Экономические и социальные проблемы России №1 / 2012

Коллектив авторов, 2012

Анализируются процессы, происходящие в мировой финансовой системе с момента возникновения глобального финансового кризиса в 2008 г. Особое внимание уделено влиянию этих процессов на экономику России. Рассматриваются стратегии преодоления кризиса в ведущих экономиках Запада и России, институциональные преобразования в финансовых системах отдельных стран, подходы к реформированию глобальных финансов, предложенные «Группой 20», Всемирным банком и МВФ. Для специалистов по мировой экономике и финансам, глобальным проблемам современности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономические и социальные проблемы России №1 / 2012 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Мировой финансовый кризис: Что ждет мировую экономику и экономику России в ближайшем будущем?

(Вместо предисловия)

Глобальный финансовый кризис, начавший в США в 2008 г., останется важной вехой в экономической истории современного мира. Во-первых, по существу, это первый кризис эпохи глобализации, который по скорости распространения, масштабам и последствиям не имеет себе равных. Во-вторых, это системный кризис международной валютно-финансовой системы, сложившейся в результате Бреттон-Вудских соглашений, включая институты, созданные в соответствии с этими соглашениями. Кроме того, кризис очень быстро перекинулся с сектора финансов на реальный сектор, что дало все основания сделать вывод о кризисе системы рыночных отношений, сложившихся к началу текущего тысячелетия.

Сразу следует отметить, что в датировке кризиса существуют расхождения, в определенной степени связаные с незавершенностью кризисных процессов и их оценки. Чаще всего точкой отсчета называется момент взрыва «пузырей» на рынке субстандартной ипотеки (subprimes) в США (2008), но некоторые эксперты усматривают начало кризиса в 2007 г., когда ипотечные долги достигли критических размеров и неизбежность финансового краха стала очевидной. К 2010 г. положение в финансах отдельных стран удалось стабилизировать, а потому этот год обычно указывается как время окончания финансовых потрясений. В материалах сборника кризисный период датируется 2008–2010 гг. Вместе с тем вопрос о том, когда мир вступит в период устойчивого экономического роста, пока остается отрытым. Кризис не завершился, а приобрел новые формы и перешел в стадию рецессии (экономического спада) и роста суверенной задолженности, при этом ситуация в банковской сфере и на финансовых рынках продолжает оставаться неустойчивой.

Многие зарубежные и отечественные ученые оценивают глобальный финансовый кризис как этап очередного цикла в развитии мировой экономики, имеющий глубинные корни, в котором финансовые потрясения сыграли роль «спускового крючка». Наличие неразрывной связи, взаимообусловленности и сопряженности процессов в сфере финансов и в реальной экономике дают основания для обозначения текущего кризиса как глобальный финансово-экономический кризис.

Всесторонне оценить векторы и масштабы влияния глобального финансово-экономического кризиса — дело будущего. Однако уже сейчас можно сказать, что его последствия для отдельных стран, всего мирового хозяйства, международной валютно-финансовой системы, а также для системы международного регулирования, несомненно, сопоставимы с последствиями Великой депрессии 30-х годов ХХ в. Не случайно кризис именуют второй Великой депрессией, или Великой рецессией. Аналогия просматривается довольно явственно. Кризис, поразивший экономику на современном этапе, точно как это происходило во времена Великой депрессии, затронул все сферы жизни общества, спровоцировал переоценку ценностей и вызвал много дискуссий, связанных не только с возможностями выхода из трудного положения, но и с перспективами дальнейшего развития мировой цивилизации. Под сомнение поставлены основные институты рыночного и государственного регулирования, состоятельность традиционных подходов и моделей преодоления и предотвращения кризисных потрясений, многие постулаты мейнстрима, достижения европейской интеграции и единая валюта, позиции промышленно развитых стран, которые испытывают все большее конкурентное давление со стороны новых претендентов на ведущую роль в мире, и т.д.

Период после Великой депрессии был единственным продолжительным периодом финансовой стабильности в мире, когда действовали прочные страховочные механизмы. Когда в 1980-е годы начался повсеместный процесс дерегулирования, частота возникновения финансовых кризисов стала увеличиваться. В последние десятилетия так называемая финансиализация экономики, послужившая одной из глубинных причин кризиса, привела к деформации финансовой системы вследствие разрастания искусственного финансового богатства, оторванного от реальных ценностей и их производства. Многие государства привыкли жить в долг, не соизмеряя свои расходы с реальными доходами.

С технической точки зрения к 2010 г. закончилась первая волна рецессии. Это еще не конец кризиса: во-первых, экономика большинства развитых стран не вернулась на докризисные уровни, а во-вторых, сохранились многие дисбалансы, которые были причиной кризиса. За 2008–2010 гг. удалось убрать некоторые проблемы, связанные с кредитными системами, но главная проблема — гигантская диспропорция между потреблением и производством — не ликвидирована. Положение было стабилизировано за счет резкого наращивания дефицитов бюджетов и платежных балансов ведущих стран, что во многом спровоцировало крайне опасную ситуацию с государственными долгами.

Со второй половины 2011 г., когда финансовые условия ухудшились, риски нового спада возросли, а перспективы роста стали крайне ненадежными, мировая экономика оказалась под угрозой второй волны рецессии (в периферийной части зоны евро она уже стала реальностью). Ведущие ученые и эксперты по финансам уверенно предсказывают ее наступление в 2012–2013 гг. В числе основных причин новой волны глобального кризиса следует выделить, во-первых, усиливающийся кризис суверенного долга в странах Европейского союза; во-вторых, несовершенство финансовой системы США и, как результат, финансовые затруднения, переживаемые американской экономикой; в-третьих, экономические проблемы Японии, вызванные природными катаклизмами.

Разбалансированность государственных финансов ЕС резко повысилась из-за огромных расходов на предотвращение краха национальных кредитно-финансовых систем. Финансовая система Евросоюза в настоящее время выглядит весьма уязвимой и крайне плохо управляемой, несмотря на усилия по формированию новой европейской системы финансового контроля. Кризис Евросоюза был предопределен еще при создании зоны евро из-за различий в бюджетной политике отдельных стран. Очевидно, что страны со строгой бюджетной дисциплиной в большей степени способны противостоять кризису, чем страны со слабыми бюджетами и крупным государственным долгом.

В условиях обострения долгового кризиса решать все проблемы путем «вливания денег» — не выход. Предоставление финансовой помощи кризисным странам (по программам Международного валютного фонда и ЕС) не в состоянии спасти их от возможного дефолта. Это хорошо понимают многие европейские политики. Однако другого, более эффективного пути, чтобы остановить кризисную волну, они пока не видят.

Европейский долговой кризис стал основным предметом обсуждений на Всемирном экономическом форуме в Давосе 2012 г., хотя главная заявленная тема была сформулирована как «Великая трансформация: построение моделей». Нерешенность долговых проблем ЕС, по всеобщему убеждению, серьезно угрожает здоровому развитию глобальной экономики. В то же время дискуссии в Давосе подтвердили наличие серьезных разногласий по антикризисным мерам не только внутри самой Европы, но и между другими ведущими мировыми игроками, среди которых США и страны Азии.

Антикризисные меры широко обсуждаются и реализуются в зоне евро. По сравнению с США для стран — членов зоны евро поиск мер по преодолению кризиса представляет более сложную проблему. На сегодняшний день им трудно, скорее даже невозможно, выработать законодательную платформу, которая была бы одинаково приемлема для всех стран-членов. Возникающие в отдельных странах финансовые проблемы приходится решать на двух уровнях — национальном (в рамках налогово-бюджетной политики) и европейском (путем принятия коллективных решений о предоставлении помощи той или иной стране для преодоления кризиса).

Серьезные долговые проблемы сегодня испытывают и США. Достаточно длительное время Б. Обама не мог добиться компромисса с лидерами Конгресса по пакету мер, касающихся бюджетного дефицита. Помимо дефицита бюджета и роста государственного долга у Соединенных Штатов имеются другие серьезные структурные проблемы. Речь идет прежде всего о снижении объема внутренних инвестиций, уровня сбережений населения ввиду обострения проблемы занятости, низких темпов роста доходов в США. Это не только отражается на внутреннем рынке потребления, но и усиливает напряженность в финансово-бюджетной сфере.

Все, что сегодня происходит в США и Европе, неизбежно отражается на состоянии мировой экономики в целом. Тенденция к снижению потребления, которая наблюдается сегодня во всем мире, ведет к замораживанию производственных мощностей, росту безработицы, падению спроса, а это вызывает дальнейшее уменьшение потребления. Вырваться из этого порочного круга можно, если удастся найти способы стимулировать потребительский спрос. В настоящее время решение данной проблемы сводится к наблюдаемому практически во всех странах, затронутых кризисом, ужесточению бюджетной политики, сокращению государственных расходов, что порождает новый виток рецессии.

К сожалению, любые действия стран, направленные на то, чтобы выйти из кризиса, приводят к нему же. Какой же сценарий развития событий возможен? Скорее всего мировая экономика может столкнуться с долговременной стагнацией. Долговые проблемы в США и Европе в ближайшее время приведут к замедлению темпов роста производства. Длительное снижение объемов производства увеличит количество незанятых людей и станет следствием падения внутреннего и внешнего спроса. Слабость государств зоны евро и замедление экономического роста в США еще больше осложнят мировую финансовую ситуацию.

Первоочередная задача состоит в восстановлении доверия и преодолении кризиса в зоне евро посредством поддержки роста наряду с продолжением корректировки, сдерживанием тенденции к сокращению доли заемных средств, наращиванием объема ликвидности и продолжением адаптации денежно-кредитной системы. В других ведущих развитых странах основными задачами являются устранение бюджетных дисбалансов, оздоровление и реформирование финансовой системы в сочетании с мерами по стимулированию экономического подъема.

Мировой финансово-экономический кризис не обошел Россию, но имел гораздо меньшую силу, чем в странах с развитой рыночной экономикой. И на то есть основания: неразвитость рыночных институтов и финансовых рынков сыграла позитивную роль, как, впрочем, и в большинстве европейских стран с формирующейся рыночной экономикой (бывших соцстранах).

Последствия воздействия глобального финансово-экономического кризиса на Россию могли бы оказаться более тяжелыми, но финансовые власти страны реализовали масштабный комплекс мер, направленных прежде всего на поддержку банковского и реального секторов экономики. В итоге применения специальных процедур России удалось избежать масштабной рецессии, но в целом наблюдалось ухудшение экономической ситуации. Этому способствовал ряд факторов: массовый отток капитала и ограниченные возможности по заимствованию средств на внешних рынках, стремительное падение экспортных цен на нефть и другие виды сырья. Негативное воздействие кризиса осуществлялось по двум основным направлениям: через значительное сокращение притока иностранного капитала и резкое падение мировых цен на сырьевую продукцию.

Своевременное вмешательство российского правительства помогло сохранить на плаву банковскую систему и предотвратить панику среди населения. В итоге российская экономика довольно быстро приходит в себя, а 2010–2011 гг., согласно официальной статистике, показали стабильный рост экономических показателей.

Рассматривая российскую экономику в рамках процесса глобализации, можно сказать, что обеспечение стабильного развития в будущем возможно лишь при последовательном усилении ее роли в мировой экономике, и в частности в финансовой сфере. Решение данной задачи предполагает принятие мер по ряду направлений, в том числе по укреплению банковского сектора и рубля как расчетной и резервной валюты, по формированию в Москве международного финансового центра, а также по расширению представительства России в международных финансовых организациях и экономических форумах.

В ближайшие годы затяжная депрессия в США и Европе может иметь серьезные последствия для многих стран, особенно сырьевых, включая Россию, которая в значительной степени зависит от внешней конъюнктуры и уровня мировых цен на сырьевые ресурсы. Прямая зависимость состояния бюджета от экспорта ресурсов — основной риск для российской экономики. В случае падения цен на нефть валютные доходы бюджета резко снизятся. Сбалансировать бюджет в этой ситуации можно будет только за счет существенной девальвации национальной валюты, что отразится на потребительской активности, создаст проблемы для компаний и финансовых институтов, накопивших валютную задолженность, приведет к недоступности кредитов для развития среднего и малого бизнеса. Дешевеющий рубль подтолкнет вверх инфляцию.

Именно по этим причинам важно проанализировать современные тенденции в развитии ведущих стран Запада, особенно сильно затронутых нынешним кризисом, чтобы оценить будущую расстановку сил в мировом хозяйстве и перспективы развития экономики России.

В сборнике рассматриваются различные направления влияния глобального финансово-экономического кризиса. Сборник открывают обзоры, посвященные воздействию кризиса на современную экономическую науку и на макроэкономический анализ и моделирование в сфере принятия финансовых решений.

Кризисные процессы стали своеобразной проверкой экономической теории, которую она не выдержала. Экономисты, особенно сторонники идеи рыночной эффективности и рациональности, попали под огонь острой критики из-за неспособности предвидеть кризисные потрясения и предложить действенные меры по их преодолению. Остро была поставлена проблема ответственности экономистов не только перед научным сообществом, но и перед обществом в целом. Можно ожидать, что кризис придаст дополнительный импульс развитию некоторых разделов экономической теории, находящихся пока на периферии основного течения.

Кризис ясно показал реальную возможность значительных нарушений финансовой системы как в развивающихся, так и в высокоразвитых экономиках. Понимание этих явлений невозможно без привлечения макроэкономического анализа с особым вниманием к роли финансового посредничества и выполняемым им экономическим задачам по распределению ресурсов. Особое значение в таких условиях приобретают новые подходы к анализу, в том числе концепция финансовых трений, т.е. дисбалансов, возникающих в процессе финансово-кредитных отношений, а также макроэкономическое моделирование.

Эпицентром глобального кризиса на современном этапе является объединенная Европа, которая пока без очевидного успеха пытается преодолеть спад, уменьшить суверенные долги и предотвратить развал зоны евро. В обзоре, посвященном этой теме, анализируются причины кризиса и меры, предпринимаемые в ЕС. Здесь также представлены мнения ведущих зарубежных ученых и руководителей национальных и европейских органов управления и контроля по поводу выбранной Евросоюзом стратегии и ее последствий.

Пожалуй, одним из самых важных последствий глобального финансово-экономического кризиса является осознание необходимости реформирования системы государственного регулирования, контроля и надзора в кредитно-финансовой сфере. Три материала сборника посвящены отдельным аспектам этой проблемы — реформированию международной системы финансового регулирования, механизмов предотвращения банкротства кредитно-финансовых учреждений и финансовой реформе в США.

Основные положения по реформированию международной системы финансового регулирования разрабатываются и в настоящее время реализуются в рамках Международного валютного фонда, «группы 20» (G-20), Совета по финансовой стабильности и Базельского комитета по банковскому надзору. Акценты в реформах сделаны на таких вопросах, как макропруденциальный подход, нацеленный на снижение системных рисков и усиление стабильности финансовой системы; микропруденциальное регулирование банковского капитала и ликвидности; укрепление системы надзора; регулирование системно значимых кредитно-финансовых учреждений.

Многие страны, включая Россию, пришли к пониманию необходимости модернизировать механизмы предотвращения банкротства банков. Изменения, вносимые в последнее время в законодательства различных стран, призваны повысить качественный уровень регулирования финансового сектора и эффективность действующих систем защиты вкладчиков, способствовать более ответственному отношению банков к ведению бизнеса. Анализируются инициативы, предпринятые в США и ЕС, и мероприятия, проводимые под эгидой Совета по финансовой стабильности и Базельского комитета. В обзоре рассмотрен также опыт России.

Центральное место в финансовой реформе в США занимает Закон Додда–Фрэнка (2010), уже называемый эпохальным. Практически все его положения имеют целью поддержание финансовой стабильности: они направлены на снижение системных рисков, на преодоление кризисных явлений в финансовой сфере, на создание более эффективной и всеобъемлющей системы финансового регулирования. В обзоре подробно рассматриваются основные меры, предусмотренные Законом Додда–Фрэнка, и новые инструменты, появившиеся в распоряжении регуляторов.

Г.В. Семеко

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономические и социальные проблемы России №1 / 2012 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я