Нижинский. Великий русский Гений. Книга I

Элина Гареева, 2022

Возможно, что ни об одном ГЕНИИ в истории, не было написано столько ЛЖИ, как о ВАЦЛАВЕ НИЖИНСКОМ. Сегодня, историческая память о его личности, жизни и творчестве, чудовищно искажена. Многие соратники и биографы Нижинского намеренно оставили свидетельства, которые унижают его человеческое достоинство и принижают его, как Творца. Благодаря им, общепризнанно, что Нижинский, как личность, был безвольным, нелюдимым, малограмотным и почти слабоумным. Но возникает вопрос: каким образом, такой ничтожный человек, мог свершить революцию в Искусстве и опередить своё время, по крайней мере, на 50 лет? Ответ прост: на самом деле НИЖИНСКИЙ был одним из ВЕЛИЧАЙШИХ И ТАИНСТВЕННЕЙШИХ ГЕНИЕВ в истории. ТАНЕЦ для него был религией. Он верил, что на него возложена МИССИЯ, которую он должен выполнить. Что его ДАР дан ему, чтобы через ТАНЕЦ нести человечеству идеи КРАСОТЫ, ГАРМОНИИ и всеобщей ЛЮБВИ.На основе архивных документов, которые не были востребованы более ста лет, автор ищет ПРАВДУ и находит её.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нижинский. Великий русский Гений. Книга I предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

КНИГА I — Детство и школьные годы (1889 — 1907)

Ромоле Нижинской посвящается…

«Грация — от Бога, та, что даётся учёбой — имеет предел, врождённая — развивается бесконечно»

Вацлав Нижинский

«Насколько высоко Нижинский стоит сейчас, настолько низко я сброшу его»

С. Дягилев

«А больше всего ненавидят того, кто способен летать»

Фридрих Ницше

«Потому что я верю в прекрасное и предпочитаю изящные движения. Мускулистый тип — это хорошо, по-своему атлетично, но я предпочитаю более утонченный, а-ля славянин, я полагаю, скажете вы. Наша цивилизация сложна. Для истинно восточного ума, на Западе есть что-то грубое, хотя вы всё ещё считаете нас, азиатов, немного варварами»

Вацлав Нижинский для журнала «Musical Courier», 7 декабря 1916 года, Нью Йорк

«Я русский человек, ибо я говорю по-русски. Я люблю песни русские. Я люблю речь русскую. Я люблю землю русскую. Я знаю, что русский тот, кто любит Россию. Я люблю Россию. Россия чувствует больше всех. Россия моя мать»

Вацлав Нижинский, январь 1919 года, Санкт-Мориц, Швейцария

«Нижинский был известен миру, как великий танцовщик — Бог танца, но он был чем-то большим: он был гуманистом, искателем истины, единственной целью которого было помогать, делиться, любить. Он посвятил всю свою жизнь, свою душу, свой гений служению человечеству, стремясь облагородить и возвысить свою аудиторию, принести в мир искусство, красоту и радость. Его целью было не развлекать, не пожинать успех и славу для себя, а передать божественное послание через свой собственный мир — танец. Со своей бестелесной, чувствительной натурой, он не мог избежать участи всех великих гуманитариев — быть принесённым в жертву. Я убеждена, что если бы он нашел больше понимания, больше мягкости среди тех, кто окружал его, включая меня, он всё ещё был бы с нами».

Ромола Нижинская, 1936 год

«Я смотрю в настоящее и будущее. Только тогда я могу оценить то, что потерял мир в искусстве и культуре вместе с утратой ума Нижинского. Мир лишился величайшего танцовщика, который когда-либо жил, возможно величайшего, из всех, кто когда-либо будет жить. Потому что это должна быть титаническая душа, которая могла бы вернуться с искусством Вацлава, мастерством Вацлава, с верным сердцем Вацлава и равным его великолепному телу»

Анатолий Бурман, 1937 год

Предисловие

Однажды, Нижинский взорвал моё сердце. Это было, если цитировать самого Вацлава, «как будто в сердце лопнуло стекло». Сначала мне попалась на глаза открытка. Я подумала, как можно так гармонично выглядеть в таком чудовищном костюме? Юбка, вырез, сборящие чулки, жуткий головной убор. Любой другой был бы просто смешон, а этот — само совершенство! И даже эти его, вены… Кто это? На обороте было написано: Вацлав Нижинский в балете «Синий Бог», Париж, 1912 год. А, Нижинский… покопавшись в своём подсознании, я накопала следующее: Нижинский, Гений, Русские сезоны, Дягилев, «Весна», сошёл с ума. Это была вся информация. Больше ничего не было. Но через пару дней в магазине я увидела книжку карманного формата с крупной надписью «НИЖИНСКИЙ». С чего бы это? — подумала я, но книжку купила и прочла в тот же день. Как потом я поняла, книжечка была неважная, но стекло уже лопнуло и я начала изучать всё, что можно найти о Нижинском.

Вацлав Нижинский в балете «Синий Бог», Париж, 1912 год

… и я увидела эту историю совсем с другой стороны: был доверчивый мальчик-Гений, почти ребёнок, только что вышедший из интерната, не знавший жизни. Без каких-либо тылов, собственный отец предал его. И вот ГЕНИЕМ этого мальчика воспользовались взрослые прожжённые мужчины, старше его на 20 лет. А мальчик был доверчив, но очень непрост. Уже с 10 лет он знал о своём ДАРЕ. Знал, что у него есть только одна дорога — служить этому ДАРУ. Выбора у него нет. Служить ИЛИ умереть. Он понимал, что только эти мужчины, особенно один из них, могут помочь ему в этом абсолютном служении. «Мне было всё равно на какую идти жертву». Но его доверчивость была слишком высока и с него взяли слишком уж высокую цену. И в итоге получилось: служить И умереть. Сакральная жертва своему ДАРУ, танец ИЗБРАННИКА.

А он был ИЗБРАННЫМ… Как это было, когда Там, наверху, раздавали ДАРЫ всему человеческому роду? Может быть так: ну, что ж, приступим… гениальных художников — 300 человек, и 300 деревянных косточек на счётах небесной канцелярии перепрыгнули справа налево. Гениальных поэтов — 200 косточек, гениальных композиторов — 100… ладно, 120. Гений Танца — НИЖИНСКИЙ — одна косточка…

Но ДАРЫ то эти — не подарки под ёлку на Новый Год, за них плату берут и огромную. Чем реже ДАР, тем больше ПЛАТА. Посильна ли будет она Нижинскому? Ну, позовите его!

— Хочешь ли ты, Вацлав, танцевать?

— ХОЧУ!

— Хорошо, тогда будешь ты самым великим в мире, будешь владеть своим телом, как никто и никогда. Будешь уметь летать. Будет у тебя и великий драматический дар. Опередишь ты время своё на десятки лет и совершишь революцию в мире Танца, сродни Эйнштейну в познании пространства и времени. И 100 лет спустя, будут писать книги о тебе, ставить балеты твои, развивать искусство твоё. Хочешь?

— ХОЧУ!

Вацлав Нижинский в возрасте 20-ти лет, Париж, 1909 год

— Готов ли ты, Вацлав, заплатить ЦЕНУ великую?

— ГОТОВ!

— Хорошо, тогда ЦЕНА твоя будет такая: танцевать будешь до остановки сердца каждый раз. Будешь всегда одинок среди людей. С детства узнаешь, что такое чёрная зависть. Те, кому будешь доверять, предадут тебя и оставят поруганную память о тебе. Будешь жить с человеком, который даст тебе очень многое, но взамен будет контролировать всё в твоей жизни, не позволит тебе любить женщин. Самые красивые женщины будут окружать тебя, но они будут недоступны тебе. А в день, когда тебе исполнится 30 лет, ты перестанешь танцевать и навсегда потеряешь связь с миром людей и ещё 30 лет будешь жить на Земле, но в своём собственном мире. Согласен ли ты, Вацлав?

— Да, на всё СОГЛАСЕН!

— Ну, хорошо, за покорность твою, будет тебе послабление. Ты полюбишь женщину и уйдёшь от того человека. Узнаешь с ней счастье отцовства. Она будет любить тебя любого, и в славе, и в болезни. Любого — безумного и беспомощного. Весь мир будет ненавидеть её, но она не предаст тебя. Она — единственная нить, которая будет связывать тебя с внешним миром, когда ты заболеешь. И умрешь ты у неё на руках счастливый.

— КАК Я УЗНАЮ ЕЁ?

— Узнаешь сразу, как только увидишь. Согласен на всё, Вацлав?

— ДА, СОГЛАСЕН!

— Слышите, он согласен! Прикажите тогда Элеоноре дать уже своё согласие Томашу!

Такая вот страшная сказка получилась… А дальше?

Вацлав Нижинский на вершине своей славы в возрасте 23-х лет, Лондон, 1912 год

А дальше я попробую докопаться до ИСТИНЫ, надеюсь при вашей поддержке, уважаемые читатели. Дело в том, что ни об одном ГЕНИИ в истории не было оставлено столько лжи, как о ВАЦЛАВЕ НИЖИНСКОМ. Сегодня, историческая память о его личности, жизни и творчестве, чудовищно искажена. Многие соратники и биографы Нижинского намеренно оставили свидетельства, которые оскверняют его человеческое достоинство и принижают его как Творца. И многие современные искусствоведы, журналисты, лекторы, блогеры с десятками тысяч подписчиков, очень известные люди из мира балета и просто публичные личности продолжают эту традицию. Благодаря им, общепризнанно, что Нижинский, как личность, был безвольным, беспомощным, зависимым, апатичным, нелюдимым, необразованным, малограмотным, очень плохо развитым — то есть, почти слабоумным. Ему не прощается любая, даже малейшая слабость, каждый промах ставится ему в вину. Кроме того, порочащие, не имеющие никаких документальных подтверждений и доказательств, факты его личной жизни, с лёгкостью вытряхиваются этими «искусствоведами» на всеобщую потеху, как реквизит фокусников. Биографы-блогеры, выдёргивая цитаты из контекста, используют личную, человеческую трагедию Нижинского для увеселения своей многотысячной аудитории. И после этого, логично возникает вопрос: каким же образом такой ничтожный человек, мог свершить революцию в Искусстве и опередить своё время, по крайней мере на 50 лет? Ответ прост: Нижинский не был таким! На самом деле ВАЦЛАВ НИЖИНСКИЙ был одним из ВЕЛИЧАЙШИХ И ТАИНСТВЕННЕЙШИХ ГЕНИЕВ в истории — его божественный ДАР, творческий ИНТЕЛЛЕКТ, мистическая ИНТУИЦИЯ, чистая детская ДУША, беззаветное СЛУЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ через ЛЮБОВЬ, ГАРМОНИЮ и КРАСОТУ — были поистине ВСЕЛЕНСКОГО масштаба. Такая вот историческая НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ, но ПРАВДА должна выйти на свет, пусть даже 100 лет спустя… Такую вот задачу я себе поставила. Ни много, ни мало.

Ну, что же, пожалуй начнём.

Сначала попробуем разобраться с источниками информации. Их довольно много.

1 — первоисточники: Дневник Вацлава, личная переписка, архивы, документы.

2 — воспоминания родных, друзей, соратников и современников.

3 — прижизненные издания и пресса.

4 — исследователи: биографы, искусствоведы.

5 — фильмы, ТВ-передачи, интернет.

6 — СЕРГЕЙ ЛИФАРЬ!

Источники есть хорошие, которым можно доверять, есть плохие, есть очень плохие (статьи и видео в интернете от малограмотных блогеров) и есть СЕРГЕЙ ЛИФАРЬ! О каждом из источников я буду рассказывать подробно по мере развития событий, но про Лифаря скажу сейчас, не удержусь. В процессе чтения «воспоминаний» С. Лифаря о Вацлаве Нижинском, у меня постоянно подкатывала тошнота. Более откровенной лжи о Нижинском я не читала ни у кого. Но при этом С. Лифарь признан чуть ли не главным первоисточником и его очень любят цитировать буквально все, пишущие о Нижинском. Линн Гарафола (американский историк танца, выдающийся исследователь в области истории танца, считается ведущим экспертом по русским балетам Сергея Дягилева), повторяя за Лифарём, определяет Нижинского, как «человека умственно отсталого, но проявляющего незаурядные способности только в одной области». Но дело в том, что С. Лифарь бежал из Киева в Париж и познакомился с С. Дягилевым в январе 1923 года. Нижинский был уже 4 (!) года как болен. Т.е. Лифарь НИКОГДА не видел Нижинского в добром здравии. Он НИЧЕГО не мог о нём ВСПОМИНАТЬ! И вообще обо всём, что касается Русских балетов до 1923 года! Все эти «воспоминания» о Нижинском Лифарю вложили в голову другие люди, особенно один их них. Нетрудно догадаться, кто это.

Этот человек сам не оставил мемуаров, кроме своей переписки, но используя Лифаря (ловкий ход!), сделал так, чтобы потомкам о Нижинском осталась вот такая память: «Нижинский был рождён великим танцором… но природа… отказала ему во всех других своих дарах; он не обладал ни волею и способностью сопротивляться чужому влиянию, ни большой оригинальностью мысли, ни умением выражать себя иначе чем в танце, ни музыкальностью». «Нижинский был беден интеллектом: нужно ли удивляться тому, что Дягилев старался как можно дальше держать его от людей и от труппы, — никто не должен был подозревать, что король-то голый». «После окончания училища, он производил впечатление брюзги и тупицы» (Когда Нижинский окончил училище в 1907 году, Лифарю было два (!!!) года, понятно, что это было не его личное впечатление) и т.д. и т.п.

Вот он, первоисточник этой лжи — Дягилев! Великий и ужасный! Таким должен был остаться в истории и в памяти человечества ВАЦЛАВ НИЖИНСКИЙ по воле Дягилева! И когда пишут, что Дягилев раскаивался, когда Вацлав заболел, это чушь, он наслаждался результатом своей мести! А Лифарь видимо даже и не понял, что его использовали, он верил каждому слову своего Котушки. Что касается собственных впечатлений Лифаря в этой книге, то это очень ценный материал. Мы можем узнать каким был Дягилев в любви, ревности, ненависти. И самое главное, бесценное свидетельство оставляет нам Лифарь (спасибо ему за это огромное!). Вот оно: «Никакие «красивые мальчики» не нужны были Дягилеву (больше того — его всегда влекло к людям «нормальным»)». А я всегда об этом догадывалась, какой это высший пилотаж, удерживать около себя «традиционных» мальчиков, правда, Сергей Павлович?

С источниками разобрались. Идём дальше.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нижинский. Великий русский Гений. Книга I предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я