Экспериментальная психология. Курс лекций
Коллектив авторов

Учебно-методическое пособие содержит рабочую программу, тематический план и курс лекций по дисциплине «Экспериментальная психология», специальности 01 «Психология». В пособии изложены методологические основы психологических исследований и эксперимента, дана характеристика этапов подготовки и проведения эксперимента, освещены вопросы обработки и интерпретации полученных данных. Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экспериментальная психология. Курс лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

История развития экспериментальной психологии. Роль экспериментального метода в психологических исследованиях

План лекции

1. Исторические контексты развития психологического знания.

2. Экспериментальный метод в психологии. Вильгельм Вундт.

3. Экспериментальное исследование высших психических функций. Герман Эббингауз.

4. Структурное направление экспериментальной психологии и функционализм.

5. Прикладные аспекты экспериментальной психологии.

6. Экспериментальные психологические исследования в российской психологии.

1. Исторические контексты развития психологического знания. Психология — одна из самых древних наук и одновременно одна из самых молодых. Подчеркивая эту противоречивость, немецкий психолог Г. Эббингауз говорил, что психология имеет очень длинную предысторию и очень короткую собственную историю. Психология на протяжении тысячелетий развивалась в лоне философского знания, осмысления и объяснения мира, ее собственная история начинается с середины XIX в., когда она выделилась в самостоятельную науку.

С мифологических времен человека занимали собственные переживания, страдания, страсти, поведение, отношение к окружающему миру, что находило выражение в одухотворении тела и природных вещей, в приписывании телу и окружающим предметам особой таинственной нематериальной субстанции, называемой «духом».

В более поздние времена размышления о человеческой природе составляют значительную часть философских и теологических трактатов. Уже в VI—V вв. до н. э. Гераклита, Анаксагора, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и других античных мыслителей интересовали многие из тех проблем, над которыми и сегодня работают психологи: природа ощущений, восприятия, памяти и их механизмы, побуждения, аффекты, страсти, обучение, виды активности, особенности характера, патологии поведения и др.

К середине XIX в. применение экспериментального метода в познании человеческой природы не представляло особой проблемы. Во-первых, отказ от средневекового авторитаризма и схоластики в естественных науках, сопровождавшийся повсеместным распространением в них различных форм эксперимента, стал к тому времени установившимся фактом. Во-вторых, многие ученые-естественники (физики, медики, биологи, физиологи) в своей практической деятельности все чаще сталкивались с явлениями, понимание которых требовало конкретных знаний об устройстве человеческого организма, особенно о работе его органов чувств, двигательного аппарата и мозговых механизмов.

Уже с середины XVIII в. в физиологии применяются разнообразные экспериментальные методы: искусственное раздражение препарата или живого органа, регистрация или наблюдение вызванных этим раздражением ответов, простейшая математическая обработка получаемых данных. В «Руководстве по физиологии человека» немецкого биолога И. Мюллера (1801—1858) отразился богатейший опыт физиологических исследований всех функций человеческого организма.

В середине XIX в. работавший в Лондоне шотландский врач М. Холл (1790—1857) и профессор естествознания Французского колледжа в Париже П. Флоранс (1794—1867), исследуя функции мозга, широко применяли метод экстирпации (удаления), когда функция определенной части мозга животного устанавливается путем удаления или разрушения этой части с последующим наблюдением за изменениями в его поведении.

В 1861 г. французский хирург П. Брока (1824—1880) предложил клинический метод — посмертное изучение структуры мозга с целью обнаружения поврежденных участков, которые отвечали за поведение. Вскрывали мозг умершего и отыскивали повреждения, обусловившие аномалию поведения при жизни пациента. Например, в результате исследования мозга мужчины, неспособного при жизни внятно говорить, был открыт «центр речи» (третья лобная извилина коры головного мозга).

Развитие экспериментальной физиологии привело к оказавшим решающее влияние на антропологические науки того времени последствиям: быстро увеличивался фактический материал, относящийся к различным сторонам жизнедеятельности организмов, получаемые в экспериментах данные нельзя было установить умозрительным путем; многие жизненные процессы, ранее бывшие монопольным предметом религиозных и философских размышлений, получили новые, главным образом механистические объяснения, поставившие эти процессы в один ряд с естественным ходом вещей.

Развитие психология как самостоятельной науки начинается с экспериментальной психологии, у истоков которой стояли немецкие ученые. Впервые экспериментальные методы изучения сознания применили Г. Гельмгольц (1821—1894), Э. Вебер (1795—1878), Г. Фехнер (1801—1887), В. Вундт (1832—1920).

Стремительно развивающаяся физиология нервной системы постепенно отвоевывала у философии все большее и большее пространство. Немецкий физик и физиолог Г. Гельмгольц (1821—1894), осуществляя замеры скорости проведения нервных импульсов, начал исследование зрения и слуха, явившееся базой для становления психологии восприятия. Его теория восприятия цвета затрагивала не только периферические аспекты, исследуемые физиологией органов чувств, но и многие центрально обусловленные явления, которые еще не удавалось контролировать экспериментально и в полной мере (например, его резонансная теория слухового восприятия).

Немецкий физиолог Э. Вебер (1795—1878), главный научный интерес которого был связан с физиологией органов чувств, изучал кожную и кинестетическую чувствительность. Его эксперименты с осязанием подтвердили наличие порога ощущений, в частности, двухточечного порога. Варьируя места раздражения кожи, он показал, что величина этого порога неодинакова, и объяснил это различие. Благодаря работам Э. Вебера стала очевидной не только возможность измерять ощущения человека, но и существование строгих закономерностей в осознаваемом чувственном опыте.

Изучением законов связи между психическими и физическими явлениями занимался Г. Фехнер (1801—1887), основоположник психофизики. Глубокие знания по физиологии органов чувств, физическое и математическое образование, философские познания интегрировались в простую, но гениальную идею, сформулированную впоследствии как основной психофизический закон. Г. Фехнер разработал ставшие классическими психофизические методы: метод границ, метод постоянных стимулов и метод установки. Они стали мощным инструментом для решения научных проблем не только в психофизике, но и в общей психологии.

2. Экспериментальный метод в психологии. Вильгельм Вундт. С середины XIX в. складывается ситуация, когда становится возможным применить экспериментальные методы естественных наук к исследованию философско-психологических проблем соотношения души и тела, психического и физического. Несмотря на то, что на становление теоретических и методологических основ психологии оказали влияние такие древнейшие науки, как философия, медицина, биология, считается, что современный подход в психологии берет свое начало образования в 1879 г. первой психологической лаборатории в Лейпциге, руководил которой немецкий физиолог, философ, психолог Вильгельм Вундт.

Вильгельм Вундт (1832—1920) поступил в университет на медицинский факультет, однако понял, что медицина не его призвание, и посвятил себя изучению физиологии. В 1855 г. (в 23 года) получил докторскую степень и в течение десяти лет читал лекции и работал лаборантом у Г. Гельмгольца в Гельдельберге. В 1875 г. стал профессором философии в Лейпцигском университете, где проработал 45 лет. Это был самый важный период его научной карьеры.

В 1879 г. В. Вундт основал знаменитую психологическую лабораторию, в 1881 г. — журнал «Философские учения» (с 1906 г. «Психологические учения»), печатный орган своей лаборатории и новой науки. Подобные лаборатории были образованы впоследствии во Франции, Англии, США, России, Японии, Италии. В Москве в 1912 г. была оборудована лаборатория, ставшая точной копией вундтовской.

Основными трудами В. Вундта, отразившими результаты его исследований, являются: «К теории чувственного восприятия» (1858—1862), «Элементы психофизики» (1860), «Лекции о душе человека и животных» (1863), «Основы физиологической психологии» (1873, 1874). Основав лабораторию и журнал, В. Вундт наряду с экспериментальными исследованиями обращается к философии, логике, эстетике (1881—1890). В конце жизни он издает десятитомный труд «Психология народов» (1900—1920). За период с 1853 по 1920 гг. В. Вундт подготовил более 54 тысяч страниц научного текста, т. е. он писал по 2,2 страницы ежедневно. Большинство сочинений ученого переведено на русский язык.

Психология В. Вундта основывалась на экспериментальных методах естественных наук, в первую очередь на физиологии. Предметом исследований выступало сознание. Основой концептуальных взглядов являлись эмпирицизм (направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания) и ассоцианизм (направление в психологии, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации).

В. Вундт считал, что сознание есть сущность психики, сложное явление, для изучения которого лучше всего подходит метод анализа, или редукционизма. Он отмечал, что первым шагом в исследовании какого-либо явления должно быть полное описание его составных элементов.

По мнению ученого, психология должна изучать в первую очередь непосредственный опыт, который очищен от всякого рода интерпретаций и «доопытных» знаний, от опосредованного опыта, который дают знания. Этот опыт не является составляющим непосредственного переживания.

Основным методом новой науки явилась интроспекция — метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов. Поскольку психология — наука об опыте сознания, значит, и метод должен предполагать наблюдения над собственным сознанием. Чтобы получить информацию об органах чувств, исследователь использовал какой-либо раздражитель, а затем просил испытуемого описать полученные ощущения.

Эксперименты по интроспекции, или внутренней перцепции, проводились в Лейпцигской лаборатории по строгим правилам: точное определение момента начала эксперимента; наблюдатели не должны снижать уровень своего внимания; эксперимент должен быть проведен несколько раз; условия проведения эксперимента должны быть приемлемыми для изменения и контроля за изменением факторов раздражения.

Интроспективный анализ был связан не с качественной интроспекцией (когда испытуемый описывал свой внутренний опыт), а с непосредственными представлениями испытуемого о величине, интенсивности, диапазоне действия физического раздражителя, времени реакции и др. Таким образом, выводы об элементах и процессах сознания делались исходя только из объективных оценок.

В Лейпцигской лаборатории изучались психологические и физиологические аспекты зрения и слуха и других чувств. Исследовались зрительные ощущения и восприятия (психофизика цвета, цветовой контраст, периферическое зрение, негативное остаточное изображение, ослепление, объемное зрение, оптические иллюзии), тактильные ощущения, а также «чувство» времени (восприятие или оценка разных промежутков времени). Особое внимание уделялось экспериментам, направленным на изучение времени и скорости реакции, внимания и чувств, вербальных ассоциаций.

Таким образом, В. Вундта можно назвать основоположником современной психологии. Благодаря ему в науке возникла новая отрасль — экспериментальная психология. Он пытался разработать строгую теорию природы человеческого мышления. В. Вундт проводил исследования в специально созданной лаборатории и публиковал результаты в собственном журнале. Некоторые из последователей Вундта основали лаборатории и продолжили его исследования, добившись замечательных результатов [42].

3. Экспериментальное исследование высших психических функций. Герман Эббингауз. Всего через несколько лет после заявления В. Вундта о невозможности экспериментального исследования высших психических функций немецкий психолог-одиночка Г. Эббингауз (1850—1909), работавший вне каких-либо университетов, начал успешно применять эксперимент для изучения процессов памяти, обучаемости и др.

Изучение Г. Эббингаузом процессов заучивания и забывания — пример гениальной работы в экспериментальной психологии — первый опыт рассмотрения собственно психологических, а не психофизиологических проблем. В течение пяти лет Г. Эббингауз провел на себе ряд серьезных исследований. Он утверждал, что трудность заучиваемого материала можно оценить числом повторов для последующего его безошибочного воспроизводства. В качестве материала для запоминания использовались бессмысленные списки трехбуквенных слогов. Отыскать подобные сочетания было чрезвычайно трудной задачей для Г. Эббингауза: он владел английским, французским так же, как родным немецким, изучал латынь и греческий.

Слоги должны быть подобраны таким образом, чтобы не вызывать ассоциаций. Его бессмысленные слоги состояли, как правило, из двух согласных и одной гласной (например lef, bok или аус, тап, сип и т. п.). Он расписал все возможные буквенные сочетания, получив 2300 слогов, из которых наугад выбирал слоги для заучивания. Причем лишенными смысла должны были быть не только отдельные слоги, но и текст (список слогов) в целом.

В ходе экспериментов определялись особенности обучения и запоминания в разных условиях, разница в скорости запоминания бессмысленных слогов и осмысленного материала, зависимость объема запоминаемого материала от числа повторов. Исследование Г. Эббингауза отличалось своей тщательностью, строгим контролем за соблюдением условий эксперимента, математическим анализом данных.

Другими важными его работами являются «О памяти»; «Принципы психологии» (1902); «Очерки по психологии» (1908).

Большого теоретического вклада в психологию Г. Эббингауз не внес, он не создал психологической системы, не основал собственной школы, не воспитал учеников. Его место в истории психологии определяется тем, что он положил начало экспериментальному исследованию процессов памяти.

4. Структурное направление в экспериментальной психологии и функционализм. Первоначально экспериментальная психология развивалась в рамках структурного направления по исследованию проблем сознания, следуя в основном традициям методологического подхода Р. Декарта. Первые психологические лаборатории и психологические исследования (В. Вундт, Г. Эббингауз, Г. Мюллер, О. Кюльпе, В. М. Бехтерев, Э. Крепелин, Г. И. Челпанов, И. А. Сикорский и др.) были направлены на выявление структуры и элементов сознания (как основного предмета психологии). Психология на данном этапе накапливала эмпирический материал, разрабатывала методологию и инструментарий изучения психических явлений. О широком прикладном использовании полученных знаний не было и речи. Данную позицию в ее крайности отчетливо выразил Э. Титченер (1867—1927), американский психолог, ученик В. Вундта. Он считал, что структурная психология представляет собой «чистую науку», не имеющую прикладного значения, и верил в то, что ученые не должны беспокоиться о практической ценности своих исследований.

Но в это же время возникает и другое направление в психологии — функционализм, сложившийся в к. XIX — н. ХХ в. прежде всего в американской экспериментальной психологии, и ставший осознанным протестом против структурной психологии («чистой науки»), не имеющей прикладного значения.

Функционализм — научное направление в психологии, исследующее проблемы, связанные с ролью психики в адаптации организма к условиям окружающей среды. Представителями функциональной психологии являются Ф. Гальтон, У. Джемс, Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Кэрр и их последователи, разрабатывавшие прикладные аспекты психологии (С. Холл, Дж. Кеттел, А. Бине и др.).

Приверженцы функционализма не стремились к формальному образованию собственной научной школы, но, изучая поведение организма в условиях его взаимодействия с окружающей средой, они стали интересоваться и вопросами практического применения результатов психологических исследований в решении повседневных задач.

Английский психолог и антрополог Ф. Гальтон (1822—1911) при исследовании проблем психической наследственности и индивидуальных различий в развитии детей использовал статистические методы, применял опросники и психологические тесты. Конечной целью исследований было способствовать рождению «качественных» личностей и препятствовать рождению «некачественных». Ф. Гальтон создал новую науку евгенику, имевшую дело с факторами, которые могли улучшить наследуемые качества людей, и утверждал, что человеческий род, подобно домашним животным, может быть улучшен путем искусственной селекции. Для этого необходимо, чтобы талантливые люди выбирались из общей массы и сочетались браком только друг с другом в течение многих поколений. Ф. Гальтон был первым, кто в целях отбора высокоодаренных мужчин и женщин для дальнейшей селекционной работы разработал тесты умственных способностей, хотя появлению этого термина наука обязана американскому психологу Д. Кеттелу, ученику В. Вундта.

Для обоснования данных исследований, обеспечения их объективности, надежности и достоверности Ф. Гальтон использовал методы статистики. Работы Ф. Гальтона в области статистики привели также к открытию одной из самых важных величин — корреляции, первое упоминание о которой появилось в 1888 г. При поддержке Ф. Гальтона его студент К. Пирсон вывел использующуюся по сей день формулу определения коэффициента корреляции, получившего название «коэффициент корреляции Пирсона». Впоследствии на основе работ Ф. Гальтона были разработаны многие другие методы статистических оценок, применяющиеся для анализа результатов психологических исследований.

Окончательная версия функционализма изложена в книге американского психолога Г. Кэрра «Психология» (1925 г.), где указывается, что предметом изучения психологии является психическая деятельность, т.е. такие процессы, как восприятие, память, воображение, мышление, чувства, воля; функция психической деятельности заключается в приобретении, фиксировании, сохранении, организации и оценке переживаний и использовании их для руководства поведением. Подобная направленность психологических теоретических изысканий соответствовала нуждам и запросам экономического и социального развития американского общества. Сфера прикладного использования психологии начала стремительно расширяться.

5. Прикладные аспекты экспериментальной психологии. Одним из «первопроходцев» в американской психологии, занявшимся прикладными ее аспектами в области школьного образования, является С. Холл (1844—1924), организатор первой психологической лаборатории при университете Джонса Хопкинса (1883). При изучении детской психологии С. Холл широко использовал метод анкетирования, с которым познакомился в Германии. К 1915 г. С. Холл и его студенты разработали и успешно использовали для разнообразных исследований 194 опросника.

Значительный вклад в разработку основ психодиагностики как прикладного аспекта экспериментальной психологии внес Д. Кеттел (1860—1944). В одной из статей, написанной им в 1890 г., появилось определение тестов умственных способностей (тесты моторных, или сенсомоторных способностей). Работая в Пенсильванском университете, Д. Кеттел провел серию таких тестов среди своих студентов и к 1901 г. собрал достаточно информации, чтобы установить связь между результатами тестов и показателями академической успеваемости студентов. Результаты оказались неутешительными. Сопоставляя их с аналогичными, полученными в лаборатории Э. Титченера, Д. Кеттел пришел к выводу, что подобные тесты не могут служить показателем успеваемости в колледже, а следовательно, и умственных способностей студентов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экспериментальная психология. Курс лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я