Рождество мы праздновать хотим

Юлия Сергеевна Плевако

Что такое Рождество – известно всем давно. Праздник детства, света и чудес, который приходит в каждый дом, где его ждут. В этой истории дети проведут вечер, встречая гостей: звезду, ряженых, отшельника. Ваши дети познакомятся с драгоценными камнями, и приоткроют сундук со сказками. За гостеприимство детей ждет награда.

Оглавление

  • РОЖДЕСТВО МЫ ПРАЗДНОВАТЬ ХОТИМ

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рождество мы праздновать хотим предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Иллюстратор Елена Геннадьевна Соловьева

© Юлия Сергеевна Плевако, 2023

© Елена Геннадьевна Соловьева, иллюстрации, 2023

ISBN 978-5-0055-2891-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

РОЖДЕСТВО МЫ ПРАЗДНОВАТЬ ХОТИМ

Дорогие читатели!

Перед вами сказка «Рождество мы праздновать хотим». Она написана Плевако Юлией, и проиллюстрирована Соловьевой Еленой. Вы совершите необычное путешествие в Рождественский мир вместе с героями этой книги. Автор благодарит художника за оригинальное воплощение темы и сюжета, пунктуальность, внимательность к деталям в реализации задачи. Отдельная благодарность человеку, ставшему покровителем нашей деятельности, внесшему материальный вклад. Мы втроем, а также представители издательства, постарались сделать ваш праздник чуточку разнообразнее и интереснее.

Предлагаю перейти к чтению сказки с картинками.

Автор.

Сказка1

Часть 1. Дети ждут ряженых

Звезды-звезды на небе сидят,

Сверху вниз на всех на нас глядят.

Вот одна звезда им говорит,

Я хочу быть с ними на равнЫх.

Загорелась нА небе огнем

И влетела детям

Прямо в дом.

Малы дети за столом сидят.

Праздник ждут и ложками стучат.

«Что за праздник?» — говорит звезда.

— Ты не знаешь — это не беда!

Мы тебя сегодня просветим:

Рождество

Мы праздновать хотим.

— Что такое это Рождество?

— Это же известно всем давно!

Праздник детства, света, и чудес.

Он приходит в каждый дом и лес.

— Я, наверно, слишком молода.

Хорошо, что к вам сюда зашла.

Ну, давайте же мы отмечать,

Буду знать впредь и запоминать.

— Вот смотри: на небе свет звезды2.

Та звезда, такая же, как ты.

— Нет, ребята, это не звезда,

Это ангел свет послал сюда!

— Хорошо, светлей теперь в ночи!

Божий свет даже может исцелить.

Мы достанем праздничный пирог3,

С минуты на минуту взойдут гости4 на порог.

За дверьми послушались шаги,

Холод от двери впустили в дом они.

За шагами увидела звезда

Ребятню, что в дом вошла сюда.

Кто-то был одет, как некий царь:

Он был злой и мерзкий государь5,

Он младенцев милых убивал,

Чтоб корону никто с него не снял.

— Стыд какой бояться малышей,

Обижать детей ещё стыдней.

Но на помощь к детям дорогим

Из далеких стран пришли волхвы6.

Это три восточных мудреца7

Их прислала8 всех звезда сюда.

Мудрецы9 с подарками пришли:

Ладан, золото, и смирну принесли.

— А кому ж, кому же это все?

— Для Младенца все для одного.

Он родился сотни лет назад,

Чтоб людей спасти и жизнь за них отдать.

Мудрецы из дальних стран шагали,

И они порядком подустали.

Родился Младенец не у златых палат,

А в пещерных яслях для ягнят.

Накормить трех странников

На долгом их пути

Удалось лишь Сочивом:

Из пшеницы и воды.

— В честь событий этих с древних пор

Сочиво, как блюдо блюд, ставим мы на стол.

Но сейчас другие времена,

И еды вся скатерть здесь полна.

Угощайся, это шоколад, и печенье, —

Это все едят!

После ряженых гостей с царем

Новый гость пришел в наш теплый дом.

С белой длинной снежной бородой

К нам пришел отшельник10 на постой.

У него лучистые глаза,

Много сказок нам принес сюда.

Для него мы елку11 припасли,

Он же нам подарки подарил.

Ночью будем мы все сладко спать,

А наутро, перво-наперво, подарки открывать!

— Ох, спасибо, дети за рассказ,

Очень мне понравилось у вас.

Можно я и в будущем году

К вам на праздник в Рождество приду?

— Ну, конечно, милая звезда,

Будем ждать тебя весь год до Рождества!

Часть 2. Дети и отшельник

(Гость сразу от порога начинает говорить.)

— Сколько дней чистых отмерено —

Сложно сказать наперед.

Лет мне, ребята, немерено,

Счет их никто не ведет.

Равно, как звездочек на небе,

Столько, наверно, мне.

Трудно быть вольным и странником,

Домашним быть —

Труднее вдвойне.

( — Ох, здоровья Вам, дедушка.)

Был я и молод и весел,

Пел песни, много читал.

Прибыл я к вам из лЕсу,

Чудо в лесу повстречал.

Был как-то такой же морозный день,

Искрился снег, иней синел.

Моя супруга сказала мне,

Чтоб я за дровами сходил, не сидел.

Иду по сугробам, ищу тропу,

Что в лес на делянку ведет.

На лыжах. А санки с собой тащу,

Лошадка там враз не пройдёт.

Иду, я устал, мне кажется,

Что лес мой родной весь прошел,

И нет тут делянки, как не было,

Хоть местность я знал хорошо.

Деревья все чаще сгущаются,

Темнеет в мгновенье одно.

И вдруг предо мной разверзается

Все снежное вмиг полотно.

Ну, — думаю, — нет мне спасения,

Провалится почва сейчас.

Ан, нет, и мое положение

Никак не ухудшил пейзаж.

Пейзаж12, дети, был изумительный.

Откуда-то сверху лучи,

В чащобу проникли стремительно,

И вихрем сундук принесли.

И прямо к ногам моим в валенках

С истоптанною подошвой

Упал сундук с ярким каменьем.

Открылся, и встал предо мной.

Дай, — думаю, — я полюбуюся.

Взволнованно я подошел.

И мне в окружении инея

Вдруг стало тепло, хорошо.

А знаете что?

Ведь сундук в мешке

И в дом к вам не зря я пришел!

Ведь адрес ваш

В сундуке-то том, собственно,

Я и нашел.

— Да?

Дедуль, ты прости, мы заслушались.

Удобно ль тебе? Сядь за стол!

Подольше побудь

И, конечно же,

Мечтаем знать,

Что в сундуке ты обрел!

Ещё к нам ни разу не приходил

Гость со столь чудесным мешком!

— Смогу ли я вернуться в избу свою?

Я думаю, что я смогу,

Коль вам расскажу сказки все,

Что в сем сундуке я ношу.

Не так уж и много ребят сейчас

Желают со старцами про Рождество

Да про прошлое порассуждать.

Но вы вижу дети особые,

Вам хочется сказки да сказы узнать.

И чудо случилось у вас:

С небес вам в окно звезда

Слетела, ведь выбрав лишь вас,

Сегодня в канун Рождества.

(Отшельник подходит к столу, достает из мешка и открывает сундук).

Сказ 1. Алтарный камень — Афганский Лазурит

— Вот камень известный

Ультрамарин13.

В выси сотен метров,

Средь гор,

Рождается14 он из подземной тьмы —

Наверх из глубин

На простор.

Выводят Лазурный камень сей

Уж тысяч пять лет, точно, подряд.

Сей камень славен15, как золото,

Он стоил дороже16 золОт.

На первое место в ценовой ряд

Афганский Лазурит всегда попадет.

«Алтарным камнем» зовется он.

Ведь в живописи17 пигмент —

Растертый из Лазурита18 помол —

Дает ровный синий

Небесный божественный цвет.

Что очень уж для картин хорошо.

Взгляни на полотна Италии —

Уже Тициан изобрел19

Состав для себя минеральный сей,

И краски не меркнут его.

Но чтобы в Средние века

В Итальи купить Лазурит для холста

Не раз приходилось художникам

Продать ради цвета

Богатства свои с молотка.

Не меркнет пигмент-ультрамарин

Тысячу лет бесценный.

В составе красительных масс

Живет сей пигмент драгоценный

И в алтаре — где есть расписной иконостас.

А был ли средь вас кто в Исакии?

Собор в Петербурге большой,

Что начат в году девятнадцатом

В веку девятнадцатом,

А освящен в году одна тысяча

Восемьсот пятьдесят восьмом.

Наш царь Николай20 лично вел Собор:

Курировал стройку. И вот

В один переломный момент судьбы

Он встал у алтарных21 царских ворот.

Взглянул царь-батюшка на труд мастеров «своих»,

На «импортных» труд мастеров,

И он восхищен был единством22 их —

Ведь всё христианский народ.

Хоть каждый из них и по-своему

Обряд, обычай, да службу ведет.

Трудился француз, итальянец, русс23, —

Собор возвели24, ей-ей!

Построился в мире единственный

Особо украшенный Храм-Музей25.

Задумался царь, у икон стоя,

Взглянул на гиматий —

Плащ синий на иконе у Христа,

Затем на покров26

Называется мафорий — плащ Богородицы,

И из глаз покатилась скупая слеза.

Слеза та чиста, как чисты небеса,

И на фоне синих одежд на холстах,

Сама засинелась слеза

В бледно-голубых царевых глазах.

Решил царь в секунду,

Должна засиять не золотом,

А синевой

Арка с колоннами, которая вход

В святая святых ведет.

В Мире есть Синь-Лазурит,

Который способен Небесному

Земным сравнением стать.

Мгновенно с казною приказчика

Назначили тот Лазурит отыскать.

Сей клич, брошенный

С Петербургских стен,

Дошел к Новгородским27 стенам,

Куда собирались купцы со всем,

Что надо обычно царям да князьям.

И вот девяносто тяжелых плит

Доставил сюда казначей,

Он выменял чистое золото,

И добыл полтонны синих камней.

Когда был товар в Петербурге уже,

То люди сходились смотреть,

Неужто Собор стал святыней уже,

Что небо в лазури спустилось к Неве?

Пришедшие все удивлялися, что синь

Камня, словно с небес.

А Царь28 знал, что выбор был

Казне в убыль,

Но добром наперевес.

И мастера добросовестно

Взялись делать арку, и, вот,

Стоят и теперь

Колонны алтарных ворот.

На фоне мрАморов, и зеленого,

Вел в тайный алтарь

Синий свод.

И чудо ещё не случилось тут,

Но в праздники, коль те врата,

Раскроются на обозрение,

То видится, будто, сквозь небо

Вот-вот с витража

Войдет Спаситель29 сюда.

Ай да умный же выбор Царя!

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • РОЖДЕСТВО МЫ ПРАЗДНОВАТЬ ХОТИМ

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рождество мы праздновать хотим предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Произведение в жанре всегда складное, но не всегда в рифму."Рождество мы праздновать хотим"сочетает стихотворение в прозе с переходом на рифмованный текст. Меняем темп чтения и интонации по ходу текста.

2

В Сочельник момент появления первой звезды означает конец 40-дневного поста и можно приглашать гостей на ужин.

3

Пирог — вид Рождественского хлеба. По традиции у разных народов с преломления хлеба начинается ужин. В Германии — это «Штоллен», в Англии — пудинг, в Италии — «Панеттоне», у южных славян разных стран — круглый каравай, на Балканах в Сербии — чесница. В Болгарии — пита. Различные виды кексов.

4

Имеется в виду приход ряженых гостей. Обязательным элементом праздника в традиционной культуре празднования Рождества является обрядовое переодевание в героев Библейской истории.

5

Последние годы правления Царя Ирода Первого Великого отмечены чрезмерной подозрительностью и жестокими поступками: казнь собственных сыновей, «избиение младенцев» более 14000 человек возрастом до двух лет в Вифлееме. Роль Ирода часто играют в Рождественском представлении ряженых.

6

В зависимости от сюжета представления, разыгрываемого ряжеными, могут включаться роли волхвов, как напоминание о Библейской истории «Поклонение волхвов», роли пастухов из истории «Поклонение пастухов».

7

Мудрецы — одно из названий для обозначения волхвов, их также называют «три восточных царя», «три восточных мага», трое ученых, но всегда это люди, принесшие самыми первыми дары Младенцу в честь его Рождения. Они узнали о Рождении заранее из пророчества. Существует также художественная литература о четвертом волхве, например, рассказ «Четвертый волхв» С. Н. Дурылина, где няня рассказывает о русском крестьянине с хлебом-даром Христу.

8

Речь идет о пророчестве и о движении трех волхвов к месту Рождества, ориентируясь по движению Вифлеемской звезды на небе. Нередко пишут, что времени проведено в пути около пяти месяцев.

9

Волхвы: бородатый старец король Аравии — Мельхиор, безбородый юноша король Тарса — Каспар, смуглый и бородатый среднего возраста король Эфиопии — Вальтасар. Впервые три волхва упомянуты в Библии. А позже о волхвах в широком смысле слова стали рассказывать художественные истории разные авторы. Дело в том, что волхвами в славянских языках называли в древности и магов, и ученых, и жрецов. В древности магами называли профессиональную группу людей. Простой пример, магами работали и астрономы и астрологи древности. «Маг» синоним слова «волшебник». Обратимся к древнерусскому слову «волхв»: волхование — волшебство; в древнерусском языке «волшебство» — это способность человека подчинять себе сверхъестественные силы через практику с амулетами, заклинаниями, обрядами; все эти действия запрещены после появления «Библии». В Древней Руси, когда появилась Библия, слово «маг» не использовалось, всегда заменялось на «волшебник\волхв» до 18 века, отчасти, поэтому возникли сомнения в народе, что «волхвы» были не мудрецами, не королями, а языческими жрецами. Это особенности восприятия языка при переводе с иностранного. Добавляло сомнений и то, что в древности жрец занимал часто и должность короля, — но не всегда это так к началу новой эры. Слово «мудрец» объединяет трех волхвов и четвертого, и не ограничивает вообще число волхвов, которое можно встретить в художественной литературе. В религии в отличие от волшебства появляется духовность, и духовная ценность.

10

В художественном произведении Д. Григоровича «Прохожий» рассказывается, что на Святки тот, кто принимает в дом замерзшего путника, будет вознагражден.

11

В Российской Империи в Рождество, которое отмечалось в дату по старому стилю 24—25 декабря, с начала царствования Николая Первого елка с подарками организовывалась в Рождество, а не в Новый Год. К концу 19 в. Сложился образ «Рождественского Деда» в «святочной литературе», на открытках, в музыке, черты образа похожи с образом немецкого «Гостя Святой Ночи» (Кнехт Рупрехт) — Слугой Младенца Христа, и с образом Святого Николая, а также с образом праведного старика. Разные коллеги у него в мире. Это герой дореволюционного времени. Параллельно и смешано в нашей культуре с образом «Рождественского Деда» шел и «Мороз», впоследствии Мороз забрал ведущую роль, потому что Новый Год стал отмечаться сильнее, чем Рождество. Но в нашей сказке речь идет об отшельнике — путешественнике, прохожем, добром старике. Автор связывает Отшельника в данной сказке скорее с «Прохожим» у Д. Григоровича. С самим отшельником случается чудо. Это не Рождественский Дед, и не Дед Мороз.

12

О похожем явлении нам рассказывают и другие писатели. С. Лагерлефф в «Легенде о Рождественской Розе» сообщает, что в Геингенском лесу один раз в год разбойник-отшельник мог наблюдать преображение лесного пейзажа, когда на храме били в колокола в Рождество. В сказке «12 месяцев», которую рассказал С. Маршак, в природе тоже на мгновенья на лесной поляне меняется время года на глазах доброй девочки.

13

Ультрамарин — это камень по-другому «Лазурит», «Ляпис-Лазурь». Он используется ювелирами, но не только ювелирами.

14

Месторождения Лазурита сегодня: Афганистан (Афганский), Россия (Байкальский), США, Чили, Таджикистан (Памирский), и другие некоторые страны.

15

Афганский Лазурит признан красивейшим в Мире, это древнейшее его месторождение.

16

Драгоценный — дорого ценится минерал Лазурит, Лазурит из месторождения в горах Афганистана всегда стоил дороже золота. Сейчас цена на этот камень упала. Но в истории времен постройки Собора цена была высока.

17

Прежде всего это не просто живопись — а иконопись, а иконы — часть храма и алтаря в храме. В живописи в 15—16 веках художники сами смешивали для себя краски, изобретая способ передать тот или иной цвет. Пигмент — это краска, компонент, придающий цвет смеси.

18

Тициан — художник Эпохи Возрождения, эта эпоха в Италии была в 15—16 веках. Ему делали заказы даже короли. Художник, чтобы передать цвет небес в краску добавлял растертый камень, называемый Лазурит. Этот камень демонстрирует максимально точный небесный оттенок.

19

Раньше художники для себя цветные краски изобретали сами, зачастую цвет давали именно цветные минералы. Эксперимент с лазуритом был удачным. Все картины древних мастеров, можно сказать, написаны драгоценными камнями. Это делает их еще более драгоценными с течением веков.

20

Николай Первый Незабвенный, годы правления 1825—1855. Он сменил на посту Главы государства своего старшего брата Александра Первого Благословенного. Старший брат начал строительство Исаакиевского Собора в 1819 году, но строительство в основном шло при Николае.

21

Алтарные ворота — это главные ворота храма, символизируют ворота в Рай. Это вход в алтарь. Туда разрешено не всем заходить, а только тем, кто служит в храме. Зайти туда могут и мастера — ведь они строят и украшают алтарь.

22

Единство мастеров — занятые общим делом люди объединяются. И это тоже по-своему свято.

23

Русс, росс — эти два слова означали то же самое что «русский» и «россиянин». Употребительное слово. В современном языке не используется, потому что стало устаревшим. В литературе такая форма слова «русс» вместо «русский» может служить для рифмы или для стилизации, либо подчеркивать торжественный характер.

24

Исаакиевский Собор города Санкт-Петербурга возведен на месте старого Храма.

25

В украшении Собора применялись очень интересные и дорогостоящие элементы: колонны из Лазурита, колонны из Малахита, витраж цветной, и другие, в результате получился красочный и интересный с музейной точки зрения результат работы мастеров.

26

Покров — покрывало с капюшоном в качестве женской одежды называется в иконописи «мафорий».

27

Великий Новгород всегда славился отличной торговлей.

28

Царь — здесь это Император Николай Первый, во времена правления которого пришел обычай не только ставить елку, но и украшать ее в доме, и под Рождество устраивать праздник с подарками. Обычай украшать дом зелеными еловыми ветками, который появился при Петре Первом, не нравился людям. А Рождественский нарядный елочный праздник с подарками полюбили все. Роль Николая Первого в формировании традиций большая. И зачин шел из Петербурга, где была столица. Исаакиевский Собор тоже находится в Петербурге, и становление традиций Рождества совпадает почти по времени строительства этого Собора. Стоит отметить, что царь носил нетипичное имя для правителя, это первый «Николай» в правящей фамилии, он весьма чтил день своего тезоименитства — то есть день покровителя, которым является Святой Николай Чудотворец. С времен правления именно этого Царя праздник в честь Святого Николая устраивается в больших масштабах в государстве.

29

За открытыми алтарными воротами находился витраж, на котором Спаситель изображен в полный рост, ощущение передано наблюдателю верное, будто входит в Храм навстречу пришедшим людям. Этот момент можно увидеть только при открытых алтарных воротах.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я