К вопросу о предыстории Индии

Юрий Владимирович Максименко

Древнейшая история Индии интересна тем, что именно Индия донесла до нас такое понятие как «арья», которое впоследствии ассоциировалось с неким народом, давшим міру семейство «индоевропейских» языков и великую культуру, ярким проявлением которой были древнеиндийские книги Веды, Махабхарата, Рамаяна и многие другие. Именно арийские племена, как будет показано, пришли с севера Евразии и дали импульс развитию индийского общества.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги К вопросу о предыстории Индии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Составитель Юрий Владимирович Максименко

ISBN 978-5-0050-7615-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Вступление

Древнейшая история Индии интересна тем, что именно Индия донесла до нас такое понятие как «арья», которое впоследствии ассоциировалось с неким народом, давшим міру семейство «индоевропейских» языков и великую культуру, ярким проявлением которой были древнеиндийские книги Веды, Махабхарата, Рамаяна и многие другие. Согласно Эзотерическому учению древнего Востока, приход племён арийской расы в Индию состоялся после 18 тыс. до н. э. Известное же науке появление ведических ариев там же произошло около 1500 г. до н. э. Этот огромный промежуток времени мы и постараемся изучить до определенной степени, а также проанализировать имеющиеся сведения, чтобы проследить реальное движения ариев с севера Евразии на Индостан.

В течение многих десятилетий ученые ведут спор по различным вопросам «арийской проблемы», пытаясь решить, когда, откуда и какими путями индоарийские племена пришли в Индию (11). Дискуссионным остается до сих пор и вопрос о прародине ариев, т.е. о точке исхода ариев в сторону Индостана. Приход индоариев в Индию некоторые ученые рассматривали как покорение отсталых аборигенов высокоразвитыми арийцами (2), которые принесли с собой в Индию цивилизацию и создали развитое общество. Защитники расовой теории привносили в эту проблему и расовое различие, существовавшее будто бы между полноценными ариями и народами Индии (3), совершенно отрицая возможность самостоятельного развития и прогресса местного населения. Согласно этим теориям только с приходом ариев в Индии появилось классовое общество и образовалось государство (4). Открытие развитой цивилизации в долине Инда заставило многих ученых пересмотреть свои взгляды, но отголоски этой «теории» продолжают звучать до сих пор.

К сожалению, до сих пор также нет ответа на вопрос, в какой области Индии впервые появились индоарии (5). Некоторые ученые считают, что они пришли из Ирана, другие ведут их из Северного Белуджистана и Афганистана. Вторая точка зрения представляется более правильной: в ее пользу говорят, например, данные топонимики н гидронимики Афганистана. При этом индоарийские племена не были связаны с главными городами Хараппской цивилизации (6), данные хронологии свидетельствуют и о значительном временном разрыве между упадком центров на Инде и приходом индоариев в Индию. Упадок хараппских центров, как показал радиокарбонный анализ, произошел в XIX—XVII вв. до н.э., проникновение же индоариев имело место на несколько веков позднее.

Вопрос о вторжении племен древних ариев в Индию и Иран во II тысячелетии до н.э. является чрезвычайно важным и принципиальным в связи с различными теориями, группирующимися вокруг него. Нельзя сказать, что вопрос об «арийском» завоевании никак не ставился в советской науке (7). В ряде статей в Большой Советской Энциклопедии этому уделено много внимания, но четкого ответа на этот вопрос там найти нельзя. Так, например, А. Золотарев в статье об археологии Индии (т. XXVIII) говорит о «гипотетической миграции так наз. арийцев», а Н. Кун в статье о Ведийском периоде (там же, стр. 235) называет вторжение ариев «мифическим завоеванием» и, излагая теории буржуазных историков, снабжает их выводы словами «якобы» и «будто бы», опровергая тем самым их точку зрения, но не давая ничего взамен. Между тем, из статьи Р. Шор об арийцах (т. III) и индоевропейцах (т. XXVIII) вытекает, что «арийцы» являются завоевателями индийских народов. Об ариях говорят не только легенды, но и надписи Ирана и античные писатели — Геродот, Страбон и др.

Проблема «арийского» завоевания упирается прежде всего в вопрос о том, кто такие были арии (8). Современная наука не говорит об индоевропейцах как об этнической группе, имеющей общего предка, но только как о языках индоевропейской системы (9). Также и об «арийцах» как об этническом понятии современная наука не говорит, но только об «арийских» языках, т.е. о восточной группе индоевропейских языков — о языках Индии, Ирана, некоторых народов Средней Азии. Что же представляли собою племена, говорившие на «арийском» языке в своем «доиндоевропейском» состоянии? Для этого следует обратиться к первоисточникам (10). Этими первоисточниками являются прежде всего священные книги индийцев, древность которой признается всеми исследователями, а также «Авеста», священная книга иранских народов, персов. После работ Макса Мюллера, Бюрнуфа, Рота, Дармстетера и других ученых индианистов и иранистов наука внесла много в изучение этих древних текстов. «Ригведа», как показывает изучение встречающихся в ней географических названий, названий растений и животных, возникла в восточной части современного Афганистана (11), где-то на северо-западе от Пенджаба. Также из преданий священных книг «Авесты» и «Ригведы» вытекает, что откуда-то с верховьев Яксарта и Окса (в Средней Азии) пришли племена (12), подчинившие себе коренное население Ирана и Инда. Они называли себя «арьями», т. е. благородными.

Данные сравнительного языкознания и других наук также свидетельствуют о том, что некогда древние иранцы и древние индийцы жили вместе, образуя так называемую индоиранскую общность (13). В пользу этого говорят, например, близость языков этих народов и их древнейших письменных памятников («Авеста» у древних иранцев и «Ригведа» у древних индийцев), большое сходство религиозных верований и многих древних социальных институтов. Прародиной ариев, или территорией совместного проживания предков древних иранцев и индийцев, одни ученые считают Среднюю Азию, другие — южнорусские степи; из этих областей они соответственно ведут движение древних иранцев в Иран, а древних индийцев в Индию, хотя спорным является и вопрос о путях движения этих племен (14) — либо через Кавказ в Иран и затем в Индию, либо из Средней Азии иранцы в Иран, индийцы в Индию.

Проникновение ариев в Индию было не единовременным действием, а процессом, растянувшимся на сотни лет. Этот период в истории Индии называют арийским, или ведийским. Именно в эту эпоху созданы величайшие памятники индийской и мировой культуры — поэтические эпосы Махабхарата и Рамаяна. Ведийская цивилизация — во многом загадка для ученых (15). На эту тему есть много домыслов, спекуляций и теорий. С уверенностью наука может сказать лишь то, что во второй половине II тысячелетия до нашей эры на территории Северной Индии уже существовала цивилизация ариев (16), основой миропонимания которых являлись Веды и ведийская литература. Эти древние священные тексты, помимо чисто религиозных функций, являлись хранилищем знаний во всех областях жизни: военном деле, медицине, градостроении, математике, астрономии, музыке.

Вот чтобы разобраться во всех этих (нами обозначено выше 16 вопросов без ответов) необъяснимых для науки реалиях и внести в существующие концепции об арийском влиянии на культуру Индии некоторую ясность и проведено данное исследование. Попытаемся ответить на обозначенные выше вопросы и дать определённое представление о ведийском периоде Индийской цивилизации, что нами названо как предыстория Индии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги К вопросу о предыстории Индии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

В скобках обозначены цифры — нумерация имеющихся вопросов по истории Индии.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я