Монография посвящена анализу факторов, влияющих на стоимость компании. Утверждается необходимость пересмотра существующих моделей оценки стоимости. В новую модель автор предлагает включить нефинансовые факторы, такие как идея бизнеса, имидж компании, открытость деятельности, выстроенная система управления, отлаженность бизнес-процессов. Читатель узнает, почему оценка стоимости компании всегда субъективна и как повлиять на рост цены бизнеса. Рекомендована собственникам малого и среднего бизнеса.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Многофакторное формирование стоимости компании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Введение
В современных условиях наблюдается рост стоимости компаний, чьи акции обращаются на публичном рынке ценных бумаг, причем этот рост часто не подчиняется математическим моделям расчета стоимости компаний. В результате скорее аргументация идет за ценой, а не наоборот. На стоимость компаний все больше влияют нефинансовые факторы, мультипликаторы, ожидания, непроверенная информация, ажиотаж, общий уровень восприятия риска, общая ликвидность рынка.
Вместе с тем к непубличным компаниям традиционных отраслей экономики применяются классические инструменты определения стоимости, оценивающие компании максимально консервативно.
Во многом это связано с отсутствием у компании цели роста стоимости.
Для формирования роста стоимости компания должна в первую очередь поставить такую цель и сформировать соответствующую внутреннюю структуру, устойчивую как к развитию, так и к соответствующим вызовам внешней среды с точки зрения готовности к росту. При правильном построении организационной структуры, механизмов принятия эффективных решений, инструментов контроля корпоративная культура будет соответствовать ожиданиям инвесторов и их готовности инвестировать.
Этапы развития для компании можно определить так:
— построение внутренней структуры («внутренней устойчивости»), готовой к росту и расширению;
— расширение бизнеса;
— поиск инвестиционного партнера;
— выход на IPO.
Начиная новый бизнес, владелец (акционер) должен определить цель (-и) и понимать последовательность их достижения.
Любой владелец должен ответить самому себе на следующие вопросы:
1) Зачем мне нужен бизнес?
2) Каких целей я хочу достичь, владея бизнесом?
3) Через какой период я хочу достичь целей?
4) В каком случае я готов выйти из бизнеса?
5) Понимаю ли я условия, в которых буду вести бизнес на начальном этапе?
6) Понимаю ли я количество необходимых финансовых ресурсов на начальном этапе?
7) Есть ли у меня необходимые финансовые ресурсы (возможности фондирования)?
8) Как я буду формировать команду?
9) Какие задачи нужно решить в первую очередь, во вторую (последовательность шагов)?
10) Какими навыками, компетенциями я обладаю?
11) Есть ли у меня возможность масштабировать бизнес?
Владельцы (акционеры) должны понимать следующие постулаты:
— публичная компания всегда оценивается выше непубличной;
— возможность масштабируемости бизнеса — вопрос выживаемости компании;
— компания всегда должна стремиться к обладанию лучшими практиками, технологиями, процессами, специалистами, которые есть на рынке;
— работу над имиджем и паблисити компании нужно вести с момента начала деятельности (контакты с внешней средой);
— компания должна формировать внутреннюю культурную среду, а владелец — следить, чтобы среда оставалась здоровой;
— вопросы финансов — критические;
— с умными людьми работать проще и комфортнее на продолжительном временном отрезке;
— команда топ-менеджеров, советников, консультантов должна быть соответствующе мотивирована;
— важна правильная последовательность шагов;
— при совершении правильной последовательности действий рост стоимости компании происходит геометрически, а не арифметически.
Повышение стоимости компании (ее капитализация) — основная задача, стоящая перед владельцем (-ами), акционерами, ее топ-менеджментом, если компания планирует развиваться, «работать в долгую».
Стоимость компании зависит от многих факторов (аспектов), на часть из которых компания может повлиять, а на часть — не может.
Существует несколько подходов к стоимости компании; часть из них можно назвать традиционными:
— стоимость компании равна стоимости ее чистых активов (активы компании за минусом обязательств) +/ — премия / дисконт за вход на рынок;
— стоимость компании равна сумме средств, которые затратит потенциальный покупатель за создание бизнеса подобного размера +/ — отраслевая премия +/ — премия /дисконт за экономию времени при вхождении на конкретный рынок (в определенную отрасль) минус обязательства компании;
— определение стоимости компании по величине генерируемого устойчивого дисконтируемого денежного потока за определенный период в будущем (прогнозном периоде), оцениваемого на основании денежного потока прошлых периодов +/ — вероятность изменения денежного потока в сторону увеличения / уменьшения.
Также есть ряд более инновационных (современных) подходов к оценке стоимости компании, выраженных в применении различных мультипликаторов:
— идея бизнеса компании и ее принадлежность к отрасли традиционной или «новой» экономики, выраженная в присвоении компаниям мультипликаторов инвестиционными консультантами, оценивающими не только будущий денежный поток, но и ажиотаж инвесторов, позитивный поток новостей и возможность роста капитализации компании в зависимости от популярности отрасли у инвесторов (кросс-секторальность, технологичность, наличие ноу-хау, новые способы монетизации, географический охват), их готовности к риску; здесь следует учитывать наличие финансовой инфраструктуры и соответствующей бизнес-среды в виде инвестиционных площадок, бирж, способов финансирования, программ поддержки и стимулирования инициатив, низких процентных ставок, «дешевых» денег, политики, направленной на поддержку инноваций и нового бизнеса. Вывод на IPO хотя бы двух-трех компаний с рассчитанными (или принятыми) инвесторами мультипликаторами задает новый уровень для идущих следом представителей отрасли, превращая согласие инвесторов по одной компании в тренд; идущие следом компании сопоставляются с «эталоном», с применением при необходимости повышающих / понижающих коэффициентов;
— методика оценки компании «расходы плюс денежный поток компании в будущем», по которой считается, что все деньги компания потратила не зря, что и привело ее к текущему состоянию. Этот подход содержит изъян — допущение, что менеджмент компании НЕ может совершать ошибок и допускать иррациональности трат.
Данные подходы применяются в основном к отраслям «новой экономики» с только формирующимися процессами оценки стоимости (при отсутствии денежного потока) — упор делается на инновационность, эмоции, рост выручки при отсутствии прибыльности, возможность приобщиться к компаниям «новой экономики» и заработать на росте стоимости котировок.
Описанию построения внутренних процессов в компании для повышения роста стоимости и посвящена эта работа.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Многофакторное формирование стоимости компании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других