Краеведение на уроках этимологии. Этимологический анализ в школе

Юлия Викторовна Кремлёва

Данное пособие написано с целью доказать необходимость применения этимологического анализа на уроках русского языка в средней общеобразовательной школе. Уроки по этимологии, содержащие краеведческий материал Владимирского края и древнерусских городов будут полезны при организации исследовательской работы. Пособие ориентировано на студентов учебных заведений, учителей русского языкаи всех тех, кто интересуется этимологией.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Принципы этимологического анализа при обучении в школе

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краеведение на уроках этимологии. Этимологический анализ в школе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Принципы этимологического анализа при обучении в школе

§1.1. Понятия «этимология» и «этимологический анализ»

«Этимология — один из древнейших отделов языкознания, основателями которого считаются древнегреческие философы». Так считает Людмила Ивановна Шелепова, российский лингвист, доктор филологических наук. В своей книге «Русская этимология» ученый излагает: «Вопросами, связанными с происхождением слов, занимались еще в античном мире: в Древней Греции, например, Платон, в Древнем Риме — известный ученый и грамматик Варрон» [№1: 20]. «Термин этимология по точному смыслу означает науку об истинных, т.е. первоначальных значениях слов. В этом значении слово встречается у позднегреческих авторов (впервые у стоика Хризиппа)» [№2: 286]. Витторе Пизани, итальянский языковед, в своем труде «Этимология. История, проблемы, метод» объясняет: «Для Платона этимология служила средством разрешения проблемы, является ли язык от природы или по договору; для стоиков, объединившихся с гераклитцами, она должна была показать не только тождество слова и понятия, а отсюда — доказать происхождение языка, вскрыть истины, вложенными в слова их первыми создателями» [№3:33]. Откупщиков Юрий Владимирович, советский и российский лингвист и филолог в своем труде «К истокам слова» пишет об идеях вышеупомянутого ученого Варрона: «Идеи Варрона продолжили современные ученые этимологи. Большое значение римский ученый уделял фонетическим изменениям, произошедших в слове: «тот, кто обращает внимание, каким образом произошло изменение звуков, легче сможет обнаружить происхождение слов»» [№4:15].

Олег Николаевич Трубачев, ученый-этимолог, считает, что этимология связана со многими разделами языкознания. Ученый объясняет это тем, что в лексикологии исследуется семантика слова, устанавливается последовательное развитие значение слова. Также ученый считает, что многие проблемы словообразования решает именно этимология. Этимологией интересуются ученые, которые изучают морфологию. В особенности это касается проблем парадигматики. Трактовка, которую дает Трубачев этимологии как науке, следующая: «Этимология — наука о происхождении слов и их значений (от греческого etymon — истина, истинное значение слова), во-первых, является разделом исторического языкознания, который посвящен исследованию „первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлению элементов его древнего значения“» [№5:407]. Людмила Алексеевна Введенская, профессор Ростовского университета, доктор филологических наук, ссылаясь на учебник Мелетия Смотрицкого «Грамматика славенския правильная синтагма», вышедший в 1619 г., пишет в своем труде «Этимология: учебное пособие»: «Этимология употребляется для обозначения одной из четырех частей грамматики (орфография, етимологиа, синтаксис, просодиа). Етимологиаесть часть Грамматики вторая, речения разделяти и ко своей коеждо слова части сорассуждением относити учащая». Позже, пишет Людмила Алексеевна, слово «этимология» включили в славяно-греко-латинский словарь Федора Поликарпова «Лексикон Треязычный», 1704 г., где этимология трактуется: «етимологиа-художнословие» [№6:6], Далее Людмила Алексеевна описывает вышедший в 1806 году «Новый словотолкователь», составителем которого является Н. Яновский, где ученый дает трактовку следующую: «Этимология — Гр. Словопроисхождение, словопроизведение, истинное произведение начала слов или изъяснение точного оных смысла; часть Грамматики, показывающая прямое происхождение, сложение, окончание слов и различные перемены, которые делаются либо при их склонении по падежам в единственном и множественном числе, либо при их спряжении по наклонениям, временам и лицам» [№7:7].

Рядом с термином этимология можно встретить термин народная этимология. Пасхалов Анатолий Павлович, учитель русского языка, в своей книге «Удивительная этимология» разъясняет понятие народная этимология: «Примеры переиначивания слов легко найти в обиходной речи: пиджак — спинжак, потому что было связано со спиной; поликлиника — полуклиника (наполовину клиника); палисадник — полусадик (наполовину садик). Древние римляне такие этимологические сопоставления называли «коровьей» этимологией. Поскольку этимологии подобного рода возникали в народной среде, эти ложные толкования получили название народная этимология (в противоположность научной этимологии)» [№8:30]. Народную этимологию ученые называют также понятием ложная этимология и относятся к ней с меньшим вниманием, чем к научной.

Итак, этимология — это раздел лингвистики, в основе которого лежит сравнительно-исторический метод, изучающий происхождение слов. Этимология — древнейшая наука, сложная и многогранная, основателями которой являются древнегреческие философы и которая тесно связана со словообразованием. Этимологию изучали и изучают множество ученых. Среди известных русских этимологов следует отметить И. Ф. Буслаева, И. И Срезневского, О. Н. Трубачева, А. Г. Преображенского, Н. М. Шанского, Л. И. Шелепову, А. В. Абаева, Ю. В. Откупщикова, Л. А. Введенскую и др. Работа этимолога открывает широкие перспективы перед теми, кто решит посвятить свой труд изысканиям в области истории родного языка.

А теперь мне хочется ознакомить читателя с понятием этимологический анализ и зачем его нужно использовать на уроках русского языка. Для этого нужно вспомнить о таких терминах, как синхрония и диахрония. Елена Андреевна Земская в учебном пособии «Современный русский язык», 2012 г., достаточно доходчиво объясняет понятия синхронии и диахронии: «В синхронии язык изучается как организованная система средств человеческого общения, действующая в тот или иной период времени. Задача такого изучения — описать устройство языка, вскрыть механизм действия. Цель диахронического языкознания — изучение языка как продукта исторического развития, исследование изменений, происходящих в системе языка на протяжении того или иного отрезка времени. Синхронное словообразование изучает отношения сосуществующих единиц, диахронное — процессы превращения одних единиц в другие» [№9:5]. В учебнике «Современный русский литературный язык» Павел Александрович Лекант пишет, что в синхронном плане структура слова может подвергаться морфемному и словообразовательному анализу: «Морфемный анализ слова (в школьной практике его называют разбором слова по составу) имеет своей целью установить морфемный состав слова, т. е. выделить в нем „живые“ морфемы». При словообразовательном анализе, отмечает Лекант, несколько другая история: «Определяется, от какого слова образовано данное слово, то есть устанавливается производящее слово и производящая основа, указывается, с помощью каких словообразовательных средств оно образовано, определяется способ и тип словообразования» [№10:187].

Опираясь на учебник Баранова и Ладыженской за 6 класс, представим планы морфемного и словообразовательного разборов в школе:

Морфемному и словообразовательному анализу П. А. Лекант противопоставляет — этимологический: «Именно в диахроническом аспекте в слове можно произвести этимологический анализ. В этимологическом анализе можно узнать, исконно русское слово или заимствованное. И конечно же, при этимологическом анализе восстанавливается первоначальная структура слова» [№12:187].

«Этимологический анализэто выяснение ранее существовавшего морфологического строения слова, его прошлых словообразовательных связей, определение источника и времени появления слова, установление способа его образования от соответствующей производящей основы» [№1]. Зиновий Аронович Потиха в своем учебнике «Современное русское словообразование» пишет: «Этимологический анализ должен иметь практическую направленность и должен быть доступным ученикам; необходимо учитывать возрастные особенности и языковую подготовку учащихся» [№13:117].

Таким образом, по мнению ученых, морфемный и словообразовательный анализы рассматриваются в синхронном аспекте, а этимологический — в диахронном.

Занимаясь этимологическим разбором слова, нужно показать изменения, которые могут происходить в структуре многих слов с течением времени. Одним из наиболее распространенных и интересных процессов изменения состава слова является процесс — опрощение. Следующим образом дает определения понятий исторических процессов в структуре слова Зиновий Потиха:

«Опрощение — это изменение морфемной структуры слова, при котором ранее производная и членимая на морфемы основа перестает выделять в своем составе аффиксы и превращается в непроизводную (корневую морфему).

Переразложение — это изменение морфемной структуры слова, при котором перемещаются границы между морфемами при сохранении членимости производной основы на морфемы.

Усложнение основы — изменение морфемной структуры слова, при котором ранее непроизводная основа становится производной (членимой на морфемы). Процесс усложнения основы противопоставляется процессу опрощения.

Декорреляция морфем — это изменение характера или значения морфем и соотношения их в слове при сохранении членимости слова, числа, порядка следования морфем» [№14:105].

Итак, морфемно-словообразовательный и этимологический анализы тесно связаны между собой. Различие в том, что морфемный и словообразовательный анализ обращены в настоящее, а этимологический — в прошлое. Границы между ними иногда прозрачны. Чем шире знания исследователя, тем больше желания понять исторические связи как можно глубже.

§1.2. Подходы преподавателей к этимологическому анализу при обучении в школе

Михаил Трофимович Баранов в учебнике «Методика преподавания русского языка в школе» объясняет, насколько важно преподать детям, что язык — развивающее явление. «Программный материал каждого класса позволяет сообщить ученикам несложные сведения об изменениях, происходивших в языке в прошлом» [№15:26]. Работу с этимологическим словарем и словарем иностранных слов Михаил Трофимович выделяет как одну из основных работ на уроке с историческим комментарием. Шелепова Людмила Ивановна в своей книге «Русская этимология» представляет план этимологического анализа для школьной практики следующим образом:

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Принципы этимологического анализа при обучении в школе

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краеведение на уроках этимологии. Этимологический анализ в школе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я