Психология масс

Юрий Лейс, 2023

Эгрегор формируют личности и сущности (герои) – это люди, внесшие значимый вклад в его становление. Личность может умереть, но память о ней, её идеях и делах, перерождается в сущность и продолжает подпитывать эгрегор. Пока живы сущности, жив и эгрегор. Пока жив эгрегор, он влияет на общество.Практически в каждом более-менее крупном городе бывшего Советского Союза есть улицы и площади, названные их именем, памятники, музеи, мемориальные доски. Эти факторы, наряду со многими другими продолжают поддерживать и питать эгрегор СССР, а он в свою очередь влияет на людей, проживающих на территории этой канувшей в Лету страны. Пока эгрегор существует, то какие-либо кардинальные изменения в обществе нереальны. Вначале необходимо, чтобы поменялось общественное сознание, а уже затем станут возможны социальные перемены. По этой причине некоторые страны на протяжении десятков, а то и сотен лет «ходят по кругу», находятся на одной и той же ступени экономического, политического, социального развития.

Оглавление

ГЛАВА 1. СПИРАЛЬ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

1.1. Проблема различий социально-экономического развития стран. Эгрегор общества

Социально-экономическое развитие страны является важным показателем благосостояния её жителей. Оно включает в себя не только экономические показатели, но и такие аспекты, как политическая стабильность, уровень образования, здравоохранения, коррупции, продолжительность жизни и многие другие показатели. Опыт свидетельствует, что экономическое благополучие не всегда является критерием высокого уровня жизни населения. Например, ряд нефтедобывающих и богатых полезными ископаемыми государств Ближнего Востока и Африки демонстрируют относительно низкую эффективность преобразования богатства в благосостояние народа.

Даже такой экономический колосс как США не обеспечивает достаточного благополучия для своих граждан. В частности, такие параметры, как равенство доходов или здоровье населения, отстают от некоторых государств мира. Обстановка в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой ещё более неоднозначная. Так, ряд держав, находящихся на относительном экономическом подъеме (Индия, Китай) либо обладающие большими запасами полезных ископаемых (Венесуэла) имеют существенный процент населения, проживающего за чертой бедности.

Большое количество теоретических и статистических исследований посвящено анализу социального неравенства. Эта проблема остается нерешенной для большинства стран, как развитых, так и развивающихся. Начиная с XVIII века ученые-экономисты изучают взаимосвязь накопления богатства, роста доходов, распределения накопленного капитала и возникновения неравенства. Выявлено, что общий экономический рост (особенно в странах с развивающейся экономикой) не приводит к значительному улучшению положения групп населения с низкими доходами. Быстрые позитивные изменения в экономике часто не приводят к улучшению благосостояния большей части жителей государства.

Экономисты, социологи и другие ученые выдвигают многочисленные теории, почему некоторые страны находятся на пути неуклонного роста и развития, а другие — словно движутся по замкнутому кругу одних и тех же проблем. В рамках данной книги предложен концептуально иной подход к пониманию глубинных процессов, обеспечивающих развитие или регресс государства. И лежит он в сфере психологии масс, а не количества полезных ископаемых либо численности населения.

Например, Ангола является страной-лидером по добыче алмазов на африканском континенте. Однако, три четверти населения, составляющего 27 млн человек, живут менее чем на 2 доллара в сутки, а средняя продолжительность жизни — чуть более 40 лет. Можно назвать десятки экономических, исторических, социальных и иных причин, по которым благосостояние жителей этого региона находится на низком уровне. Но что, при такой численности человеческого потенциала и количества природных ресурсов, мешает за 10-20 лет подтянуть его до показателей развитых стран?

Согласитесь, процесс исторического развития многих стран движется по спирали — каждый новый виток похож на предыдущий. Меняются времена, правители, уровень научно-технического прогресса, а государство концептуально живет так же, как и несколько веков назад. Одним из ярких, хотя и отрицательных примеров такого существования является Северная Корея. В этой стране, как и сотни лет назад, есть сильный авторитарный властитель, опирающийся на армию и элиты, большинство населения — живущие в нищете крестьяне, рабочие и ремесленники, в обществе функционирует жесткая иерархия, разделение на касты.

Что поддерживает такое государственное устройство: авторитет правителя, полицейский аппарат, невозможность граждан отстоять свои права? На самом деле ответ кроется в совершенно иной плоскости. В первую очередь, это взгляды, установки и мышление самого общества. Даже если сейчас одного правителя сменит другой, кардинально в социуме и государственном устройстве ничего не поменяется. Ведь большинство жителей данного региона, включая самые бедные слои, уверены, что это правильный образ жизни, по-другому существовать просто невозможно. Пока эта установка не изменится, нынешнее положение дел будет сохраняться.

По такому принципу существует любая группа людей, объединенных общими целями: страна, рабочий коллектив, тематические сообщества, клубы футбольных фанатов, школьный класс, студенческая группа и т.д. Пока большинство членов думают в определенной парадигме — объединение функционирует в одном формате, который невозможно сменить никакими средствами. Эта парадигма — коллективное бессознательное, набор установок и воззрений, в которые верят и которые одобряют большинство членов социума. Это многогранное понятие можно охарактеризовать термином «эгрегор».

Само понятие «Эгрегор» в литературе трактуется по-разному, однако здесь оно подразумевает мысли, идеи и символы, существующие в коллективном сознании людей. Эгрегор представляет собой мыслеформу, которая возникает в группе лиц, объединенных общими интересами. Каждый отдельный человек — это личность, которой присущи такие атрибуты, как сознание, мышление и воля (свобода воли). Когда люди в обществе (коллективе) думают одинаково, возникает эгрегор: воля, т.е. внутренняя энергия каждой личности, объединяется в волю общества. Перефразируя данный тезис можно сказать, что эгрегор — это энергетическое поле, объединяющая некую общность людей. Он включает язык, культуру, мифы, легенды, традиции, символы (символику), прошлую историю и другие атрибуты народа (народности). Каждый член группы (общества) направляет свою энергию на его поддержание, а эгрегор, в свою очередь, «подпитывает» своих адептов.

Эгрегор формируют личности и сущности (герои) — это люди, внесшие значимый вклад в его становление. Личность может умереть, но память о ней, её идеях и делах, перерождается в сущность и продолжает подпитывать эгрегор. Пока живы сущности, жив и эгрегор. Пока жив эгрегор, он влияет на общество. Например, в становление эгрегора СССР внесли значимый вклад такие люди, как К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Несмотря на то, что эти исторические личности жили более ста лет назад, память о них сохраняется по ныне. Практически в каждом более-менее крупном городе бывшего Советского Союза есть улицы и площади, названные их именем, памятники, музеи, мемориальные доски, тело Ленина до сих пор находится в мавзолее на Красной площади. Эти факторы, наряду со многими другими продолжают поддерживать и питать эгрегор СССР, а он в свою очередь влияет на людей, проживающих на огромной территории этой канувшей в Лету страны.

Пока эгрегор существует, то какие-либо кардинальные изменения в обществе нереальны. Вначале необходимо, чтобы поменялось общественное сознание, а уже затем станут возможны социальные перемены. По этой причине некоторые страны на протяжении десятков, а то и сотен лет «ходят по кругу», т.е. находятся на одной и той же ступени экономического, политического, социального развития.

1.2. Два пути формирования эгрегора

Любое общество или группа людей живут, работают и даже мыслят в рамках определенного эгрегора. Он в значительной степени определяет их мировоззрение, взгляды, цели и устремления. Каждый новый член общества либо встраивается в данный эгрегор и начинает его подпитывать, либо среда «выдавливает» данную личность. По этой причине некоторые эмигранты не могут долгое время прижиться на новом месте. Они не принимают эгрегор другой страны, внутренне сопротивляются его действию. Только по прошествии нескольких лет эгрегор нового места постепенно замещает старый, но теперь уже ценности родины воспринимаются совершенно по-другому.

Люди не могут существовать без эгрегора. Процесс его формирования может проходить двумя вариантами: естественным самобытным путем и посредством целенаправленной работы личности-лидера или небольшого круга лиц, имеющих рычаги влияния на общество.

Знаете ли вы, чем деревня отличается от села? В деревнях нет церкви. Представьте, что в какую-то незаселенную местность приезжает человек, строит хутор и начинает жить. Пока он находится в одиночестве, условий для появления эгрегора нет. Допустим, со временем в эти места приезжает другой человек, потом третий, затем целая семья, и хутор превращается в деревню. В новом поселении люди общаются, делятся опытом, мыслями, жизненными установками и, в конечном итоге, формируют общность, живущую по определенным правилам, устоям и законам. Здесь уже можно говорить об образовании единого для этих людей эгрегора, сформировавшегося естественным путём.

Формирование эгрегора естественным путем:

Теперь вообразите, что в эти места приезжают миссионеры. Они строят при деревне или хуторе храм, начинают, проводить службы, проповедовать и обращать жителей в религию. Вначале её адептами становится один двор, затем другой и, постепенно, в результате целенаправленного воздействия эгрегор этой общности меняется — деревня становится селом, т.е. её обитатели живут и мыслят в парадигме православного эгрегора.

Естественный процесс формирования эгрегора можно продемонстрировать на примере колонизации Америки.

Первоначально открытые Христофором Колумбом два новых континента рассматривались европейскими державами лишь как новые источники обогащения за счет добычи полезных ископаемых, благородных металлов и порабощения местных народов. Постепенно, начиная с XVII века эти земли стали рассматриваться как место, где можно начать новую жизнь. Так, группа английских пуритан (отцы-пилигримы), подвергавшихся на родине гонениям со стороны церкви, приняли решение переселиться в Северную Америку, дабы иметь возможность открыто исповедовать свои религиозные взгляды.

Подобные поселения с середины XVII в. стали основывать испанские, португальские, немецкие, французские, шведские и другие национальности. Причем, формально оставаясь под патронажем королей Старого Света, они практически сразу после закрепления на новом месте формировали собственные выборные органы власти, вводили собственные местные законы, обеспечивали самоуправление, зарождали традиции, устои, порядки. Постепенно население таких колоний пополнялось новыми иммигрантами, шло активное перемещение людей по территории Америки, появлялись новые взгляды на жизнь, мироустройство и взаимоотношения. Так постепенно стал формироваться американский эгрегор и к моменту начала войны за независимость он уже вовсю влиял на умы жителей этого региона.

Второй вариант создания эгрегора имеет рукотворный характер. Обычно это происходит из-за слома старого эгрегора в результате захвата новых территорий, войны, революции и других глобальных потрясений в обществе.

Наглядным образчиком такого целенаправленного формирования эгрегора является новейшая история Китая. В начале XX века эта страна была разделена на сферы влияния между сильными западными державами. Народ, страдающий от иностранного гнета и негодующий из-за неспособности правящих элит улучшить ситуацию совершил революцию 1911 года, разрушив китайскую имперскую систему.

Следующие несколько десятилетий являли собой попытки отдельных лидеров сформировать государственность страны, однако все они потерпели неудачу. Среди её причин называются две мировые войны, индустриальная отсталость Китая, оккупация со стороны Японии и пр. На самом деле, ключевым фактором являлось отсутствие эгрегора, способного объединить и сплотить общество, а также дать ему перспективные цели. Политические деятели в том или ином виде пытались воссоздать политический строй императорского образца, не понимая, что население отринуло данную модель навсегда.

Совершенно иные подходы предлагала Коммунистическая партия Китая во главе с Мао Цзэдуном. Осознав, что китайцы нуждаются в новой идеологии, этот политический деятель стал формировать соответствующий эгрегор. Вначале он базировался лишь на идеях, лозунгах и декларациях. Но, постепенно, увлекая всё больше и больше адептов он постепенно стал распространяться на культуру, образование, земледелие, промышленность, политическое устройство страны и другие сферы жизни.

1.3. Личности и сущности как важные компоненты эгрегора

Эгрегор — это коллективное бессознательное, мысль или идея, объединяющая некую общность людей. Он влияет на эту общность, взаимодействует с ней, определяет её мировоззрение, цели и конкретные действия. Хотя эгрегор — это нематериальный объект, он в определенном смысле живой, и обладает многими атрибутами личности. Более того, он защищает себя, свою целостность и жизнестойкость от внешних воздействий, выражаясь метафорически, ведет себя, словно обладающее разумом существо.

У эгрегора всегда есть родители. Это люди, формирующие его основу. Они не знают, каким станет их дитя, какие черты и особенности приобретет в процессе своего становления и не всегда могут управлять им и контролировать его.

Эгрегор возникает у любого объединения людей, будь то семья, трудовой коллектив, политическая партия или целая страна. Недаром в любой бизнес-компании огромное значение придаётся названию, бренду, философии и корпоративному духу. Они формируют эгрегор, без которого фирма обречена. Каждый новый работник так или иначе попадает под влияние этого эгрегора, начинает трудиться в его парадигме. Люди, которые не принимают философию данного эгрегора, не могут долгое время находится в этом коллективе. Они либо увольняются сами, либо это делает руководство. Так эгрегор защищает себя от разрушения, избавляясь от людей, которые ему противостоят или просто не принимают. Личности поддерживают эгрегор при жизни, но если они не трансформируются в сущности (героев), то эгрегор умирает.

Например, школьный класс, как любой другой коллектив, имеет свой небольшой эгрегор. Даже спустя 20-30 лет после окончания школы на вечере встречи выпускников бывшие одноклассники необъяснимым образом ощущают ту атмосферу, что царила в школьные времена. Это не просто воспоминания — возникает дух того времени. Но, так как у эгрегора класса нет сущностей, цементирующих это единство, то, по мере ухода из жизни одноклассников, он «истончается» и исчезает. Таким образом, основа эгрегора, его «душа», базируется на двух столпах: личностях и сущностях.

Личности — это люди, сформировавшие основы эгрегора, так называемые «родители», а также «хранители» — лица, поддерживающие его жизнь с течением времени, когда родители уже умерли. Например, вклад в появление эгрегора великой державы XX века — СССР внесли конкретные личности: Ленин, Троцкий, Сталин, Каменев, Свердлов и ряд других деятелей. Они сформировали основные идеи и принципы эгрегора. В дальнейшем, личностями, поддерживающими эгрегор СССР являлись его руководители (Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев), элита (военные, ученые, спортсмены, номенклатурные работники и др.), а также люди, ассоциировавшиеся в массовом сознании с мощью и достижениями государства (Жуков, Рокоссовский, Гагарин, Курчатов, Туполев и др.). Таких людей относительно немного, но они являются связующим звеном между эгрегором и обществом. Родители (не обязательно) и другие сильные личности, подпитывающие эгрегор, могут стать сущностями. Так, некоторые из родителей эгрегора СССР (Ленин, Сталин) стали сущностями, в то время как другие, к примеру, Троцкий, Каменев, Берия — нет.

Сущность — это «аура» личности, перешедшая в новое состояние. Это информационно-энергетический объект, идеализированный образ, основанный на достижениях, достоинствах и уникальных чертах человека, внесшего значительный вклад в становление эгрегора. По многим параметрам сущность может не иметь ничего общего с конкретной исторической личностью-прототипом, т.к. приобретает совершенно иной, мифологизированный вид, в котором одни качества и добродетели гипертрофированы, а другие — полностью отсутствуют. Так, центральной сущностью эгрегора СССР стал В. Ленин. Ещё при жизни он являлся для жителей Союза советских республик чем-то вроде мессии. Его фигура в глазах народных масс была настолько значительной, что люди были готовы выполнить любой его приказ, в прямом смысле отдать за него жизнь.

После смерти Ленина его личность перешла в сущность, которая жива до сих пор и влияет на определенную часть общества. Во времена СССР практически каждый житель страны ощущал, что «за его спиной» стоят великие люди: Ленин, Маркс, Энгельс и другие. Он не имел права их подвести, не оправдать их ожидания и жил так, как они завещали. В этом смысле, сущности управляют личностями в виде мыслей, суждений, принятых решений.

Сущность, как нематериальный объект, поддерживает своё существование за счет материальных вещей, предметов, символики. К примеру, долгая «жизнь» сущности Ленина объясняется тем, что её существование поддерживается за счет множества артефактов. Его изображение поместили на флаг, денежные купюры, медали, ордена, значки, печатную продукцию, памятники и мемориальные доски, его именем называли улицы, площади, поселки и города, его идеи распространялись в художественной и научной литературе, песнях, лозунгах, присказках и поговорках, в самом сердце столицы стоит мавзолей с его телом. В любом городе России и многих бывших союзных республик также есть улицы, музеи и памятники в его честь.

Материальные объекты, поддерживающие и укрепляющие сущность.

В этом смысле Ленин сейчас живее всех живых, его сущность полна сил, хотя уже и не так исполински, как при СССР, но, тем не менее, она пытается возродить этот эгрегор. Многие люди начинают возвращаться к этому времени, «вспоминать», как хорошо жилось в середине XX века советским людям и какую роль в этом сыграл Ленин.

Эгрегор сам решает, какие из личностей станут сущностями. Например, ключевая фигура эгрегора СССР — сущность Сталина. Она не является калькой с реального человека, т.к. за время своего формирования обросла качествами и атрибутами, коими реальная личность могла и не обладать. Казалось бы, после запуска процесса о развенчании культа личности Сталина, память о нем самом, его делах и достижениях, должна кануть в Лету, как это случилось с Троцким, Берией, Каменевым и многими другими деятелями.

Однако этого не произошло, сущность Сталина до сих пор живет, почитается многими людьми и влияет на общество в рамках эгрегора СССР. Образ Сталина возникает в современном кинематографе, видео и аудиопродукции, прессе, интернете, зданиях и сооружениях, монументах и памятниках, постерах, посуде, одежде и даже татуировках. Появляется множество статей, обсуждений в прессе и видео о том, как страна эволюционировала в период руководства Сталина, какие были осуществлены научно-технические прорывы, как хорошо жилось людям. Интернет пестрит подборками крылатых выражений, шуток, решений и поступков, совершенных этим человеком при жизни. В результате образ Сталина возрождается и по своей мощи занимает место рядом с Лениным. Это ощутимо укрепляет и сущность Сталина, и эгрегор в целом.

В этой связи, для эгрегора сущности важны несоизмеримо больше, нежели личности, так как они способны реанимировать его, возродить в случае «смерти». Ни одна личность самостоятельно не в силах восстановить поверженный эгрегор, а сущность может, причем делает это она как раз за счет личностей, т.е. живущих в настоящий момент времени людей.

Одним из показательных примеров влияния сущностей в настоящее время может служить политика Турции с начала 2000-х годов. В момент прихода к власти Р. Эрдогана, этот политик декларировал множество демократических инициатив и реформ. Шла дискуссия о вступлении Турции в Европейский союз, а авторитетное издание European Voice называло турецкого лидера «европейцем года». Однако, в последующие годы реальные действия пошли вразрез с заявлениями и озвучиваемыми намерениями. Очевидно, что «стоящие за спиной» Эрдогана сущности эгрегора Османской империи, начиная от Сулеймана Великолепного и заканчивая Ататюрком, пытаются возродить его, пусть не в прежнем масштабе, но, тем не менее, воссоздать могущественную и влиятельную державу, играющую значимую роль на мировой арене.

Подобные процессы происходят не только на уровне политического устройства государства, но в любых человеческих сообществах. Например, в криминальном мире чтут не только ныне живущих авторитетов, но и людей, которые оставили след в прошлом. Такие имена, как Сонька Золотая Ручка, Мишка Япончик, Лёнька Пантелеев и ряд других, знают не только в преступной среде, но и повсеместно на территории бывшего СССР. Воровские законы и «понятия», т.е. свод правил жизни и взаимодействия между уголовными элементами, в значительной степени сформировались под влиянием легенд и историй об этих людях, их делах и поступках, мировоззрении и взглядах на жизнь. О них написаны документально-биографические и художественные рассказы, сняты фильмы, сериалы и видео-материалы. Безусловно, эти представители воровского мира стали сущностями и воздействуют на современный криминалитет.

В иных сферах жизни, например, в мире науки — также есть свои сущности, о которых сложены мифы, изданы многочисленные литературные произведения, сняты передачи, телевизионные и кинофильмы, а также видео в интернете. Ломоносов, Менделеев, Пирогов, Сеченов, Попов — список можно продолжать долго, т.к. в каждой области науки есть свои сущности. Когда человек, например, студент или аспирант, попадает в эту среду, то данные сущности начинают влиять на него, формировать соответствующие цели, направлять помыслы, руководить его жизнью.

Сущностей можно лицезреть в любых сферах жизни: культуре, производстве, спорте, армии… Они поддерживают соответствующий эгрегор и управляют людьми, которые попадают под его влияние. В этой связи можно говорить о том, что сущности ведут себя, как живые существа, обладающие стремлениями, целями и желанием жить. Они овладевают разумом человека и влияют на его мысли, поступки, цели. В этой связи, аналогия с призраком не лишена основания.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология масс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я