Истинная любовь. Из работ Шри Ауробиндо и Матери

Шри Ауробиндо, 2010

В настоящем сборнике серии «Практика Интегральной Йоги» собраны высказывания Шри Ауробиндо и Матери на тему истинной Любви. Описывается, что такое истинная любовь, ее источник и цель, низшие и высшие проявления любви, любовь как трансформирующая сила. Рассказывается о соотношении истинной Любви и человеческих форм любви, о любви с первого взгляда, о любви и сексуальном желании, о любви животных к людям. Рассматриваются способы достижения истинной Любви. В сборниках серии, составленных из фрагментов работ Шри Ауробиндо и Матери, рассматриваются практические вопросы интегральной йоги, а также повседневной жизни с позиций интегральной йоги, ведь подлинная духовность – это не отвержение жизни, а искусство ее совершенствования. Мы надеемся, что эти публикации помогут вам по-новому взглянуть на себя и свою жизнь и сделать еще один шаг на пути саморазвития.

Оглавление

  • I. Источник и цель любви

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Истинная любовь. Из работ Шри Ауробиндо и Матери предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

И медленно идет преображенье.

Из грязи весь наш мир восходит к небу;

Любовь — когда-то просто похоть зверя,

Иль сладкое безумье в сердце пылком,

Иль трепетный союз умов счастливых —

Становится огнем духовной жажды.

Шри Ауробиндо. Савитри

I. Источник и цель любви

Любовь — универсальная Сила

И взгляд блеснул очей Любви бессмертной.

Чудесный лик повел нетленным взором,

И длань сняла засовы золотые,

Что преграждали путь к безвечным таинствам;

И ключ открыл замок Времен заветный.

Шри Ауробиндо. Савитри
* * *

Наивысшая божественная Любовь — это творческая, созидательная Сила и, хотя она может существовать в полной самопоглощенности безмолвной и неизменной, все же она с радостью обретает внешнюю форму и выражение и не обречена оставаться безгласным и бесплотным божеством. Сказано даже, что само творение явилось актом любви или, по меньшей мере, развертыванием пространства, на котором Божественная Любовь могла бы проявлять свои символы и изливать себя в акте взаимности и самопожертвования, — и, если и не изначальная природа творения, то такова вполне может быть его окончательная цель и мотивация. Быть может, в настоящее время трудно увидеть это, поскольку, несмотря на то, что Божественная Любовь наполняет мир, поддерживая всю его эволюцию и развитие всех созданий, тем не менее, суть жизни и ее проявления представляют собой столкновение эгоистических формаций, разделение и разобщенность, борьбу жизни и сознания за существование и выживание в этом выглядящем безучастным, беспощадным и даже враждебным мире безжизненной и бессознательной Материи. В замешательстве и смуте этой борьбы все создания жестко противопоставлены друг другу и каждый стремится в первую очередь и прежде всего утвердить собственное существование и только затем утвердить себя в других и в ничтожной степени — ради других; ибо даже альтруизм человека остается эгоистическим в своей сути и не может не быть таковым, пока его душа не постигнет секрет божественного Единства. Именно на то, чтобы открыть это Единство в его наивысшем источнике, излить его изнутри и охватить им всю жизнь, вплоть до крайних ее рубежей, и направлены усилия йоги.

Всякое действие, всякое творческое проявление должно превратиться в выражение и символ преклонения пред Божественным, в акт любви и преданности, в жертвоприношение; оно должно заключать в себе нечто, что запечатлело бы в нем движение благоговения и самопосвящения, восприятия и выражения Божественного Сознания, служения Возлюбленному, самоотдачи и самоотречения…

Вся жизнь, когда она превращается в такое служение Возлюбленному, все действия, совершаемые из любви к Божественному и из любви к миру и населяющим его созданиям, которые опять же воспринимаются как Божественное, явившее себя во множестве образов и обличий, становятся в силу самого этого факта частью интегральной йоги.

Шри Ауробиндо
* * *

Существует ли какая-то связь между человеческой любовью и божественной? Противоречит ли человеческая любовь божественной? Или же способность любить по-человечески говорит о предрасположенности к любви божественной? Ведь у духовно одаренных личностей, таких, например, как Христос, Рамакришна, Вивекананда, от природы было столько любви, сердечности.

Любовь — это одна из величайших универсальных сил; она существует сама по себе и действует свободно, независимо от того, в чем и посредством чего проявляет себя. Она проявляется всюду, где находит возможность для этого, во всем, что готово воспринять ее, во всем, что хотя бы в какой-то мере раскрывается ей. То, что вы называете любовью и что кажется вам чем-то сугубо личным и индивидуальным, — это лишь ваша способность воспринять и выразить эту универсальную силу. Но из того, что она универсальна, отнюдь не следует, что она несознательна; наоборот, это в высшей степени сознательная Сила. Она осознанно стремится явить и воплотить себя на земле; она вполне сознательно выбирает орудия или сосуды для своего проявления, пробуждает к восприятию своих вибраций тех, в ком есть способность откликнуться ей, и пытается осуществить в них то, что является ее вечной целью, а если используемый инструмент оказывается непригодным, она оставляет его и обращается к другим. Люди думают, что они неожиданно влюбляются друг в друга; они видят, как любовь охватывает их, растет и затем угасает — или же, быть может, длится чуть дольше у тех из них, кто больше приспособлен к тому, чтобы хранить ее в себе. Но когда они воспринимают то, что с ними происходит, исключительно как свое личное переживание — это иллюзия: просто их захватила одна из волн необъятного океана вселенской любви.

Любовь всемирна и вечна; она постоянно проявляется в мире, и сущность ее неизменна. И это Божественная Сила, ибо все искажения, которые мы видим в ее внешних проявлениях, обусловлены несовершенством самих ее орудий. Любовь являет себя не только в человеческих существах, она повсюду. Она обнаруживает себя в растениях; пожалуй, даже в камне различимы ее движения; легко заметить ее присутствие в животном мире. Все искажения этой великой божественной Силы являются следствием темных, невежественных и эгоистичных свойств ее ограниченных орудий. Любовь, как сила вечная, лишена какого бы то ни было вожделения, желания, жажды обладания, своекорыстной привязанности; в своем чистом проявлении любовь представляет собой стремление индивидуального «я» к единению с Божественным, стремление абсолютное и безусловное, невзирая ни на что. Любовь божественная отдает себя, ничего не прося взамен. Но стоит ли говорить, что сделали с ней люди; они превратили ее в нечто уродливое и отталкивающее! И все-таки даже у людей первое прикосновение любви несет в себе что-то от ее высшей чистоты; на миг в них проявляется способность забыть себя; на миг божественное касание любви пробуждает и усиливает все самое благородное и прекрасное, что в них есть. Но очень скоро вновь берет верх их человеческая природа, в которой так много нечистых желаний, требуя воздаяния за свои чувства, пытаясь получить что-то взамен, настаивая, не считаясь ни с чем, на удовлетворении своих низших побуждений, искажая и оскверняя то, что изначально было божественным.

Чтобы быть проводником Божественной Любви, нужно обладать способностью воспринимать эту Любовь. Ибо ее могут проявить в себе лишь те, кто по природе открыт ее подлинному движению. Чем шире и прозрачнее в них эта открытость, тем в большей степени воплощает себя в них божественная любовь в своей первозданной чистоте; и, напротив, чем больше она смешивается в людях с низшими человеческими чувствами, тем сильнее степень искажения.

Тому, кто не может открыться любви в ее сути и истине, не дано достичь Божественного. Даже те, кто стремится к Нему по пути знания, в конце концов приходят к такому рубежу, когда дальнейшее продвижение невозможно без восприятия любви и осознания двух начал как единого целого: знания, которое представляет собой свет единения с Божественным, и любви, которая является душой знания. Существует такой этап в развитии человеческой души, когда эти два начала сливаются в одно, так что уже невозможно разделить их.

Мать
Подлинная цель Любви

Блаженство, Сила, Свет, огонь Любви

Объяли все безбрежным Единеньем;

В объятьях этих, на груди Единства

Жизнь вновь постигла истину свою

И каждый стал душой и миром всех.

Шри Ауробиндо. Савитри
* * *

Когда Сознание отделилось от своего Источника и стало Несознанием, Источник испустил Любовь, чтобы заново пробудить Сознание из глубин Несознания и вернуть его к соприкосновению со своим Источником.

Можно сказать, что в своем истоке любовь — это верховная сила притяжения, которая в ответ пробуждает необоримую силу абсолютной самоотдачи; они представляют собой два полюса стремления к полному взаимослиянию.

Никакое другое движение не могло бы лучше и более надежно, чем это, перекинуть мост через бездну, разверзшуюся из-за чувства обособленности, которое возникает при формировании индивида. Было необходимо возвратить к себе то, что было испущено в пространство, без разрушения с этой целью вселенной, созданной таким образом.

Вот почему из Источника излилась любовь, необоримая сила единения.

* * *

Когда пекарь хочет, чтобы тесто, приготовленное для выпечки хлеба, поднялось, он добавляет в него немного дрожжей, и тогда изнутри с тестом происходит эта трансформация.

Когда Всевышний захотел пробудить Материю, взбудоражить ее и заставить восходить к Богу, Он сам низлился в Материю в виде любви, и теперь вся эта трансформация происходит изнутри.

Мать
История о сотворении мира

И шевельнулось чувство, мысль проснулась;

И косный прах подвигся к осознанью.

Резец волшебный дал сознанью форму;

Блаженный ритм рождал в ней быстрый отклик,

Лучистый трепет будоражил ткань,

В Материи являя образ духа

И в плотском теле зажигая чудо

Любови сердца и очей души.

Шри Ауробиндо. Савитри

Мы можем выбирать из множества рассказанных историй о сотворении мира, историй более или менее истинных, более или менее полных, более или менее выразительных. Мы можем по крайней мере использовать эти истории как средство, позволяющее оживить для нашего сознания что-то, что иначе оставалось бы слишком далеким от нас.

Я собираюсь рассказать вам одну из таких историй, очень кратко. Не принимайте ее за евангелие! Пусть это будет… просто история.

Когда Всевышний решил экстериоризировать себя, для того чтобы иметь возможность увидеть себя, первое в себе, что Он экстериоризировал, было Знание мира и Сила сотворить его. Это Знание-Сознание и Сила начали свою работу; у всевышней Воли был план, и первым его принципом было выражение основополагающей Радости и основополагающей Свободы, которые были самой интересной чертой этого творения.

Так что были необходимы посредники для выражения этой Радости и Свободы в формах. И сначала были эманированы четыре Существа, чтобы начать это универсальное развитие, которое должно было представлять собой поступательную объективизацию всего, что потенциально содержится во Всевышнем. Эти Существа были — по принципам своего бытия — Сознанием и Светом, Жизнью, Блаженством и Любовью, и Истиной.

Вы можете легко себе представить, что они обладали чувством огромной силы, великого могущества, чего-то грандиозного, поскольку по сути своей они представляли сам принцип этих вещей. Кроме того, у них была полная свобода выбора, ибо это творение должно было представлять собой саму Свободу… И как только они принялись за работу — у них было свое представление о том, как это должно было быть сделано, — будучи совершенно свободными, они предпочли делать это независимо. Вместо того, чтобы занять позицию слуги и инструмента о которой говорит Шри Ауробиндо, они естественно заняли позицию господина, и эта ошибка — как я могу назвать ее — была первопричиной, основополагающей причиной всего беспорядка во вселенной. Как только произошло разделение между Всевышним и тем, что было эманировано, Сознание изменилось в несознание, Свет — во тьму, Любовь — в ненависть, Блаженство — в страдание, Жизнь — в смерть и Истина — в ложь. И они продолжали создавать свое творение независимо, в обособлении и беспорядке.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • I. Источник и цель любви

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Истинная любовь. Из работ Шри Ауробиндо и Матери предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я