Хотите узнать, почему лужи обижаются? А о том, у каких птенцов пух колючий? У кого язык чёрный и дли-и-и-нный? И сколько глаз у пчелы? Да! Очень хотите! Тогда эта книга для любознательный детей и любящих родителей.Когда я преподавала в школе, гимназии, центре детского развития, то всегда старалась отвечать на вопросы ребятишек. Частенько рассказывала им, какая удивительная наша планета! А дома – моя детвора задавала много интересных вопросов о загадочном мире, в котором мы живём. Так родилась книга «Классные». Уверена, что этот цикл рассказов поможет поддерживать у вас и ваших детей удивительное чувство – любознательность – ключ к пониманию мира.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Классные предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава первая
ПРИКЛЮЧЕНИЯ АРТЁМА С ОЛЕЙ… В ЗООПАРКЕ
В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
Ясное субботнее утро и заливистое птичье пенье звали к приключеньям! И мы решили отправиться в зоопарк.
— Ура! — запрыгали от радости Артём с Олей. — Скорей!
И помчались собираться.
— А что надеть? — кричит Оля из комнаты.
— Вот девчонки! — отвечает Артём. — А что ты всегда надеваешь?
— В гости я наряжаюсь, — сообщает Оля. — На улицу в удобном.
— Мама, как одеваться?
— В парадно-выходной или буднично? — задумалась я. — Смотря, как вы относитесь к нашему сегодняшнему походу.
— Мы к зверушкам в гости? Тогда надо нарядиться, — кричит Оля из комнаты.
— Я пойду, в чём удобно, — заявляет Артём.
Вскоре все были готовы. И мы отправились в зоопарк. Пешком. Мы любим гулять неторопливо, с пользой. Всё рассмотреть. Поговорить обо всём, что увидели, кого повстречали. В этот раз всю дорогу ребятишки обсуждали, сколько интересного их ждёт.
И вот мы пришли. Очередь в кассу — ого-го какая!
Подпрыгивают от нетерпения не только Артём с Олей, но и другие маленькие посетители:
— Когда же дадут билеты?
— Скорей бы внутрь!
— Что там?
— Как там?
Родители шикают, но усмехаются. Им понятно нетерпение детворы.
Мне тоже приходится сдерживать азарт и любопытство сына с племянницей. Хотя самой хочется оказаться в удивительном мире животных. И понаблюдать за ним вживую, а не с экрана телевизора, как было в моём детстве. Или с экрана компьютера, как делает сын с племянницей, у которых одна из любимых программ «Планета животных»!
— В зоомагазине, где попугаи, хомячки, рыбки, тоже весело, — шепчет Оля вертя головой во все стороны. — Но тут такое! Смотрите…
СТРАУС
— Ну и птица! — изумлённо замирает на ходу Артём.
— На балерину похожа, — внимательно разглядывает диковинное создание Оля. — Перья пышные, как пачка. Ноги дли-и-и-нные.
— Какие крылья! — Артём указывает на вольер, где важно расхаживает длинноногая и длинношеяя птица. — И как она с такими крыльями летает?
— Это страус, — поясняю любознательной детворе. — Он не летает. Не умеет.
— А как тогда он спасается от опасности? — хором спрашивают Артём с Олей.
— Бегает быстро.
— Ого!
— У него и шея длинная, — уточняет Оля.
— Это для того, чтобы видеть далеко.
— Ноги и шея такие, чтобы хищников заметить? — догадывается Артём.
— Правильно.
— Раз птица, то несёт яйца? — рассуждает Артём.
— Откладывает.
— Огроменные? — подхватывает Оля.
— Да. Одно яйцо страуса, как двадцать четыре куриных.
— Наверное, птенчики у страуса забавные? — умиляется Оля. — Вот бы поглядеть, какие они пушистые…
— Пух у страусят колючий, — говорю я. — Как у ёжика!
— Шутишь?
— Нет.
— Ха! — растерянно произносит Артём. — А что страусы едят?
— Страусы всеядны. Они питаются тем, что найдут на земле.
— Травой? Цветами? — Оля принялась оглядываться по сторонам. — Чем бы его покормить?
— Насекомыми, ящерицами, грызунами, — перечислила я.
— Ой! — Оля замерла на месте. — Пусть их лучше смотритель кормит.
— Идём дальше? — предложила я.
Детвора оживляется.
— Навестим слонов? — просит Оля.
И мы направляемся искать слонов. А по дороге ребятишки продолжают засыпать меня вопросами. Очень уж удивил их страус и его семейство.
— А кого страус может победить?
— Многих хищников.
— Как?
— Сильным ударом ноги с твёрдым когтем страус может ранить даже льва.
— Какая боевая птичка! — восхищается Артём.
— А знаете, как страус купается? — усмехнулась я.
— Как?
— Под дождём? — пробует угадать Оля.
— Страусы катаются в песке и пыли.
— Ну, и купание!
— Какие смешные эти страусы.
СЛОН
А вот и слоны! Дети ахают. Хлопают в ладоши. Долго разглядывают величественных животных. Те не обращают никакого внимания на шумную толпу.
Насмотревшись и натолкавшись, Артём с Олей возвращаются ко мне.
— Какие популярные эти африканские слоны? — разводит руками сын.
— Пришлось на цыпочки вставать, чтоб разглядеть, — жалуется племянница и показывает, как тянулась она вверх, чтобы рассмотреть величественных животных.
— А почему все так хотят на слонов поглядеть?
— Сами как думаете?
— Слоны такие большие, — отвечает Оля. — Как гора! Поэтому?
— Хобот у них, — разводит Артём руки в стороны. — Во какой!
— Уши ого-го-го! — торопится ответить племянница. — Они ими обмахиваются. Как веерами!
— А хвостик у слона маленький, — хмыкает сын.
— Это вы так рассмотреть не успели? Ладно, расскажу вам о слонах, что знаю.
— Давай!
— Слоны родня мамонтам…
— Которые вымерли?
— Им.
— Только те мохнатые были, — вздыхает Оля. — Я в мультике видела про мамонтёнка.
— Ага. Он маму искал, а нашёл слонов! — обрадовался Артём.
— Слоны не любят одиночества, — поясняю им. — И очень грустят без родни.
— Как и мы? — даже подпрыгивает от неожиданного открытия Артём. — Как и люди?
— Да. Слоны огорчаются, если что-то не ладится. Радуются, когда всё хорошо. При встрече слоны здороваются!
— Как?
— Они обвиваются хоботами.
— Обнимаются?
— Да.
— Ух, ты!
— А ещё слоны улыбчивые животные.
— Да? — широко раскрывает глаза сын.
— Они улыбаются слонятам? — вскрикивает Оля. — Своим деткам! А те улыбаются родителям. В ответ.
— Какие слоны умные! — восхищается Артём.
— Да. У слонов прекрасная память. И вот, что удивительно! Взрослые слоны спят стоя, а слонята могут отдыхать, лёжа на боку. И плавают слоны отлично! Для общения друг с другом слоны используют разные звуки, жесты и позы.
— Круто!
— Класс! А ещё?
— Хобот очень важен для слона. Им слон ловко срывает листья с деревьев, собирает траву, поднимает брёвна и ветки. Некоторые слоны даже рисуют хоботом картины.
— Слон-художник? — изумляется Артём. — Во дела!
… Пока мы разговаривали о слонах, не заметили, как пришли туда, где шумно плескался бегемот! А с противоположной стороны настороженно следил за всеми хитрый крокодил.
— Куда пойдём? Направо? Налево? — взглянула я на любознательных ребят.
Тёма с Олей заметались.
— Куда?
— Туда?
— Нет. Туда!
— Направо куда? — растерянно уточнила Оля.
— У слонов спроси, — пошутил Артём. — Они ведь умные.
— Слоны, как и люди, бывают правшами и левшами, — усмехнулась я. — Так куда? К бегемотам?
— Давай, — согласились они.
— Что ж, свернём направо и понаблюдаем…
БЕГЕМОТ
Рассмотреть себя во всей красе бегемот не разрешил. Из воды виднелась голова с маленькими ушками и огромной разинутой пастью.
— Ну вот, — разочарованно протянула Оля. — Спрятался.
— Он тебя застеснялся, — взглянул на неё Артём.
— Тебя! Ты в него пальцем тыкал и дразнил: «Бегемот, бегемот широко разинул рот».
— А ты тоже дразнила: «Съел лягушку бегемот». Вот бегемот и обиделся.
— Тише, — попросила я. — На вас посетители оглядываются.
Артём с Олей переглянулись и выяснять отношения прекратили. Очень уж интересно было в зоопарке, чтоб спорить о том, кто прав, а кто виноват.
Хоть бегемота мы и не разглядели, но кое-что о нём узнали!
— Бегемот тоже большой, — сказал Артём. — Но не такой, как слон.
— Ближайшие родственники бегемотов — киты и дельфины, а среди наземных — свиньи!
— Как свиньи? — ахнула Оля.
— Киты и дельфины? — вскричал Артём. — Здорово!
— Бегемоты очень любят воду. Но только пресную.
— Это как? — взглянула на меня Оля.
— В ней мало соли. Её можно пить. Такая вода в родниках, ручьях, озёрах, речках.
— А какая ещё бывает вода? — задумалась племянница.
— Морская.
— Точно! Она солёная.
— Солёная. Невкусная, — поморщился Артём. — Её пить нельзя.
— Пить морскую воду не стоит, — подтвердила я. — Знаете, в переводе с древнегреческого название этого животного звучит — «речная лошадь». А ещё бегемоты или гиппопотамы, так их тоже иногда называют, издают звуки, похожие на ржанье.
— Как лошади? — обрадовался сын. — Но бегемот не похож на лошадь.
— Внешне бегемот на лошадь не похож. Ты прав.
— А где бегемоты проводят больше времени? — задала новый вопрос Оля. — В пресной воде или на берегу?
— Сама видишь, что в воде, — указал в сторону довольного бегемота Артём. — Сидит там и вылезать не хочет.
— Зрение у бегемотов позволяет хорошо видеть днём и ночью! Они выходят на сушу ночью, чтобы поесть.
— Что поесть? Траву? — поинтересовалась Оля.
— Не только. Чтобы найти пропитание бегемоты могут пройти много километров. И не смотрите, что с виду они неповоротливые. Бегемоты прекрасно бегают, когда надо!
— А бегемоты спят? — хитро прищурился Артём.
— Да?
— В воде?
— Там.
— А как они общаются? — не отставал Артём. — Ржут, как лошади?
–Хрюкают, как свиньи, — прыснула Оля.
— Бегемоты хрюкают, — согласилась я. — Рычат, мычат, ржут.
— Хи-хи-хи! — расхохотались Артём и Оля. — Ха-ха-ха!
Я подождала пока они насмеются и продолжила рассказ:
— Бегемоты живут группами. Это примерно 15 особей. В засуху бегемоты остаются у водоёмов. А чтобы защитить кожу от солнца, вырабатывают жидкость красного цвета, которая спасает их от насекомых и является целебной мазью.
— Как крем? — сказала Оля. — Когда едем на море, всегда берём такой, чтоб не сгореть на солнце.
— Крем от загара, — кивнула я. — А не для загара.
— И панамку с очками! — прыснул Артём.
— Представляю себе бегемота в панамке и солнцезащитных очках! — задумчиво проговорила я. — Идёт такой по речному бережку. Вперевалочку!
— Ха-ха-ха! — заливисто рассмеялась Оля. — Дома я обязательно это нарисую.
— А теперь налево! — позвал Артём, притворяясь строгим и дотошным экскурсоводом.
— Теперь налево, — согласились мы.
ГЛАДИАТОР
Свернули, а там — сетка. За ней — бассейн. И…
— Видишь, какой гладиатор! — шепчет Артём
— Это крокодил, — громко спорит Оля.
— Нет, гладиатор!
— Нет, крокодил.
А тут как рявкнут из кустов:
— Не гладиатор и не крокодил! А китайский аллигатор.
Ребятишки попятились. Переглядываются:
— Он что, разговаривает? — уточняет Оля.
— Такой может, — храбрится Артём. — Ты глянь на него.
И правда, страшилище в воде сидит, на ребят глядит! Глаза отсвечивают красным цветом. Весь тёмный, огромный. Морда широкая. А зубов!
И того не заметили спорщики, что рядом смотритель на перевёрнутом ведре расположился. Жуёт бутерброд с котлетой и наблюдает. Ему что! До аллигатора далеко. Сетка вокруг бассейна прочная.
— Ух, гладиа… — восхитился Артем. — Тьфу. Аллигатор какой! Грозный.
Оля кивнула и с опаской предложила:
— Пойдем, лучше на львов поглядим…
ПОНИ, ЁЖИК И ЖИРАФ
И мы поспешили дальше по присыпанной песочком дорожке. Мимо бежала нарядная пони. Маленькая расчудесная лошадка катала малыша. Тот вцепился в её гриву. Улыбался и погонял:
— Но-о-о, лошадка! Но-о-о-о.
— Трпрррру, — осаживала пони стройная подтянутая девушка в синем комбинезоне и кепке. — Спешить не надо.
Девушке важна безопасность. Она следит, чтоб наездник не упал. Вот и придерживает пони.
Артём с Олей провожают маленькую лошадку взглядом.
— Ёжику никто на шею не сядет, — задумчиво говорит Оля. — Да?
— Зато у жирафа сколько может поместиться! — указывает на вольер с жирафами Артём.
Они довольно переглядываются и хором просят:
— Давай сначала к жирафу заглянем?
И мы спешим навестить это уникальное животное…
— Почему жираф уни… Как ты сказала? — Артём выжидающе поглядывает на меня.
— Уникальный, — подсказывает Оля. — Да?
— Потому, что на жирафа никто не похож.
ЭТО КТО?
… Когда я так сказала, ребятишки переглянулись и затеяли весёлую игру — «Это кто?»
— Шея и ноги длинные, — заявила Оля. — Но не страус.
— Пятна есть, — подхватил Артём. — Но не леопард.
— Жвачное животное, а не корова! — произнесла я.
— С рожками, — хихикнула Оля. — Но не олень.
— Умеют мычать, шипеть, рычать и свистеть, — продолжила я.
— Но не бегемот, — захлопала в ладоши Оля.
— Не змея! — выпалил Артём.
— Не тигр.
— Не птица!
— Мычаньем, шипеньем, рычаньем, свистом они общаются. Но ни один из этих звуков не доступен уху человека.
— Как у рыб, которые открывают рот, а мы их не слышим?
— Не совсем.
— А что ещё?
— Они хорошие бегуны… — говорю я.
–… но не лошадь, — прибавляет Артём.
— Они выше остальных? — уточняет Оля.
— Жираф — самое высокое животное на планете Земля. Их рост от 4 до 6 метров.
— Ух! А едят они листья? Но не слоны, да?
— Листья. Но не слоны, — соглашаюсь я. — Для жирафа деликатес — листья акации.
— Ой, — вдруг завопил Артём. — Смотрите, какой у жирафа язык!
— Язык жирафа черного цвета и очень длинный. Около 45 см.
— И хвост у жирафа длинный-предлинный! — ахнула Оля.
— Хвост у жирафа до 2,5 метров, — сказала я.
— Шея, ноги, хвост, язык! — перечисляет Артём. — У жирафа всё длинное!
— А ещё жирафы мало спят, — сообщаю любознательным и внимательным.
— Тогда, как они отдыхают? — заволновалась Оля.
— Стоя. Засыпают минут на пять. А после этого бодры весь день!
— Ты пошу-у-у-ти-и-и-ла-а-а?
— Я не шутила. А когда жирафу надо хорошенько выспаться, он ложится на землю, поджимает под себя передние ноги, загибает голову назад и кладет её на крестец.
— Куда?
— Сюда. И спит минут 60.
— Всего?
— Жирафу хватает.
— Вот бы нам так! — восклицает Артём. — Мы б набегались, наигрались…
–… нашалились вдоволь! — я качаю головой и прибавляю: — А возраст жирафа можно узнать по пятнам.
— Это как? — настораживаются они.
— Чем пятна темнее, тем жираф старше.
— Бежим скорее! Поглядим на его пятна.
ВСЁ БЕРЕЧЬ И ВСЕХ ЗАЩИЩАТЬ
… Вот и завершилось наше удивительное приключение в зоопарке.
Артём с Олей идут молча.
— Понравилось? — спрашиваю у них.
— Очень! — отвечают одна восторженно, второй серьёзно.
— О чём тогда задумались?
— Сколько вокруг удивительного? — тихо бормочет Оля. — И сколько всего надо знать!
— Знать и защищать! — неожиданно громко произносит Артём.
— И беречь, — прибавляет Оля.
— Молодцы! По мороженому?
— Ура-а-а!
… Уже возле самого дома Оля просит:
— А мы туда ещё сходим?
— Непременно.
— А на кого надо учиться, чтобы всё беречь и всех защищать? — выпаливает Артём.
— Хороший вопрос, — я внимательно смотрю на них. Затем решаюсь: — А сами, как думаете?
— Надо просто много учиться, — сразу отвечает Оля. — И тогда легко выбрать, кем быть. Так?
— Правильно.
— Надо быть добрым, смелым, — перечисляет Артём. — И сильным.
— И внимательным, — улыбаюсь я. — Чтобы замечать, сколько рядом чудес.
Они дружно переглядываются.
— Эх, хорошо погуляли! — улыбается Оля.
— Хорошо, — соглашается Артём.
Глава вторая
ПРИКЛЮЧЕНИЯ АРТЁМА С ОЛЕЙ… ВО ДВОРЕ
ФЛАНГШТАУН
Прибежал Артём домой с улицы. Запыхался и с порога:
— Хотите анекдот?
— Давай.
— Идут Гена с Чебурашкой по дороге. Вдруг Гена вскрикивает: «Ой, флангштаун!»
Артём весело хохочет, мы молчим. Пытаемся понять.
— Фу-ты, — огорчается Артём. — Слушайте опять!
Повторяет анекдот и уточняет:
— Ну, поняли? Смешно!
— Не очень.
— Что непонятного?
— А может понимать не надо? — предполагает Оля. — Просто весело и всё?
Артём с сожалением смотрит на нас:
— Рассказываю ещё раз…
Рассказывает. У нас та же реакция. Молчим. Думаем. И не смеёмся.
— Ну вы даёте! Такой простой анекдот не понимаете! Нам Витька рассказал. Все долго смеялись…
Мы с Олей переглядываемся. Вот незадача!
— Все смеялись? — уточняю.
— Рассказывай ещё раз! — говорит Оля.
Артём пожимает плечами, но рассказывает. Ждёт. А после как захохочет.
У нас на лицах та-а-а-кой мыслительный процесс отражён.
Посмеялся и пожалел:
— Ничего, — говорит. — Тетя Люда тоже не поняла, когда я рассказал.
Ага! Тётя Люда у нас известная юмористка. Анекдоты любит и знает уйму.
— Так, — начинаю догадываться. — По какой дороге идут Чебурашка с Геной?
— По рельсам! Понимаешь? От поезда отстали!
— Что ищут?
— Флангштаун!
Мы переглядываемся.
— Чебурашка прошёл под ним, а Гена высокий. Бам! Ударился.
Тут меня осенило!
— Шлагбаум!
— Ага! Чебурашка не задел, потому что маленького роста. А Гена высокий! Бам! Это он о шлагбаум бамкнулся. Смешно?
— Шлагбаум, баум, — повторяет Оля. — Бам! Смешно.
— Смешно, — соглашаюсь я. — Когда правильно рассказать. Выходит, что ты флагшток со шлагбаумом соединил и флангштаун получил.
— А что такое шлагбаум и флангшток? — интересуется племянница.
— Флангшток — стойка, на которой поднимают флаг, — поясняю. — А шлагбаум — устройство для преграждения пути.
— Круто! — кивает Оля и восхищенно смотрит на брата: — Ты новое слово придумал!
— Новое, — соглашается Артём и прибавляет: — Хотя? Не всё ли равно: шлагбаум, флангштаун? Главное, чтоб смешно было. Анекдот ведь!
НАПУГАЙ ДРУЗЕЙ. ДА ПОСТРАШНЕЙ!
Тихий летний вечер. Соседская ребятня набегалась за день по двору, наигралась в подвижные игры, теперь сидят возле подъезда. Отдыхают. Общаются. Хохочут. Верховодит всеми Витька.
— А хотите страшилку? — интересуется он.
Мальчики с девочками переглядываются. Двор у них большой. Вокруг высокие деревья, густые кусты. Мамы с малышней ушли домой. Папы где-то у гаражей. Но до них удирать далеко. Бабушки за домом. Там цветник. И шума поменьше…
Светло только возле подъезда. И то не очень.
— А давай! — гордо заявляет шестилетний Саня. — Пугай!
Сказал так, скорее, себя приободрить.
Остальные оживляются:
— Рассказывай страшилку.
— Про склеп? — зловеще уточняет Витька, нагнетая обстановку. — Пришельцев или зомби?
Собравшиеся переглядываются. Праздновать труса никто не желает.
Витя толкает Артёма локтем и с завываниями продолжает:
— Слушайте, раз такие сме-е-е-лые! В дремучем лесу есть тропинка. И ведёт она к чёрному-чёрному дому. А стоит он посреди топи…
— Ой, — вторит Оля. — Про кикимор не надо!
Ярик решает разрядить обстановку:
— Это что! Мы один раз поехали к знакомым на дачу. Свернули с дороги в лес…
–… и заблудились? — сочувствует Оля.
Ярик кивает, а Витёк зловещим голосом подхватывает:
— А когда мы с моря возвращались, тоже не туда завернули. Стра-а-а-нное место. Дома пустые. Темно. Ветер воет. Фонарь раскачивает…
Народ на лавочке затаил дыхание.
— А на указателе написано: «Тупик нечистой си-и-илы», — продолжает хитрец.
Это он так отвлекает внимание всех от заранее спланированной акции: «Напугай друзей! Да пострашней!»
… Пока ребятишки в себя приходили да выясняли, какая история жутче, Артём спрятался за скамейку. В кусты погуще. Аккурат за спиной слушателей.
Витька искоса наблюдает за приятелем. Кивает незаметно Артёму. Затем резко:
— Оказалось, в заброшенных домах в тёмные-тёмные ночи появляются призраки. В больших-пребольших котлах они варят…
Детвора ёжится и вздрагивает, потому что Витька жутким голосом вопит:
–… заблудившихся путников, у-у-у…
–… у-у-у! — вторит из кустов Артём.
Слушатели подскакивают. Озираются.
Оля закрывает лицо руками:
— Хватит! Прекратите пугать.
Санёк мнётся и заявляет:
— Мне п-п-пора.
— Меня мама домой раз сто звала, — поддерживает пятилетний Ярик.
— И нам пора…
Соседскую детвору словно ветром сдуло!
Артём вылезает из кустов:
— И где все?
— Убёгли, — сокрушается Витя. — А ведь я только начал… пугать!
КОНЦЕРТ
Тёплый майский вечер. Розоватые облака. Говорят, к ветру! Звонок в дверь. Бегу открывать. Первой входит Оля, за ней Артём, следом Витя.
— Господа, вы ли это? — интересуюсь у них насмешливо.
Они поясняют:
— Мы не выли.
— Мы пели!
— А почему такие унылые выражения?
И, правда, вид у Оли растерянный. У Артёма — возмущённый. Только их сосед и приятель Витя — как всегда неунывающий и довольный собой!
— Рассказывайте, что случилось?
— Мы устроили концерт, — сообщает Артём.
— Для всех! — уточняет Оля.
— Целый час пели любимые песни! — гордится Витя.
— Громко, — подсказывает Оля, которая во всём любит точность и порядок. — Красиво. Хором.
— Под окнами?
— Да.
— Старались порадовать не только себя, но и всех вокруг? — догадалась я.
— Ага.
— Слышно было только нашему дому?
— И соседним домам тоже, — прибавляет Витя.
— На всю улицу! — сообщает Оля.
— Пели во всю мочь?
— Во всю!
— И что за этим последовало?
— Нас изгнали, — голос у Вити трагически дрогнул.
— Прогнали, — подтвердил Артём.
— Выгнали, — согласилась с ними Оля. — По домам.
— Понятно, — мне становится даже немного жаль их.
— Но завтра мы всем покажем! — встрепенулся Витя.
Остальные закивали и хором пообещали:
— Всех порадуем!
БОГАТЫМ БУДЕШЬ
Наши любимые детки рассаживаются по вечерам на лавочке, словно птички на ветке. И разговоры говорят:
— Вить, как думаешь, почему говорят: «Не узнал — богатым будешь?»
— Потому, что сейчас бедный? Понял, Тёма…
— А, может, это предложение стать богатым? — говорит Оля. — И тогда каждый узнавать станет!
ЖЁСТКАЯ ЩЁТКА
А вот ещё один услышанный разговор на лавочке у дома:
— В нашей семье у каждого своя щётка? — гордится Витя.
— И у нас в семье у каждого своя, — заявляет Оля.
— У папы щётка для зубов жёсткая, — задумчиво рассуждает Артём, — потому что он мужчина. У меня тоже.
— А у меня щётка мягкая, потому что я — девочка, — хвалится Оля.
Глава третья
ПРИКЛЮЧЕНИЯ АРТЁМА С ОЛЕЙ… ДОМА
ЗАВТРАК
Сидим на кухне. Завтракаем. И как обычно — сто вопросов.
— А почему мы говорим: «завтракаю», если делаем это сегодня? — интересуется Артём.
— Да! — подхватывает Оля.
— Вырастете — узнаете, — отрезает бабушка, которой это уже надоело.
— Мы сейчас хотим знать, — отвечают хором.
ЛЮБИМАЯ ЧАШКА
— Мама, почему ты пьёшь только из этой чашки? Их же на кухне много! — спрашивает Артём.
— Это любимая чашка!
— А как ты это узнала? — снова интересуется хитрец.
— Да, как? — поддерживает Оля.
РУКАМИ ВКУСНЕЕ
Прибежали с улицы. Обедать. Пока бабушка не видит, хвать по котлете.
Но бабушку не проведёшь.
— Ложка с вилкой вам для чего? — не оборачиваясь, вопрошает она.
— Руками вкуснее! — сообщает Артём.
— Она спиной видит? — шёпотом интересуется у него Оля.
Артём пожимает плечами:
— Скорее всего, да.
СОУС
— Бабушка, какой ещё соус бывает? — интересуется Оля.
— Соус с чесноком — чесночный, с грибами — грибной, с томатами — томатный, — поясняет та.
— А с хреном соус как называется? — хитро прищуривается Артём.
Бабушка по инерции произносит:
— Хре…, — но спохватывается и командует: — А ну, марш отсюда!
ШОКОЛАДНЫЙ СОК
Сидим утром за столом. Взрослые пьют кофе. У них ещё целый рабочий день впереди. Детям налили сок. Артём задумчиво смотрит на чашку с кофе. Принюхивается:
— Классно пахнет. А из чего делают кофе?
— Из кофейных ягод, — поясняю. — И шоколад тоже!
— А можно мне шоколадный сок? — говорит сын.
— И мне тоже, — просит Оля.
КОЛДОВСТВО
— Бабушка, ты почему сначала наливаешь в чашку кипяток, затем суёшь туда пакетик с чаем, а после льёшь холодную воду из кувшина? — спрашивает Оля.
— Сама, как думаешь, почему? — ворчит бабушка.
— Это она колдует, — подсказывает Артём и хихикает.
— Да? — Оля изумлённо смотрит сначала на бабушку, затем на брата. — Правда?
СЧАСТЬЕ
— Ешь хлеб, — ругается бабушка.
— Котлета без хлеба вкуснее, — упрямится Артём.
— Да ещё руками, — говорю я. — И на улице. Да?
— Да! — дружно соглашается сын и племянница.
— Ай-яй-яй, — возмущается бабушка то ли мной, то ли внуками.
Мне приходится исправлять ситуацию, чтобы бабушку не волновать.
— Хотите историю?
— Хотим!
— За обедом надо кушать, а не истории слушать, — ворчит бабушка.
— История о хлебе и счастье, — подмигиваю я детворе.
— Это как? — они заинтересованы и готовы слушать.
Бабушка тоже решила послушать, о чём таком интересном я поведаю сегодня.
— Так вот, — начинаю издалека. — Давным-давно, если в семье рождался ребёнок, пекли хлеб.
— Зачем? — не удержала удивлённый возглас Оля.
— Затем, что таков обычай. Ароматный тёплый каравай пекли, чтобы отметить важное событие. Хлеб делили на части. И новорожденному доставалась часть. Тогда верили, что теперь ребёнок живёт с частью жизненных благ. То есть у него теперь своя доля счастья.
— Класс! — восхитился Артём.
— Круто! — поддержала Оля.
Бабушка тут же воспользовалась ситуацией:
— Хлеба?
— Давай.
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ
Июнь. Сидим на кухне за праздничным столом. Артём уплетает сладкое за обе щеки. Бабушка ворчит:
— Ешь всё: салат, картошку, мясо, хлеб.
В ответ молчание.
— Ты меня слышишь? — гневается бабушка. — Зубы заболят так много сладкого есть!
Тишина.
— Что за дети пошли? — возмущается бабушка.
Ни ответа, ни привета.
Мы переглядываемся. Оля прыскает. Бабушка хмурится.
Артём быстро доедает торт. Запивает чаем и бегом из-за стола.
— Ты куда? — интересуется бабушка.
Внук останавливается и говорит:
— Спасибо. Все было очень вкусно.
— Ещё бы не вкусно! — всплескивает руками бабушка. — Столько сладкого!
— Так я пойду?
— Иди, — разрешаем мы.
Тут бабушка подозрительно уточняет:
— А молчал почему?
— Разве ты не знаешь народную мудрость, — укоряет внук.
Теперь уже молчим мы. Думаем.
— Это какую ещё мудрость? — опешила бабушка.
— Когда я ем, — наставляет Артём. — Я глух и нем!
И гордо отправляется по своим оч-чень важным делам. Оля бежит следом. Что там они ещё придумают сегодня?
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
За окнами целый день апрельский ливень.
Артём с Олей наигрались в настольные игры, посмотрели мультики. Даже прятки устроили. Теперь ходят за мной. Ждут. Не поведу ли на улицу. Прыгать в лужах.
Достаю альбомы, краски, цветные карандаши, мелки.
— Вот. Рисуйте.
Оля хватает альбом и начинает рисовать солнце.
Артём сидит с унылым видом.
— Чего не рисуешь?
— Не поместится.
— Что?
— Железная дорога.
— И где ж ты хочешь её нарисовать?
— Тут.
— На обоях?! — в один голос вскрикиваем мы с Олей.
— Так она ж во! — разводит руки в стороны Артём. — Большая.
ДУША ПОЁТ
Артём разбирает игрушки и от наплыва чувств громко поет: о-у-ы-вжи… И так довольно долго.
Бабушка не выдерживает и делает замечание:
— Не ори!
— Я не ору, — с достоинством говорит внук.
— А кто тогда? — с поддевкой интересуется бабушка.
— Это душа!
— Кто?
— Это душа! Поёт.
ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ
Перед сном у нас традиция. Мы читаем сказки вслух. Сегодня это сказка Самуила Маршака «Двенадцать месяцев».
— А двенадцать месяцев чьи дети? — спрашивает Артём.
— Года.
— А почему они все мальчики? — удивляется Оля.
СПИ
Набегались за день. Устали. Но спать — ни в какую. Даже когда улеглись, вопросы продолжаются…
— Ночь на дворе, — говорю сыну и прошу: — Спи.
— Откуда знаешь? — усмехается он.
— Выгляни в окно.
— Там темно.
— А звёзды?
— Звёзды… Их много!
— Ты спать собираешься? — вздыхаю.
— Я думаю.
— О чём?
— Кто на кого смотрит? Мы на звёзды или звёзды на нас.
— Ну, так можно до утра думать, — отвечаю ему. — Спи.
Глава четвёртая
ПРИКЛЮЧЕНИЯ АРТЁМА С ОЛЕЙ… НА ПРОГУЛКЕ
ОСЕННИЙ БУКЕТ
Осень в этом году такая тёплая, солнечная, щедрая на подарки. Поэтому мы идём в парк. Зачем? Гулять. А ещё за сюрпризами…
МЕТЕЛЬЩИКИ
Утро немного сонное. Настроение задумчивое. Весь парк усыпан листвой. Очень красиво!
Иду по боковой аллее. Внимательно смотрю под ноги. Любуюсь! Ведь вместо асфальтовых дорожек расстелила осень яркий ковёр с огненными переливами. А на ковре — каштаны, жёлуди, грецкие орехи.
Артём с Олей умчались далеко вперед за приключениями…
День будний. Понедельник. Гуляющих мало. Зато рабочих по озеленению и благоустройству парка — хоть отбавляй.
… У-у-у! Это гудит парковый пылесос. Чистит дорожки. Сдувает листья в пожелтевшую траву.
… Дыр-дырр-дыр-р-р. Отвечает небольшой синий трактор.
И тут сын с племянницей выскакиваю из-за кустов.
— Там, — машет руками Оля. — Они!
— Кто?
— Идём, — зовёт Артём. — Сама увидишь.
Они тянут меня за собой так азартно, что мне становится любопытно. Мы поднимаемся вверх по ступенькам. Сворачиваем влево. Обходим детскую площадку. И вскоре оказываемся невдалеке от центральной аллеи.
— Ого! — восклицаю я.
— Ого, — подтверждают они хором.
Зрелище того стоит!
Вдоль дорожек, как оловянные солдатики, стоят…
— Смотри, — шепчет Оля. — Это, это кто?
— Метельщики, — подсказываю внезапно возникшее слово. Чудное! Дивное. Но мне нравится!
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Классные предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других