Данная монография посвящена вопросам теоретического осмысления правосознания и правовой культуры личности.Проблема правосознания и правовой культуры личности встает наиболее остро в периоды общественной трансформации, когда объективно происходит разрушение большинства институциональных и нормативных образцов, меняются цели, ценности, средства реализации социальных потребностей, в обществе устанавливаются новые правила правового поведения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правосознание и правовая культура личности в России. Монография предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1 Общетеоретическая характеристика правосознания
1.1 Понятие, свойства и структура правосознания
С принятием новой государственной политики, Россия стала на путь формирования и развития правовой грамотности и правосознания общества [111, с. 265]. В Конституции РФ установлено, что государство должно создавать все необходимые условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан.
Потребность к изучению отечественного правосознания является значимой, так как в реальной обстановке жизнедеятельности человека, видно, что граждане не полностью и не до конца понимают свои гражданские права и обязанности.
Формирование такой категории как «правосознание» происходило в ходе исторического развития государства и права. Большинство ученых, изучающих формирование правосознания, понимают его становление как поэтапное формирование правосознания конкретного общества, утверждая, что правосознание живет «до», и «после», а также «параллельно» с правом и является его источником [47].
Хотелось бы отметить, что понимание правосознания менялось с развитием юриспруденции, оно не находилось в стадии стагнации. Также представляется, что воззрение о правосознании расширяется большими темпами, но до сих пор нет единого мнения о сущности, свойствах, структуре и его природе.
Проблема правосознания в отечественной науке всегда являлась самой актуальной и востребованной. К классическим ученым, занимающиеся проблематикой правосознания, относятся такие выдающиеся теоретики как И. А. Ильин, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский и других юристы и философы России.
В советский период времени правосознание отличается от всех предшествующих ему исторических типов по целям, задачам, методам и средствам осуществления права [63, с. 39]. В работах авторов тех лет признавался классовый характер права. Основное внимание советских правоведов тех времен было акцентировано на выработке признаваемого всеми определения права, что и произошло после решения задач первого этапа социально-экономических преобразований.
После смены политической системы с социалистической на демократическую модель в науке потребовались новые взгляды и идее по отношению к пониманию правосознания. Соответствующие исследования были направлены на изучение нового законодательства России и его правильному пониманию со стороны граждан.
Следует отметить, что на современном этапе развития юридической науки определения правосознания очень многообразные и имеют разные подходы.
Так, в частности, Д. Чуйков считает, что правосознание — это форма общественного сознания, которая содержит субъективное отношение индивида к правовой действительности и проявляет себя в форме социально значимых действий и поступков человека [116, с. 39].
Ученый-теоретик В. Н. Корнев, утверждает, что правосознание — это теоретическое и эмоционально-ценностное понимание идей о существующем праве и правосудии, которые господствуют в конкретном обществе [63].
Необходимо обозначить мнение И. Ю. Лимаренко, которая выделила признаки правосознания. Так, по мнению автора к таким признакам относятся:
— правосознание — сфера общественного сознания;
— правосознание отражает правовую действительность;
— правосознание включает совокупность теорий, знаний, идей, взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, оценок, чувств, эмоций;
— правосознание устанавливает отношение субъекта к праву [69, с. 56].
Таким образом, по общему правилу правосознание представляет собой систему знаний о праве как социальном явлении, его современном состоянии, а также совокупность правовых оценок и конкретных предложений о путях, способах совершенствования, развития действующего права [103, с. 349].
Как форма мировоззрения правосознание имеет сложную структуру.
На уровне индивидуального субъекта оно охватывает различные сферы духовной деятельности: познавателъную; оценочную; мотивационно-волевую.
На уровне общества в целом оно может быть подразделено на обыденное и теоретическое, массовое и элитарное сознание. Очень продуктивную в методологическом смысле концепцию структуры правосознания предложили О. Г. Дробницкий и В. П. Желтова.
Авторами были выделены следующие формы бытия правосознания:
а) институциональная форма, существующая в виде документов и являющаяся в форме живого процесса мышления юристов — профессионалов. Это сфера «законоположений», «юридического закона», «действующего права»;
б) неинституциональная форма бытия правосознания — недокументальная и неофициальная форма правового мышления, воли и чувств, существующая в виде живого процесса сознания в его «неопределенном» виде, фиксируемого в письменной форме задним числом.
В свою очередь, по способу мышления неинституциональная форма разделяется на следующее виды:
а) обыденное правосознание, включающее представления, чувства и волеизъявления массы людей, их субъективное отношение к действующему праву, знания о существующих законах и их оценку, убеждения в правомерности или неправомерности судебных решений, в справедливости и несправедливости самих законов; эта сфера образует массовое общественное мнение вокруг действующего права, поддерживая его или требуя изменения;
б) теоретическое правосознание, куда можно отнести юридические «доктрины», создаваемые теоретиками права, а также обсуждение вопросов о «праве», «законности», «справедливости, о взаимных правах и обязанностях общества и личности, об основополагающих институтах законодательства в трудах ученых — гуманитариев [43].
Следуя давнему различию «позитивного» и «естественного» права, сферы институционального и неинституционального правосознания можно обозначить как позитивное и естественное правосознание [113, с. 183].
Правосознание рассматривается, как правило, в двух основных формах: в форме правовой идеологии и в форме правовой психологии [59, с. 46].
Правовая идеология — это совокупность представлений, убеждений и установок человека, в которых выражается его отношение к действующему законодательству и государственной власти.
Правовая психология — это совокупность чувств, эмоций и настроений, связанных с правовыми явлениями в обществе. Чувственный уровень является неотъемлемой частью структуры сознания, в связи с этим эмоциональная окраска существенно влияет на характер и направленность правового поведения.
Таким образом, структура правосознания достаточно многопланова. По нашему мнению, в системе юридического образования необходимо больше внимания уделять развитию теоретического правосознания, в основе которого должна лежать естественно-правовая идеология, которая в свою очередь является базисом правовой культуры.
Подводя итог разделу, можно сделать вывод, что правосознание в российской правовой доктрине представляет собой систему знаний о праве как социальном явлении, его современном состоянии, а также совокупность правовых оценок и конкретных предложений о путях, способах совершенствования, развития действующего права [10].
1.2 Виды правосознания
Вопрос о видах и уровнях правосознания конкретизирует проблему структуры и системы знаний о праве, нацеливая познание на иные критерии анализа данного сложного явления.
Виды правосознания определяются его субъектами, носителями и творцами различных форм осознания правовой действительности. В этой связи наука теории права выделяется три основных вида правосознания:
— общественное;
— групповое;
— индивидуальное [77].
Подобное деление основывается на признаке различной степени социальной общности.
Общественное правосознание — это исторически сложившаяся на основе общности культурно-национальных особенностей развития система правовых идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, настроений и переживаний, характерных для данного общества в целом, своеобразный симбиоз воззрений и оценок права, свойственных определенному народу, сформировавшихся во временных и государственных границах его конкретной истории.
Показателями общественного правосознания могут выступать: исторически сложившийся настрой общества по отношению к праву; национально-культурные оценки; правовые ценности; правовые принципы и идеи и т. д [24, с. 15].
Несмотря на свой абстрактный характер, общественное правосознание генетически привязано к национально-историческим особенностям культуры, религии и социальной структуры конкретного государства и общества, и это позволяет нам говорить о российском правосознании, американском, немецком и т. д.
Итак, каждый государственно-организованный народ имеет свое социально неповторимое общественное правосознание. Применительно к российскому общественному правосознанию можно, например, говорить о таких его основных чертах, как многонациональный характер, исторически сложившаяся идея ориентации на благо социальных общностей и отсутствие личностной независимости, недоверчивое отношение к праву и его роли в жизни общества, слияние в правовой системе западных и восточных идей при преобладающей приверженности к ценностям континентальной системы права и т.д [96, с. 211—226]. Если обратиться к философии, то в данном направлении также ученые выделяют отдельную ветвь по изучению сознания российского общества — русскую идею.
Групповое правосознание — эта система правовых идей, теорий, взглядов, чувств и настроений, являющихся характерными для данных социальных общностей, выражающих их преимущественный настрой по отношению к праву, его коллективные оценки. Такое значение имеют правовые воззрения классов, наций, народностей, трудовых и даже временных коллективов, в которых сложилась некая психологическая общность оценок правовой действительности.
Не менее важную роль в жизни общества играет правосознание малых групп: трудовых коллективов, общественных организаций, учебных групп, пенсионеров и т. д. Оно представляет собой своеобразный идейно — психологический «срез» индивидуального и общественного правосознания в коллективной жизнедеятельности людей. Это сложившиеся на основе групповой сплоченности и общности интересов правовые взгляды и оценки правопорядка, законности, правосудия, правовых институтов и учреждений общества, культивируемые в данной группе. Из этого объективно сложившегося или сознательно сформированного комплекса правовых воззрений и оценок члены группы заимствуют свои представления о праве, к этому «усредненному» правосознанию они прибегают для аргументации мотивов своего отношения к праву и своего поведения.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правосознание и правовая культура личности в России. Монография предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других