Признания египтолога. Утраченные библиотеки, исчезнувшие лабиринты и неожиданная правда под сводами пирамид в Саккаре

Эрих Дэникен, 2021

Знаменитый исследователь древних цивилизаций и самый известный в мире идеолог теории палеоконтакта, чьи книги переведены на 28 языков, рассказывает историю своего друга, египтолога Аделя, который оказался запертым на несколько дней в подземных помещениях ступенчатой пирамиды в Саккаре. Юноша пытался найти выход из-под земли, бродил по коридорам и камерам и видел «невозможные» вещи, о которых не знают даже профессиональные археологи, ведь история Египта, по словам Аделя, имеет две стороны: официальную и строго засекреченную, скрываемую от широкой общественности. Книга приоткрывает завесу над теми тайнами, с которыми Адель столкнулся в подземном лабиринте. Так, например, есть все основания полагать, что Великая пирамида Гизы была не чем иным, как гигантской библиотекой, созданной для людей будущего. Кто же на протяжении тысячелетий уничтожал хранившиеся в ней знания, ведь речь идет о миллионах книг? Фон Дэникен утверждает, что, будь у нас в распоряжении хотя бы одна тысячная из написанного людьми в древности, мы бы полностью изменили свое представление о прошлом человечества. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Признания египтолога. Утраченные библиотеки, исчезнувшие лабиринты и неожиданная правда под сводами пирамид в Саккаре предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2

Первая встреча

Цивилизации, пережившие пору расцвета несколько тысячелетий тому назад, поражают наше воображение. Дело в том, что письменные памятники этих культур либо не сохранились, либо хранятся в неких тайных архивах. Археология сумела немного упорядочить и прояснить данные о далеком прошлом, но при этом возникли новые вопросы. Сегодня мы знаем, что сумели открыть лишь около 20 % египетских древностей.

Сколько людей знает о тайных камерах под Великой пирамидой в Гизе? Или о новых шахтах, камерах и коридорах, которые ежегодно обнаруживают и измеряют в той же пирамиде с помощью электронного оборудования? Или о том, что Тексты пирамид эпохи II и III династий Египта рассказывают не только о представлениях о загробной жизни фараона, но и о настоящих космических полетах древних владык? Или что египтяне мумифицировали огромное количество животных, в том числе миллионы птиц, сотни тысяч крокодилов, буйволов, гиппопотамов и змей, а также мелких существ, таких как жуки, скорпионы, крысы и рыбы?

Сколько людей знает, что древние египтяне, жившие 2500 или даже больше лет назад, сами не имели представления, кто построил Великую пирамиду? Или что халиф Абдулла аль-Мамун, который в 832 году первым вошел в пирамиду, которая оставалась запечатанной на протяжении несколько тысяч лет, обнаружил внутри тело человекоподобного существа в доспехах из неведомого металла, а также необычные камни и предметы неизвестного назначения?

Эти вопросы ставят в тупик. Еще большее недоумение вызывает то, что эти факты неизвестны широкой публике. Египет открыт для туристов; любой может приехать сюда, и увиденное произведет на него неизгладимое впечатление. Вот почему я раз в несколько лет привожу в эту страну небольшие группы любознательных людей, надеясь, что они узнают много нового и захотят расширить свое представление о древней цивилизации Египта. Разумеется, каждую группу сопровождает опытный специалист по египтологии. Так я познакомился с Аделем Х.; это было осенью 1981 года.

Разговор начинается

Адель представился, когда я ехал в автобусе в отель. Он был скромен и ненавязчив — высокий худой мужчина с серьезным лицом и черными волосами. В отличие от большинства египтян, он не носил ни бороды, ни усов. Ровные зубы, естественная улыбка. Он не пытался занять нас ненужными разговорами, не важничал, не навязывал туристам сведения, которые им не интересны. Он просто терпеливо отвечал на вопросы. Досконально зная Египет и его жителей, Адель познакомил нас с законами и религиями долины Нила. Будучи мусульманином, он маленькими глотками пил красное вино вместе с гостями.

Ближе познакомившись с Аделем, я спросил, кто назначил его к нам. Есть ли у гидов какое-нибудь руководство, распределяющее их по группам?

— Я сам захотел, — ответил Адель. — Моим желанием было познакомиться с вами.

Он смотрел мне прямо в глаза. Где-то в Каире есть туристическое бюро со столовой для экскурсоводов. Список приезжающих групп вывешивается на большой доске объявлений — даты приезда и отъезда, количество туристов, туроператор, категория (водная или автобусная экскурсия, стандартная или ВИП), средний возраст участников и т. д. Увидев мое имя в одном из списков, Адель тут же бросился к руководителю и попросил отдать ему эту экскурсию. Руководитель долго смотрел на него, потом спросил, знает ли он, кто я такой, и предупредил, что у меня репутация хорошо информированного человека, который любит спорить с гидами. Адель ответил, что знаком с моими книгами и боится моей репутации всезнайки не больше, чем каверзных вопросов остальных туристов.

— Откуда у вас такой прекрасный немецкий? — спросил я, когда он объяснил, почему взял нашу группу.

— Я четыре года учился в Институте египтологии при Венском университете, — ответил Адель. — Там я также изучал эпиграфику, немецкий и, естественно, иероглифические тексты и памятники древности. Верите или нет, однажды я присутствовал на вашей лекции в университете. Вы даже подписали для меня одну из книг. Вы, наверное, не помните.

По вечерам, после того как туристы расходились по гостиничным номерам, мы с Аделем обычно встречались в баре отеля «Семирамида» недалеко от пирамид. Постепенно мне стало понятно, почему я так заинтересовал Аделя. Он видел во мне теоретика, книжного червя, у которого есть доступ к древним текстам. Сам же он был практиком. Он участвовал в раскопках, забирался в заброшенные туннели и даже работал с расхитителями гробниц. Когда я выразил удивление тем, что египтолог с высшим образованием и сертифицированный гид сотрудничает с преступниками, он рассказал мне о связях между известным кланом расхитителей гробниц по фамилии Расул и археологическим сообществом. Дело в том, что осенью 1922 года именно юный Ахмед Расул привел британского археолога Говарда Картера (1874–1939) к погребальной камере Тутанхамона. На вопрос Аделя, известна ли мне история Говарда Картера, я ответил, что знаком с ней в общих чертах.

— Вероятно, вы знаете только официальную версию, — с улыбкой сказал Адель. — Говард Картер не был невинным ученым, каким он предстает в учебниках. Он работал инспектором в Службе древностей по Верхнему Египту и Нубии с 1899 года и в этот период также сотрудничал с расхитителями гробниц.

Вероятно, иначе Картер не смог бы совершить свое историческое открытие, утверждал Адель, поскольку в то время профессиональная археология делала лишь первые шаги в качестве легального занятия. С 1904 по 1908 год Картер работал в Луксоре художником, гидом и переводчиком, и все это время получал древности от Расулов и продавал туристам.

— Картер вернулся в Луксор из Англии в конце октября 1922 года, — продолжал Адель, — заручившись финансовой поддержкой богатого англичанина, лорда Карнарвона (1866–1923). В начале ноября Картер вел раскопки гробницы Рамсеса VI в Долине царей (см. цветную вкладку). Обнаружив картуш бога Анубиса, он отправил телеграмму своему спонсору в Лондон.

Адель добавил, что помнит текст еще со времен учебы в университете, и процитировал по памяти:

Наконец сделал чудесное открытие в Долине, нашел великолепную гробницу с нетронутыми печатями и приказал замуровать ее до вашего прибытия.

Телеграмма искажала факты, как сказал Адель, снисходительно улыбаясь и потягивая вино. На самом деле Ахмед Расул, один из сыновей главы клана расхитителей гробниц, привел Картера к этому захоронению несколькими днями раньше.

Получив телеграмму, спонсор Картера, лорд Карнарвон, тут же отправился в Египет, и они вдвоем на глазах журналистов и группы экспертов руководили официальным вскрытием гробницы. Свидетели рассказывали, что рабочие сдвинули каменные плиты и Картер просунул в щель факел. Взволнованный лорд Карнарвон, стоявший позади него и снедаемый любопытством, нетерпеливо спросил:

— Что вы видите?

— Я вижу невероятные вещи, — спокойно ответил Картер.

— Но Картер опять лгал, — настаивал Адель. — Он уже был в гробнице, куда его привел Ахмед Расул. И вероятно, забрал часть сокровищ, чтобы не делиться с властями. Когда я поинтересовался, зачем ему это делать, Адель ответил, что, согласно договору, Картер был обязан отдавать половину сокровищ египтянам. А он хотел кое-что оставить себе. Составленная через несколько лет опись найденного в гробнице Тутанхамона включала 5398 предметов. Самый известный из них — золотая посмертная маска юного фараона, которую теперь демонстрируют на специальных выставках по всему миру. Невероятную историю, рассказанную мне Аделем в 1981 году, пять лет спустя подтвердил египтолог доктор Рольф Краусс[2].

После обнаружения гробницы Тутанхамона Говард Картер утратил интерес к научной археологии. Он больше не хотел сотрудничать со Службой древностей в Каире и даже публично критиковал ее представителей. Источником его дохода стали лекции и солидные комиссионные от торговли произведениями искусства. Он умер 2 марта 1939 года в своем доме в Кенсингтоне, в Англии. Журналисты того времени писали о «проклятии фараонов».

Задумавшись над утверждением Аделя, что самый известный из первооткрывателей египетских древностей и один из наиболее почитаемых археологов мира на самом деле был расхитителем гробниц, я недоверчиво покачал головой.

— Я египтолог и экскурсовод, — возразил Адель, — но ничего не могу делать без расхитителей гробниц. Хорошо это или плохо, но они часть нашего общества.

— Вы когда-нибудь продавали древности? — спросил я.

— Да, — ответил он. — У меня не было выхода.

— Значит, вы знаете гробницы, еще не найденные археологами?

— Не только их, — заверил меня Адель. — Моей семье известны обширные подземные сооружения, построенные так давно, что нам даже трудно это представить. Десятки тысяч лет назад или даже больше.

Я не стал с ним спорить и спросил, можно ли увидеть хотя бы часть этих сооружений. Дело в том, что я знаю несколько древних книг, написанных 2000 лет назад или даже раньше, в которых сообщалось о существовании подземных лабиринтов. Древние авторы даже писали о возрасте этих лабиринтов, отодвигая их так далеко по шкале времени, что это удивляет и озадачивает современных археологов. И я невольно спрашивал себя, под песками каких пустынь, под какими поселениями или святилищами могли бы они прятаться? Где находятся эти затерянные подземные миры далеких эпох? Может, их откопали, а затем вновь спрятали? Если да, то кто это сделал? Или эти давно забытые сооружения стали недоступны из-за природных катастроф?

И где находятся миллионы книг, написанные в том далеком прошлом? Они сгорели? Сгнили? Или их намеренно уничтожили? И если да, то почему? Неужели та малость, что мы знаем сегодня, — это все что сохранилось? Или тайные библиотеки существуют и в наши дни, доступные только стражам в плащах с капюшонами и членам тайных обществ? Кто мог писать и собирать книги, а затем прятать их на протяжении тысячелетий? Кто хотел, чтобы эти книги вновь исчезли? Знает ли Адель о существовании утраченных библиотек? Может быть, члены клана расхитителей гробниц находили камеры или даже целые залы, заполненные сокровищами, возрастом сотни тысяч лет, но держали это в тайне? Может, Адель входил в одну из таких камер? Тогда зачем он делится со мной своими знаниями?

Единомышленники

В марте 1984 года я пригласил Аделя и его жену на две недели ко мне в Швейцарию, где мы не один вечер провели в моем архиве, которым я очень горжусь. В нем больше 100 000 фотографий, тщательно классифицированных и распределенных по ящикам, а также моя переписка с разными людьми, знаменитыми и не очень, со всего мира.

Однажды вечером мы разглядывали мое собрание, разложенное на большом столе, прихлебывали крепкий черный чай и курили.

— Почему ни одна из моих книг не переведена на арабский? — спросил я у Аделя и показал ему книги, изданные на китайском, японском, тамильском, русском и, разумеется, английском, французском и испанском языках. — Арабы что-то имеют против меня?

— Не думаю, что это так, — ответил Адель. — Они о вас ничего не знают. Скорее ваши работы осуждают исламские богословы.

— Но почему? В каждой книге я прямо говорю, что я глубоко религиозный человек.

— Ваши книги рассказывают о богах — во множественном числе, — возразил Адель. — Это несовместимо с Кораном. Вспомните, что шесть раз в день кричит муэдзин с минарета: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его». Не должно быть никаких богов, кроме Аллаха.

— Но мои так называемые боги — вовсе не боги, — запротестовал я. — Собственно, никаких богов не существует. Сегодня мы это знаем, в отличие от наших предков каменного века.

Я объяснил, что наши предки считали божествами инопланетян и именно так возникла вера в «богов».

— Все это просто огромное недоразумение! — воскликнул я. — На самом деле богами считали инопланетных астронавтов.

— Мне это можете не объяснять, — рассмеялся Адель. — Но попробуйте убедить исламских богословов!

Впоследствии мы решили, что Адель переведет одну из моих книг с немецкого на арабский и тогда одно из арабских издательств может заинтересоваться ими. Адель усердно трудился над нашим проектом, и через полгода перевод был готов. Увы, нам по-прежнему не удавалось найти издателя. Адель беседовал с несколькими образованными и не лишенными интеллектуального любопытства людьми, в том числе теми, кто получил образование на Западе. Никто не хотел рисковать. Они боялись мулл, а те боялись «духовной революции» — бунта верующих против священного Корана. Я осуждал такой подход, хотя очень хорошо его понимал. Как-никак я был знаком с долгой и печальной историей уничтожения миллионов книг.

Размышляя вместе с Аделем над этими непростыми вопросами, я понял, что нашел в нем родственную душу и товарища по исследованиям. И тогда же решил, что поделюсь с ним всем, что узнал за десятилетия работы и что по частям публиковал в своих предыдущих книгах. Чем больше я рассказывал, тем сильнее становилось любопытство и удивление Аделя. Что мы знаем, спрашивали мы друг друга, о неизвестных писателях, создававших произведения много тысяч лет назад, и о наследии, которое они могли оставить?

Дары богов

История нашего интеллектуального прошлого началась с пробуждения разума. Наши далекие обезьяноподобные предки общались с помощью рычания и шипения. Затем они научились говорить. По моему мнению, язык появился в результате целенаправленной искусственной мутации, вызванной посещавшими Землю инопланетянами. Наука отвергает эту теорию, утверждая, что язык возник естественным путем в процессе эволюции. В какой-то момент на пути своего развития люди научились считать с помощью пальцев и собирать кучки камней для обозначения большего числа животных или предметов. Приблизительно в это же время люди начали строить храмы и священники стали требовать жертвоприношений, которые тоже нужно было подсчитывать.

Научившись говорить и считать, люди начали использовать схематичные рисунки — мы называем их пиктограммами — для выражения более сложных мыслей и понятий. Затем, приблизительно в 4-м тысячелетии до н. э., появились абстрактные, похожие на клинья значки, из которых состояла первая система письма — клинопись.

Крупнейшая сохранившаяся библиотека с клинописными текстами принадлежала царю Ашшурбанапалу, правившему Ассирией с 669 по 629/627 год до н. э. Его обширное собрание было обнаружено в XIX веке в окрестностях древнего города Ниневия на холмах Куюнджик, на территории современного Ирака недалеко от города Мосул. За время правления Ашшурбанапал собрал не менее 25 000 глиняных табличек с надписями, причем на каждой из табличек было выбито его имя. Среди этих текстов обнаружилась копия «Эпоса о Гильгамеше», вавилонский космогонический миф «Энума элиш» и копия «Законов Хаммурапи» — свода, который вавилонский царь Хаммурапи (ок. 1792 — ок. 1750 до н. э.) приказал вырезать на базальтовой стеле и в котором присутствуют прямые упоминания «божественных откровений»[3].

Ашшурбанапал, живший через 1000 лет после Хаммурапи, был, по всей видимости, очень образованным правителем. По его приказу писцы копировали тексты из других библиотек и привозили в Ниневию; туда же доставляли целые библиотеки глиняных табличек, захваченные во время военных походов. Он гордился тем, что умел читать и писать, и утверждал, что владеет наукой толкования небесных знамений. Он также хвастался, что знает язык, на котором писали люди, жившие до Всемирного потопа.

Современные ученые считают, что возникновение клинописи — долгий процесс, занявший несколько тысячелетий, но древние авторы свидетельствуют об обратном. Они утверждают, что письменность была подарена людям богами. Диодор Сицилийский, живший в I веке до н. э. и несколько лет проведший в Александрии, пишет, что люди вели «жизнь беспорядочную и подобную животным»[4]

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Признания египтолога. Утраченные библиотеки, исчезнувшие лабиринты и неожиданная правда под сводами пирамид в Саккаре предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Krauss Rolf. Zum archäologischen Befund im thebanischen Königsgrab Nr. 62 // Mitteilungen der Deutschen Orientgesellschaft, 1986.

3

Frischauer Paul. Es steht geschrieben. Zürich, 1967.

4

Цит. по: Диодор Сицилийский. Историческая библиотека / Пер. с др. — греч. Д. В. Мещанского, А. Г. Алексаняна. СПб.: Алетейя, 2012.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я