Модульное оригами. В техническом творчестве

Юлия Красильникова

Рада представить вам книгу, которая обязана своим появлением нашему объединению Оригами. В ней собраны различные модели, выполненные в технике модульного оригами, которые вызвали самый большой интерес на наших уроках, также вы можете ознакомиться с моей программой и с моим опытом работы в данном направлении.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Модульное оригами. В техническом творчестве предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Моя программа

Введение

Мои Оригамята

С первого сентября сего года я опять вернулась в педагогику. Преподаю оригами для учеников гимназии. Взяла первый и второй класс. Опыта в складывании нет ни у тех, ни у других. Так же столкнулась с такой проблемой, дети не могут ровно вырезать. Вообще. Я понимаю, что родители лишний раз уберегают их от режущих инструментов, но эти познания в жизни пригодятся не только на моем предмете. Видимо и воспитатели этому не обучали в в дошкольных учреждениях. Им удобней раздать готовый материал детям. Приходится за день до занятия готовить квадратики на всю группу, чтоб хоть работы были приличные. Это, если работа состоит из одной детали, а бывают изделия многомодульные. Время на подготовку не хватает, так как работаю не только педагогом. Ведь по итогам четверти необходимо выбрать работы для конкурса. Вот буквально вчера дала учащимся работу. Открытка к новому году. Некоторые на столько ленивые, что просто попытались мне сунуть свои квадратики со словами:

— А сделайте мне, я не понимаю, что мне надо делать?

В смысле не понимаю. Мы 4-е месяца работаем в этом направлении. Т.е. до этого ты понимал, а сейчас перестал понимать. Так же заметила еще один момент в работе. Они хотят работы сейчас, сегодня и желательно подвижные. Коробочки, цветочки, животные или птички им не нужны. Хотя, если посмотреть вокруг, элементы принятые в оригами встречаются абсолютно везде: в космосе, в архитектуре, в дизайне. Это же объемная математика. Дети может быть сейчас не понимают, что в жизни это им пригодится, но хотя бы до родителей бы это дошло, ведь они же записали их на этот предмет. Но пока помощи со стороны родителей не видно.

История Оригами

Нельзя начинать говорить о модульном оригами не заглянув в историю. В детстве простые поделки приводили меня в восторг. Бумажные самолётики, петушок, катамаран, различные хлопушки прочно засели в моих воспоминаниях. Когда я пришла работать в Центр детского творчества, то не могла даже подумать, что когда-нибудь буду сама обучать этому виду творчества своих подопечных. Сейчас, когда позади более 20 лет и мои выпускники закончили не только школы, но и институты, я с лекгостью могу сказать, что оригами не менее нужный в развитии ребёнка предмет. Кажется, что современное подрастающее поколение ни чем нельзя удивить. Компьютерные игры, машинки и самолетики на управлении уже не будоражат их воображение. Почти в каждой коляске сидит ребёнок с мобильником в руках. Но вы не видели радостных глаз ученика, который запускает в небо бумажный самолет. А почему они радостные, да потому, что работу он сделал сам из простого квадрата. История происхождения оригами уходит в глубокое прошлое. Знакомство следует начинать с древнего Китая. Примерно в 105 году до н. э. появились первые предпосылки для возникновения этого вида искусства. Да, да именно искусства. В этом году чиновник Цай Лунь доложил императору о том, что создана технология изготовления бумаги. Многие шоды информация хранилась в тайне. Но постепенно тайна стала путешествовать в месте с китайскими монахами в Японию. Самые первые фигурки из бумаги сначала появились в японских монастырях. Ими украшали храмы, они участвовали в религиозных церемониях. Это был простой лист бумаги, который стоил по тем временам не малых денег. Вот что мне удалось найти на просторах интернета:

«История появления оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора в периоды Камакура (1185—1333 гг.) и Муромати (1333—1573 гг.). Придворные монахи были обязательно обучены «искусству складывать». Многие семьи использовали оригами как герб. Затем началось массовое производство бумаги, цены на нее упали, и оригами проникло в быт дворянства. Именно тогда появилось искусство самураев. Знание оригами стало признаком образованности и хороших манер. Записки, сложенные в форме бабочки, цветка или журавля были символом дружбы и любви. Они выражали то, чего порой не скажешь словами. Иногда записку сворачивали таким образом, что только посвященный мог ее развернуть. Признаком хорошего тона считалось, когда дворянин мог развлечь свою даму на балу умением складывать бумажные фигурки. Оригами использовали для украшения дома, на свадьбах или праздничных шествиях. Многие семьи использовали оригами как герб.

В периоды Адзути — Момояма (1573—1603 гг.) и Эдо (1603—1867 гг.) оригами было обычным способом времяпровождения. Изобретаются новые фигурки и среди них знаменитый японский журавлик — символ счастья и долголетия. Считалось, что если больной сложит тысячу журавлей из бумаги, то все его болезни пройдут.

Во второй половине XIX века история развития оригами выходит на европейский уровень. Европейцы познакомились с японскими бумажными фигурками: цветком риса, рыбой, лягушкой, журавликом. История оригами относится не только к Японии. Испанцы, например, самостоятельно додумались смастерить некоторые бумажные фигурки. Среди них выделяются испанские птички — «пахариты». В странах Южной Америки распространилась «испанская школа». В ней выделяется имя Мигуеля Уманумо, создателем множества фигурок. Он даже выпустил две книги по оригами. Во Франции оригами появилось на сцене. Чистый лист бумаги в руках фокусника превращался в птичку с машущими крыльями. История возникновения оригами в России до конца не исследована, но известно, что оригами было одним из любимых детских занятий. Из-за дороговизны бумаги, история оригами шла очень медленными шагами навстречу своему дальнейшему развитию. Вместо бумаги складывали ткань, например воротники, чепцы, чаще головные уборы, которые носили горничные, монахи, сестры милосердия.

Стоит отметить имена известных людей, любителей оригами, из рук которых вышло множество замечательных бумажных фигурок. Это Леонардо да Винчи, Льюис Кэрролл, Гудини. Известно, что Лев Толстой большой знаток оригами.

Настоящая история создания оригами началась после Второй мировой войны благодаря деятельности Акиры Йошизавы. История происхождения оригами связана с именем этого всемирно признанного мастера. Во время войны он был служащим военного завода и мечтал заняться оригами профессионально. После войны, перенеся голод и нищету Акира Йошизава изобрел сотни потрясающих фигурок. Он доказал, что искусство может быть авторским и изобрел условные знаки складывания, которые можно представить в виде рисунков — чертежей. Таким образом, на бумаге был зафиксирован процесс складывания определенных фигур. Навыки игры можно было фиксировать и передавать другим людям. В любом профессиональном издании книги по оригами можно найти описание этих знаков.»

История возникновения модульного оригами относится опять же к Японии. Техника складывания такого вида оригами использует несколько листов бумаги. Каждый лист складывается в отдельный модуль, а затем модули соединяются между собой, путем складывания их друг в друга. Это сложный, но очень красивый вид оригами. История модульного оригами частично отражена в книге «Ranma Zushiki» Хаято Охоко в 1734 году. В ней содержится гравюра, которая изображает группу традиционных моделей оригами. Одна из таких моделей — куб. Он показан в двух ракурсах, а в пояснении назван «сундуком волшебного сокровища». История модульного оригами отмечена в книге Исао Хонда «Мир Оригами», где также упоминается модель куба, но называется эта модель «Кубической коробкой». Примечательны модели китайского модульного оригами — лотос и пагода.

История развития этого направления продолжается до сих пор.

Меня, как педагога, привлек огромный развивающий потенциал оригами. Это синтетическая область, охватывающая и науку, и технологию, и культуру, и искусство. «…Душа и не так уж проста у бумажного листа!..»

Предмет оригами не требует предварительного подготовительного обучения: ребенок включается в практический процесс, предоставляющий природному любопытству ребенка доступный и увлекательный мир преобразований плоскость-объем, символьно-абстрактный мир, мир движущихся геометрических объектов. Оригами имеет толчок для удивления, фокуса, головоломки, неся радость познания детям, возбуждая их фантазию и развивая воображение, углубляя общую мотивацию в обучении и поведении. Оригами способствует повышению активности обоих полушарий мозга, а также синхронизирует их работу, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук. В работу включается правое полушарие, отвечающее за логические и творческие процессы. Эти выводы были подтверждены с помощью научных методов и исследований. Творчество на занятиях оригами — путь к изобретательству!

Оригами — начальное техническое моделирование.

Задатки и способности есть у каждого, но реализуются не у всех. Творчество — сложный психический процесс, связанный с характером, интересами и способностями личности, это создание чего-то нового. В настоящее время исследования учёных показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными — не аномалия, а норма. Главное использовать эти богатейшие возможности, которые дала ему природа. Первое что нужно сделать — это удивить ребенка. Удивляясь, ребёнок как бы стремится заглянуть вперёд. Он находится в состоянии чего-то нового, ранее не знакомого. Необходимо в данный момент «заразиться» идеей. Идея — это мысль, переходящая в действие, которая включает в себя цели и способы её достижения. Занятия оригами позволяют удовлетворить познавательный интерес ребенка, при этом поисковая деятельность совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъём, радость от удачи. У детей способности к творчеству складываются постепенно. Дети своими руками создают и моделируют свой мир, находясь в позиции творца. Таким образом, приобретается опыт творчества, который даёт основу для более успешного приспособления к постоянно меняющимся задачам и условиям, какие ставит перед нами жизнь…

Оригами и развитие технического мышления ребенка.

Если говорить о влиянии занятий оригами на развитие технического мышления ребенка, невозможно не начать с истории Фредерика Фрёбеля — по сути первого европейского педагога-оригамиста. Идеи Ф. Фрёбеля не остаются застывшим набором тезисов, они развиваются, хотя противодействий в этой истории введения оригами в образование множество. Путь тернист, но накопленный опыт нескольких поколений педагогов, сначала интуитивно, а далее все более и более опираясь на свой опыт и опыт коллег, позволяет сделать очень важный вывод: оригами — не простое развлечение на досуге, а мощный образовательный инструмент.

Во-первых, занятия оригами — это игра. Про возможности игры в образовательном процессе сказано много.

Л. С. Выготский писал: «Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.

Так же точно стремление ребенка к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как игра». Игровая ситуация создает у детей личностно значимый мотив деятельности, а значит, обеспечивает более высокую эффективность обучения. Здесь же хочется уточнить, оригами — это не просто игра, а технологическая игра

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Модульное оригами. В техническом творчестве предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я