Книга Хусейна Сайиди посвящена личности одного из величайших деятелей мировой истории, произведшего поистине грандиозную трансформацию в судьбах человечества, – Пророка Мухаммада (С). Посланник Единого и Единственного Аллаха, религиозно-политический лидер общины мусульман, храбрый и талантливый полководец, мудрый стратег и тактик, верный партнер по договорам, чья честность составила ему доброе имя еще в доисламские времена, справедливый и беспристрастный судья, а кроме того, заботливый и ласковый муж и отец – это все он, Мухаммад (С), основатель Ислама, самый дорогой и любимый человек для каждого мусульманина и каждой мусульманки, пример для подражания и образец нравственной чистоты. Из поля зрения автора не ускользают ни малейшие детали: особенности облика Пророка (С); его повседневные привычки и склонности; любовь к чистоте и уход за телом, а также рекомендации верующим в этой области; особенности характера, хорошие манеры и высокие морально-этические качества. Особое внимание в книге уделяется состраданию Пророка (С) обездоленным и его справедливости в обращении с женами, детьми, сподвижниками, соседями, больными, путниками, вдовами и сиротами, с друзьями и недругами. Кроме того, автор приводит немало хадисов, содержащих в себе наставления Пророка (С) о том, как человек должен вести себя со своими ближними.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Личность пророка Ислама предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава первая
Личность пророка Мухаммада (С)
А. Описание внешнего облика и образа жизни
Имя
Пророк (С) всегда говорил: «У Бога для меня десять имен:
Мухаммад — тот, кто обладает множеством добродетелей;
Махмуд — прославленный, прославляемый;
Ахмад — наиболее прославленный, прославляемый;
Махи — тот, кто уничтожает неверие;
‘Акиб — тот, после кого больше не следует пророков;
Хашир — тот, перед которым в День Страшного суда собираются люди;
Пророк покаяния;
Расул-ал-малахим — Пророк великих битв;
Мукаффи — почитаемый всеми людьми;
Касем — совершенный, тот, который объединяет в себе множество превосходных качеств»1.
Внешность
Волосы
Его волосы доходили до мочки уха2, они не были ни пышными, ни вьющимися3, и когда он их причёсывал, они отделялись друг от друга, подобно крупинкам песка4. Некоторые передатчики говорили, что его волосы доходили до плеч; в большинстве случаев он закрывал уши волосами. Его волосы на висках блестели; седых волос на голове и в бороде до конца жизни насчитывалось семнадцать.
Его волосы на голове были густыми5, борода тоже была густая, но недлинная6. Его седина была в бороде на подбородке и на голове, в заушной впадине7.
Лоб
Его лоб был высоким8 и немного выпуклым9.
Брови
Брови соединялись друг с другом10, они были тонкими и густыми11.
Ресницы
Имел длинные и густые ресницы12.
Глаза
Чернота его глаз была насыщенной13. Его глаза были большими14. Часто из-за ночного бодрствования белки его глаз были немного красноваты15. Правый глаз три раза, левый два раза он подводил сурьмой и говорил: «Больше или меньше — не имеет значения»1®. Иногда во время соблюдения поста подводил глаза сурьмой17. Имел мешочек с сурьмой и в ночное время подводил ею свои глаза18.
Щёки
Его щёки не были ни мясистыми, ни худыми, а были обычными19. Щёки были скуластыми20.
Нос
Нос был прямой и тонкий21. Ноздри не были узкими22.
Рот
Его рот был широкий, но соразмерный23.
Подбородок
Он обладал коротким, но соразмерным подбородком24.
Зубы
Передние зубы симметрично отделялись друг от друга25 и сверкали белизной26.
Лицо
Его лицо было белое и симпатичное27. Анас говорил: «Когда Создатель посылал любого из пророков, каждый из них обладал прекрасным лицом, и… наш Пророк Мухаммад (С) был самым обаятельным и симпатичным»28. Арабы-кочевники каждый раз, увидев его лицо, говорили: «Клянусь Богом, это лицо не похоже на лицо лжеца»29. Его лицо было овальное30. Под нижней губой имелась родинка31.
Шея
Шея была красивая, не длинная и не короткая, и сверкала, подобно серебру32 33.
Телосложение
Он обладал соразмерными крепкими частями тела34 и имел крепкое телосложение35. С точки зрения комплекции был умеренным, хотя в конце жизни поправился36. Мышцы его не были ни рыхлыми, ни вялыми. Годы не повлияли отрицательно на его тело, и оно сверкало, как в пору молодости37. Роста был не высокого и не низкого, а среднего, и сам говорил: «Все хорошее — в середине»38. Часто потел39. Его таз — как и у других доблестных мужей — был немного широк40. Когда какое-то место открывалось, тело из-под одежды сияло белизной.
Плечи
Был коренаст и широкоплеч41. Предплечья были покрыты волосами42.
Грудная клетка
Начиная от середины грудной клетки и до пупка у него была тонкая линия из волос; кроме этих волос, на нижней части грудной клетки и верхней части живота волос не было43. Верхняя часть грудной клетки была покрыта волосами44.
Руки
Запястья его рук были широкими, ладони были жёсткими и сильными45. Предплечья были покрыты волосами46. Когда он хотел указать на что-то, то указывал руками, а не глазами и бровями47.
Ноги
Бёдра его не были толстыми48. Его ступни были широкими и плотными49. Имел умеренные, не очень толстые голени50. Подъём его ступней был высоким.
Перстень
Перстень надевал на правую руку51. Он предпочитал перстни с вправленными в них камнями: опалом52, халцедоном53, агатом54, бирюзой55, хрусталем56, йеменским ониксом57, изумрудом58. Он не любил, когда на мизинце не было перстня59. Предпочитал надевать сразу несколько перстней60. На мизинце правой руки носил серебряный перстень61. Во время омовения три раза передвигал перстень62. Медленно двигал перстень с вправленным в него драгоценным камнем, глядя на него63. Бывало, перстень надевал на средний палец, но в большинстве случаев он надевал его на безымянный палец64. Железные и медные кольца не одобрял65. Запрещал надевать кольцо на левую руку. Также не одобрял, когда надевали кольцо на указательный палец66. Для того чтобы не забыть что-то, иногда в кольцо вдевал нитку67.
Постель
Он не всегда спал в постели. Иногда спал на своем черном халате, а иногда — на земле, в другой раз — на циновке, а иногда — на овчине, иногда — в постели или на кожаном паласе. Его постель была сделана из коры финиковой пальмы. Однажды ночью ему постелили постель в два слоя; когда наступило утро, он сказал: «Вчера эта мягкая постель мне совершить утреннюю молитву помешала». Затем дал распоряжение впредь стелить ему однослойную постель68.
Опрятность
Касательно мужчин
Однажды он сказал одному мужчине: «Ты приведи в порядок свои голову и лицо, это сделает тебя красивее»69. Ещё он говорил: «Когда бороду держат в кулаке, то, что выходит из кулака, необходимо укоротить». Уход за лицом Пророк (С) считал необходимым. Он говорил: «Вы не должны отращивать большие усы, ибо дьявол избрал их местом своего убежища». Удаление волос из носа считал правильным и говорил: «Поправьте свои усы, удалите волосы из своего носа и введите это себе в привычку, ибо это увеличит вашу красоту»70.
Причёсывание длинных волос считал необходимым и говорил, что причёсывание волос перед каждой молитвой имеет свое вознаграждение71.
Он говорил: «Кто носит длинные волосы, тот должен их укоротить или привести в надлежащий порядок»72.
Он велел мужчинам укорачивать свои ногти73. Однажды Пророк (С), посмотрев на одного человека, у которого была длинная борода, сказал: «Как было бы хорошо, если бы он привёл в порядок свою бороду». Когда тот человек узнал это пожелание Пророка (С), то укоротил свою бороду таким образом, что она стала ни длинной, ни короткой, затем пришёл навестить Пророка (С). И Пророк (С), увидев его, сказал: «Вот таким образом подстригайте»74. Он всегда говорил: «Стирайте свои одежды, укорачивайте свои волосы, пользуйтесь мисваком*, будьте чистыми и опрятными, ибо евреи так не поступали, в результате их жёны стали прелюбодейками»75.
Касательно женщин
Женщинам Пророк (С) разрешил красить волосы на голове в чёрный цвет76. Он велел женщинам, даже девушкам, красить свои руки хной для того, чтобы замужние женщины были опрятными перед своими мужьями, а руки девушек не были грубыми, подобно рукам мужчин77. Удаление волос из носа он считал похвальным78. Причёсывание волос перед каждой молитвой считал заслуживающим вознаграждения79. Женщин просил, чтобы они удлинили свои ногти для красоты80.
Касательно всех
Один передатчик говорит, что сидел у Пророка (С) в растрёпанной одежде. Пророк (С) спросил у него: «У тебя есть богатство?» Тот сказал: «Да, о Посланник Аллаха, всех видов». Тогда Пророк (С) сказал: «Если Аллах тебе даёт богатство, то его (богатства) влияние должно отражаться на твоей внешности»81.
Он говорил: «Длинные волосы — дар Господа, так дорожите ими»82. Он смотрелся в воду и в зеркало и причёсывал свои волосы.
Он не только своих жён одевал хорошо, но и сам ради своих друзей одевался хорошо. Айша говорит: «Я видела, как Пророк (С), глядя на воду в своей чашке, приводил в порядок свои волосы, а потом шёл
Мисвак — зубочистка, зубная щетка (прим. перев.).
к своим друзьям. Я задала ему вопрос: “Да будут мой отец и моя мать выкупом за тебя! Ты являешься Пророком и наилучшим созданием, почему же смотришься в воду и прихорашиваешься?’ Пророк (С) в ответ сказал: “Аллах любит, когда его раб приводит себя в порядок перед тем, как идти к своим друзьям’»83. Он говорил: «Свою одежду и свои вещи так приводите в порядок, чтобы среди людей вы выделялись, как родинка на лице»84.
Умащение благовониями
Пророк (С) любил благовония и не любил растрепанность. Он говорил: «Умащаться благовониями — значит прогонять беду».
Когда он умащался, всегда начинал с головы и бороды и говорил: «Голова перед бородой», затем мазал брови, потом усы. Перед умащением всегда нюхал масло, а потом смазывал свою голову85.
Умащение фиалковым маслом считал лучшим и предпочитал его другим маслам86. Умащаться оливковым маслом и употреблять его в пищу объявил желательным87. Он говорил: «Умащайтесь маслом фиалки, ибо оно в летнее время холодное, а в зимнее — горячее»88. По другой версии, он предпочитал умащаться ладаном и индийским жасмином, а также лечиться ими89. Своих друзей просил, чтобы через день они умащались маслом90.
Уход за ртом и зубами
Он говорил: «Джабраил (А) никогда не приходил ко мне, если я не пользовался мисваком»91. Он также говорил: «Если бы люди знали о пользе мисвака, то они захватили бы его с собой даже в постель»92.
Еще одно его высказываие: «О Али! После каждого омовения для молитвы используй мисвак93. Ваши рты являются тем органом, посредством которого вы разговариваете с Богом, поэтому самый любимый Богом рот — самый счастливый, следовательно, сколько можете, заполняйте свои рты ароматами»94. Пророк (С) каждую ночь трижды пользовался мисваком: перед сном, после того как вставал с постели и перед уходом в мечеть для совершения утренней молитвы95. Зубы он прочищал зубочисткой, чистил их и говорил: «Прочищать зубы — значит делать рот опрятным и душистым»96. Пока не почистил зубы мисваком, не ложился спать97.
«Чистка зубов мисваком имеет следующие благоприятные последствия: чистота рта, довольство Господа, белизна зубов, уменьшение слизи, возбуждение аппетита, укрепление дёсен, увеличение хороших дел и поступков, следование своим обычаям, присутствие ангелов…»98. «Пользуйтесь зубочисткой, ибо для ангелов нет более ненавистного, чем остатки пищи между зубами»99.
Он спрашивал: «Почему я вижу ваши зубы жёлтыми и грязными, что с вами случилось, что не чистите свои зубы мисваком?»100 «Аллах создал зубы прекрасными, они являются средством для разжёвывания пищи, эффективным средством возбуждения аппетита и подготовки работы желудка»101. «Совершать два рак’ата молитвы с использованием мисвака предпочтительнее семидесяти рак'атов без использования мисвака»102. Несмотря на все рекомендации, которые он давал по использованию мисвака, он не велел использовать мисвак в бане103.
Уход за телом
Пророк (С) говорил: «Когда в вашем животе возникает какой-то звук, то обязательно уходите в туалет. Воздержание от освобождения [от мочи и кала] способствует болезням. Когда кто-то из вас нуждается в освобождении [от мочи и кала], то уходите в туалет». Совершать ритуальное очищение (тайамум) землей с улицы и базара он не любил104.
Удивительную настойчивость проявлял относительно чистоты и гигиены тела и говорил: «Кто верит в Аллаха и в День Страшного суда, тот должен удалять волосы с тела не реже, чем раз в сорок дней, а если у него нет для этого денег, то он должен взять денег взаймы и не откладывать очищения тела от волос»105.
Он считал, что ополаскивание носа и рта перед омовением является необходимым, и говорил: «Вы чаще делайте это, ибо это станет основанием прощения ваших грехов и удалит дьявола от вас»106.
Свою голову он постоянно мыл порошком из листьев держидерева107. Не любил очищения правой рукой108. Когда шёл в туалет, надевал обувь и покрывал свою голову109. Предостерегал от употребления пищи левой рукой110.
Также запрещал пить воду со стороны ручки кувшина, где всегда происходит накопление грязи111.
Не разрешал грызть ногти112.
Он говорил: «Никто из вас не должен растить волосы под мышками, ибо там будет скрываться дья-вол113.
Нет в мире большего блага, чем жить здоровым»114.
Он запрещал долгое время находиться под лучами солнца — особенно палящего солнца Аравии — и говорил: «Солнце, кроме полезных и положительных свойств, имеет четыре отрицательных свойства: изменяет цвет тела, приятный запах превращает в неприятный, на нем быстро ветшает ткань, долгое нахождение под лучами солнца чревато болезнями»115. Он говорил: «Желудок — это дом болезней, и держать диету полезнее любого лекарства. Дайте телу то, к чему оно привыкло116. Кипяченая вода полезна для всего и от неё нет никакого вреда» ш. В пятницу, во время месяца рамадан, в день разговения и жертвоприношения и в день Арафа[3] совершал ритуальное омовение тела118.
«Не пейте воды с края непокрытого кувшина, он является местом обитания дьявола»119. Перед тем как есть хлеб и мясо, очень тщательно мыл руки120.
Он повторял: «Создатель к человеку, от которого собеседник из-за его неприятного запаха отворачивается, питает антипатию и неприязнь»121.
В дополнение к различным желательным омовениям в последние десять дней месяца рамадан совершал полные омовения122.
Он также советовал: «По возможности держите себя в чистоте, ибо Господь создал Ислам чистой религией, и в рай попадут только люди, держащие себя в чистоте»123.
Уход за местом обитания
Подметать и держать в чистоте двор объявил похвальным124.
Он очень не любил, когда оставляли немытую посуду125.
Он велел: «Перед сном обязательно покройте посуду»126.
Мочеиспускание в стоячей воде считал жестокостью по отношению к живым существам в воде127 и запрещал людям такой поступок128. Он категорически запрещал оправляться около колодца питьевой воды, под плодовым деревом, между могилами, на дорогах и во дворах домов129.
Постоянно указывал, чтобы семь вещей закапывали в землю: волосы, ногти, кровь, кровь после месячных, плаценту, зубы, сгусток крови. Когда он плевал на землю, то засыпал плевок землёй130. Когда чихал, то рукой или рубашкой закрывал рот и старался громко не чихать131.
Он велел не оставлять мусор на ночь, а выносить его из дома днём, ибо он является местожительством шайтана132. Когда он зевал, всегда прикрывал рот рукой. Велел, чтобы не плевали в колодец питьевой воды133. «Когда подметаете дом, не оставляйте мусор за дверью, ибо он является местом обитания дьявола»134. «Порог двери всегда подметайте и не будьте подобны евреям»135.
Одежда[4]
Из всей одежды любил носить рубашку136 (возможно, потому, что по сравнению с халатом и набедренной повязкой она больше покрывала тело и не было необходимости завязывать или развязывать ее и т. д.).
Когда он принимал каких-нибудь посетителей, надевал самую красивую одежду и велел своим старшим сподвижникам поступать так же, как он137. Его одежда всегда была чистой, и он говорил: «Признаком покорности верующего перед высокочтимым Господом является чистота и опрятность его одежды»138.
Правила ношения одежды
Когда у него появлялась новая одежда, он надевал её в святой день — пятницу.139 Для дня пятницы у него было два комплекта одежды140. Одежду надевал через правый рукав и говорил: «Это есть благодарность Богу за то, что он дал мне вещь, которая закрывает срамные части моего тела, чтобы выглядеть перед людьми красивым»141. Снимал свою одежду начиная с левой части тела142.
Вид одежды
Он не придерживался строго одного вида одежды и надевал разную: шаровары, рубашки, просторную одежду для покрытия тела143. Открытую одежду надевал во время войны144. Из-за загрязненной среды Аравии надевал одежду, которая доходила до его щиколоток145. Иногда он надевал набедренную повязку, которая доходила до половины голени146. Часто во время молитвы он развязывал набедренную повязку147. Надевал также белое полотно, раскрашенное шафраном. Часто бывало и так, что он в этом одеянии ходил на пятничную молитву148. Чаще всего надевал киса[5]149. Только во время болезни или по другой необходимости надевал льняную одежду150. Но самой любимой его одеждой была хлопчатобумажная.
Цвет одежды
Когда надевал одежду, кроме религиозного её назначения, обращал внимание на цвет и чистоту151.
Зелёный цвет
Он любил одежду зелёного цвета152. Надевал открытую зелёную одежду, цвет которой шёл его белой коже153. Некоторые говорили, что он больше других любил зелёный цвет154.
Красный цвет
Бара’ говорит: «Я видел его в длинном красном халате, я не видел никого подобной красоты»155.
Белый цвет
Большинство его одежд были белого цвета156. Он говорил: «Одевайте своих живых в белую одежду, своих мёртвых также заворачивайте в белый саван. Самым красивым цветом, которым в мечетях и могилах встречаете своего Бога, является белый цвет157. Нет более красивой одежды, чем белая одежда, следовательно, надевайте белую одежду и заворачивайте своих мёртвых в белый саван»158.
Черный цвет
Не любил черный цвет, кроме как в трёх вещах: сапогах, чалме и халате159.
Головной убор
Чалма
Амр ибн Харис говорит: «Я видел Пророка (С) в чёрной чалме, конец которой свешивался на его плечо»160. Носил чалму под названием «облако», которую подарил ему имам Али (А). Часто ходил без чалмы, но повязывал голову и лоб каким-нибудь куском материи161. Иногда вместо того, чтобы надеть на голову феску, надевал чалму.162 Его чалма состояла из трех или пяти кусков материи, которые он обматывал вокруг головы163. Часто во время путешествия или в каких-то других случаях надевал на голову чалму из особой материи[6]164.
Феска
Феску надевал иногда с чалмой, а иногда без неё165. Любил носить белую феску166. Имел три фески: одну — для поездки, другую — для праздников, третью — для встреч с друзьями167.
Сапоги и башмаки
Его обувь имела два шнурка, в которые вдевался большой палец ноги168. Башмаки чаще всего были из гладкой коровьей кожи169. Носил он все разновидности обуви и тапочек170.
Когда надевал обувь, начинал с правой ноги, а когда снимал, то начинал с левой ноги171. Наджаши — наместник Эфиопии — подарил ему пару чёрных сапог, которые он носил172. Из-за множества змей и скорпионов в горячих пустынных местах Хиджаза он велел перед тем, как надеть сапоги и башмаки, всегда проверять их, чтобы убедиться в отсутствии подобных тварей.
Сон
Обычно он ложился спать в начале ночи и пробуждался в последней трети ночи. Иногда ради выполнения работы не спал по ночам, а если ложился спать, то его не будили, пока он сам не вставал. Когда спал, правую руку клал под правую щёку173. Каждый раз, просыпаясь, делал земной поклон Аллаху174. Он запрещал людям ложиться спать за домами, которые не имели ограды175. Подходящей высотой для ограды считал высоту в один локоть и одну пятую и говорил: «Тот, кто ложится спать за домом, который не имеет ограды, должен упрекать только самого себя, если что-то с ним случится»176. Когда видел спящего человека, лицо которого было покрыто каким-нибудь материалом, подходил к нему и говорил: «Спать таким образом считается самым отвратительным перед Богом»177.
Положение во сне
Обычно спал на правом боку, клал правую руку под правую щёку и говорил: «О Боже! В тот день, когда воскресишь своих рабов, сохрани меня
в безопасности»178. Ибад ибн Тамим со слов своего дяди рассказывает: «Посланника Бога (С) я видел спящим в мечети, одна его нога была положена на другую».
Когда он отправлялся спать, говорил: «О Создатель, во имя Тебя я живу и с Твоим именем я умираю». Он поднимал руки на уровень своего лица, читал суры[7] «Люди», «Рассвет», «Очищение веры» и дул на свои руки, а затем проводил ими три раза по своей голове, лицу и телу.
Питание
Айша говорила: «Никогда Пророк (С) не ел досыта». Айша имела в виду обычай простых людей набивать желудок пищей до горла во время поездок и путешествий, тем самым обременяя желудок и изнашивая тело, что приводит к усталости, сонливости, лени и удаляет человека от Господа179.
Правила поведения (этикет)
Когда он ел мясо, не наклонял голову вниз: он поднимал мясо выше и зубами отделял его от костей180. Во время еды использовал обе руки181.
Однажды он ел финики; недалеко находился баран, и Пророк (С) поступал так: он правой рукой ел финики, а левой рукой семечками кормил барана, пока финики не кончились182.
Он учил: «Когда едите, снимите свою обувь, чтобы ваши ноги спокойно дышали»183.
Когда употреблял пищу руками, использовал только три пальца, ибо таким образом он брал пищу маленькими ломтиками, потом хорошо разжёвывал их и избегал обжорства. Приглашение близких, родственников и бедняков к трапезе поощрял. Перед употреблением пищи обычно либо мыл руки, либо делал омовение и говорил: «Благословение пищи находится в совершении омовения перед едой и после неё»184. Из-за скромности и для усмирения гордости употреблял пищу сидя на земле. Когда ел, не опирался ни на что и говорил: «Опираясь на что-то, не буду есть».
Если почему-либо не хотел есть, никогда не придирался к пище. По возможности один не садился за еду и говорил: «Для того чтобы есть, соберитесь вместе, ибо благословение в этом».
Прием пищи обычно начинал с именем Создателя и завершал Его благословением. Никогда не видели, чтобы он от приема большого количества пищи отрыгивал185.
Пищу всегда брал с того места блюда, которое находилось перед ним186, но когда ел финики, то их брал с разных мест тарелки187. Не дул на еду и питье188. Он указывал: «Мы из таких людей: пока не чувствуем голода, не едим, а если едим, то не едим досыта, а перестаём есть до того, как полностью насытимся, ибо это полезно для здоровья». Когда ел вместе с другими, начинал первым и, для того чтобы люди не стеснялись, заканчивал последним189. Он учил: «Не умерщвляйте свои сердца употреблением большого количества пищи и напитков, ибо сердца подобны засеянному полю, которое от обилия воды вымирает»190.
Он запрещал смотреть на человека, сидящего за трапезой. По ночам, после вечерней молитвы, принимал пищу и говорил: «Не бросайте привычку есть вечером, ибо это становится причиной болезни тела»191. Самая любимая пища была та, которую употребляло за столом множество людей192. Горячую пищу не принимал и говорил: «Нет в ней благословения, ибо Создатель нас огнем не кормит, поэтому
пусть она остынет». Он брал то, что ставили перед ним, и ел тремя пальцами, иногда использовал четвертый палец для помощи.
Двумя пальцами никогда не брал пищу и говорил: «Такой способ кушанья дьявольский». Если находился в гостях, то после угощения читал молитву и призывал других делать так же, чтобы люди учились благодарности.
Посуду, в которой находилась пища, всегда прикрывал и велел другим делать так же193. После приема пищи мыл руки и говорил о вреде, наносимом человеку из-за немытых рук: «Тот, кто ложится спать с немытыми руками, если что-либо с ним случится, пусть пеняет на себя»194.
Сам он не охотился и не ходил на охоту, но любил, чтобы охотились за него и приносили ему добычу. Он употреблял мясо, привезенное с охоты195.
Любил хлеб с маслом. Из баранины любил верхнюю часть предплечья и лопаточную часть196. У барана не ел семь вещей: половой член, яйца, мочевой пузырь, желчный пузырь, железы, матку и кровь.
Любил тыкву, уксус и разные виды фиников. Из зелени любил цикорий, базилик и другие травы.
Осман ибн Аффан привез Пророку (С) фалуде[8], он попробовал его и спросил: «О Абдулла! Что это такое?» Осман сказал: «Да будут мои родители выкупом за тебя, это мёд и масло, которые мы смешиваем, потом наливаем в глиняный горшок, ставим на огонь и кипятим их, а затем добавляем пшеничную муку с мёдом и маслом и продолжаем кипятить, пока не будет готово. Вот это и есть то, что я тебе предлагаю». Пророк (С) сказал: «Действительно, это чистая пища».
Он употреблял хлеб из ячменных отрубей197. Обычной его пищей были вода и финики.
Он любил мясо больше всего остального и говорил: «Мясо усиливает слух и является главной пищей этого и того миров. И если бы я мог попросить своего Бога, чтобы Он ежедневно мне обеспечивал такое удовольствие, то я непременно пользовался бы им». Любил блюдо из мяса, накрошенного хлеба и сладкой тыквы. Обычно велел Айше: «О Айша! Когда ставишь котёл на огонь, добавляй больше тыквы, ибо она радует печальное сердце»198. Пищи он употреблял среднюю миску.
Он очень любил хлеб и велел, чтобы начинали есть, поставив хлеб на стол, и не ожидали лучшей пищи, чем хлеб199. Он обращал внимание всех на то, чтобы не резали и не топтали хлеб. Постоянно расхваливал молоко и финики и считал их «двумя чистыми кушаньями»200. Он запрещал есть мясо до обжорства201. Любил кебаб202.
Обычно разделял сыр ножом на маленькие куски и ел203. Любил мёд и халву. Блюда с чесноком не ел, говорил, что такую пищу не любит из-за запаха чеснока, и отдавал эту пищу другим, чтобы они съели204, [ибо другие не так много общались с людьми и не могли отвращать их запахом чеснока].
Когда употреблял финики, обращал внимание на то, чтобы они не были перегревшимися на солнце205. Финики ел с дыней и говорил: «Теплоту этих фиников я разбиваю холодом этой дыни»206. Любил сливки, сметану и употреблял их по праздникам207. Употреблял изюм, размоченный в воде, и пил воду от изюма до того, как она превратится в вино208. Употреблял все виды дозволенной пищи209. Виноград иногда ел поштучно, а иногда от грозди винограда отщипывал прямо ртом210.
Ждал, пока остынет горячая пища, а потом её ел и говорил: «Бог не кормит нас огнем, и горячая пища не благословенна, поэтому остужайте пищу, а затем употребляйте»211.
Он говорил: «О Боже! Сделай хлеб для нас благословенным и не ставь преграду между нами и хлебом, ибо, если бы не было хлеба, мы не могли бы совершать молитву, соблюдать пост и выполнять все Божественные предписания»212.
Он часто расхваливал финики и говорил: «Семья, которая имеет финиковые пальмы, голодной не останется»213. Он учил: «Когда женщина родит ребенка, то самое первое, что она должна есть, — это свежие финики, а если они недоступны, то можно сушеные финики, ибо если бы существовало что-либо лучше фиников, то Создатель дал бы Марйам что-либо другое после рождения Исы (А)»214.
Он считал мёд одним из двух лечебных средств, которые сотворил Аллах. Он говорил: «Нет ничего более полезного в качестве лекарства, чем мёд»215
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Личность пророка Ислама предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3
День Арафа — десятый день месяца зульхиджа, который паломники проводят на горе Арафат (прим. перев).