Впервые в отечественной литературе развитие детской психики изложено с психоаналитических позиций. По годам жизни рассмотрены этапы становления психики и воспитания. Подробные рекомендации даны по таким вопросам, как: кормление, приучение к туалету, влияние запретов и установок, профилактика детских неврозов и отклонений в поведении, способность строить отношения. Вы узнаете о норме и патологии развития, детских сновидениях и страхах, детских рисунках, детской психотерапии, как говорить с детьми о сексе, о влиянии СМИ на психику и о многом другом. В книге приведены клинические случаи из практики автора, психоаналитика с тридцатилетним стажем, приемы работы с рисунками и страшными сновидениями, способы воспитания сказками, примеры из литературы. Отдельная глава посвящена психологии и психоанализу беременности. Книга предназначена для родителей, которые хотят вырастить своих малышей здоровыми, и специалистов, работающих с детьми, психоаналитиков, психотерапевтов, психологов, воспитателей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воспитание и развитие ребенка. Психоаналитический взгляд предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Фазы и линии развития
Зигмунд Фрейд описал фазы развития человеческой психики, исходя из преобладающих в каждом периоде способов получения удовлетворения, тесно связанных с влечениями и потребностями. Название каждой фазы связано с названием тех телесных зон, которые являются в это время определяющими в получении удовольствия, исследовании себя и познании окружающего мира, на функционирование которых в основном направлено внимание воспитывающих лиц.
Надо отметить, что возрастные рамки фаз и периодов развития жестко не зафиксированы. Следующая фаза начинается на фоне предыдущей, соединяя различные признаки. К тому же накладывают отпечаток индивидуальные особенности каждого ребенка.
С первого дня рождения младенец должен питаться, а значит — сосать молоко. Первое основное удовольствие, которое он получает — это удовольствие от сосания. И в период от рождения примерно до 2 лет зона рта является доминирующей. Этот период называется оральной фазой. Позже к сосанию добавляется жевание и кусание, облизывание предметов и т. п. Маленький ребенок все тянет в рот, так как рот для него в этот период — основной источник удовольствия.
Приблизительно от 2 до 4 лет длится анальная фаза развития, когда ребенок начинает получает удовольствие от мочеиспускания и дефекации, учится управлять сфинктерами. Удерживание и испускание фекалий и мочи, приучение к пользованию горшком и туалетом, выработка навыков опрятности — основные проблемы этого периода.
На этом же фоне приблизительно с 3 лет начинается инфантильная генитальная фаза. Исследуя развитие мальчиков, Фрейд называл ее фаллической фазой. Ребенок интересуется, чем отличаются мальчики от девочек. Сравнивая себя с родителем своего пола, ребенок усваивает образцы ролевого поведения соответственно.
Дети в таком возрасте довольно часто начинают демонстрировать проявления эдипова комплекса, то есть предпочтение родителя противоположного пола и подобие соперничества с родителем своего пола.
Время от 6–7-го года жизни до 11–12-го года Фрейд называл латентным периодом развития. В это время значительно уменьшаются яркие эмоциональные конфликты любви и ненависти, характерные для предшествующей фазы. Ребенок во многом принимает родительские требования и запреты. Проявления эдипова комплекса подавляются, интересы ребенка направляются на сверстников, учебу, творческую деятельность.
Следующую фазу развития Фрейд называл генитальной, так как в это время закладываются основы формирования зрелой сексуальности. Этот период в результате позднейших исследований условно подразделяется на подпериоды. 10–12 лет — предподростковый, 12–14 лет — раннеподростковый, 15–18 лет — среднеподростковый, 19–21 год — позднеподростковый. Подробнее периоды развития будут рассмотрены далее.
Анна Фрейд (1895–1982), продолжая и развивая идеи отца, детально разработала концепцию «линий развития». Линии развития правдоподобно описывают процессы созревания сознательной части психики, называемой психоаналитиками Эго или Я, овладение внутренним миром и приспособление к внешнему. Функция Эго заключается в управлении всеми остальными бессознательными частями психического аппарата. Зигмунд Фрейд сравнивал эту инстанцию психики с возницей, который должен и управлять лошадьми, и следить за повозкой, и сам удерживаться на своем месте, и двигаться в определенном направлении. От уровня развития и зрелости Эго зависит все дальнейшее нормальное функционирование человека.
На каждой линии развития можно выделить определенные этапы, или шаги, по достижении которых ребенок выходит на новый уровень развития Эго. Рассмотрим некоторые примеры психоаналитических линий развития.
От зависимости к эмоциональной самодостаточности и взрослым межличностным отношениям
1. Биологическое единство материнско-детской пары. Любая, даже кратковременная разлука с матерью ведет к нарастанию тревожности. Ребенок нуждается в постоянном присутствии матери, плачет и бурно протестует, если она уходит. Это главная, жизненно необходимая потребность в период младенчества.
2. Отношения с частью объекта или любовь к опеке. Эти отношения прерывисты, основаны на удовлетворении потребностей. Ребенок любовно концентрируется на матери, когда ему что-то нужно, когда он испытывает дискомфорт, недостаток чего-либо, еды, тепла, ласки, внимания. В состоянии покоя и удовлетворенности ребенок сосредоточен на самом себе. Мать должна неизменно и терпеливо выполнять свою роль в удовлетворении потребностей ребенка. Если удовлетворение потребностей недостаточно или чрезмерно, это нарушает развитие, приводит к образованию ложного Эго. В этом случае ребенок развивает в себе в ущерб естественным потребностям только те качества, которые не раздражают мать.
3. Стадия постоянных объектных отношений. Любовь ребенка не зависит от удовлетворения потребностей и остается постоянно направленной на определенное лицо. В норме эти отношения формируются в период от 2 до 3 лет. В это время образ матери для ребенка становится устойчивым позитивным представлением. В силу этого ребенок приобретает способность проводить некоторое время без матери, не проявляя признаков тревоги и беспокойства. Поэтому до 3 лет не рекомендуется передоверять уход за ребенком няням или другим лицам.
4. Противоречивые отношения анальной стадии. И положительные и отрицательные чувства ребенка, причудливо переплетаясь, направлены на одно и то же лицо. Ребенок может проявлять повышенную нежность к маме, обнимать и целовать ее, и тут же, через короткое время, без видимой причины, сердиться на нее, кричать и не слушаться. Это период примерно от 2 до 4 лет.
5. Эдипова (фаллическая) фаза. Целью любовных желаний ребенка являются родители, в особенности один из них. С другим родителем ребенок вступает в ревностные, сопернические отношения. Проявлениями соперничества являются хвастовство, желание быть самым сильным, самым успешным, самым красивым, выставление напоказ себя и своих достижений и т. д. Проявляется сильное любопытство к отношениям мамы и папы, желание участвовать в них. У девочек первым любовным объектом также является мать, затем следует отказ от матери, направление влечения на отца и соперничество с матерью.
6. Латентный период. Начинается с 6–7 лет. Любовь и интересы переносятся с родителей на сверстников, учителей, другие идеальные фигуры. Ранние влечения и побуждения легко преобразовываются в другие виды деятельности: учебу, социальную жизнь, занятия в различных кружках, секциях. Появляется понимание того, что родители не идеальны, что провоцирует появление различных фантазий. Например, о том, что родители являются не настоящими, а приемными, а настоящие знаменитые или богатые, живут вдалеке и не знают о своем ребенке. Появляется желание отправиться на их поиски. Эти фантазии усиливаются в те моменты, когда ребенок обижается на родителей, ему в чем-то отказывают или наказывают. Тогда фантазия выполняет функцию утешения. Если ребенок чувствует себя одиноким, появляются фантазии об утерянном брате-близнеце или сестре. Эти и похожие сюжеты составляют содержание многих сказок. Это всегда тоска о ком-то, кто любит тебя больше всех. И это значит, что ребенку не хватает внимания, заботы, ласки.
7. Если вследствие нарушения на предыдущих фазах развития у ребенка не произошло перенесения интересов на других людей, если он остается чрезмерно привязанным к родителям, то могут быть проблемы с адаптацией к школе. Могут появиться школьные страхи, тоска по дому, невозможность заинтересоваться учебой. В этом возрасте приемные дети могут проявлять негативные реакции на усыновление.
8. Предподростковый период. В это время возможен временный возврат к ранним отношениям, большая противоречивость в желаниях, стремлениях. Могут быть колебания между стремлением к родителям и избеганием их.
9. Подростковый период. Основная задача подростка — освободиться от эдиповых желаний, направить свои любовные побуждения на объекты противоположного пола вне семьи, перейти в своем развитии в зрелую генитальную фазу. Происходящие изменения вначале могут отрицаться, но затем должны быть осознаны и приняты. В это время неразумно препятствовать ослаблению связи ребенка с семьей.
От грудного вскармливания к самостоятельному питанию
1. Кормление грудью (или из бутылочки), то есть сосание. Если еда чрезмерна или недостаточна, кормления насильственны, несвоевременны или слишком регламентированы, это нередко приводит к расстройствам питания, а, следовательно, и к нарушениям пищеварения, заболеваниям желудочно-кишечного тракта. Сильная тревога матери по поводу кормления передается ребенку и нарушает процесс питания. Оральное удовольствие в это время ребенок дополнительно получает от сосания пальца, руки или других предметов.
2. Отнятие от груди или бутылочки, происходящее по инициативе ребенка или матери. От формы отнятия зависит то, как в дальнейшем ребенок будет получать удовольствие от пищи. Приобретение навыков жевания, привыкание к твердой пище, а также развитие речи зависит от правильно выбранного времени отнятия от груди. Рекомендуется отнимать ребенка от груди не ранее того, как он прекратил кусать грудь. Это период приблизительно от 6 до 9 месяцев.
3. Переход от кормления другим лицом к самостоятельному приему пищи, сначала руками, потом с использованием ложки.
4. Самостоятельное питание с использованием ложки и вилки. В этот период процесс питания может стать полем для разногласий не только между ребенком и матерью, но и между другими членами семьи, имеющими разные взгляды на формы, виды и количество принимаемой пищи. Насильственное перекармливание («Доешь, а то не получишь сладкого! Доешь, а то никогда не вырастешь! Ложечку за маму, за папу…») является предпосылкой ожирения и приводит не только к заболеваниям, но и к развитию упрямства и негативизма во всех областях жизни ребенка. Дополнительные сложности создаются в связи с требованиями опрятности в процессе еды. Признаком неблагополучия отношений между матерью и ребенком в этот период может служить повышенная страсть к сладостям.
5. Эдипова фаза. Исчезновение психического равенства «пища = мама». С этим равенством связана субъективная уверенность матери в том, что если ребенок не ест, то это направлено против нее. В этот период питание может осложняться из-за обусловленных детскими фантазиями страхов. Например, фантазия о беременности, оплодотворении через рот приводит к страху стать толстым, отказу от еды. Фантазии о появлении ребенка на свет через анальное отверстие приводят к нарушениям приема пищи и опорожнения кишечника, в частности к запорам. Другие фантазии могут различным образом влиять на выбор пищи. Не рекомендуется заставлять ребенка насильно есть те продукты, которые ему не нравятся. Пользы это не принесет.
6. Латентный период. Происходит ослабление влияния влечения на процесс питания с одновременным повышением удовольствия от еды. В результате прохождения предыдущих фаз на всю жизнь у человека остаются индивидуальные предпочтения в меню и непереносимость определенных видов продуктов, а также требования к процессу принятия пищи и всему, что его сопровождает, требования гигиены и опрятности, связанные с едой.
От пачкания пеленок к контролю за мочеиспусканием и дефекацией, то есть к опрятности
1. Полная свобода пачкания пеленок. Длительность этой фазы зависит от обычаев, привычек и установок, влияющих на действия матери. В некоторых странах воспитание опрятности начинается очень рано и основано на выработке условного рефлекса, в других такое воспитание начинается на 2-м или 3-м году жизни, когда ребенок становится способен сознательно овладевать требуемыми навыками. В связи с распространением памперсов выработка нужного навыка может задерживаться, что причиняет позже неудобства и детям, и родителям.
2. Начало воспитания опрятности. Ребенок с трудом переносит вмешательство в процессы отправления естественных надобностей, так как на анальной фазе развития (2–3 года) именно эта зона является преобладающей в плане удовлетворения и получения удовольствия. В это же время проявляется интерес ребенка к внешнему и внутреннему устройству тела, различным его продуктам и выделениям. Ребенок активно исследует мир, получая удовольствие от беспорядка, игр с грязью, песком, водой, пластилином, красками, наполнения и опустошения различных емкостей и тому подобного. Очень привлекательны эксперименты с переполнением и опорожнением кишечника, удержанием фекалий. Если мать чересчур пунктуально и навязчиво приучает ребенка к горшку, он будет особенно яростно сопротивляться этим требованиям, проявляя упрямство и негативизм в разных ситуациях как бы в отместку.
Мать должна терпеливо и снисходительно относиться к ребенку, помогая ему уравновесить стремление к грязи и требования чистоты. Если мать излишне строга и бескомпромиссна, требуя опорожнять кишечник не только в определенном месте, но и в определенное время, когда ей это кажется уместным и желательным, не учитывая естественные потребности организма, это приведет к изнурительной борьбе между матерью и ребенком и появлению различных симптомов. Например, страху пользоваться унитазом или невозможности отправлять естественные потребности ни в каких других местах, кроме дома, что, в свою очередь, затрудняет вхождение ребенка в социум, детский сад или школу.
Продукция тела ребенка (моча, фекалии) являются для него ценными в этот период. И он может отказываться от них только ради любви к матери, «делая ей подарки». В силу противоречивого сочетания импульсов любви и ненависти естественные отправления могут служить также для выражения гнева, досады и разочарования по отношению к ухаживающему лицу (матери). Использование процессов и продуктов дефекации для выражения любви и предпочтения проявляется в том, что ребенок соглашается ходить на горшок только в присутствии определенного любимого лица или в определенных условиях. Например, во время завтрака всей семьи и обязательно около стола, или тогда, когда все смотрят телевизор и непременно в той же комнате.
Известный американский психоаналитик Нэнси Мак-Вильямс пишет:
«Ректальный сфинктер начинает выполнять свою функцию приблизительно с 18 месяцев. Следовательно, совершенно губительным являлся распространенный в начале века среди родителей среднего класса совет — начинать приучение детей к туалету на первом году жизни. Он поощрял насилие во имя родительского усердия и превращал благотворный процесс овладения навыком в борьбу господства и подчинения. Если принять во внимание, насколько популярным в ту эпоху было ставить клизмы маленьким детям — сугубо травматическая процедура, которую, как правило, рационалистически оправдывают соображениями «гигиены», — станут совершенно очевидными садистические импликации культурно санкционированного рвения в отношении преждевременного анального контроля».
К сожалению, иногда наблюдается тенденция высаживать на горшок ребенка, как только он научился сидеть, и ставить клизмы, если хотя бы один день он не опорожнит кишечник. При этом зачастую родители ссылаются на конкретные рекомендации детских врачей. При лечении энкопреза (недержания кала) тоже прописывают клизмы. На деле же состояние ребенка при этом только ухудшается. В этих процедурах лежат корни большинства детских неврозов навязчивостей и страхов.
3. Стремление к чистоте и опрятности становится внутренним, а не внешним. В результате этого появляется отвращение к грязи, явно демонстрируемое со сконфуженной улыбкой. Постепенно формируется аккуратность, добросовестность, надежность. Ребенок начинает коллекционировать то, что взрослые презрительно называют «всякой дрянью». Это могут быть фантики от конфет, камушки, этикетки, наклейки и т. д. Не стоит запрещать собирательство и коллекционирование. Это необходимые процессы, помогающие структурировать интересы ребенка. В этом возрасте могут появляться тики и навязчивости как следствие борьбы с вытесненными желаниями пачкаться. Но контроль дефекации еще не надежен, зависит от качества и стабильности отношений с любимым лицом и может быть утрачен в ситуациях страха и разочарования, напряжения и тревоги. В случае разлуки с матерью или частичной ее утраты из-за выхода на работу либо появления младшего брата или сестры ребенок может снова начать пачкать штанишки. Эти явления, непонятные для взрослых, должны вызывать не наказание, а скорее сочувствие и понимание.
4. Контроль над мочеиспусканием и дефекацией становится полным и не зависит от качества отношений с любимым лицом.
От безответственности к ответственности в управлении телом
1. Ребенок предоставляет маме заботу о себе, своем теле, здоровье, безопасности, так как он еще не в состоянии делать это сам.
2. Ребенок начинает ценить и беречь свое тело в той же степени, в какой это делает мать, любя его. Появляется болевой барьер, ограничивается причинение вреда себе посредством кусания, царапания и т. д.
3. По мере развития ориентации во внешнем мире, оценки его с точки зрения внешних опасностей, таких как огонь, вода, падение с высоты, агрессивные животные, появляется понимание причин и следствий, контроль безрассудных желаний. Вместе с болевыми барьерами и бережным отношением к себе эти функции защищают ребенка от повреждений.
4. Добровольное и осознанное принятие ребенком правил гигиены, медицинских и профилактических требований, направленных на сохранение или восстановление здоровья. Иногда безответственное отношение к своему здоровью сохраняется до позднего подросткового периода. Это обусловлено не до конца завершенными зависимыми отношениями матери и ребенка.
Линия от эгоцентричности к партнерству и дружбе
1. Естественный детский эгоцентризм, сосредоточенность на себе и своих интересах. Другие дети либо вообще не воспринимаются, либо расцениваются как нарушители спокойствия и соперники в отношениях с родителями. Этот период длится примерно до 2,5 лет.
2. Ребенок относится к другим детям, как к неживым объектам, с которыми можно обращаться, словно с игрушками: взять или бросить, толкнуть или прижать, насыпать на голову песок, укусить и т. д. Пока еще нет понимания того, что другому человеку может быть больно или неприятно.
3. Другие дети воспринимаются как помощники в выполнении какой-либо задачи. Их участие и помощь необходима в строительстве, разрушении и других видах деятельности, но при утрате интереса к делу пропадает и необходимость в партнерстве. Период начинается примерно после 3 лет.
4. Партнеры по игре постепенно становятся друзьями и воспринимаются как люди. Ребенок направляет на других детей чувства любви или ненависти, может их бояться или восхищаться ими, считаться с их желаниями, делиться с ними игрушками и другими вещами, сладостями.
Анализируя эту линию развития, можно заметить, что до 3 лет ребенок не способен участвовать в общественной жизни и дружить с другими детьми. Для него в это время достаточно семьи и домашнего окружения. После 3 лет эта способность только начинает развиваться. Поэтому частые жалобы родителей на то, что их ребенок ни с кем не дружит, не играет, являются необоснованными. Ребенок к этому еще не способен. По этой же причине нет смысла отдавать ребенка в детские дошкольные учреждения раньше 3 лет. Общественная жизнь в раннем возрасте в лучшем случае просто переносится ребенком, но не оказывает влияния на его развитие. Только с вступлением в III фазу ребенок становится способен получать пользу от общения с другими детьми. Прохождение IV фазы обеспечивает готовность к более длительным отношениям дружбы, сотрудничества, совместной работе, то есть к жизни в человеческом обществе.
От тела к игрушке и от игры к учебе и работе
1. Получение первого удовольствия от игр с частями своего тела или тела матери.
2. Использование для игры «переходных объектов», обычно мягких частей окружающих ребенка вещей: пеленки, одеяльца, подушки, позже — первой мягкой игрушки.
3. Отношение к специфическому переходному объекту распространяется на другие похожие подходящие игрушки. Ребенок выражает по отношению к ним разнообразные чувства.
4. Использование в играх различного игрового материала, обеспечивающего разные виды активности Эго и фантазии. Можно расположить эти потребности в хронологической последовательности. Поначалу это игровой материал, символизирующий отверстия в теле и их функции, все, что можно наполнять и опорожнять, закрывать и открывать, соединять друг с другом и разъединять. Затем это подвижные игрушки для получения мышечного удовольствия, все, что можно толкать, возить, волочить и т. д. Далее ребенку нужно предлагать различные строительные материалы, чтобы можно было строить и разрушать. Первоначально преобладает желание разрушать, так как это то, что легче удается, вызывает интерес и удовольствие. Затем становятся необходимы игрушки, пригодные для символического выражения мужского и женского ролевого поведения: куклы, предметы обихода, профессиональные принадлежности, солдатики, животные. Средства для творческого самовыражения: бумага, карандаши, краски, фломастеры, пластилин. Спортивные снаряды для развития способностей управлять своим телом и демонстрации этого: мячи, скакалки и т. п. Назначение игрушек — обеспечить развитие функций Эго, развивать творческий потенциал, то есть помочь ребенку нормально расти и развиваться. Поэтому часто случается так, что дорогие сложные электронные и механические игрушки валяются сломанными и забытыми, а ребенок упоенно играет какой-нибудь старой, облупленной деревянной лошадкой и выщербленным мечом. Игрушки должны будить фантазию. Не стоит также ругать детей за то, что они ломают игрушки. В этом проявляется естественный интерес к исследованию и экспериментам.
5. Удовольствие от игры смещается на получение удовольствия от успеха деятельности, что является предпосылкой для готовности к обучению или школьной зрелости ребенка. Если ребенок ко времени поступления в школу не сумел научиться получать радость от своих достижений, обучение будет затруднено, так как преобладающей останется игровая мотивация. Поэтому не бойтесь хвалить ребенка за его успехи, поощряйте развитие этой радости.
6. Способность играть и обучаться сменяется на способность работать. Для развития этой способности необходимо пройти ряд этапов: научиться не проявлять к предлагаемому материалу агрессивные, разрушительные импульсы (разбрасывание, разрушение, уничтожение), а использовать его позитивным, конструктивным образом, планировать и доводить до конца планы, упорядочивать свою деятельность с учетом внешних условий, отсрочивая удовольствие до получения конечного результата.
Промежуточное положение между игрой и работой занимают увлечения человека или хобби. Обычно первые хобби появляются в латентном периоде после 6 лет. Хобби имеют характер игры, так как служат получению удовольствия. Одновременно хобби является разновидностью работы, так как здесь присутствует целенаправленная, запланированная деятельность, доставляющая удовольствие не только в процессе, но и по результату. Хобби начинаются зачастую с увлечения коллекционированием и формирования специфических интеллектуальных или творческих интересов и распространяются на различные сферы жизни, сопутствуя работе.
Развитие речи
1. Первая фаза начинается с рождения. Ребенок слушает и наблюдает, развивая ответную коммуникативную вокализацию. Реакции матери служат для подкрепления и различения у младенца его собственных звуков, жестов и других способов самовыражения. Если с ребенком разговаривали еще до его рождения, прохождение этой фазы ускоряется.
3. Постепенно пополняется звуковой словарь ребенка. Он различает специфические, что-то означающие материнские звуки, запоминает их, что позволяет развивать способность к ожиданию. Например, мать говорит плачущему малышу: «Сейчас, маленький, сейчас покормлю! Уже иду, уже иду». И ребенок затихает, прислушиваясь и ожидая.
4. Ребенок понимает, что может использовать издаваемые им звуки для влияния на других. Старается привлечь внимание и дать знать о своих желаниях. Поэтому плач ребенка звучит различно в зависимости от того, что является его причиной. Голодный ребенок плачет иначе, чем тот, у которого что-то болит. чуткая мать уже по характеру плача узнает о потребностях своего младенца.
5. Ребенок понимает обращенную к нему речь раньше, чем начинает говорить сам. Слова взрослого передают команды и запреты, которым он подчиняется. Ребенок способен выполнять сложные инструкции, хотя сам использует слова минимально, только для выражения желаний, импульсов и аффектов.
6. Увеличивается собственный словарь ребенка. Он способен передавать словами и жестами другому человеку широкий диапазон переживаний, вопросов и идей и использовать слова в качестве заместителя действия.
7. Далее, по мере развития и усложнения мышления, язык становится все более сложным грамматически, все более заменяет действие, выражает все больше различных чувств.
Линии развития в норме являются врожденными возможностями, которыми ребенок овладевает. Для гармоничного развития достижение ребенком определенных стадий на линиях развития должно сочетаться между собой. Хотя чаще мы встречаемся с неравномерностью. Идеального варианта не существует, есть лишь различные вариации нормы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воспитание и развитие ребенка. Психоаналитический взгляд предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других