В сборник включены тезисы выступлений и статьи участников проведенной в Университете прокуратуры Российской Федерации конференции «Цифровые технологии в прокурорской деятельности». Нормативные правовые акты приведены по состоянию на 31 декабря 2023 г. Для работников органов прокуратуры, научных и педагогических работников, докторантов, аспирантов и студентов, интересующихся вопросами прокурорской деятельности. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Цифровые технологии в прокурорской деятельности» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Современное состояние, перспективы и направления совершенствования государственного единого статистического учета данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре с использованием информационных технологий и систем
К. В. Савельев, начальник отдела мониторинга уголовно-правовой статистики управления правовой статистики Главного управления правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Одной из функций, реализуемых сегодня органами прокуратуры с использованием цифровых технологий, является ведение государственного единого статистического учета данных о состоянии преступности.
Более 50 лет за ведение и развитие статистических ресурсов отвечали органы внутренних дел. На момент передачи полномочий государственная отчетность представляла собой довольно статичный базовый набор показателей. Актуализация информации осуществлялась преимущественно в рамках сведений, формируемых в узковедомственных интересах.
Вместе с тем практическая значимость правовой статистики определяется ее способностью оперативно реагировать на изменения общественных и экономических процессов с целью отражения их взаимосвязи с состоянием преступности. В немалой степени ее актуальностью определяются эффективность уголовной и социальной политики, а также законотворческой, научно-исследовательской и прогностической деятельности. Кроме того, данная информация носит межведомственный характер и разрабатывается с учетом потребностей правоохранительных органов и иных структур.
За прошедшее время нам удалось достигнуть заметного прогресса в вопросах совершенствования государственной отчетности, которая является официальным и доступным источником данных правовой статистики. Сегодня официальная статистическая информация включает 12 отчетов. Три из них формируются прокуратурами, остальные — информационными центрами территориальных органов внутренних дел.
Предоставляемые правоохранительными органами сведения по формам № 1-Е, 1-ЕМ и 2-Е о рассмотрении сообщений о преступлениях, следственной работе и дознании обобщаются работниками органов прокуратуры в полуавтоматизированном режиме с использованием специального программного обеспечения. Состав показателей востребован для оценки результатов деятельности ведомств и усиления координирующей роли прокуратуры. В последние пять лет он остается практически неизменным, без увеличения трудозатрат. Сведения о преступлениях и лицах, их совершивших (формы № 1-ЕГС, 2-ЕГС, 3-ЕГС, 4-ЕГС, 5-ЕГС, 6-ЕГС, 1-Э, 1-КОРР, 1-ФЭТ), формируются с использованием цифровых технологий на основе информационных ресурсов органов внутренних дел, содержащих первичные данные, сбор которых пока еще ведется на бумажных носителях.
В сентябре 2023 г. МВД России введен в эксплуатацию сервис ведомственной правовой статистики. Модернизирован инструментарий сбора государственной отчетности (предусмотрено подписание отчетов электронной подписью, усовершенствована процедура прохождения автоматизированного логического контроля), а также подготовки информационных материалов, в том числе сборников сведений по формам федерального статистического наблюдения, которые будут впредь подготавливаться в формате Excel.
Безусловно, это должно упростить использование официальной статистики в надзорной и аналитической работе прокуроров, шире реализовать потенциал построения расчетных показателей (динамики, удельных весов).
Однако речь не идет о доступности первичных данных или формировании произвольных статистических сведений вне перечня показателей государственных отчетов. Перспектива наличия такого функционала по-прежнему связана с внедрением государственной автоматизированной системы правовой статистики.
Вместе с тем и на платформе действующего цифрового инструментария нами сделаны серьезные шаги по совершенствованию официальной статистической информации. Так, только за последние годы претерпел коренные изменения отчет по форме № 4-ЕГС. В целях расширения возможностей использования в надзорной деятельности максимально детализирована информация о результатах расследования преступлений. Отчет дополнен данными о зарегистрированных дополнительных эпизодах преступных действий, а также о фактах незаконного принятия решений об отказе в возбуждении уголовного дела и о приостановлении уголовных дел. Изменена структура отчета, переработан набор показателей о преступлениях, укрытых субъектами регистрации, а также совершенных в общественных местах и отдельными категориями лиц. Самостоятельным разделом выделены показатели о преступных деяниях прошлых лет. Предусмотрена детализация правоохранительных органов, к компетенции которых относится их дальнейшее расследование.
В этой части стоит отметить колоссальный объем работы прокуроров по организации внесения в базы данных ИЦ соответствующей информации. Благодаря предпринятым усилиям не только наведен порядок в порой хаотично накапливаемых сведениях о преступлениях прошлых лет, но и реализована возможность цифровой привязки каждого объекта учета к конкретному органу прокуратуры.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Цифровые технологии в прокурорской деятельности» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других