысление для целей профессиональной деятельности съедало значительную часть времени и вычислительных ресурсов мозга. А работать вхолостую по причине развитой многоступенчатой каскадной лени было как-то обидно. Кроме того, присутствовал нетривиальный спортивный интерес проверить на практике никем толком не подтверждённую теорию о полезности письма для тренировки эластичности памяти. Как известно, со временем наши воспоминания под тяжестью нового жизненного опыта подвергаются неизбежной эрозии и искажению, что в конечном счёте влияет на адекватность их восприятия в дне сегодняшнем. В свою очередь страдает и итоговый, вернее оставшийся по прошествии дней, месяцев и лет процент правдивости таких воспоминаний. Дабы к старости всё окончательно не переврать, было найдено самое простое и изящное решение — периодически пописывать, заполняя флеш-память электронного носителя информации разными разностями.

В порядке лирического отступления отмечу, что, конечно, существует вероятность наличия неких глубинных причин для данного творчества, однако по прошествии восьми лет на уровне сознательного «Я» они совершенно не очевидны. Как метко и не менее едко в свое время охарактеризовал меня один знакомый: «объём и масштаб мыслей /автора/ таковы, что, хаотично расширяясь и оказывая давление на весь периметр черепной коробки, они заставляют волосы стремительно вылазить наружу». Действительно, к тридцати годам пройденной жизни накопленный опыт, мысли и воспоминания совершенно точно во весь голос просились переселиться на более надёжный носитель информации. Затяжная брюссельская осень этому явно способствовала. Ну а некоторые наивные волосы также решили последовать этому примеру и покинуть привычную, но уже очевидно поднадоевшую голову.

Шутки-шутками, но могу сказать точно, что человек, внимательно смотрящий не только под ноги, а ещё и по сторонам, сам того не подозревая, склонен приходить к удивительным умозаключениям. Отдельные везунчики способны двигаться ещё дальше, утрамбовывая взаимосвязанные и взаимодополняющие умозаключения в самые настоящие открытия. Наверное, это называется природным даром или талантом.

К сожалению, и это научный факт, любая информация любой ценности является по сути лишь небольшим отпечатком на подкорке нашего мозга. Его уникальный рисунок и изначально яркие детали, вызывающие у человека определённые чувства, со временем, увы, рассеиваются. Более того, с увеличением дистанции между прошлым и настоящим выхолащиваются не только сами факты и события, но и контекст вокруг них. Так что всё логично: накопленный опыт, житейские истории, идеи, умозаключения, а у кого-то даже целые открытия для лучшей сохранности нуждаются в фиксации в какой-нибудь более надёжной форме, например, кремниевой. С одной стороны, чтобы с возрастом было откуда вспомнить, а с другой — дабы тешить внутреннее чувство собственной важности осознанием того, что потомки или просто сторонние люди эту информацию прочитают и в каком-то виде оценят.

Таким образом, совместив приятное с полезным и, надеюсь, творческое с интересным, на свет появился этот сборник зарисовок о вполне реальных событиях (где-то умышленно видоизменённых), профильтрованных через личный дипломатический опыт.

И последнее пояснение перед стартом. Я не ставил задачу основательного препарирования фактов, событий, явлений и теорий с последующим выходом на некие глубинные выводы и смыслы. В этой книге общей нитью связаны отдельные события и явления, подытоженные субъективным анализом именно той глубины, которая была доступна, понятна и интересна мне. Иронично-непутёвая форма изложения, не обременённая лишними подробностями и фактологическим прессингом, относится к категории easy reading experience, т.е. лёгкого незатейливого чтива для развлечения. Строгий подход к оценке, а также неизбежные в таких случаях критика, восхваление или верификация изложенного — не про это сочинение, даже не пытайтесь!

Приведённые в заметках оценки и выводы отражают исключительно моё частное мнение и позицию без претензии на монополию в поиске истины, поскольку искренне убеждён, что у каждого она своя. Однако в вопросах своей профессиональной компетенции, как в том старом еврейском анекдоте, я имею кое-что сказать. Если это «кое-что» не вписывается в привычную парадигму чьих-либо жизненных представлений и убеждений, то тем хуже для этих убеждений. Я всё.

* * *

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я