Настоящая книга содержит фрагменты стихотворных произведений М.Ю. Лермонтова, а также стихотворные и прозаические комментарии к ним (стихотворные комментарии даются прямым шрифтом и принадлежат автору этой книги). Книга завершается краткой биографией поэта, заимствованной из Интернета. Предназначается для широкого круга читателей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Над поэтическими страницами Михаила Юрьевича Лермонтова» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
К Н. И…
Я не достоин, может быть,
Твоей любви: не мне судить;
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты,
И я всегда скажу, что ты
Несправедливо поступила.
Ты не коварна, как змея,
Лишь часто новым впечатленьям
Душа вверяется твоя.
Она увлечена мгновеньем;
Ей милы многие, вполне
Еще никто; но это мне
Служить не может утешеньем.
В те дни, когда любим тобой,
Я мог доволен быть судьбой,
Прощальный поцелуй однажды
Я сорвал с нежных уст твоих;
Но в зной, среди степей сухих
Не утоляет капля жажды.
Дай бог, чтоб ты нашла опять.
Что не боялась потерять;
Но… женщина забыть не может
Того, кто так любил, как я;
И в час блаженнейший тебя
Воспоминание встревожит!
Тебя раскаянье кольнет,
Когда с усмешкой проклянет
Ничтожный мир мое названье!
И побоишься защитить,
Чтобы в преступном состраданье
Вновь обвиняемой не быть!
М. Лермонтов, 1830
Сей стих суть гимн о верности в любви!
Однажды деву полюбив, люби ее одну
Люби всегда одну и ту же,
Завязывая узел туже!
Не любит если так она,
Пусть будет в том обвинена!
P. S. Произведение увидело свет в 1831 году. Стихи посвящены Н. Ф. Ивановой. Как и в других произведениях поэта, и здесь лирический герой испытывает одиночество и тоску. Но если другие работы Михаила Юрьевича обращены к обществу, то здесь описываются чувства к конкретному человеку — «Я не достоин, может быть, Твоей любви: не мне судить». Но влюбленный герой, несмотря на отсутствие взаимности, не чувствует зла или негодования, а всего лишь желает героине добра. (Интернет)
Зови надежду — сновиденьем,
Неправду — истиной зови,
Не верь хвалам и увереньям,
Но верь, о. верь моей любви!
Такой любви нельзя не верить,
Мой взор не скроет ничего:
С тобою грех мне лицемерить,
Ты слишком ангел для того.
М. Лермонтов, 1830
Не знаю я, что здесь сказать,
Какой ответ поэту дать.
Но лучше в Бога веровать!
Да — лучше верить, что она
Для тебя лишь создана!
P. S. Стихотворение очевидно, связано со стихотворениями, посвященными Н. Ф. Ивановой (Интернет).
Мне нужно действовать: я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать
М. Лермонтов
Я тоже не могу, но что считать работой —
Когда по улице неспешно я иду
Иль парком, возвращаяся с работы,
Я размышляю и стихи по памяти твержу,
И вдруг остановлюсь, записываю что-то?
Иль еду в транспорте, стою в очередях,
На рынке что-то покупаю,
Я постоянно думаю,
Я весь в своих стихах,
Хотя работой это не считаю…
Тебе во след еще не мчится
Ни горный дух, ни дикий зверь,
Но, если можешь ты молиться,
То не мешало бы — теперь.
М. Лермонтов. «Хаджи Абрек», 1833–34
Молиться никогда не лишне,
В молитве душу успокой,
Как знать, быть может сам Всевышний
С тревогой смотрит за тобой?
Молись и вечером, и утром,
Молись всегда, когда не спишь,
Но искренне молись, как будто
Ты лично с Богом говоришь.
Молись, и Бог тебя услышит,
Он тайный знак тебе подаст,
Молись, Господь тобою дышит,
Простит тебя, коль ты не прав…
—
Душою мы друг другу чужды,
Да вряд ли есть родство души.
М. Лермонтов. «Валерик (Я к вам пишу случайно, — право…)», лето 1840
Есть души — цельное стекло,
Прозрачны, как кристалл,
И видно чистое их дно,
Не души, а хрусталь.
Но есть — глубокая вода,
Где можно с головой нырять,
И хоть чиста подчас она,
До дна ее вам не достать.
И есть — все в тине
Иль в песке, поднявшемся со дна,
И даже при большом уме,
Душа эта черна.
К тебе я стану прилетать
……………………………………
И на шелковые ресницы
Сны золотые навевать…»
М. Лермонтов. «На воздушном океане»
Я часто чувствую заранее
Свой день последний бытия —
Я недвижим, как будто в раме,
В гробу, в цветах покоюсь я.
И надо мной мелькают тени
Давно угаснувших друзей,
А люди новых поколений
Белеют зыбкою толпой.
Мой гроб снимают с катафалка,
Меня целуют только в лоб…
Вслед за кладбищенской каталкой
Попарно двинулся народ.
Вот, наконец, меня накрыли
Тяжелой крышкой,
Вот в могиле
Лежу на самом ее дне,
Лежу в гробу я на спине,
И комья сыплются ко мне.
Сквозь крышку гроба
Слышу я —
Душа родимая моя
Мне шлет последнее «Прости!
Прощай, мой милый, не грусти,
К тебе я буду прилетать
И на усталые ресницы
Сны золотые навевать.»
—
По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал…
М. Лермонтов
1.
Сколько лет уж миновало,
Как поэт сказал,
Так же беспокоен Терек,
Так же о российский берег
Плещет мутный вал.
Неподвластен сей народ
Жесткой русской воле,
Вне России в свой черед
Ищет свою долю.
Может быть, когда-нибудь
Волю он получит,
Только — из российских рук,
Лишь из рук, не бучей!
Только мирный договор
И надежность власти,
«Вот вам, черти, коридор,
Больше к нам не лазьте!
И живите, как хотите,
Варитесь в собственном соку,
Лишь Россию не дразните —
Не повадно никому!»
2.
Никакой не последний поезд,
Не надо спешить, суетиться,
А, если же поезд последний,
То вряд ли стоит садиться.
Возьмем для примера Литву —
Веками друг друга терзали,
Но вот подошли к рубежу —
Свободу ей полную дали.
Так что же, напрасны все жертвы,
И целые реки крови?
Увы, все напрасно, поверьте,
Свобода зреет в неволе.
Разрушен был Храм иудейский,
Их в плен увели толпой,
Но все же они вернулись,
Отстроили город свой.
Свободен лишь тот, кто духом
Поднялся выше других,
Кто Богом живет, а не брюхом,
И любит не только своих.
Удивительным явлением в русском фольклоре можно считать колыбельные песни, они своими корнями уходят вглубь веков. Ни с чем несравнимо волшебство общения родителей и детей при исполнении колыбельных песен. Это с полным правом можно называть промыслом Божьим. Как и всякий другой народный фольклор, колыбельные песни передавались из поколения в поколение, обогащаясь словами и звуками. Детские песни народного творчества получали образцовое музыкальное оформление: П. И. Чайковским (сборник детских песен «Детский альбом»), А. К. Лядовым (детские песни на народные слова). Колыбельные песни, зарождались и развивались, как самостоятельное литературное творчество для детей. Произведения для детей Н. А. Некрасова, М. Ю. Лермонтова, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, С. Михалкова ускорили расцвет поэтического творчества для детей; повсеместно пробуждался интерес к собранию и соответствующей обработке народных колыбельных песен. Особое место среди всех колыбельных песен, с лёгкой поэтической руки М. Ю. Лермонтова, занимают «казачьи колыбельные песни». «Казачья колыбельная песня» М. Ю. Лермонтова, как гласит предание, написано под впечатлением «баюканной» песни казачки, которую Лермонтов слышал в станице Червленой на Тереке (по другой версии — в станице Старомышастовской на Кубани). Музыка к «Казачьей колыбельной песне» была написана многими композиторами, в том числе А. Гречаниновым, Э. Направником, Ребиковым и др. («Отечественные записки», 1842 г., № 5).
КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ
Слова М.Ю. Лермонтова
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.
(Интернет)
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Над поэтическими страницами Михаила Юрьевича Лермонтова» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других