Глава 1
Особенности работы с разными возрастами и категориями танцоров
1.1 Личное кредо тренера
Тренер — это человек, обладающий строго определённой, узкоспециализированной и достаточно глубокой профессиональной ориентацией. Тренер — это Эксперт с одной стороны, и образец поведения — с другой.
В компетенцию тренера входят:
— знания спортивных требований к танцорам тех возрастных и квалификационных категорий, с которым он работает;
— знания возрастных психофизиологических особенностей спортсменов;
— знания, методики преподавания в группах разных категорий;
— навыки организации тренировочного процесса.
Это значит, что:
— никакие родители не могут учить его, работать с той или иной категорией или возрастом танцоров;
— тренер точно знает, что от тех или иных нагрузок может быть такая-то реакция;
— его методика преподавания максимально эффективна для данного возраста;
— его график тренировок рассчитан на максимальный успех;
— он отлично знает, как должен быть организован тренировочный процесс, и полноценно справляется с его организацией.
В компетенцию тренера не входят:
— определение эмоционального состояния и состояния здоровья спортсмена;
— прогнозирование развития спортивной карьеры танцора;
— решение семейных, финансовых, учебных и прочих личных проблем танцора.
Тренеру необходимо разобраться с собственной позицией в своей педагогической роли.
Существует концепция, основанная на гештальт-подходе. Она уже не раз доказала свою эффективность. В гештальте существует понятие о том, что совмещение нескольких социальных ролей по отношению к одному и тому же человеку не приводит к эффективности ни в одной из них.
Например, сочетание роли родителя и тренера к одному и тому же ребёнку.
Тренер должен чётко очерчивать свою позицию — позицию тренера.
Грамотный тренер в своей работе использует следующие моменты:
— методичность подачи тренировочного материала;
— психологическая атмосфера, которую тренер создаёт;
— умение строить отношения с родителями;
— умение строить отношения со спортсменами;
— умение планировать и продвигать карьерную стратегию учеников;
— умение поддерживать трудолюбивых учеников и стимулировать менее азартных;
— умение регулировать отношения в парах между спортсменами;
— умение выстраивать отношения с ассистентами и коллегами, с которыми данный тренер сотрудничает.
Для начала, тренеру необходимо разбить все категории танцующих на тех, кто занимается танцем «для себя», и тех, кто занимается профессионально «для результата». И только после этого можно выстраивать стратегию эффективной работы.
1.2 Беби-Дэнс
Это категория танцоров — маленькие дети (3—5 лет), которых водят мамы. Их тоже можно поделить на танцующих «для себя» и танцующих «для результата». Ориентир в методике преподавания здесь будет строиться по критериям: учимся танцевать играя, заинтересовать, увлечь, сосредоточить, дисциплинировать, развить. Разница же в этих двух категориях состоит большей частью не в работе с детьми, а в работе с мамами.
Дети — категория специфическая, прежде всего возрастными особенностями развития психики и координации. Основная такая специфическая особенность маленьких танцоров, определяющая всю методику работы с ними, — это их неутомимая любознательность и внимание ко всему происходящему. Именно, внимание ко всему. Пролетит ли муха, прозвенит ли телефон в коридоре, возникает ли перед глазами чья-то косичка — все для ребёнка безумно интересно, во всё он вовлекается безраздельно, всем своим существом. И перед тренером, в такой ситуации стоит нелёгкая задача — сосредоточить внимание детей только на себе и преподаваемом материале. Здесь на помощь приходит игра.
Хочу заметить, на собственном опыте, обучение проходит более эффективно, когда педагог поощряет любые попытки к старанию, сосредоточенности, красивую причёску, танцевальную одежду, осанку — всё то, что вы хотите развить в своих учениках. Подчёркивайте любые, даже самые маленькие моменты улучшения во всём что касается танцевального мастерства, спортивного характера и танцевального имиджа.
Нельзя порицать учеников за плохую координацию и медленное усвоение материала — таким образом, можно легко создать отвращение к занятиям и уверенность в собственной неполноценности.
Нельзя говорить непонятными словами — детям будет очень скучно. Можно и нужно использовать образные выражения, иллюстрировать то или иное упражнение или движение понятными детям сюжетами и образами: сказочные персонажи, животные, считалки, скороговорки. Советую использовать один из приёмов обучения музыкальности — не считать танец, а петь счёт под музыку. Другой приём — упражнение для развития взрывной силы ног (прыжки из упора сидя с поднятием рук) со следующим заданием: достать до потолка и выкрикнуть «ква». Клич может быть любой и здорово, если его периодически менять — от «ура» до «кукареку». Ещё один хороший пример для развития сознания движения — давать задание танцевать «как ленивые танцоры», а потом «как упорные танцоры». И так далее.
Нельзя беспрерывно говорить или кричать всё занятие на фоне музыки — или музыка или речь. Счёт проговариваем под музыку или добавляем эмоциональный фон («супер!», «давай!», «ещё!», «красота!», «кра-со-та», два, три, мо-лод-цы, два, три, су-пер-де-ти, два, и, три») — конечно же не в счёт.
Нельзя не замечать, что кто-то отвлекается, вообще нельзя не замечать того, что происходит с каждым. Незамеченный ребёнок — не увлечённый ребёнок, лишний, представленный самому себе и своим детским мыслям и занятиям. Это не значит, что нужно постоянно делать замечания. Важно делать ОТМЕЧАНИЕ: «Ребята, кто-то был не внимателен, а мы в это время выучили фигуру, которую умеют танцевать настоящие чемпионы….». И так далее.
Нельзя загружать детей все занятия одной и той же информацией — им будет скучно. Они будут постоянно нарушать дисциплину, чтобы развеселить, занять себя чем-то более разнообразным.
Нельзя слишком быстро переключаться с одного вида работы на другой. Для каждого нового задания рекомендую выделить 7—10 минут.
Конец ознакомительного фрагмента.