Произведение, созданное на основе подлинных дневниковых записей и воспоминаний автора, рассказывает о дальнем и нелегком путешествии из Петрозаводска на Афон. Поездка, выпавшая на долю двух паломников, один из которых почтенного возраста протоиерей, искренний молитвенник, которого слышат Небесные силы и помогают, выручая в сложных ситуациях.Повествование пронизано светом присутствия Богородицы: Она присутствует в образах посвященных Ей икон, в благоухании и окружающей красоте, в некоторых необъяснимых событиях. Создается ощущение, что Богоматерь ведет этих паломников, а с ними и читателей, мысленно следующих за ними, по пути духовного возрастания, по дороге, проторяемой молитвой.Фотография о. Владимира на обложке из личного архива, сделана автором.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Со старцем на Афон» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Предисловие
Светлой памяти протоиерея Владимира Кадыкова, духовного отца и наставника.
Господь иногда, по милости своей, посылает нам удивительные встречи с божьими людьми, значение которых мы осознаём по прошествии многих лет.
Эта история произошла в 2014 году. Всю свою сознательную жизнь я увлекался искусством и живописью, читал, изучал и даже собрал небольшую свою коллекцию картин карельских художников.
В один из февральских дней мне позвонила женщина и предложила приобрести картину известного мне художника Альберта Четверикова, чьё творчество мне очень нравилось, и я даже бывал у художника в мастерской.
На следующий день я отправился на маршрутном такси на эту встречу. Личного автомобиля у меня и у моей супруги никогда не было. Так случилось в нашей жизни, что железным другом на колёсах мы так и не обзавелись: сначала не хватало денег на приличный автомобиль, а потом привыкли обходиться без него, тем более городок наш небольшой, и живём мы в центре. Надо сказать, что вся наша семья обожает ездить на общественном транспорте, а особенно на троллейбусе. Если же ещё выпадает удача проехаться на первом сидении справа от водителя, то это настоящий подарок для нас, как в беззаботном детстве, когда сердце наполняет радость полная и беспричинная от всего, что происходит вокруг.
Приехав к нужной остановке, пешком миновал парочку заметно обветшавших пятиэтажек и подошёл к нужному подъезду. В нашем городке много красивых домов, парков и водоёмов, которые выглядят ухоженными в любое время года, но этот район производил довольно унылое впечатление. С грустью посмотрев вокруг, позвонил в домофон — мне приветливо ответили и открыли дверь.
На пороге обычной «хрущёвки» меня встретила женщина лет шестидесяти, которая внимательно меня рассмотрела. Судя по тому, что меня пропустили дальше в квартиру, минимальный фейсконтроль я прошёл. В гостиной было изрядно накурено, но в целом чисто и уютно. Вежливо отказавшись от предложенного мне чая, я сразу стал рассматривать работу, ради которой и пришёл. Это была картина маслом на холсте, размером больше метра. Я сразу узнал мной очень любимую самобытную технику письма Альберта Четверикова — я её называю «мозаичная живопись». Работа, без сомнения, мне понравилась, оставалось договориться о цене. Сидя в пол-оборота к окну (так лучше было видно живопись и игру красок на холсте), я думал о возможной стоимости этой картины. Пока рассматривал картину, не заметил, как хозяйка вышла на кухню и вернулась через несколько минут с уже зажжённой сигаретой. Она вопросительно смотрела на меня и молчала, пока я размышлял, сколько смогу предложить за картину. Собственно говоря, я повернулся в её сторону, почувствовав сигаретный дым, который мне не нравится, и всё продолжал думать о возможной стоимости работы. В этот самый момент в противоположном углу комнаты на стене у окна я заметил икону Богородицы.
Это была большая храмовая икона Богородицы академической живописи, написанная маслом на золотом фоне. Удивительный лик Богородицы был словно живой. Подойдя ближе к иконе, предварительно спросив на это разрешения у хозяйки, стал детально рассматривать её. В своё время я интересовался иконописью, особенно периода XVIII–XIX веков, и некоторыми знаниями в этой области обладал.
Рассмотрев надписи на иконе, увидел, что это был образ Скоропослушницы, написанный на Афоне в конце XIX века. В левом нижнем углу была надпись: «СИЯ СВ. ИКОНА ПИСАНА И ОСВЯЩЕНА НА АФОНЕ. ВЪ РУССКОМЪ СВ. ПАНТЕЛЕЙМОНА МОНАСТЫРЕ».
Икона имела потёртости красочного слоя и местами утратила золочение. Некоторые утраты и повреждения говорили о нелёгкой судьбе иконы в тяжёлый для Русской Православной Церкви богоборческий период, но все эти видимые дефекты не сильно портили этот прекрасный образ. В комнате часто курили, и, к сожалению, от иконы исходил сильный сигаретный запах, а не аромат ладана, как бывает у икон, находящихся в храме или в доме, где живут воцерковлённые люди.
Поинтересовавшись у хозяйки историей этой иконы, услышал следующее: её покойный супруг был реставратором и участвовал во многих экспедициях по архивированию и реставрации старинных храмов в разных уголках России. Эта икона досталась ему случайно: в одной из командировок где-то в центральной части России к нему подошёл старичок и попросил забрать из его дома икону, которую когда-то вынес из закрывшегося при советской власти деревенского храма. Случилось это в самом начале 60-х годов. Больше тридцати лет икона хранилась у этого старичка дома, а теперь, схоронив всех своих близких и оставшись один, он хотел отдать её в хорошие руки. Храм в селе так и не восстановили, постоянных жителей осталось не больше десятка, да и сам он уже думал, что его дни на этой земле сочтены, а удивительный образ Богородицы, хранившийся в семье столько лет, оставлять без должного присмотра старичок не хотел.
Сложно сказать, почему выбор пал именно на супруга нашей хозяйки, профессионального реставратора, хотя в той экспедиции была большая команда специалистов разного толка. Господь так всё устроил, у Него был на это свой необъяснимый человеческим умом промысел. Ни названия того села, ни имени человека, который передал икону её супругу, хозяйка назвать не смогла. Понятно, что времени утекло много, и сама она не очень интересовалась всем этим, а теперь и спросить было не у кого.
Я спросил хозяйку о возможной продаже этой иконы и получил положительный ответ. Вопрос заключался только в том, сколько я смогу предложить. Хозяйка была готова продать икону. По её словам, она была бы рада этому: икона занимала место в не очень-то большой гостиной, сама она не сильно ею дорожила, хотя икона и досталось в наследство от покойного ныне супруга. Ещё одна причина была в том, что от храма хозяйка и её дети были далеки, да и вырученные деньги были бы нелишними.Надо отметить, что супруг её так никогда и не решился отреставрировать икону, а оставил в том виде, в котором она дошла до него. Со слов близких, он любил садиться в кресло напротив этой чудесной иконы и молча смотреть на образ. Может быть, молился, а может быть, думал о судьбе сотен храмов и удивительных икон, которые прошли через его профессиональные руки, а возможно, вспоминал те шедевры русской иконописной школы, которые были утеряны безвозвратно в диком вихре исторических событий советской России.
Сказал, что подумаю, проконсультируюсь у специалистов, перезвоню на днях и сообщу сумму, за которую готов приобрести икону. Мы перешли к обсуждению цены за картину. После непродолжительных торгов сошлись на компромиссной цене. Хозяйка вновь предложила мне чашку чая, но я уже спешил, поэтому любезно отказался и стал собираться в обратный путь. Ехать в общественном транспорте с картиной такого размера было сложно, поэтому домой я отправился уже на такси. На улице светило весеннее солнце и радовало после долгой и серой зимы.
По дороге домой, да и весь оставшийся день, я пребывал в радостном настроении от нового приобретения и пополнения своей небольшой коллекции живописи. Всем домашним работа тоже очень понравилась. Для картины сразу нашлось место в нашем доме: на ней были изображены величественные и близкие нашим с супругой сердцам храмы острова Кижи. Там, на острове, в Покровском храме мы когда-то дали обет перед Богом быть вместе и в горе, и в радости. И того, и другого Господь отмерил сполна.
На следующий день, среди всей рабочей суеты и забот, я вспомнил удивительную икону, что увидел вчера. Мысленно вернулся туда и вспомнил, как лик Богородицы смотрел на меня с некоторой необъяснимой грустью…
Я стал обдумывать, какую цену можно было бы предложить хозяйке за неё. Хотелось совершить сделку так, чтобы все стороны остались довольны результатом. У меня был давний знакомый в Петербурге, серьёзный коллекционер и знаток икон. Я связался с ним, описал икону и попросил помощи в оценке стоимости. От него же услышал, что это довольно редкий образ Богородицы, и в России подобных икон сохранилось не так много. При этом он добавил, что, учитывая все утраты и следы времени, эта икона не может стоить дорого, и подсказал мне примерный диапазон цен. Цена, названная им, надо отметить, была немалой. Такой суммы у меня в кармане, как говорится, не было. Я решил посоветоваться с супругой и ещё самостоятельно изучить вопрос истории иконографии образа, узнать историю монастыря, в котором она была написана, а уж потом звонить хозяйке с предложением по цене.
Так впервые я прикоснулся к истории удивительного мира, точнее, совсем другой «планеты», а именно — к истории святой горы Афон. Это был мой первый, совсем маленький шажок к этому благословенному уделу Пресвятой Богородицы. Казалось, что Она сама, нежно и грустно взглянув на меня со стены той прокуренной комнаты, повела в этот благодатный край…
И чем больше я узнавал об Афоне и монастыре, где монахами в XIX веке была написана эта икона, тем больше росло моё желание побывать там.
Прошло несколько дней, и мы с супругой приобрели икону. Пришлось занять у друзей недостающую сумму, но это нисколько не огорчало нас. Так этот старинный афонский образ Богородицы «Скоропослушница» оказался в нашем доме. И с того дня именно эта икона Богородицы стала самой любимой в нашем небольшом домашнем иконостасе.
Страница автора в интернете: https://vk.com/eino_orthodox
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Со старцем на Афон» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других