Сказки. Для детей и взрослых

Юлия Борисова

Почему дети любят сказки? В сказке можно прожить жизнь вместе с главным героем, почувствовать себя большим. Почему взрослые любят сказки? В сказках можно переписать сюжет и почувствовать себя ребенком, счастливым, беззаботным. Сказки учат. Например, думать, прежде чем делать, смотреть на мир с разных сторон, верить в себя и не унывать. Эти сказки можно читать перед сном. А еще они напоминают о правилах жизни в городе. Ведь город – это как лес для Красной шапочки, в нём водятся свои Волки.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказки. Для детей и взрослых предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Юлия Борисова, 2023

ISBN 978-5-0059-8449-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Слово о сказке

Кто из нас не слышал о сказке? Кто их не читал в детстве или уже своим детям? Что же это такое? По сути, любая придуманная история может претендовать на звание «сказки». И с этой точки зрения, все фантастические романы и рассказы также могут считаться сказками. Или же нет? Есть ли какое-то отличие? Полагаю, что да. Есть. Даже несколько отличий, которые делают сказку именно сказкой. И главное отличие — это прежде всего адресат, для которого сказки и придумываются. Изначально адресатом сказки был ребёнок или подросток. С развитием психологии, как науки, и появлением разных психотерапевтических подходов, «сказкотерапия», наряду с арттерапией и другими творческими методами самоисцеления, прочно вошла в мир взрослых. Но обо всём по порядку. Коль скоро первым адресатом сказки был ребёнок, стало быть сказка должна быть адаптивна для детского возраста. А именно, это небольшое по объему произведение, написанное доступным и понятным ребенку языком.

Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века. От слова «каза́ть»[3]. Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII — XIX века. Ранее использовалось слово «баснь»

Европейские народы, как правило, никак не обозначают фольклорную сказку, пользуясь для её определения самыми разными словами. Есть только два европейских языка, которые создали специальные слова для обозначения этого понятия: русский и немецкий[4]. На латинском языке слово «сказка» передается через fabula. Но это слово обозначает не только сказку, но также: разговор, сплетня, предмет разговора и т. д., а также рассказ, в том числе сказка и басня. В значении «басня» оно перешло в немецкий язык (нем. Fabel). В немецком языке сказка обозначается словом Märchen. Корень Mar- означает «новость», «известие», -chen — уменьшительный суффикс. Таким образом, Märchen — «маленький, интересный рассказ». Это слово встречается с XIII века и постепенно закрепилось в значении «сказка»[5].

Итак, маленький интересный рассказ. Но что еще? Изначально сказки служили устной формой воспитания и образования детей. Передавали правила поведения, законы выживания, запреты, обряды и обычаи народа, нарушение которых, грубо говоря, повлечет для ребенка необратимые последствия. В сказках много иносказательного, но основное их назначение понятно: предостеречь и научить.

Не ходите в лес, детки, там много опасностей: злой великан, волк, чудище и ещё масса всяческих неприятностей. Слушайтесь родителей, детки, и тогда вы будете в безопасности. Воспитывайте в себе правильные качества: ум, честь, правдивость, осмотрительность, доброту и тогда вам обязательно повезёт, ведь за правильное поведение — всегда бывает подарок, некий приз или новое качество, должность, добрый супруг или супруга. Общий посыл понятен, если мы говорим о сказках именно для детей, но актуальна ли «сказка», как жанр, сейчас? Ведь мир изменился, и от этого никуда не деться. Появилась сеть, где можно найти массу информации на ту или иную актуальную тему, появились специальные приложения, обучающие программы, платформы, да и современные дети вряд ли пойдут в лес за дровами. Актуальна ли сказка сейчас? Попробуем разобраться вместе. Почему стоит отдавать предпочтение именно сказкам, а не иным формам обучения и предостережения…

С чем ещё у нас может ассоциироваться сказка? Наверняка с мамой, папой или дедушкой, бабушкой. Словом тем, кто эту сказку нам читает или рассказывает… В психологии это называется «значимый взрослый». «Значимый взрослый» до наступления подросткового периода — это авторитет, опыт которого ребенок не подвергает сомнению. «Значимый взрослый» — это человек, который рядом с ребенком длительное время, он знает его потребности, и умеет их удовлетворять, он отвечает на множественные вопросы о мире и служит своего рода некой призмой, через убеждения и идеалы которой, ребёнок познает окружающий мир. Не даром говорят, что все наши взрослые проблемы родом из детства. Ложные убеждения и блоки, самооценка, модель психического поведения и много чего еще. Если призма искажает восприятие, то и весь мир будет казаться кривым. Сказка, рассказанная на ночь значимым взрослым — это уже не просто выдуманная история, это уже некий урок, некое знание, которое воспринимается не только и не столько сознанием, скорее нашим бессознательным и здесь непосредственную роль играет время суток, когда надо читать сказку. Но об этом я скажу чуть позже.

Еще одной фигурой, которая так или иначе влияет на восприятие сказки, конечно, является главный герой истории. Практически любой ребенок, слушая сказку, представляет себя главным героем происходящего действа. Происходит так называемое явление «переноса». Мы переносим свои чувства, ощущения в воображаемые условия и невольно думаем, а как бы я поступил на месте главного героя. Это дает еще одну ценность сказки не только для детей, но и для взрослых. Это возможность разыграть разные сценарии для своего главного героя, и спрогнозировать последствия того или иного поведения или поступка. Не зря в современной психологии сказкотерапия — это одно из самых популярных методов психокоррекции.

Главный герой, по мере прочтения сказки, становится для читателя или слушателя родным, или даже близким персонажем. Вспомните как любят дети наряжается в известные персонажи: Золушка, принцесса, принц. Сейчас правда герои немного другие: Человек-паук, Бэтмен, Эльза и пр, но сути это не меняет. Дети отождествляют себя с героями историй. И, конечно, этим можно воспользоваться для реализации изначального значения сказки — предостеречь и научить. Да, современные дети по большему счету сталкиваются с другими опасностями в городской среде, но опасностями же. Например: наркотики возле школы, агрессия, буллинг, похищение, сексуальное насилие и много чего еще. Но даже если не рассматривать такие совсем уж критические сюжеты, сама жизнь предлагает новым людям массу ситуаций, где необходимо делать выбор. Особенно это актуально для подростков. Когда ребенок подрастает, «значимый взрослый» перестает быть «значимым». Все знают как упрямы и неуступчивы подростки. Любое слово родитея уже не является истиной в последней инстанции, оно является скорее предметом для тщательного изучения, критики, а то и откровенного игнора. Подростки хотят знать сами, хотят проверять всё сами, и если какую-то историю расскажет им родитель, скорее всего она будет воспринята без эмоционально, не станет для ребенка чем-то важным, а информация, по-простому «пролетит мимо ушей», но если же эта информация сказана кем-то из сверстников, прочитана в интернете или же в книге, подросток воспримет ее уже по-другому, как часть своего знания, как часть своего опыта, и, возможно, в один из дней она поможет ему сделать правильный выбор. Еще хочу сказать пару слов о времени, когда следует читать детям сказки. Сказки на ночь — вовсе не просто выражение. Помните фильм «Большая перемена», в одном из эпизодов герой, которого играет Леонов просит дочь прочитать ему урок истории как раз-таки на ночь, мотивируя это тем, что так информация лучше усваивается. Попадает прямиком в подсознание. Он, правда, говорит «на подкорочку». Так вот, это отчасти верно. Сказка, прочитанная на ночь, запоминается лучше, потому что ночью сознание отдыхает, а подсознание, наоборот, активно работает. И всё то, что мы хотим, чтобы дети запомнили и усвоили, как раз попадает в глубинные слои нашей психики. В обычной жизни ребенок может даже и не вспомнить, о чём была эта сказка, но попадая в схожую с описанной, ситуации, может прийти эффект узнавания, что это где-то уже было, и там было так-то.

Итак, мы выяснили, что сказка актуальна и сейчас. Актуальна и для детей, и для взрослых. Для одних она работает как средство воспитания и предупреждения, для других как метод коррекции восприятия. Собранные в этом сборнике сказки, как раз-таки отвечают всем вышеперечисленным задачам. Они адаптивны для детей и для взрослых. Написаны простым и понятным языком, с ноткой юмора и обязательно хорошим финалом. Хорошим, это не значит счастливым, хорошим, это означает, что главные герои прошли выпавшие испытания и вынесли из них новый опыт. И еще. В моих сказках нет запугивания, нет явной агрессии. Ребенок не должен бояться их читать. Они не должны вызывать отторжения или страха.

В этой связи, вспоминаю свой собственный опыт. Когда я была маленькая, мама читала мне обычные сказки. «Красная шапочка», братья Гримм, но, если вы их когда-нибудь читали, вспомните, они довольно жестоки и сопряжены с кровавыми, агрессивными действиями. В «Красной шапочке» волк съедает всех, потом ему разрезают живот, достают съеденных, согласитесь, как-то это звучит не очень. У братьев Гримм тоже самое: детей отводят в лес родители и бросают их там на съедение диким зверям, они попадают в лапы людоеда или старухи-ведьмы, их хотят зажарить или распотрошить. Звучит ужасно. Я жмурилась и говорила маме:

— Не читай мне эти сказки, мне не нравится. Придумай свои. Твои мне нравятся больше.

И она придумывала. Они были поучительными, но добрыми. Теперь уже я сама придумываю сказки, но основной посыл поперед всего остального «Не навреди». У ребенка не должно возникнуть психотравмы после прочтения сказки. Что еще сказать. Мои сказки адаптивны для любого возраста начиная с 5 лет. Будут интересны детям и взрослым. Всего в сборнике 25 литературных сказок, то есть придуманных лично мной, и, хотя некоторые из них перекликаются с уже известными нам героями, сюжеты у сказок абсолютно новые. Некоторые из них конкретно служат предостережением для деток, что нужно или не нужно делать в той или иной ситуации. Например «Пыльца фей», «Дева-птица». В иных рассказывается о поисках героев, о моральных качествах, которые помогают выжить и обрести счастье, например «Солнечный цветок», «Карлик и великан», а есть и такие, которые помогают с выбором, с самоопределением, что тоже, смотря по запросам в психологическую службу поддержки, очень и очень актуально. Словом, они все для наших деток, для нашего времени и того мира, в котором мы живём.

А если вдруг вам какая-то сказка не понравится или захочется дополнить сюжет, придумайте свою. Почему нет. Возможно, это станет для вас любимым хобби или способом релаксации.

Приятного чтения!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказки. Для детей и взрослых предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я