Своим произведением я хочу выразить свою любовь к бальным танцам, обучающему процессу. Книга содержит рекомендации, методы и приёмы работы с разными возрастными категориями танцоров, вы познакомитесь с танцевальной и спортивной этикой, узнаете как подготовиться к турниру по спортивным бальным танцам. Я поделюсь с вами секретом успешной тренировки и правилами эффективного взаимодействия с учениками-танцорами, их родителями и ассистентами.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Школа Чемпионов. Руководство для педагогов по бальным танцам, танцоров, их родителей и инструкторов ЛФК предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1
Особенности работы с разными возрастами и категориями танцоров
1.1 Личное кредо тренера
Тренер — это человек, обладающий строго определённой, узкоспециализированной и достаточно глубокой профессиональной ориентацией. Тренер — это Эксперт с одной стороны, и образец поведения — с другой.
В компетенцию тренера входят:
— знания спортивных требований к танцорам тех возрастных и квалификационных категорий, с которым он работает;
— знания возрастных психофизиологических особенностей спортсменов;
— знания, методики преподавания в группах разных категорий;
— навыки организации тренировочного процесса.
Это значит, что:
— никакие родители не могут учить его, работать с той или иной категорией или возрастом танцоров;
— тренер точно знает, что от тех или иных нагрузок может быть такая-то реакция;
— его методика преподавания максимально эффективна для данного возраста;
— его график тренировок рассчитан на максимальный успех;
— он отлично знает, как должен быть организован тренировочный процесс, и полноценно справляется с его организацией.
В компетенцию тренера не входят:
— определение эмоционального состояния и состояния здоровья спортсмена;
— прогнозирование развития спортивной карьеры танцора;
— решение семейных, финансовых, учебных и прочих личных проблем танцора.
Тренеру необходимо разобраться с собственной позицией в своей педагогической роли.
Существует концепция, основанная на гештальт-подходе. Она уже не раз доказала свою эффективность. В гештальте существует понятие о том, что совмещение нескольких социальных ролей по отношению к одному и тому же человеку не приводит к эффективности ни в одной из них.
Например, сочетание роли родителя и тренера к одному и тому же ребёнку.
Тренер должен чётко очерчивать свою позицию — позицию тренера.
Грамотный тренер в своей работе использует следующие моменты:
— методичность подачи тренировочного материала;
— психологическая атмосфера, которую тренер создаёт;
— умение строить отношения с родителями;
— умение строить отношения со спортсменами;
— умение планировать и продвигать карьерную стратегию учеников;
— умение поддерживать трудолюбивых учеников и стимулировать менее азартных;
— умение регулировать отношения в парах между спортсменами;
— умение выстраивать отношения с ассистентами и коллегами, с которыми данный тренер сотрудничает.
Для начала, тренеру необходимо разбить все категории танцующих на тех, кто занимается танцем «для себя», и тех, кто занимается профессионально «для результата». И только после этого можно выстраивать стратегию эффективной работы.
1.2 Беби-Дэнс
Это категория танцоров — маленькие дети (3—5 лет), которых водят мамы. Их тоже можно поделить на танцующих «для себя» и танцующих «для результата». Ориентир в методике преподавания здесь будет строиться по критериям: учимся танцевать играя, заинтересовать, увлечь, сосредоточить, дисциплинировать, развить. Разница же в этих двух категориях состоит большей частью не в работе с детьми, а в работе с мамами.
Дети — категория специфическая, прежде всего возрастными особенностями развития психики и координации. Основная такая специфическая особенность маленьких танцоров, определяющая всю методику работы с ними, — это их неутомимая любознательность и внимание ко всему происходящему. Именно, внимание ко всему. Пролетит ли муха, прозвенит ли телефон в коридоре, возникает ли перед глазами чья-то косичка — все для ребёнка безумно интересно, во всё он вовлекается безраздельно, всем своим существом. И перед тренером, в такой ситуации стоит нелёгкая задача — сосредоточить внимание детей только на себе и преподаваемом материале. Здесь на помощь приходит игра.
Хочу заметить, на собственном опыте, обучение проходит более эффективно, когда педагог поощряет любые попытки к старанию, сосредоточенности, красивую причёску, танцевальную одежду, осанку — всё то, что вы хотите развить в своих учениках. Подчёркивайте любые, даже самые маленькие моменты улучшения во всём что касается танцевального мастерства, спортивного характера и танцевального имиджа.
Нельзя порицать учеников за плохую координацию и медленное усвоение материала — таким образом, можно легко создать отвращение к занятиям и уверенность в собственной неполноценности.
Нельзя говорить непонятными словами — детям будет очень скучно. Можно и нужно использовать образные выражения, иллюстрировать то или иное упражнение или движение понятными детям сюжетами и образами: сказочные персонажи, животные, считалки, скороговорки. Советую использовать один из приёмов обучения музыкальности — не считать танец, а петь счёт под музыку. Другой приём — упражнение для развития взрывной силы ног (прыжки из упора сидя с поднятием рук) со следующим заданием: достать до потолка и выкрикнуть «ква». Клич может быть любой и здорово, если его периодически менять — от «ура» до «кукареку». Ещё один хороший пример для развития сознания движения — давать задание танцевать «как ленивые танцоры», а потом «как упорные танцоры». И так далее.
Нельзя беспрерывно говорить или кричать всё занятие на фоне музыки — или музыка или речь. Счёт проговариваем под музыку или добавляем эмоциональный фон («супер!», «давай!», «ещё!», «красота!», «кра-со-та», два, три, мо-лод-цы, два, три, су-пер-де-ти, два, и, три») — конечно же не в счёт.
Нельзя не замечать, что кто-то отвлекается, вообще нельзя не замечать того, что происходит с каждым. Незамеченный ребёнок — не увлечённый ребёнок, лишний, представленный самому себе и своим детским мыслям и занятиям. Это не значит, что нужно постоянно делать замечания. Важно делать ОТМЕЧАНИЕ: «Ребята, кто-то был не внимателен, а мы в это время выучили фигуру, которую умеют танцевать настоящие чемпионы….». И так далее.
Нельзя загружать детей все занятия одной и той же информацией — им будет скучно. Они будут постоянно нарушать дисциплину, чтобы развеселить, занять себя чем-то более разнообразным.
Нельзя слишком быстро переключаться с одного вида работы на другой. Для каждого нового задания рекомендую выделить 7—10 минут.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Школа Чемпионов. Руководство для педагогов по бальным танцам, танцоров, их родителей и инструкторов ЛФК предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других