Сила слова. Как за 5 шагов написать убедительный текст

Юлия Милович-Шералиева, 2020

Эта книга рассказывает о том, как писать нехудожественные тексты. Она написана для тех, кому важно уметь высказываться устно или письменно для своей аудитории. Для психологов, открывающих собственную практику и мечтающих писать профессиональные, но понятные обычным людям статьи. Для архитекторов, которым нужно описать или устно представить свой проект, инженеров, разработчиков и соискателей, претендующих на стипендию, работу или грант. Для дизайнеров, рассказывающих, как лучше украсить дом и оформить сад, блогеров-путешественников, стилистов и имиджмейкеров, фотографов и вообще для всех «самозанятых», фрилансеров и «свободных художников». За пять шагов, описанных в книге, вы научитесь быстро выбирать тему и название текста, легко составлять план и наполнять интересным содержанием. И даже о самых серьезных вещах сможете говорить понятно, с чувством и удовольствием. Юлия Милович-Шералиева – культуролог, журналист, лектор с 12-летним стажем работы в вузах, автор собственного курса «Мастерство создания текстов».

Оглавление

Из серии: Мастер сцены

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сила слова. Как за 5 шагов написать убедительный текст предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Так ли необходимо уметь высказываться?

В XXI веке мы снова нуждаемся в навыках риторики, разработанной еще Аристотелем. Науки, которую в качестве таковой мир узнал еще 2500 лет назад! А как явление — и того раньше. Искусство самовыражения через текст (сначала устно, потом письменно) человечество знало еще в Индии, Китае, на Ближнем Востоке несколько тысяч лет назад.

Почему я говорю о риторике как о науке в возрасте 2500 лет? Отмотайте это время назад. Это античность, древние греки, гедонизм, расцвет наук и искусств. Расцвет — потому что в Средиземноморском бассейне разнообразнее климат и ландшафт. Из-за географических и климатических условий урожая там больше, чем у нас, в среднем раз в пять. А значит, у людей есть больше времени на размышления, философию и на то, чтобы делиться ею. Потому именно там и именно тогда знания и умения красноречиво высказываться обрели вид науки. И искусства.

Поскольку человеку во все времена и в любой части земного шара свойственны исконные, природные действия (ходить, дышать, общаться), то и текст тоже как был неотъемлемой частью жизни в древние времена, так и остается ею и по сей день. Просто теперь он принимает иные формы. Вчерашняя речь оратора — сегодняшняя колонка в журнале, пост в блоге, текст для презентации.

Но систематизированные знания об этом уже облек в науку Аристотель, назвав их риторикой. Фигура ритора — оратора — по степени важности в тогдашнем мире была второй в государстве сразу после императора-полководца. Вопросы власти, управления, влияния, возможности повести за собой большое число людей — не силой, а верно выраженной мыслью. Если полководец удерживает или расширяет границы государства стратегически или силовыми методами, то оратор делает то же самое одним лишь словом. Минуя принуждение, применение силы и так далее. Высший пилотаж. И вся последующая история человечества только подтверждает это — там, где не справлялись полководцы, слово меняло ход истории. А в наш век пиара и гибридных войн мы уж тем более знаем о силе слова не понаслышке.

Отсюда и происходит важнейший закон владения словом — речь должна быть убедительной. Чтобы ей поверили, чтобы люди добровольно шли за произносящим ее. Потому и учились риторике целых 14 (!) лет.

И этой долгосрочности есть объяснение. Для выступающего важны кругозор, грамотность и благозвучность речи. Например, кругозор расширяется вместе с количеством прочтенного и воспринятого: чем больше читаем и узнаем, тем больше получаем возможностей. Честно говоря, я могла бы просто сказать своим слушателям (и читателям) всего одну фразу: «Чтобы научиться хорошо писать, нужно как можно больше читать». И все. Но у нас нет лишних 14 лет для насмотренности и начитанности, люди ищут практических знаний и их применения. Для того и написана эта книга. Но читать как можно больше действительно стоит! В помощь — список литературы в конце книги.

Ну хорошо, про древность ясно. А зачем сегодня нужно уметь писать и говорить публично? Мы все сегодня общаемся не только вживую, но и в интернете. Любой, кто так или иначе сталкивается с необходимостью — хочу надеяться, чаще приятной — взаимодействовать с другими, делает это, во-первых, в письменном виде в разных онлайн-форматах, во-вторых, зачастую обращаясь к большой аудитории незнакомых людей. Если раньше сотрудник, или свободный художник, как бы там ни было, взаимодействовал непосредственно с теми, кто с ним работает или консультируется по каким-то вопросам, то сегодня мы чаще всего общаемся с теми, кого и вовсе не видим. Мы создаем и ведем свои блоги — личного, творческого или сугубо профессионального характера. Мы создаем сайты, пишем туда. Мы пишем релизы или анонсы предстоящих событий в наших компаниях, владельцами или сотрудниками которых являемся. И не всегда нужно и можно отправляться за отдельным высшим образованием, чтобы научиться делать это хорошо. Но ведь это надо делать хорошо! Чтобы быть убедительными. Чтобы наша речь для выступления или письменный текст убеждали аудиторию с нами познакомиться, подружиться, завязать полезные и приятные отношения в любой сфере. И чтобы это было не разовым успехом, а долгоиграющей историей. Иначе и правда — молчание — золото. Отсюда и второе правило удачного текста — помимо убедительности он должен быть еще и полезным. Улучшать качество жизни — и аудитории, и вашей.

Я уже писала, что о важности слова и мастерства самовыражения замечательно высказался Иосиф Бродский в своей речи перед выпускниками Мичиганского университета через год после получения им Нобелевки. Самый первый пункт из списка «рекомендаций» как раз касается мастерства самовыражения через текст. И я рада, что наши с Бродским мнения совпали, не зря я так его люблю. Вот небольшая цитата оттуда:

«И теперь, и в дальнейшем, я думаю, имеет, смысл сосредоточиться на точности вашего языка. Старайтесь расширять свой словарь и обращаться с ним так, как вы обращаетесь с вашим банковским счетом. Уделяйте ему много внимания и старайтесь увеличить свои дивиденды. Цель здесь не в том, чтобы способствовать вашему красноречию в спальне или профессиональному успеху — хотя впоследствии возможно и это, — и не в том, чтобы превратить вас в светских умников. Цель в том, чтобы дать вам возможность выразить себя как можно полнее и точнее; одним словом, цель — ваше равновесие. Ибо накопление невыговоренного, невысказанного должным образом может привести к неврозу. С каждым днем в душе человека меняется многое, однако способ выражения часто остается одним и тем же. Способность изъясняться отстает от опыта. Это пагубно влияет на психику. Чувства, оттенки, мысли, восприятия, которые остаются неназванными, непроизнесенными и не довольствуются приблизительностью формулировок, скапливаются внутри индивидуума и могут привести к психологическому взрыву или срыву. Чтобы этого избежать, не обязательно превращаться в книжного червя. Надо просто приобрести словарь и читать его каждый день, а иногда — и книги стихов. Словари, однако, имеют, первостепенную важность. Их много вокруг; к некоторым прилагается лупа. Они достаточно дешевы, но даже самые дорогие среди них (снабженные лупой) стоят гораздо меньше, чем один визит к психиатру. Если вы все же соберетесь посетить психиатра, обращайтесь с симптомами словарного алкоголизма».

В общем, не верите мне — послушайте хоть нобелевского лауреата!

Оглавление

Из серии: Мастер сцены

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сила слова. Как за 5 шагов написать убедительный текст предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я