Это издание книги дополненное, с исправлениями, изданной ранее книги в издательстве «Квадро» «Дорогие мои земляки». Она посвящена землякам – солдатам Великой Отечественной войны. Автор благодарит Безрядина Василия Федоровича, Крылова Алексея Юрьевича за содействие в издании этой книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дорогие мои земляки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Борзаков Николай Спиридонович
1914 года рождения. Капитан. Летчик. Преподаватель Арзамасского стрелково-минометного училища.
Когда-то Николай Спиридонович Борзаков на встрече с учащимися Красноармейской школы сказал, что его сокровенная мечта юности стать летчиком исполнилась, но быть летчиком долго не случилось — грянула война и вскоре — тяжелое ранение. А начиналось все в далеком 1933 году. В совхозе «Красноармейский» в первые годы его создания образовалась комсомольская организация, в которую входило более 50 юношей и девушек. Николай был ее секретарем.
БОРЗАКОВ НИКОЛАЙ СПИРИДОНОВИЧ
Николай 15-летним юношей еще в 1928 году работал в слесарной мастерской, сначала учеником, потом самостоятельным рабочим. Любовь к технике жила в нем с юных лет. В 1930 году окончил курсы трактористов.
В эти годы по всей стране активно работали аэроклубы, был такой и в Воронеже. Комсомольцы собрались и решили создать свой аэроклуб. Задора и настойчивости молодым не занимать! И они добились, конечно, не без помощи директора совхоза, парторганизации. Аэроклуб начал свою работу. Зимой 1935 года проводились теоретические занятия, которые проводили три инструктора, а руководил курсами Лошкарев — запомнил его фамилию Николай Спиридонович.
Будущие пилоты усердно занимались теорией и с нетерпением ожидали прилет самолета. В центральном отделении совхоза, недалеко от склада ГСМ в сторону МТФ («Восход»), располагалась взлетная полоса. Комсомольцы-курсанты выровняли ее и построили ангар для самолета.
И вот в один из весенних дней прилетел долгожданный двукрылый учебный самолет. Рядом с ним собрались и стар и млад. Кто-то подходил близко, гладил ладонью по фюзеляжу, по крыльям, а кому-то хотелось покрутить пропеллер. Да что говорить! Трактор в ту пору был в диковинку, старики иногда, встречаясь с ним, крестились. А девчата! У них сердце замирало от мысли, что и они смогут летать. Летать курсанты учились рано по утрам с восходом солнца, днем работали. Лучших курсантов отобрали для дальнейшей учебы в Воронеж и в Борисо-глебск. Николай Борзаков прошел обучение в Борисоглебске, и в 1936 году стал старшим летчиком.
Первый день войны, 22 июня 1941 года, он встретил под городом Львовом командиром звена в 164 авиационном полку 12 авиадивизии. Рано утром в этот день летчики были на аэродроме, они еще не знали, что началась война. Над аэродромом появились немецкие бомбардировщики и стали бомбить аэродром, его сооружения и самолеты. Николаю удалось быстро сесть в самолет, и истребитель набрал высоту. Тут он увидел, что под ним — немецкий бомбардировщик. Атака — и самолет фашистов горящим факелом пошел вниз. Присоеденились наши самолеты, скоротечный бой закончился, уцелевшие немецкие самолеты спешно ушли за горизонт.
22 успешных боя провел летчик Николай Борзаков. В одном из них он был тежело ранен, и летная судьба его закончилась. После госпиталя он работал преподавателем в Арзамасском стрелково-минометном полку, обучал воинскому делу курсантов. Ниже представлена выписка из наградного листа на капитана Борзакова Н.С
Командир училища полковник Мартанус представил Н. С. Борзакова к награждению медалью «За отвагу», но высшее командование наградит его орденом Отечественной войны II степени. А в 1985 году Николай Спиридонович получит орден Отечественной войны 1 степени, в честь 40-летнего юбилея Победы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дорогие мои земляки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других