Книга «Философия женского рода» – это реконструкция записей бесед философствующих женщин, которые проводились в клубе «София» при Региональном Объединенном Движении «Русская философия». В ходе разговоров о возможности женского Логоса и Софии, как его выражении, у участниц клуба сложился неявный консенсус относительно понимания специфики женского взгляда на мир, его онтологических оснований и эпистемологических установок. В центре внимания книги – женское начало, которому уделяли значительное внимание в русской философии конца XIX – начала XX столетия. Эта тема не стала историей, несмотря на все последующие метаморфозы отечественной мысли, радикальные перемены жизненных установок женщин, она занимает людей и сегодня, о чем свидетельствует эта книга.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия женского рода. Разговоры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Разговор 2
София и женский логос
Разговор об онтологической различенности женского и мужского начала, о принципиальной необходимости этого различения заставляет нас искать те формы, в которых женская и женственная специфика явным образом обнаруживает себя, искать своеобразный эталон женственности, и многие писатели и философы находили этот эталон в Софии, в которой, как они полагают, женственность присутствует максимальным образом.
Тема природы и смысла Софии и софийности возникла очень давно. Она оформились в «осевое время» и тогда же оказалась связана с философским знанием. Софию и софийность изначально связывали с божественным творчеством. Удачное подражание божественному творчеству также называли мудростью, а творцов — мудрецами. Но скоро поняли, что мудрость пристала лишь богам, а люди, способны в лучшем случае лишь любить мудрость.
Тема Софии и софийности разрабатывалась позднее Платоном и его последователями. Именно благодаря неоплатоникам, в частности, Проклу, черты Софии и софийности были окончательно определены. Такими чертами были признаны творчество и интенсификация. Говорили и об автономии Софии (хотя Софос или Мудрость понимался эллинами в те века как мужское начало), так в своем творении София опирается лишь на себя и на свое самопознание, таким образом, она созидает сама себя. Именно самосовершенствование дает совершенство в бытии. Поэтому любое самообнаружение, интенсификация и углубление, порождение себя в совершенной форме рассматривалось как божественная черта. В этой концепции всеобщего самоуглубления мира София представлялась сразу и как основа всякого творения, то есть мировая душа, и как творящее, и как субстрат, творящее семя, живая материя, тело мира, сотворенное. Это двойственность творящего и сотворенного в их единстве надолго закрепилась в образах Софии и софийности.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия женского рода. Разговоры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других