Дорогие православные папы и мамы и те, кто только готовится стать ими! Перед вами – единственная и незаменимая в своем роде книга. Здесь объединен труд священников, православных врачей и литераторов. Они собрали разнообразные и нужнейшие сведения об отношении Церкви к чадородию и воспитанию детей, медицинские рекомендации по подготовке к родам, по вскармливанию младенца и уходу за ним. Рассказывается об основных проблемах, с которыми сталкиваются молодые родители, и о том, как проблемы преодолеть. Вы найдете здесь разумные и дельные советы о том, как вести себя в болезни, оказывать первую помощь в несчастных случаях, как восстановить себя после родов. Господь да сохранит вас и детей ваших!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Практическая энциклопедия молодой православной мамы. Первый год жизни вашего ребенка. Советы священника и врача предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава III
Наречение имени и крещение
Все в жизни православных христиан освящено Церковью. Вскоре после рождения младенца приносят в Храм Божий для наречения имени и Таинства Святого Крещения.
Наречение имени младенца
(советы священника)
Почти наверняка вы выбрали имя своему ребенку еще до рождения. Но мало кто отдает себе отчет в том, что выбор имени младенцу (на языке Церкви — наречение имени) — это таинственное и святое событие, и что согласно Уставу Святой Православной Церкви в восьмой день по рождении младенца его приносят в храм для наречения имени. «В наречении имени, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — виден знак владычества». Пользуясь им, «жены не просто, как случится, дают имена рожденным от них, а заключают в имени дитяти предзнаменование» того, что ожидает его в будущем. «Не станем… называть детей именами случайными… но именами мужей святых, просиявших добродетелью. Но только на эти имена пусть не надеются ни родители, ни дети, потому что имя без добродетели не приносит никакой пользы».
Только через имя, освященное молитвой и благословением пастыря Церкви, ребенок может быть допущен к участию в церковных Таинствах.
Древнерусская церковная традиция запрещает наречение имени «от притчей и вещей». Во все времена имя христианина считалось святым, и потому с самого детства его учили уважать свое имя. В Православной Церкви принято давать крещаемым имена прославляемых в ней святых, внесенные в Православный месяцеслов (т. е. православный церковный календарь, иначе — святцы). Святой, чьим именем нарекается человек, становится его небесным покровителем и заступником. В этом выражается опыт Церкви как «Сообщества святых» — уверенность в том, что единственное истинное назначение и призвание человека есть святость.
Обычно имя новорожденному родители избирают в честь чтимого Церковью святого, память которого приходится на восьмой день после рождения ребенка. Раньше имя младенцу нарекалось иногда также по имени святого, память которого приходится на день рождения или на день крестин новорожденного. Часто ребенка называли в честь святого, особо почитаемого всей семьей, даже если день его памяти праздновался задолго до или после дня рождения младенца. Крещение новорожденного в таком случае могло быть совершено в день памяти данного святого.
Молитва о младенце по уставу совершается священником в притворе храма.
По прочтении молитвы священник берет в руки младенца и, изображая им крест перед дверьми, отделяющими храм от притвора, или перед образом Пресвятой Богородицы, читает или поет тропарь Сретению:
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия́ Солнце Правды Христос Бог наш, просвеща́яй су́щия во тьме: весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный, прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших, да́рующаго нам воскресение.
Чтением этого тропаря Церковь напоминает, что почти две тысячи лет тому назад в Храм Господень был точно так же принесен Богомладенец Иисус, Дитя Приснодевы Марии, рождением Своим открывший человеку путь к неописуемой радости Царствия Божия.
В наши дни наречение имени младенцу чаще совершается в день совершения над ним Таинства Крещения.
Крещение
Многие из желающих окрестить младенца не отдают себе отчета в важности этого шага, в его смысле и значении.
— Для какой цели мы крестим детей?
Редко можно услышать правильные ответы. Говорят: «Для того, чтобы были крещеными» или «Русские должны быть крещеными», или «Чтобы веровали и были здоровыми», или «Чтобы имели веру», или «На всякий случай» и так далее.
Вряд ли стоит подробно разбирать несостоятельность таких ответов. Они — как «масло масляное».
Цель крещения должна быть одна: соединение с Богом для вечной жизни. Не следует искать в этом таинстве здоровья, ума, способностей к учению. Это второстепенное — оно не должно заслонять главного. Христос сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).
Помните или, лучше, осознайте, что вашему ребенку открывается вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2 Пет. 1, 11).
Святое крещение — это не традиция, не обычай или обряд, это — великое таинство! К крещению необходимо относиться серьезно, приступать к нему, как и к любому другому таинству Церкви, без должной подготовки нельзя.
Во время крещения крестным родителям нельзя быть праздными зрителями, нельзя не знать, что же сейчас будет происходить, — напротив, нужно, по возможности, подготовиться к таинству и участвовать в нем.
Многие приходят просто, без подготовки, думают: батюшка помолится, окунут их младенца — и он будет крещен. Это не так.
В двенадцатом веке в Патриарший Синод в Константинополе пришли несколько турок, заявивших, что они христиане. «Как же случилось, что вас, турок, магометан, окрестили?» — спросили их. Они отвечали, что у них, турок, существует обычай крестить своих детей у православных священников, потому что, по их мнению, во всяком новорожденном ребенке находится злой дух и «смердит, как собака», пока ребенок не получит христианского крещения.
Синод не признал такого крещения, потому что они искали его не как средства, которое очищает от всякой душевной скверны, просвещает и освящает человека, не с добрым православным намерением, но как некое телесное «лекарство» и чародейство.
Здесь же дело гораздо более великое и более страшное, здесь Сам Бог, сами ангелы предстоят, принимая нашу веру, нашу готовность, и мы не должны быть равнодушны. Ни в коем случае нельзя настраивать себя потребительски, формально: вот, мы заплатили в свечной ящик деньги, нашего ребенка зарегистрировали в книге, сейчас его окрестят, мы получим свидетельство о крещении и положительный результат всего этого не замедлит сказаться.
К началу таинства надо приходить вовремя, поэтому о времени узнайте заранее. Необязательно креститься в воскресный день, если в храме и в будние дни совершают это великое таинство.
Что нужно принести с собой в храм?
Крестик можно купить в церковной лавке, а можно принести с собой. Крестик, купленный в ювелирном магазине, нужно дать священнику, он его освятит. Для крещения малыша вместо тонкого шнурочка или цепочки для крестика лучше использовать неширокую ленточку, тесьму.
Существует благочестивый обычай: во время таинства на крещаемого одевают новые белые одежды — символ очищения души от греха, начала новой жизни. Одежды эти можно купить заранее, но можно обойтись и тем, что есть — нужно лишь, чтобы одежда была светлой, чистой и новой. Для младенцев — это рубашечка, обычно с вышитыми крестиками на груди, на плечах или на спине. Если по каким-то причинам белых одежд принести с собой не удастся — не огорчайтесь, совершению таинства крещения это не препятствует.
Для крещения также нужны новая белая простыня или полотенце — они понадобятся по выходе из купели, особенно в тех храмах, где крестят полным погружением.
Крестные родители (восприемники)
Для крещения необходимо иметь крестных родителей — восприемников от купели, обязанных наставлять крестника основам православного вероучения и правилам христианской жизни. Восприемников может быть двое, но по церковному уставу обязателен один восприемник: мужчина для мальчика и женщина для девочки.
Восприемниками не могут быть малолетние дети, невежественные в вере люди, иноверцы и раскольники, душевнобольные и умственно отсталые люди, падшие нравственно (например, развратники, наркоманы, лица, находящиеся в нетрезвом состоянии). Не принято, чтобы крестными родителями становились монашествующие. Не могут также быть восприемниками одного ребенка супруги. Родители крещаемого младенца также не могут быть крестными.
Что требуется от крестных? Не только принадлежность к православной вере по крещению, но хотя бы элементарное понятие о вере, сознание меры ответственности перед Богом за души крестников, знание хотя бы основных молитв («Отче наш», «Символ веры», «Богородице Дево, радуйся», Ангелу-Хранителю), чтение Евангелия, ибо в таинстве крещения Господь вручает им младенца. Помогать наставить в вопросах веры, помогать родителям носить или водить в храм младенца и причащать его — заботы крестных родителей. На крестных возлагается огромная ответственность за всю тяжесть, за весь труд духовного воспитания своих крестников, ибо они вместе с родителями отвечают за него перед Богом. Крестные родители могут и материально поддерживать своего крестника — и не только тем, что дарят подарки в день именин, в день крещения ребенка.
Необходимо знать, что в исключительных случаях (например, при смертной опасности — для новорожденного в отдаленных местностях, где нет церкви и невозможно пригласить священника или дьякона) допускается, чтобы крещение совершил мирянин — то есть верующий мужчина или верующая женщина. При этом необходимо точно и правильно произнести формулу крещения, тайносовершительные слова: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца (первое погружение или обливание водой), аминь, и Сына (второе погружение), аминь, и Святаго Духа (третье погружение), аминь». Если крещенный таким образом человек останется жив, выздоровеет, он должен быть доставлен к священнику, чтобы тот восполнил чин крещения (совершил миропомазание и воцерковил крещаемого). Священник обязан также выяснить, правильно ли было совершено таинство крещения, и в случае ошибки совершить его заново.
Даст Бог, вы принесете крестить чадо в младенчестве — чем раньше, тем лучше: если малыш здоров, то обычно это делается на 40-й день, когда в храм может прийти мать крещаемого, чтобы получить очистительную молитву после родов. Существующие в некоторых местах обычаи не допускать на крещение отца и мать не имеют никакого церковного основания. Единственное требование — родители не должны участвовать в таинстве крещения (то есть они не держат младенца на руках, не воспринимают от купели — это делают крестные), а могут только присутствовать при нем. Крестные же держат младенца на руках в течение всего времени совершения таинства — обычно, крестная мать до погружения в купель, крестный отец — после (в том случае, когда крестят мальчика). Если же крестят девочку, то вначале на руках ее держит крестный отец, а воспринимает от купели крестная мать.
Можно ли роптать, если принесли крестить, скажем, младенца, а священника приходится ждать? Младенец капризничает, родители приходят в немирность… Следует вспомнить, что крещение совершается один раз в жизни — и ради этого можно потерпеть и потрудиться.
В древности крещение всегда заканчивалось причащением Святых Таин. Сейчас не всегда бывает такая возможность — поэтому в ближайшие дни младенца надо принести в храм Божий, чтобы он причастился Тела и Крови Христовой.
Что надо делать, чтобы таинство крещения доставило родным и близким не только духовную, но и житейскую радость? Хорошо, если крестный отец сможет купить крестик для младенца, взять на себя расходы по совершению таинства, подготовить подарок по своему усмотрению. Крестная же мать обычно дарит «ризки» — ткань, в которую заворачивают младенеца-крестника после купели, а также крестильную рубашечку, чепчик. Если решат подарить какие-либо подарки, то выбрать надо то, что было бы практически удобно и для младенца, и для его близких.
Крестик после таинства крещения с ребеночка не снимают. Он не мешает ни при переодевании, ни при мытье и купании; малыш привыкает к нему и не обращает на него особого внимания, не играет им, а когда станет постарше, с удивлением спросит вас: «Мама, а почему у (имя сверстника) нет крестика?»
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Практическая энциклопедия молодой православной мамы. Первый год жизни вашего ребенка. Советы священника и врача предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других