Я чувствую, значит, я существую. Практические шаги к осознанности только для тех, кто хочет

Юлия Каневцова

«Я не чувствую любви к своему мужу, жене, детям, я словно пластиковая кукла, выполняющая функции. Мной все время управляют обстоятельства и другие люди». В этой книге Юлия Каневцова, доктор остеопатии, предлагает свой опыт с алгоритмами решений таких вопросов и примерами из своей практики. Автор дает рецепты, как верить своим ощущениям, а не чужим словам. Как найти страхи, которые управляют жизнью и физически убрать их, а не примиряться с ними. Как своими руками выстроить желаемую жизнь.

Оглавление

  • Вместо введения
  • Часть 1. Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я чувствую, значит, я существую. Практические шаги к осознанности только для тех, кто хочет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1. Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу

Глава 1. Как мы закрываем в себе события и воспоминания

История нашей жизни в файлах нашего тела

Мы все такие разные, и одновременно мы такие одинаковые. Мы телесные, мы эмоциональные, мы разумные, мы подсознательные. Мы адаптируемся к изменяющимся условиям жизни, начиная с внутриутробного периода.

Мы испытываем положительные и отрицательные эмоции, получаем подобные эмоции от других людей. Живем в потоке переживаний — приятных и не очень.

Человек как система избирательно подходит к поточной информации. Как же происходит, что одни события всплывают в памяти вплоть до запахов, а про другие мы не помним?

Могу загрузить вас терминами и научными фактами, но для более ясного и четкого представления о себе погоды это не сделает, поэтому давайте поговорим просто и ясно. Физически в мозге есть зоны, отвечающие за эмоции, от них идут рефлекторные дуги к мышцам и органам, порой к нескольким. Эта схема работает как в одну сторону (мозг — ткани тела), так и в обратную (ткани — мозг).

Вы замечали, что хорошие и приятные события и эмоции усваиваются нами полностью? Как лапша мягких сортов пшеницы или выпечка, все переварилось и растворилось в теле. Мы помним положительный эмоциональный флер, но без особых деталей. Возвращаемся к позитивным воспоминаниям редко, когда говорим о былом с друзьями или семьей, и если зацепил вас эмоциональный крючок, то логическая цепочка в памяти освежила то самое событие, вы о нем вспомните.

А что же с негативным опытом? Почему мы его все время отрицаем? Нервная система по-разному воспринимает негативные и позитивные эмоции и события, по-другому передает импульсы в ткани и складирует их в органах и ассоциированных областях тела. Природа для чего-то придумала различать и использовать эту отрицательную информацию, которую мы решили считать негативной. Скорее всего, для огранки своего внутреннего «я», для выхода из пресловутой зоны комфорта, для накопления чувственного опыта, который переоценивается нами благодаря ориентации на те залежи, которые мы не хотим доставать, так как они нам неприятны. Тогда отчего же нам не принимать эту часть природной программы? Давайте использовать эти схемы для самих себя, для улучшения себя качественных.

Мы забыли что-то важное

Идем дальше. Вы замечали, что маленькие дети по-другому реагируют на события и, например, чужих людей? У них нет опыта, они не умеют пока анализировать, они просто знают. Сразу. Мой человек — признаю и открываюсь. Не мой человек — закрываюсь и держу дистанцию, не позволяю входить в мое пространство. Как и почему это происходит с ними и в чем отличие от взрослых?

Природа придумала и заложила в каждого человека механизмы анализа окружающего мира. С внутриутробного периода ребенок воспринимает все, что происходит с ним и мамой всем своим телом, всеми рецепторами. В этот отрезок жизни плод не использует анализаторы, такие как глаза, уши, тактильность. Всем телом малыш сканирует изменения вокруг него: положительный опыт мамы и, к сожалению, отрицательный. Ни тот ни другой не проходит бесследно для него. Чуть позже я приведу вам пример из практики таких ранних страхов.

Дети раннего возраста еще используют эти удивительные механизмы распознавания информации, опираясь на внутренний чувственный опыт, слушая себя внимательно, доверяясь только себе самому. Они не верят словам мамы или кого-либо о том, что эта тетя хорошая. Для них слова — ничто, ценности в них нет, и ребенок не опирается на опыт мамы. Он верит только чувственному анализу — этот человек либо событие мое или нет, мне приятно или нет, позволяю ли я этому быть рядом со мной. Это гениально! Великолепно! И мы с вами это поймем чуть позже.

Дальше дети растут в окружении близких людей, у которых накоплены страхи, и определенные маски надеты на них для реагирования на различные события. Неокрепшие и прекрасные, шлифуются системой школы, пытаются встраиваться в изменения жизни вокруг них, происходящие из года в год. И… начинают надевать маски, постепенно забывая себя. Каждая маска или корка — это адаптация. В школе я пользуюсь одной, на музыкальных занятиях — другой, дома с требовательными и неуверенными в себе самих родителями — третьей. Ребенок взрослеет, накапливая маски, обрастает коростой, сам того не подозревая. И в этом взрослении пытается выстроить схему поведения в жизни, работающую порой против него самого. Он отдаляется от той природной истины, которая была его жизненной идеей, которой он доверял и не смог отстоять. Обман и предательство себя гонит некоторых по кругу, и они отрицают свое чувствование мира, им легче закрыться «в домике». Другие придумывают себе генеральный план и пытаются его осуществлять, иногда добиваются некоего социального успеха, денег, но нет удовлетворения — полного, до глубины вздоха. Эти щиты люди используют для оправдания, для выживания, для бега от себя или по кругу.

Каждое невысказанное НЕТ, каждая сделка с совестью и шаг против себя поднимают резонанс накопленных отрицательных эмоций в теле. Он неприятный, до скрипа и скрежета, повторяющийся и давящий на один из спресованных страхов в теле, как на кнопку. И в конце концов появляется соматика, болезнь, которая говорит о том, что тело больше не может адаптироваться.

Пример из практики. Как внутриутробные страхи оборачиваются заболеванием, если их не вычистить.

Мальчик А., полтора года, начались приступы бронхиальной астмы. Врачи выписывают стандартные умопомрачительные лекарства, которые еще больше инвалидизируют ребенка. Я работаю с ребенком, использую свои психосоматические техники для поиска причины. Нахожу «застрявший» страх первого триместра беременности. Ткани грудной клетки мальчика, которые крепятся к верхушкам легких и трахее, отреагировали на ситуацию, когда была угроза жизни плода и запомнились, как страх смерти. Активизировался механизм защиты плода: замри, чтобы выжить. Ребенок затем адаптировался, но страх-то остался. Через какое-то время малыш, который развивается, бегает, смеется, вдруг встречается с триггером. Триггер срабатывает, запуская страх для манифестации. Итого мы имеем повторяющийся спазм тканей дыхательных путей при любой опасной ситуации в жизни мальчика.

С помощью техник выпускаем страх из тканей, размыкаем рефлекторную дугу со схемой в голове, адаптируем тело к существованию без страха. Через месяц спрашиваю маму, как дела. Мама подтверждает, что баллончик с лекарством не доставали, приступов не было (затем мы неоднократно встречались, и состояние осталось тем же).

Воспоминания, пережитые в детстве, самые стойкие, все уже об этом знают. Сейчас это из каждого утюга звучит: ищите причины всего в детстве. Я далее в следующих главах покажу, как их искать, не примиряться с ними, а вычищать из тела и размыкать цепочку реакций, чтобы резонансов в течение жизни больше не возникало.

Масочный режим был во все времена

Маски, маскировка, массовость… Надетые на общество маски — это защита. Это щиты, которыми люди жонглируют. Человек, вращаясь ежедневно в среде, реагирует на маски и корки других людей, испытывает обиды и страхи, сталкиваясь с этими масками, испытывает ложные чувства, потому что все это не истина, не я.

Накапливая слой за слоем, тело перестает использовать себя как анализатор, не пропускает информацию, закрывается. Не чувствуя, не ощущая всем своим природным телесным ресурсом, мы обделяем себя, ограничиваясь стандартными анализаторами: глазами, ушами. Но частенько слух и зрение нас подводят, и мы им не доверяемся и сомневаемся. А что же остается? Если внутри нет опоры на чувственный опыт, который не накоплен? Либо идем, как слепые котята, на ощупь, и тут как повезет. Либо мечемся в поисках сильного, кто хоть как-то слышит себя, но тогда проживаем его жизнь в вечных недовольствах.

Я с самого детства дружила со всеми. В классе, в пионерском лагере, в институте все делились на группы. Выяснения отношений, отстаивание своих позиций — вся эта возня меня никогда не интересовала. Я общалась со всеми. В разных компаниях мне интересны были люди, я не слушала наветы и не принимала мнения. За это меня считали почему-то надменной (подумайте над конструкцией: надменный — над мнениями, это не выражение превосходства. Я говорю здесь о внутренней собранности своего «я», когда есть ориентация на свое понимание мира и нет привязки к чужому мнению). И я задавалась вопросом: может быть, со мной что-то не так? Я же не такая, как они?

А потом я, конечно же, поняла, в чем дело, я видела всегда больше, чем маски. Поднимала людей до себя, не принимая в расчет их ложь, склоки и общалась с их проглядывающими истинными «я».

Это дало мне возможность в будущем, когда я начала длинный путь к себе самой, понять многое про себя, верить своим ощущениям, а не словам.

Глава 2. У меня там болит, при чем здесь грусть? (Как связаны эмоции, страхи и соматические состояния, просто на пальцах)

При чем тут эмоции?

Медицинские справочники пестрят разнообразными диагнозами, заболеваниями. Созданы средства для лечения и диагностики состояний. Врачи сражаются, побеждают и переводят дух до следующего рецидива.

Разберем хронические заболевания человека, так скажем, его слабые места, которые дают о себе знать, когда создаются определенные условия. Ребенок с детства страдает гастритом, родители бьются, лечат и водят по врачам. Вот, наконец, ремиссия, можно вздохнуть с облегчением, ослабить диету и позволить любимому чаду немного вольностей. Но проходит не так много времени, и живот болит опять, что же такое? Почему?

Наше тело, наш разум и наш дух — это единая система, этого, надеюсь, уже вы не отрицаете. Это не набор из органов, которые мы по отдельности до сих пор по старинке изучаем на занятиях по анатомии. Все в нас — это взаимодействующая реальность, одно перетекает в другое, передавая сигналы и влияя напрямую и опосредованно. Передача информации происходит через нервные сети, химические вещества, электромагнитные колебания. Трехмерная модель, а не плоская структура, в которой один сигнал распространяется сразу в нескольких направлениях.

Вернемся к гастриту, раз я его взяла на рассмотрение в виде примера. Ребенок живет с мамой и папой, вроде полноценная семья. Мама работает на важной должности, ей часто приходится уезжать в командировки, она нашла хорошую няню с педагогическим образованием. Папа владеет бизнесом, трудится на благо семьи, чтобы было все, что нужно, чтобы ни в чем не нуждались. А у девочки гастрит, и лучшие врачи за большие деньги не могут вылечить так, чтобы не было его. И приходят они, горемычные, уже ко всем переходившие, может, хоть остеопатия им поможет?

Классический диалог на моем приеме:

— У вашего ребенка застряла грусть в желудке, — говорю я.

— При чем здесь грусть? У нее хронический гастрит, воспаление!

— Давайте я посмотрю девочку, мы все обсудим и разберемся, с чего все началось.

Поскольку я научилась не верить словам, а доверять своему чувственному анализатору и читать людей как книгу, то мне не нужны их мнения и догадки, потому что они чаще всего поверхностны и только отчасти правдивы. Благодаря своим техникам, задавая правильные вопросы непосредственно телу и умея слышать ответы, я собираю всю историю воедино. Когда девочке было полтора года, маме пришлось выйти на работу. Ребенок испытал страх быть брошенным и отвергнутым, чувство глубокой тоски и грусти, до спазма в желудке. Тело запомнило это состояние, его никто не вывел из него.

Сейчас девочке шесть лет.

— С какого возраста начался гастрит? — спрашиваю.

— В три года примерно.

— Что произошло в этом возрасте?

— Мы с женой поехали вдвоем в отпуск. Нам пришлось возвращаться раньше, потому что няня испугалась состояния дочки. После возвращения нас госпитализировали с диагнозом гастрит.

— Понятно, — заключаю я, — а теперь вся история ее заболевания и почему не получается справиться с ней полностью лекарствами и диетой.

Тело ребенка запомнило страх, грусть от разлуки с мамой областью желудка, потому что в теле различные органы, мышцы рефлекторно реагируют на конкретные отрицательные эмоции. И эти эмоции застревают там же. Где отреагировало, там и осталось. Произошла реакция в виде спазма желудка, кровообращение нарушилось. Пока нагрузка пищевая, физическая и эмоциональная не увеличилась, желудок компенсировал нарушение. Видимо, не возникало серьезных триггеров в жизни. В три года девочка испытала стресс, родители уехали. Это сработало как катализатор для стресса, оставшегося спазмом в тканях желудка. Возник резонанс от ситуации и орган не смог компенсировать, адаптироваться, запустил воспаление как защиту. На физическом уровне лекарствами мы убираем воспаление, механически и химически щадим слизистую желудка, но спазм ткани и информация о страхе не убраны. Новый катализатор — новое воспаление.

— Что же делать? — спрашивает мама.

— Будем из ткани желудка и окружающих тканей на физическом уровне убирать застрявший страх. Сколько времени понадобится для этого, решит само тело. Накапливало оно адаптации и приспособления долго, поэтому нужно время для инволюции всего процесса. Нужно спазм убрать до самой первичной точки возникновения реакции, если вы настроены, то давайте работать.

Я подробно разобрала классический вопрос: при чем тут эмоции, если болит тут или там, чтобы было предельно ясно, откуда что берется. Боли в спине, пятке, колене, дискинезии желчного пузыря, почти весь справочник с заболеваниями можно и нужно раскручивать до первичной эмоции, испытанной и запомнившийся телом. Мы с вами не будем здесь обсуждать тему генетических заболеваний и острых состояний (травмы, переломы). Единственное, о чем хочу обмолвиться, — это то, что если с близким или вами происходит форс-мажорное событие, то оно создано вами для абсолютно определенных целей. Я всегда такой опыт анализирую и не пропускаю его.

Верю или не верю

Есть немало людей, которые находятся на поверхности: на поверхности ощущения тела, на поверхности осознания мира и осознания первопричин. Они говорят, что не верят в эмоции, что это сентиментальная блажь. Они держат линию обороны и всегда жонглируют огромным объемом своих симптомов. Они сведущи в проблематике состояния, консультируют тебя о методах терапии. Ну, короче говоря, ходячие справочники. Но все это ничем им не помогает. Люди наращивают книжные знания, термины, методы диагностики, но стоят или продвигаются на полшага. И вы знаете, они всегда очень ранимые, их психика лабильна и шатка.

На приемах я не занимаюсь эзотерикой, я просто умею читать тело и задавать вопросы. Закрытое сознание человека сопротивляется, а тело — говорит. И стоит задать несколько конкретных вопросов, и система обороны своей позиции «неверующего» рушится на глазах. И это первая победа, которую совершает пациент.

Когда на пальцах раскладываешь весь процесс формирования соматической болезни, то осознание того, что нужно убирать первичную точку возникновения болезни, приходит само собой. Нет смысла трещину на столе накрывать скатертью, вы же знаете, она там есть. Да, под скатертью она не бросается в глаза, а если на стол увеличится нагрузка? Вы поставите много блюд, большой вес проломит или увеличит трещину, и потом как повезет. Но разница в том, что стол — это не самовосстанавливающаяся система, а тело — да. При определенных условиях самостоятельное восстановление тела идет очень медленно, но мы можем ему в этом помочь, запустить процесс и поддержать его.

Темы для размышлений

А вот вам темы для размышлений. Продолжу раскачивать стереотип: эмоции — к психологу, болячки — к терапевту. Для тех, кто вспыльчив и злится, — подумайте о своем желчном пузыре. Те, кто мучается гастритом, язвой желудка, — подумайте о грустных эмоциях, которые вы когда-то испытали (расставание с родителями или любимыми, переезд в другой город и так далее). Проблемы с коленями — это страхи. Ноги — отсутствие свободы, любой. Щитовидная железа / горло — подавленное слово, невысказанность.

Начните думать, тело даст подсказки. И фразы вроде «Я не знаю, может, это совпадение или ничего не значит, но мне вспомнилось…» имеют место. Ничего нет случайного. Все, что происходит со мной, — это все мое и ничье больше. Значение имеет каждый момент.

Я сейчас расскажу два примера из моего личного опыта, и они отзовутся у очень многих. Они на пальцах покажут причинно-следственные связи между мыслью, которая закручивает ткани и переводит процесс жизнедеятельности в выживание.

Как сейчас помню, был май. Зимний отпуск прошел давно, было очень много работы. Дети, уставшие от учебы. Все это отражалось на моем состоянии. Я, конечно же, ощущала себя очень уставшей. Очень хотелось сделать перерыв, но возможности пока я не видела. Просто взять и отменить прием на неделю, восстановиться и свежей приступить к работе? Тогда у меня не хватало решимости взять на себя ответственность. И вот в голове стала появляться мысль: что может оправдать отмену приемов? Ну, так, чтобы меня не обвиняли, мол, бездельничает, ленится? Только если я заболею. А я редко болею простудой. И уже был май, жарко, без вариантов. Но мысль проскочила и застряла как единственное спасение. Я забыла на несколько дней об этом. Вошла опять в режим заряженного пистолета, и рутинные процессы шли по накатанной. И в один день у меня заболел живот. Сначала слабовато, но боль усиливалась, и вечером пришлось бежать к врачу, делать УЗИ. Слабым местом у меня была гинекология, кисты в яичниках. Короче говоря, на руку мне сыграл не очень продвинутый аппарат УЗИ, мой психологический настрой и страх врача, что если не резать, то будет все плохо. В итоге меня прооперировали, я провалялась в больнице пару дней и благополучно отбыла на больничный домой с рекомендацией врача — максимум ходить по квартире и никакой работы. И вот я с полным самооправданием рассылаю сообщения о том, что болею и приема не будет.

То замедление заставило меня задуматься об истинных причинах формирования соматического состояния. Был сигнал — усталость; был послан конкретный запрос — не принимать самостоятельного решения об отдыхе, а отыскать для себя и окружающих вескую причину своего отдыха. Такой пример — это пример для истинной учебы и извлечения выводов. Он многослойный и показательный. Я научилась не пропускать никакие сигналы и делать выводы, лечить себя благодаря этому и расти. Я чувствую пространство и все, что его формирует. Но я учусь этому на таких вот примерах и не только.

Другой пример. Он основан на полученном опыте предыдущей ситуации. Как-то я стояла и чистила зубы, обдумывала зарождение рака на уровне мысли, как такое возможно и возможно ли. И вот что я поняла. Возьму за пример людей, которые десятилетиями живут не своей жизнью. Ходят на не ту работу, живут не с теми и не там. Выводов никаких не делают об истинных причинах такого круговорота. Занимаются решением срочных, но не важных вопросов. Они на поверхности жизни, хотя многие умные и, рассуждающие о возвышенном, люди. Они ходят по мастер-классам и психологам, учатся и вешают на стену диплом за дипломом. Но все равно не удовлетворены. Все равно на поверхности, не заныривают вглубь. И если пытаются углубиться, то только не в себя. Все, что происходит, не наполняет их изнутри, не дает ресурс. Все, что дала природа в виде резервной батареи, — расходуют, не пополняя. Истощение, грусть, неудовлетворенность. Усталость… Усталость… Океан усталости… В какой-то момент у такого человека появляется мысль: «Как я хочу все это бросить!» Но как? Он навешал на себя, как ему представляется, обязательств. Он не может себе позволить. Он не позволяет и не делает, оправдывая бездействие, стоит в болоте и поворачивается максимум на 365 градусов в одной плоскости. Человек БЕЗдействия, без действительности, без деятельности, у него ее нет, он себе ее не позволяет, просто вливается в чью-то. И чтобы прекратить и хотя бы какие-то шаги сделать на пути к пониманию себя, нужно остановиться и взять на себя ответственность, признаться себе самому в бездействии. Но это огромный шаг в пространстве личной ответственности. И этот шаг немногие могут сделать.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Вместо введения
  • Часть 1. Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я чувствую, значит, я существую. Практические шаги к осознанности только для тех, кто хочет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я