1. книги
  2. Музыка
  3. Цзинбао Чжоу

Современная музыка и танцевальное искусство стран Великого шёлкового пути. Том 2

Цзинбао Чжоу (2024)
Обложка книги

Второй том этого издания посвящен обзору современного музыкального и танцевального искусства стран, расположенных там, где когда-то проходил Великий Шёлковый путь. Являясь как бы продолжением ретроспективы первого тома, второй том на сравнении и контрасте показывает те трансформации, что произошли за прошедшие почти 500 лет, а также степень сохранности и преемственности танцевальной и музыкальной культуры в этих странах.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Современная музыка и танцевальное искусство стран Великого шёлкового пути. Том 2» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ЧАСТЬ III. Музыка и танец в Южной Азии

Глава 1. Индийская музыка и танцы

Индия — одна из древнейших цивилизаций в мире, с долгой историей и великолепной культурой. Ещё более чем за 2 тыс. лет до н. э. у коренных жителей Индии, дравидов, была развитая городская цивилизация. Примерно в XII в. до н. э. кочевые арийцы в Центральной Азии вошли в Индию с северо-запада и вытеснили дравидов на юг.

Спустя более чем тысячу лет были созданы произведения индийской цивилизации «Ведическая эра», «Эпическая эра» и было выпущено произведение «Собрание Самаведы» (также известное как «Собрание пения и смеха»). Эти тексты использовались для жертвоприношений. В VI в. до н. э. персидская империя Кира завоевала реки Инд и Кабу, и в Индии начала распространяться западно-азиатская культура.

В IV в. до н. э. Александр Македонский двинулся на восток и оккупировал Северную Индию. Около 200 г. до н. э. люди дауэ (первоначально жившие в Дуньхуане и Цилиане, Китай) вошли в Северо-Западную Индию и основали династию Гуйшуан, которая способствовала развитию Китая.

Культурный обмен Китая и Индии (фото 7-1).

С 1206 по 1526 гг. в Индии сменилось множество мусульманских династий, а ислам распространился в Центральной и Южной Индии. К XVI в. шестой внук Тимура, потомок Чагатай-хана из Монголии, вождя Кабула Бабера, в 1526 г. основал в Индии династию Моголов и почти объединил всю Индию. В 1857 г. британские экспансионистские силы уничтожили Империю Великих Моголов.

Раги в Индии

Музыку в Индии называют «санджит». В традиционной индийской культуре санджит является общим термином для пения, инструментальной музыки, танца и других искусств. Эта интеграция музыки и танцевального искусства согласуется с китайским уйгурским мукамом. В индийской музыке исторически сложились две основные региональные музыкальные традиции раги: северно-индийская — тхаат в Индостане и южно-индийская — мелакарта в Карнатаке. Имея общие черты, северная и южная музыкальные традиции существенно различаются как по форме, так и по содержанию. Под влиянием исламской музыки в Северной Индии мелодии стали певучи, широки, а ритм изменчив. Южная музыка имеет красивую мелодию, великолепную технику и в большей степени сохраняет традиционный стиль местной индийской музыки (фото 7-3).

Фото 7-2

Фото 7-3 Фото 7-4

Индийская музыка состоит из раги и талы. Рага в широком смысле — это музыкально-эстетическая и этическая концепция, закон построения крупной музыкальной формы в рамках индийской классической музыки. В узком смысле рага — это развёрнутая мелодическая композиция. Теория раги тесно связана с другой теорией — тала. Тала относится к ритму и имеет ту же строгую формулу, что и рага.

Слово «рага» происходит от санскритского корня «рандж». В произведении «О музыке и танцах», написанном во II в. н. э., слово «тхати» ещё не появилось, но «джати» используется для обозначения типа мелодии. «Рагас» — это ядро индийской музыки, индийская школа классической музыки была создана на основе раг; — это мелодия, в основе которой лежат многие традиционно признанные раги. Эти законы увеличили великолепие музыки благодаря импровизационным изменениям в практических выступлениях и таким образом получили развитие. У каждого типа раг есть своя уникальная гамма, интервал и особая мелодия (фото 7-4).

1. Определение, виды и источники раг

Рага — это транслитерация слова «раг» (из-за различий в индийских языках север называется раг, а юг — рагам. Оно происходит от корня санскрита Древней Индии «рандж». Его первоначальное значение — «окраска», «краснота», в переносном смысле — «страсть». Раги — это обрамление мелодии, у них много видов. Каждый вид раги имеет особую шкалу, интервал и определённые фрагменты мелодии и выражает определённый вид эмоций. «Таким образом, рага кажется фиксированной мелодической структурой, выражающей определённые эмоции, можно сказать, что он похож на купай в китайской оперной музыке. Но есть и отличия. Раги лишь создают основу для мелодии. В индийской классической музыке (особенно в Северной Индии) импровизация очень важна. Раги в исполнении выдающихся певцов могут составлять импровизационную часть до 50 % всей песни, что похоже на импровизацию в нашей народной инструментальной музыке.

2. Источники раг

Существует множество различных систем классификации раг. Некоторые из них происходят из местных песен и народной музыки, некоторые — из жертвенной и церемониальной музыки, иные являются творениями известных поэтов и музыкантов. На развитие северо-индийской музыки в XIV в. оказал сильное влияние средневековый поэт и музыкант Амир Хусро, который объединил персидский мархам с индуистской рагой из Индии. Он всё ещё используется в настоящее время. Названия раг также очень сложны: слово «бхайрав» связано с благочестием и почтением, «шри» — это имя индийского бога, некоторые названия раг также относятся к определённым конкретным вещам: например, слово «хиндол» означает качели, а «мерх» — сезон дождей.

Фото 7-4

Фото 7-5

3. Структура раг

Все раги являются производными от семинотных (сампурна) звукорядов. В структуре раги есть определённая формула: она состоит из алапа, джала, джора (друта), гата. Алап — слоган, в котором певец поёт в очень медленном темпе, без сопровождения музыкальных инструментов. Музыкант на этом этапе как бы готовит слушателя к дальнейшему развитию. «Джала» — раздел, добавляемый только при исполнении раги на струнных музыкальных инструментах, имеющих дополнительные струны, например, на ситаре. Когда дело доходит до джора (друта), ритм постепенно возрастает, показывая основную часть мелодии, а исполнение становится богато аранжированным. Гат — это основная часть раги, в которой используются различные «декоративные» звуки для изменения темпа. Алап — завершающая часть с ускоряющимся ритмом. Хотя индийская рага состоит из четырёх частей, обычно используемая рага состоит только из двух частей, а именно из алапа и джора (друта). В общем, индийские раги — это мелодическая программа, которая имеет фиксированную музыкальную структуру и жёсткие временные рамки для выступлений. Ещё одна особенность раги — импровизационное исполнение или пение. Мелодия часто развивается в результате импровизационных выступлений, которые делают её более красочной.

4. Шкала индийских раг

Индийская рага была первой, в которой использовалось пять или шесть тонов, а с развитием общества стала применяться семитональная шкала. В дополнение к этим семи естественным звукам существует пять вариаций. Эти семь естественных звуков и пять звуков вариации образуют «семь тонов и пять изменений».

Однако индийская рага не использует все двенадцать тонов. Обычно используются пятитональный тип (удава), шеститональный (шадава) и семитональный (сампурна). Одна из основных причин уникальности стиля раги заключается в том, что индийская гамма состоит из двадцати двух микрохроматических ступеней (шрути). Эта звуковая единица называется «шрути», что соответствует двадцати двум октавам. Октава — это не двадцать две одинаковые ступени (шрути), а сумма интервалов расстояний между семью диатоническими гаммами, включёнными в группу, одна за другой.

В индийских рагах проводится строгое различие между всем звуком и целым звуком. Индусы называют четыре полных тона шрути, малые полные тона — три шрути, их музыка основана на семитональной шкале. Следовательно, есть три полных тона, два маленьких полных тона и два естественных полутона, то есть 4х3 + 3х2 + 2х2 = 22 — всего 22 шрути.

Это знаменитый «Закон двадцати двух» в индийской музыке. При исполнении раги определённый тон часто перемещается вверх или вниз на один шрути, образуя промежуточный интервал, который является типичной характеристикой исламской музыки. В гаммах индийских раг есть ещё одна особенность: одна октава состоит из двух четвертей.

Примечательной особенностью этой комбинации является то, что нижние четверти фиксированы, а верхние четверти могут варьироваться.

В Древней Индии часто использовались две шкалы, одна из которых возглавлялась са, называемой шаджа грама:

Са Тун Слог Са Ри Га Ма Па Дха Ни Са

Интервал 3 2 4 4 3 2 4

Другой основан на ма как главном тоне, называемом мадхьяма-грама, а именно:

Ma Tune Scale Ma Pa Dha Ni Sa Ri Ga Ma

Интервал 3 4 2 4 3 2 4

Индийские музыкальные инструменты Индийских музыкальных инструментов очень много, среди них — струнные, воздушно-звуковые, мембранные и телесные. Струнные инструменты представлены такими инструментами, как вина, ситар, танпура, селуда, сарод, саранги, бансури и Bingqin.

Вина — старинный индийский щипковый музыкальный инструмент, самый популярный среди индийских струнных инструментов. На юге и севере Индии он различается. В Южной Индии вина называется сарасвати вина. Голова этого типа вина имеет изогнутую шейку, а резонансный корпус — полусферическую форму. У него семь струн, четыре из которых играют мелодию, а три используются для резонанса и, как правило, издают низкочастотные непрерывные звуки. На грифе их девятнадцать или двадцать. Резонансный корпус, похожий на тыкву, закреплён у грифа, который настроен на C G C C G C G. На севере вина называется вичитра вина. Это вина с прямым грифом, с резонансным корпусом в форме тыквы, закреплённым на каждом конце фортепиано, обычно с семью струнами. На грифе семнадцать ступеней, настройка: F C G C C C G.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Современная музыка и танцевальное искусство стран Великого шёлкового пути. Том 2» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я