1. книги
  2. Публицистика
  3. Фания Ахметова

Заметки общественного корреспондента. Часть 1

Фания Ахметова (2024)
Обложка книги

Статьи, написанные Ахметовой Ф.Х. при жизни. Очерки, отзывы об окружающем мире и происходящих событиях. История своего города, республики, страны глазами неравнодушной активистки.

Автор: Фания Ахметова

Жанры и теги: Публицистика

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Заметки общественного корреспондента. Часть 1» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

НЕ НУЖНЫ КУКУШКЕ ДЕТИ

Хуже смертного греха

Около ста лет назад итальянский юрист Рафаэлле Бальчистрини сказал фразу, которая оказалась такой пророческой: « Самым верным доказательством того, что некий народ дошел до крайней точки нравственного падения, будут те времена, когда аборт станет считаться делом привычным и абсолютно приемлемым». Размышляя об этих, давно прочитанных словах (допускаю, что кому-то они могут показаться спорными), вспомнила случайно услышанную тираду одной женщины. Речь шла о том, что дочка в угоду нынешней моде проколола сразу три дырки для сережек. Женщина возмущалась: « Не знаю, что это такое, поняла бы даже, если б аборт сделала… Но это!» Вот такое несерьезное сравнение — дырочки в ухе и уничтожения новой зарождающейся жизни — может быть, и в шутку сказанное, — самое яркое доказательство того, что аборт — «дело обыденное и привычное».

Многие женщины давно отмахиваются от надоевшей темы — о вреде абортов. Но ведь, действительно, аборт губителен, и необходимо говорить о его последствиях: бесплодии, сепсисе, воспалительных процессах, выкидышах, мертворожденных детях. Это крайне важно. Жаль только, что куда реже в этих разговорах звучит аспект нравственный — для любого нормального человека уничтожение живой жизни всегда безнравственно, греховно. И если нет такого ощущения, значить, оскудела душа человеческая, нет в ней чего-то очень высокого.

И для чего я говорю об этом? Ведь и так ясно, что большинство женщин страдает из-за того, что им приходится делать аборт, помимо воли остается у них чувство вины. В сознании, в душе это ложится тяжелым камнем. Решается она на этот шаг оттого, что загнана в угол житейскими обстоятельствами, от убожества сегодняшней жизни.

Но вот что страшно: последние десятилетия в «советском» общественном сознании аборты стали как бы нравственно нейтральны — нечто похожее на курение: вредит здоровью, но это ваши проблемы, что выбрать. Мол, если ты этим не представляешь неудобства другим, то и поступай, как хочешь.

А ведь происходит страшное. Не зря во всех конфессиях считают аборт самой трагической ошибкой, допускаемой человечеством. Человек привыкает к естественности аборта, поневоле становится циником. Если жестокие законы античного мира позволяли безнаказанно убивать ребенка, гуманные законы современного мира оправдывают то же самое.

Это не значит, что нужно запретить аборты, ни в коем случае этого делать нельзя. Запреты бессмысленны, они загоняют в подполье, тем более есть случаи, когда аборты, действительно, необходимы по медицинским показаниям.

Призываю только к одному: задумайтесь, ведь легкость, к которой многие идут на то, чтобы убить человеческий зародыш, передается из поколения в поколение. Мы все свидетели, как сплошь и рядом без тени смущения и угрызений совести делают аборты (даже в большие сроки беременности убивают детей) молодые девушки.

Как поставить нравственный барьер, заставить хоть на минуту задуматься молодых людей — что «там» — человек, что ОН тоже кричит. Как сделать так, чтобы этот крик был услышан?

Жестокость

Хочу рассказать одну историю, несмотря на то, что прошло уже 15 лет. Может быть, прочитав мой рассказ, кто-то задумается и не совершит страшной ошибки.

Тогда я работала старшей акушеркой в Баймаке. И как-то к нам поступила молодая, красивая, здоровая женщина — Галия (имя, естественно, измененное). Она была не замужем. Роды были трудные, но все обошлось благополучно, родился настоящий богатырь весом 4.500! Но когда матери принесли кормить мальчика, она наотрез отказалась делать это. А потом, при выписке, отказалась и от ребенка. Заведующая роддомом долга уговаривала ее: одумайся, что ты делаешь, роды были тяжелые, может, детей больше у тебя и не будет… «Да кому они нужны, ваши дети» — крикнула в сердцах Галия.

Мальчик находился в роддоме до шести месяцев. Весь персонал кормил, поил, одевал, купал малыша. А в шесть месяцев отдали его в детдом. Жалко было мальчика до слез.

Прошло много времени, история эта забылась, но однажды волею судьбы я вновь встретила Галлию — в ночное дежурство в неврологическом отделении. Галия лежала на кровати парализованная, беспомощная.

«Сам Аллах наказал ее», — такова была моя первая мысль.

Какие муки, какие боли перетерпела она за несколько месяцев своей болезни! Как молила она, просила Бога простить тот страшный грех!

Удалось выкарабкаться Галие. И узнала я, что так и не было у нее счастья, не ужилась с мужем, не родила больше детей. Жизнь отомстила ей за жестокость к своем ребенку.

Самый прекрасный миг в жизни женщины — материнство. И нет большего кощунства, чем надругаться над этим. Расплаты в таких случаях не избежать. Да, вышла Галия замуж, но мужу не потребовалось много времени, чтобы оценить ту, душа которой оказалась неспособной на жалость и материнскую любовь. Он ушел от нее. Потому что душа этой женщины была мертва.

Со своей подругой Галия ходила как-то по палатам детского дома г. Ачинск. Подруга хотела удочерить девочку. А детей, брошенных и преданных своими родителями, было много…

Есть такое понятие в нашей морали — нести свой крест. Нести родительский крест — тяжелое испытание. Но благородное. А родители брошенных детей не взваливают на себя этот крест, и никаких мук при этом не испытывают. Потому, как мертвые души, боли не чувствуют.

О кукушках

О кукушках всегда судили и судят очень жестко: «Ничего человеческого нет!» Ну а как иначе к ним относиться, к тем, кто бросает на произвол судьбы младенцев? Но от всенародного возмущения и презрения мамаш-кукушек не стало меньше.

«Ребенка не возьму!» — тверда, как камень в своем решении. И никакие уговоры, беседы по душам не в силах перебороть эту бездумную упрямость. В роддоме таких сторонятся. Медперсонал их ненавидит. И, кажется, ни понять их, ни простить. Да и возможно ли это? Какое надо иметь сердце, чтобы смириться с мыслью, что вот эти брошенные мамами «конвертики» с маленькими, беззащитными человечками будут вынуждены отправить в детские дома? Ни оправдания нет кукушкам, ни сострадания. А все-таки почему бросают только что родившихся малюток?

Я двадцать лет проработал акушеркой. За эти годы не видела ни одной женщины, решившейся на такой шаг, про которую можно было бы сказать: «Ненормальная!» Ни про одну из них не скажешь, что она изначально жестока, непроницаема в своих чувствах. Нет. Все это — люди со здравым рассудком, нет в них природной жестокости, эмоциональной глухоты. Как правило, им по 18-20 лет. И далеко не все их них алкоголики, проститутки…

Мотивы бесчеловечного поступка: нет нормальных условий существования, нет крыши над головой, мать больная, отец (а чаще отчим) — пьяница. Нередко объясняют и так: «Подлец (об отце ребенка), обещал жениться, а сам…». Почему же в таких случаях надо было непременно родить? Как ни парадоксально, отвечают: «Я хотела ребенка…» Выходит, обстоятельства вынудили бросить ребенка.

Слушая доводы несчастных кукушек, я думаю только об одном — о деформации семейных отношений, о нравственной глухоте матери этой девочки. Как она, мать, взрослая женщина, могла позволить, чтобы ребенок ее дочери, ее родной внук оказался брошенным? В подобных ситуациях, признаться, я очень редко встречала женщин, которые бы с пониманием, состраданием отнеслись к дочери. Чаще всего грубые и хлесткие слова: «Позор!»

О каком же материнском чувстве можно тут говорить? И нормально ли, когда на одни весы ставят карьеру, престиж в обществе, материальный достаток и ребенка? Материнство — дар Божий. Про отцовские чувства я уж не говорю. Это, как говориться, — предмет особого разговора, ведь, не секрет, что в нашем обществе отцы в большинстве случаем вообще не принимаются никакого участия в воспитании собственных детей.

Каждая кукушка знает, сколько души вложено в то, чтобы заставить понять дикость, безнравственность совершаемого ею поступка — уговаривают врач, акушерка, медсестра, нянечка… Непробиваемая стена. А потом, спустя годы, эта же самая мамаша приходит в роддом и умоляет сказать, куда отправили ее ребенка, где его теперь искать. Знаю многих из них, которые потом всю жизнь маются с мыслью о брошенной деточке.

В заключение несколько строчек из письма, которое я получили нежданно-негаданно: «Живу с великой благодарностью к вам за то, что уговорили тогда не оставлять крошку-сына. Ведь, казалось, совершенно безвыходное положение: мама болеет отец нашел другую женщину, жить не на что. Но все сложилось, как нельзя лучше. Мама, несмотря ни на что, помогла поставить на ноги моего мальчика. И сейчас, когда мамы не стало (Боже, сколько же страданий я ей доставила), рядом со мной — мой сын, моя надежда, моя опора в будущем. Я не представляю, как бы я без него жила. Смогла бы я жить без него?!»

“Сибайский рабочий”, 1998 г.

Не нужны кукушке дети…

После прочтения статьи «Детей спасали от родителей» («СР» от 18.04.2007 г.) заболела душа, и я решилась написать в газету — может, мое письмо затронет за живое у кого-то из родителей, матерей.

В то далекие годы, а именно в 1978-м, я работала главной акушеркой Баймакской районной больницы. Как-то по долгу службы зашла в местный родильный дом. Был час кормления малышей, дежурная медсестра начала вносить в палату новорожденных. Она их брала по двое, ловко и бережно укладывала на согнутых в локтях руках. Туго запеленатые младенцы удивительно напоминали большие коконы, их личики ничем, казалось, не отличались одно от другого, но каждый уже имел «характер»: кто-то флегматично дремал, а кто-то требовал к себе внимания звонким криком. Скоро, почувствовав руки своих мам, малыши замолкли. Лишь на кровати у окна младенец продолжал жалобно плакать. Он сиротливо лежал подле матери, отвернувшейся к стенке. «Мамаша, что вы, уснули? Пора кормить!». «Не буду. Уносите. Он мне не нужен", — резко ответила роженица, даже не поворачиваясь. Этот случай взбудоражил весь родильный дом, я поставила в известность заведующего отделением, главврача района. Как это: мать отрекается от собственного дитя?! Почему? Кто она, эта бессердечная женщина, недостойная святого звания матери? Врачи, акушерки, медсестры все взволнованно обсуждали это необычное происшествие, пытались вразумить молодую «маму», но — увы… Одна из родильниц вызвалась кормить грудью отверженного младенца вместе со своим малышом. На первое время, во всяком случае, это был выход из положения. Ну а дальше — что же станется с маленьким человечком, с первых же мгновений своей жизни оказавшийся «лишним», нежелательным, чье появление на свет никому не доставили радости? Да, случается так, что женщина умирает при родах, ребенок теряет мать. Но здесь-то ведь она жива, цветет завидным здоровьем, а малыш, считай, уже сирота. Нет, хуже: брошенный… Для этой наивной, хорошенькой юной особы рождение сына было неприятным, ломало все ее планы на будущее. Отец ребенка пожелал остаться неизвестным. А мать роженицы, человек взрослый и поживший, тоже не захотела понять ситуацию, властным тоном объявила: «Не пущу на порог с ребенком». А что знала и умела эта неопытная полуженщина-полуребенок? Случайная встреча, принятая за любовь, нежеланный плод любви, панический ужас при мысли об участи матери-одиночки, к тому же лишенной поддержки родных. И в результате безапелляционное решение: «ребенок — обуза, надо избавиться от него любой ценой». Никакие уговоры не помогли. Не растаяло сердце ни у матери, ни у бабушки. Пока оформляли бумаги в Дом ребенка, черноволосый мальчик на глазах подрос, мы покупали ему одежду, кормили… Поступок жестокий, и все же мне не хочется безоговорочно осуждать юную женщину, ставшую матерью по легкомыслию. Ведь близкие люди объявили ультиматум и решили исход дела: обрекли ребенка на сиротство. Правда, потом нашлись бездетные супруги, усыновили этого здорового красивого мальчика, дали ему заботу, ласку, любовь — все то, чего не получил он от родных отца и матери. Но для этой молодой женщины, бросившей своего ребенка, беда не кончилась, а только началась. Добровольно лишив себя радости материнства, она обворовала свою жизнь, которая, в этом я уверена, неизбежно отравлена жестокими укорами совести, бессильным сожалением, сознанием непоправимой и непрощаемой вины. Тяжкий жребий выбрала себе кукушка в человеческом обличье! Вот, значит, как бывает. Тысячи женщин мечтают о материнстве как о счастливейшем даре судьбы, а другие… Жизнь буквально на каждом шагу демонстрирует примеры материнской любви, воспетой поэтами, прославленной художниками, овеянной великой славой во все века и у всех народов. Но было бы заблуждением считать, что жизненный путь каждой женщины — матери усыпан розами, что материнское счастье безоблачно, безмятежно и неизменно осияно той божественной улыбкой, какую сумели увековечить на своих бессмертных полотнах великие мастера кисти. Увы, действительность сурова. На ее дорогах достаточно терний и ухабов, к тому же не всякая женщина-мать идет рука об руку со спутником-мужчиной, мужем о отцом, коему по извечным законам человеческого бытия положено служить ей поддержкой и опорой. Десятилетия (особенно после Великой Отечественной войны, унесшей жизни миллионов молодых мужчин и положившей начало демографическим отклонениям) бытует понятие «мать-одиночка». Оно, это выражение, грешит неточностью, потому что мать, имею дитя уже не одинока. Но и правда то, что мать, воспитывающая ребенка без отца, тянет двойную ношу. Кто осмелится сказать, что это легкий труд, дарующий одни только радости? Нужно обладать большим запасом самоотверженной любви и мужества, чувства удовлетворенной материнской гордости творить повседневный подвиг. Вероятно, не каждой женщине это под силу. Поэтому к решении о разводе или о рождении и воспитании ребенка вне барка нужно прийти сознательно, ясно отдавая себе отчет, какую берешь на себя ответственность. Случайных матерей не бывает. Материнство для женщины столь же естественно и необходимо, как дождь и солнце для зреющего злака. Однако далеко не всякое физическое материнство заключает в себе материнство духовное. Именно сейчас, в нашем нынешнем обществе, участились такие уродливые случаи. Помните, вина и беде неразлучные и ходя друг за другом как тень. Матери, отказавшей своему ребенку в любви, воспитании, неуда будет податься от собственной совести, точно так же как не убежать человеку от собственной тени. Трудно? Но это твоя ноша, твой родительский крест. Ведь тысячи матерей, с мужьями или без оных изо дня в день заботятся о своих детях. Находя в этом удовлетворение, гордость, счастье. При этом не обливаются злыми слезами досады и горечи, на запиваются, не покрывают материнские сердца ледяным панцирем. Дорогие женщины-матери, чего не вытерпит и не снесет мать ради собственного дитя! Не бросайте на произвол судьбы своих ребятишек, помните: лишь материнская любовь обладает волшебной способностью вершить великое, светлое, счастливое — творить человека. Кем будет ваш ребенок, зависит от вас. Все начинается с семьи.

22 мая 2007 г.

О книге

Автор: Фания Ахметова

Жанры и теги: Публицистика

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Заметки общественного корреспондента. Часть 1» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я