Феликс Ле Куппе (1811–1887) – французский композитор, пианист, педагог. В течение многих лет Ле Куппе преподавал в Парижской консерватории фортепиано, гармонию, аккомпанемент. В данной книге автор отразил свой богатый опыт педагога, затронул многие вопросы обучения юных пианистов, такие как выявление способностей, привитие хорошего музыкального вкуса, работа над техникой, выбор репертуара, участие в конкурсах и другие, в заключение Ле Куппе приводит обширный список рекомендуемых произведений со своими комментариями. Размышления маэстро представляют безусловный интерес и сегодня, его советы содержат много полезного. Учебное пособие адресовано педагогам и учащимся детских музыкальных школ. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обучение игре на фортепиано. Советы ученикам и начинающим преподавателям предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Обучение игре на фортепиано. Советы ученикам и начинающим преподавателям
ПОСВЯЩАЕТСЯ РОССИНИ
Учитель, поставить Ваше блестящее имя в заглавие сего скромного труда — уже, должно быть, слишком дерзко. Но вот что меня извиняет.
Во-первых, то одобрение, какое снискала эта книжица у Его светлости министра общественного образования; во-вторых, быстрота, с коей разошлось первое ее издание; затем — два перевода на иностранные языки, резонанс, вызванный ими за рубежом; благосклонность критики, наконец, теплый прием у людей искусства — все это позволяет мне думать, что я могу воззвать к Вашему высокому и благожелательному покровительству.
Примите же, дорогой и великий Учитель, дань моего уважения и глубочайшего восхищения.
1. Чему эта книга обязана своим появлением?
За каких-то несколько лет обучение игре на фортепиано невероятно распространилось. Прежде музыкальные занятия составляли привилегию людей блестяще образованных. Сегодня это уже не так. Молодые особы всех слоев общества, любого имущественного положения стремятся научиться играть на этом инструменте.
Число преподавателей, еще недавно весьма ограниченное, должно было возрасти соответственно количеству учеников, и их с каждым днем становилось все больше. Столь широкое поприще неизбежно привлекало к себе устремления тех, кто хотел честно добывать средства к существованию. Отсюда пошло распространившееся в средних классах настойчивое желание сделать из такого обучения выгодный жизненный ресурс.
Путь к этой цели обычно начинали с обращения к опытному преподавателю, дабы под его руководством углубить знание инструмента. Но на этом обучение будущих педагогов не заканчивалось, ибо возникала новая трудность: как просто и ясно излагать ученикам искусство, секретами которого они, как полагали, сами уже овладели — столь велико расстояние, отделяющее виртуоза от преподавателя. Достоинства первого вовсе не включают в себя свойств второго, и часто талантливый пианист оказывается не в состоянии воспитывать учеников.
Достоинство преподавателя заключается в его опыте. Но разве этот опыт не предполагает неких предписаний, правил, не включает в себя традиций? Отвечу не колеблясь, что если правила искусства и остаются незыблемыми в своей основе, они все же видоизменяются в ходе преподавания, приспосабливаясь к возрасту и возможностям учеников, к поставленным задачам, учитывают множество обстоятельств, которые было бы слишком долго перечислять.
Этот опыт, укрепляющий талант и раскрывающий педагогу множество не замеченных им ранее вещей, вне сомнения, приобретается, но достается он ценой долгих упражнений, блужданий в потемках, наугад, становится итогом бесчисленных безуспешных попыток.
Можем ли мы утверждать, что все подобные колебания и даже сама вероятность ошибки исчезли, если бы в начале своей карьеры молодой преподаватель получил в руки путеводитель, где нашел бы поддержку каждому своему шагу, разрешение всех сомнений, где содержались бы братские советы большого артиста, который, не ставя себя в пример, но желая только быть полезным, рассказал бы о том, что он сам делал, что видел у других, чему его научили время и размышления?
Это и была мысль, вдохнувшая жизнь в эту книгу.
2. В каком возрасте следует начинать обучение игре на фортепиано? Как определить, насколько ребенок способен к музыке?
Точно указать возраст, в котором ребенок должен начать упражняться в игре на фортепиано, довольно сложно. Раннее или более позднее развитие, более высокая или низкая восприимчивость, особенности душевного склада, состояние здоровья, физические возможности и склонности, характер — все следует принимать во внимание. Все же утверждать, что занятия музыкой не вызовут у него серьезных затруднений, можно только тогда, когда он научится бегло читать. Если он не делает больших успехов, не следует торопить его, стоит выждать год или два, но это будет, как сказал один знаменитый педагог, лучшее время, чтобы «привить к нему музыку»[1].
Ребенка часто сравнивают с гибким деревцем, принимающим и сохраняющим форму, которую ему придают. Податливость натуры делает для него легким всё. Так детей учат читать — играючи, без усилий и почти без их ведома, тогда как взрослый человек с неразвитым умом не идет дальше освоения алфавита и начертаний букв. А значит, надо использовать эту восприимчивость, проявляемую ребенком в столь высокой степени. Впоследствии эта гибкость уменьшится, и ему придется преодолевать препятствия, которые принесут с собой годы.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обучение игре на фортепиано. Советы ученикам и начинающим преподавателям предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других