Технология психокоррекционного процесса. Нескучное пособие о том, как перестать бояться своего клиента, сделать ему хорошо – и себе тоже

Юлия Купрейкина

Прочитав пособие, вы будете знать, ЗАЧЕМ к вам пришёл клиент, ЧТО с ним делать и КАК это делать, – ещё до того, как он сформулирует запрос. А потом и вовсе поймете, что запрос – не краеугольный камень. Вы научитесь ставить психокоррекционные задачи и выбирать оптимальные техники и инструменты, чтобы получить нужный результат. Бонус – юридические документы для организации частной практики психолога.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Технология психокоррекционного процесса. Нескучное пособие о том, как перестать бояться своего клиента, сделать ему хорошо – и себе тоже предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Редактор Елена Ярмизина

Иллюстратор Ольга Кордюкова

Корректор Елена Завьялова

Корректор Елена Алексеева

© Юлия Купрейкина, 2022

© Ольга Кордюкова, иллюстрации, 2022

ISBN 978-5-0051-2598-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Вместо предисловия. У страха глаза велики

«Я не иду к психологу — боюсь!»

Такое вы наверняка слышали, и не раз. Этим не удивишь.

А знаете ли вы, что и психологи боятся своих клиентов?

Серьезно — так и есть! Большинство сегодняшних психологов-консультантов боятся своих клиентов и их «необычных» запросов. Поэтому мало зарабатывают (боятся просить больше) и не дают рекламу (боятся заявлять о себе). И еще многого боятся.

Мне кажется, я понимаю, почему так происходит.

Психологическое консультирование и психокоррекция как дисциплины в университете выглядят как забавная сборная солянка из нарративных, искусственно созданных направлений. Студент сдает экзамен по этому предмету и может гордо утверждать, что теперь знает академические определения гештальта, когниций, переноса, контрпереноса и сублимации. Что ж, отлично! И вот напротив него оказывается реальный живой человек — не из учебника. Клиент путается в словах или, напротив, говорит слишком красиво, — при этом его что-то явно не устраивает в жизни, иначе бы он тут не сидел. Как же превратить его «плохо» в «хорошо»? Какой из инструментов достать, чтобы «разбить» это «плохо»? Как применить теоретические знания? Да что он вообще от меня хочет?!.. В учебнике ведь совсем не так написано, он должен вести себя иначе и все должно идти как по маслу!..

Такой процесс работы затягивается и напоминает блуждание двух несчастных без компаса в дремучем лесу. Ориентир — на звезды и на мох. Клиент мучается из-за нерешённых вопросов, платит деньги, тратит время, разочаровывается в психологах и «всей этой вашей психологии». Психолог медленно, но верно выгорает: ведь он и вправду не чувствует, что способен помочь. Что же делать психологу? Может, надо получить ещё один сертификат, пройти ещё одну программу, изучить ещё одно трендовое направление, найти волшебные «метафорические карты»?

Ситуация досадная, а причина простая: даже обширная коллекция самых крутых инструментов не даёт понимания, как и зачем их следует применять. Это как иметь огромную связку ключей и на ощупь искать нужную дверь на 99 этажах небоскрёба. Я называю это бег по кругу, причём каждый круг запутывает нашу пару ещё больше и добавляет отчаяния обоим. Очевидно, что нужен «компас», план, карта, чтобы не заблудиться и двигаться в направлении нужной цели. И желательно видеть карту «на опушке леса», до того, как вы углубились в чащу.

Я начала заниматься психологическим консультированием и психокоррекцей как частный специалист более пяти лет назад. Поставила себе задачу: создать карту, благодаря которой я бы понимала, ЧТО и ЗАЧЕМ я делаю при соприкосновении с психикой обратившегося ко мне клиента.

На вопросы, которые стояли передо мной, не было ответов в учебниках. Ответы можно было найти лишь в собственной голове — через компиляцию знаний, через сопоставление информации, через опыт, который возник благодаря моим клиентам и учителям.

В результате родился алгоритм работы с клиентом. Разработанный алгоритм проверен пятью годами практики и 500 клиентскими случаями. Основан он на научных данных таких дисциплин, как анатомия центральной нервной системы, нейрофизиология высшей нервной деятельности, эволюционная психология, общая психология и так далее. Алгоритм не даёт новых инструментов — их и так в избытке. Но он даёт понимание, как и для чего нужно использовать те или иные техники и инструменты. Предложенная технология работы с клиентом не могла появиться без влияния на меня потрясающе глубоких и системных концепций Андрея Владимировича Курпатова и Дмитрия Викторовича Ковпака. Их бесценные труды, лекции и семинары являются мощным и неотъемлемым каркасом для представленной работы.

На рынке психологических услуг в настоящее время нет конкуренции. Спрос на качественные услуги психолога значительно превышает предложение. Об этом говорит моя практика — мой график очень плотный. Вместе с тем вижу, что у других моих коллег стоимость услуг значительно ниже, но клиентов нет. Они сами не верят в себя — поэтому им не верят клиенты. Люди готовы идти к психологу, платить за его работу, но не верят в эффективность и результат. Необходимость использования единой системы, модели, которая позволит решать возникающие противоречия реальности (в нашем случае — психики обратившегося к нам человека) и оперативно учитывать обнаруживающиеся новые факты была всегда, но сейчас чувствуется как будто ещё острее. Наши клиенты и пациенты, благодаря популяризации психологических знаний в России, уже поверили в возможности психотерапии, и не оправдать их ожидания из-за субъективной узости своих убеждений, по меньшей мере, досадно.

Поскольку я часто консультирую ещё и психологов, то вижу основную проблему. Она в отсутствии методики психокоррекции. Я слышу буквально следующее: «Не знаю, что делать с клиентом, как разобраться в его проблеме и решить её». «В голове какой-то винегрет: информации море, но как применить её на практике?» «Есть ощущение, что клиент месяц водит меня по замкнутому кругу». И так далее. Психологи не слишком уверены в том, что они делают, правильно ли они работают, и имеет ли это нужный результат.

Что будет ниже?

Вы получите тот самый алгоритм — четкий, понятный и работающий. Вы получите базу, на которую сможете опереться в работе с самыми сложными запросами и любыми клиентами.

Если вы освоите алгоритм, то будете знать, ЗАЧЕМ к вам пришёл клиент, ЧТО с ним делать и КАК это делать, — ещё до того, как он сформулирует запрос. А потом и вовсе поймете, что запрос — не краеугольный камень.

Вы научитесь ставить психокоррекционные задачи и выбирать оптимальные техники и инструменты, чтобы получить нужный результат.

Не заплутаете с клиентами в перипетиях их «сложносочиненных» историй и ситуаций.

Начнёте сами изобретать техники, максимально подходящие к ситуации клиента.

Перестанете бояться запросов, с которыми не работали раньше.

Да и вообще — перестанете бояться клиентов (точно!)

Бонус — вы станете эффективным и востребованным специалистом: «без страха и упрека», но с клиентской базой и достойным уровнем заработка.

Хотите? Тогда к делу.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Технология психокоррекционного процесса. Нескучное пособие о том, как перестать бояться своего клиента, сделать ему хорошо – и себе тоже предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я