Истинный путь воина основан на сострадании, мудрости, отваге и любви. Так учил основатель японского боевого искусства Айкидо великий Морихэй Уэсиба (1883–1969). Айкидо — это тренировка сознания и тела, которую Уэсиба называл «Искусством Мира». При угрозе конфликта это искусство предлагает ненасильственный путь к победе. Уэсиба был уверен, что принципы Айкидо можно применять к любым вызовам, с которыми мы сталкиваемся в жизни — как в личных отношениях, так и во взаимодействии с обществом. Основную часть этой книги составляет собрание глубоких и афористичных наставлений Уэсибы, взятых из его бесед и письменных трудов. Сборник составлен и переведен с японского известным айкидоистом, учеником Уэсибы Джоном Стивенсом. Он же написал предисловие, биографию Уэсибы и исследование взглядов Мастера на Искусство Войны и Искусство Мира. В книгу также вошли избранные дока (дидактические «Стихи Пути») Уэсибы и его каллиграфические работы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Искусство Мира» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть первая
Морихэй Уэсиба, пророк искусства мира
Морихэй Уэсиба родился 14 декабря 1883 года в приморском городе Танабе (бывший округ Кии, ныне префектура Вакаяма). Те места славятся природой необыкновенной красоты: там живописные горные хребты, восхитительные леса, водопады, сотни целительных горячих источников, буйно цветущие фруктовые сады и прекрасное Внутреннее море. Там расположены величественные святыни и храмы Кумано. Это поистине священное пространство, где боги религии синто спускались с небес и где скрыты врата в Чистую Землю Будды Амиды. Там же высится и гора Коя, центр японского тантрического буддизма Сингон. Этот регион называют «местом, где боги и природа едины». И хотя Морихэй большую часть своей взрослой жизни прожил вдали от Вакаямы, он часто возвращался в эти края и утверждал: «Где бы я ни был, в душе я всегда дитя Кумано». Отец Морихэя, Йороки, был богатым землевладельцем и много лет избирался членом городского совета, а его мать, Юки, была в родстве с кланом Такэда, который считался одним из самых старых и влиятельных самурайских кланов. Родители считали Морихэя даром богов: после четырех дочерей он был единственным сыном в семье.
Морихэй родился немного недоношенным и поначалу был довольно слабым и болезненным ребенком. Однако благодаря жесткому режиму физических упражнений на свежем воздухе (плаванье и ловля рыбы в заливе весной и летом, походы в горы осенью и зимой), а также борьбе сумо стал крепким подростком.
Жители Кумано очень благочестивы. С пяти лет Морихэй просыпался очень рано, в четыре утра, и вместе с матерью совершал ежедневное поклонение местным богам. Значительную часть своей юности Морихэй провел в паломничествах к горным святыням и храмам и часто совершал мисоги, синтоистской ритуал омовения в водопадах и океане. Морихэя восхищали рассказы о местных магах, таких как Эн-но Гедзя, который был первым ямабуси (горным аскетом). Ему никогда не приедались рассказы о чудотворцах вроде буддийского святого Кукая, основателя сингонского монастыря на горе Коя. С юных лет Морихэй и сам нередко переживал мистический опыт. Например, однажды еле заметная в темноте горная тропинка, по которой он шел, внезапно осветилась сверхъестественным светом. В другой раз он вдруг почувствовал себя легким, словно птица, парящая высоко над горными вершинами.
Морихэя отправили в храмовую школу изучать многотомную конфуцианскую классику, хотя ему больше нравилось участвовать в зрелищных эзотерических ритуалах буддизма Сингон. Он ценил и экзотерические знания: прочел сотни книг по математике, химии и физике. Морихэй любил учиться, но сидеть в классе ему не нравилось и в возрасте четырнадцати лет он оставил школу. Впрочем, он успел закончить курс счетоводства и получил должность в местной налоговой инспекции. Такая кабинетная работа тоже не очень-то радовала его (к тому же он часто выступал на стороне налогоплательщиков в их конфликтах с властями). В1901году, в возрасте восемнадцати лет, при поддержке отца и некоторых богатых родственников Морихэй отправился в поисках удачи в столицу — Токио. Устроился он неплохо и даже открыл успешную торговлю канцтоварами, но городская жизнь была не для него. Морихэй переписал свой бизнес на работников и через год вернулся вТанабе с пустыми руками. Во время своего пребывания вТокио он начал заниматься будзюцу, традиционными японскими боевыми искусствами, и получил опыт дзэнской медитации в храме Камакура.
В октябре 1902 года Морихэй женился на Хацу Итогаве. В 1903 году он вступил в армейский полк, базировавшийся в Вакаяме. Назревала война между Японией и Россией, и полномасштабные военные действия казались неминуемыми. Морихэй был амбициозным и действовал решительно, чтобы компенсировать свой маленький рост (всего 156 см), из-за которого едва не провалил первичный медицинский осмотр, и стал необычайно фанатичным солдатом; по физической, огневой и строевой подготовке он превосходил всех остальных членов полка. Война между Японией и Россией разразилась в 1904 году, а в 1905-м Морихэй отправился на Маньчжурский фронт.
Морихэя держали вдали от основных баталий, поскольку он был единственным сыном в семье. Его отправили в военную полицию, где он активно боролся с китайскими бандитами. В 1905 году война быстро (хотя и с огромным кровопролитием с обеих сторон) закончилась победой Японии. Тогда Морихэю предложили должность в школе подготовки военных офицеров, но он отказался. Позже он говорил: «Когда я был молодым, мне нравилась служба в армии. Но даже тогда я подсознательно чувствовал, что война не решает никаких проблем. Война всегда несет смерть и разрушения, и ничего хорошего в ней быть не может». В 1906 году он уволился из армии и снова вернулся в родной город Танабе, чтобы заниматься земледелием и рыболовством.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Искусство Мира» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других