Методы и инструменты государственного регулирования рынка услуг общественного питания

Т. В. Мазанкова, 2017

Значимость проведенного автором исследования обуславливается особой важностью отрасли общественного питания в жизни современного человека. Исследование проведено с целью обобщения и систематизации государственных инструментов и методов регулирования рынка услуг общественного питания в регионе, выявления проблем и положительного опыта в этой области. Монография обобщает направления и инструменты государственного регулирования рынка услуг общественного питания, используемые в современной практике (регулирование организационных вопросов создания, регистрации организации, уведомления о начале деятельности, форм и порядка отчетности, поддержка малого предпринимательства, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, отношения между потребителями и исполнителями услуг общественного питания, организация социального питания и др.). Монография отличается конструктивностью и практической направленностью, может быть использована в учебной и научной деятельности при самостоятельной подготовке к занятиям студентами направлений «Торговое дело», «Технология продукции общественного питания», может быть полезна экономистам, руководителям предприятий общественного питания, специалистам органов управления.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методы и инструменты государственного регулирования рынка услуг общественного питания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Т. В. Мазанкова, 2017

© Оформление. ООО «Бук», 2017

Введение

Общественное питание является одной из важных отраслей экономики и оказывает огромное влияние на качество жизни современного человека. Значение общественного питания для экономики края и для населения, постепенное снижение темпов его развития в Хабаровском крае, а также отставание ключевых показателей развития общественного питания от общероссийских показателей, обусловили необходимость исследования направлений и инструментов государственного регулирования его развития. Как отмечают Ханин Г. И., Фомин Д. А. в настоящее время экономические исследования в этой области находятся в критическом состоянии. «Российская академическая наука практически не уделяет внимания отрасли общественного питания. Ликвидирована отраслевая наука. Осталась только вузовская наука, которая и в относительно благополучные советские времена не блистала достижениями. На сегодняшний день результаты научных исследований — это наименее ценные источники информации об экономическом состоянии отрасли» [126]. Частично соглашаясь с Ханиным Г. И. и Фоминым Д. А, следует отметить качественные исследования российских и зарубежных ученых по отдельным направлениям общественного питания.

Рынок услуг общественного питания, тенденции, перспективы и проблемы его развития рассматривали в своих работах Артемова Е. Н., Владимирова О. Г., Журавлев И. И., Желнова К. В., Захарова И. И., Зевеке О. Ю., Исаенко А. В., Катаева Н. Н., Королев А. В., Крылова Р. В., Кутаева Т. Н., Кутаева Е. А., Ткачева А. М., Фокина О. В., Фомин Д. А., Ханин Г. И., Хорошко А. М., Чимитдоржиев Ж. Ж., Чурсина Е. В. Региональные особенности развития общественного питания изучались Григорьевой М. А., Грязновой М. О. Давыденко Н. И., Желновой К. В., Ичакаевым Н. Б., Крапива Т. В., Колчиной Н. О., Маюрниковой Л. А., Мукожевым А. М., Осиповым А. К., Самойленко К. В., Тедеевой Р. А., Явориным Д. А. Создание франшиз и развитие франчайзинговых систем рассматривали Артемова Е. Н., Владимирова О. Г., Сабитов Р. Ю., Сотникова И. И.

Большое количество работ посвящено отдельным вопросам управления предприятиями общественного питания: управления инновационным развитием — работы Беловой С. О., Валевич Р. П., Маюрниковой И. С., Маюрниковой Л. А., Назаровой Н. Е. Новоселова С. В.; моделирования бизнес-процессов — Крыловой Л. В.; вопросам логистики — Орловой А. И. Одинцовой Т. Н., Ольгиным В. А.; нормирования труда — Цыганкова В. А.; затрат предприятия — Авдеева В. В., Левкутной Т. В., Тришконовой И. Е.; управленческого анализа — Коновой О. Ю., Кобелевой С. В.; управления рисками — Борцовой Е. Л., Рождественской Л. Н., Хасановой С. М.; эффективности качества услуг — Деветаевой С. Н., Карякиной Л. А., Сидяковой А. А.; проектирования предприятий общественного питания — Димитриева А. Д., Пахмутовой Т. Г.; управления предприятиями в условиях кризиса — Дубиновского М. З., Жерновой Е. А., Мордовченкова Н. В., Никоновой Я. И., Орловой А. И.

Маркетинговые аспекты деятельности предприятий общественного питания были в центре внимания Авдеевой А. Ю., Амери И. М., Бокая Ю. О., Исаенко А. В., Клименко А. А., Осиповой Ю. Н., Петровой А. Г., Половинчука Д. Ю., Старостиной А. А., Чурсиной Е. В.; вопросы стратегического и операционного маркетинга — Сысоева Н. А.; применение клиентоориентированного подхода в общественном питании — Королева А. В., Малыхиной М. П., Какубава И. В.; ценовая политика — Беловой С. О., Пестовой И. А., Урумовой Ф. М.; вопросы клиентской лояльности — Бахарева В. В.; рекламы — Димова Г. В.; формирование имиджа предприятий общественного питания Колодяжная Т. В. и другие.

Отдельным вопросам государственного регулирования, а именно вопросам защиты прав потребителей посвящены работы Белоусовой А. А., Гончаренко Е. А., Капустиной А. А., Лариной О. В., Никитина А. В., Панченко В. Г., Семенихина В. В.; вопросы теневой экономики рассматривал Совмен Ш. Д.; вопросы развития малого предпринимательства и оценки эффективности малого бизнеса — Ануфриев О. В., Мухаметшина Д. Р., Попов Д. А., Сырцова Л. П.; государственное регулирование цен на предприятиях общественного питания — Пильникова И. Ф., Кот Е. М., Якубук Ю. П. и другие.

Отсутствие полноценных отраслевых исследований в области государственного регулирования развития общественного питания, разрозненность исследований отдельных авторов обуславливает необходимость в систематизации применяемых государством форм, методов и инструментов регулирования.

Официальные статистические данные показывают прирост оборота общественного питания в России, на Дальнем Востоке, в Хабаровском крае в действующих ценах. Увеличивается количество организаций общественного питания, увеличивается количество посадочных мест в них, изменяется структура предприятий питания в сторону увеличения доли общедоступных предприятий. Общественное питание демонстрирует достаточно стабильные темпы развития. Даже в кризисные для региональной экономики годы (2008-2009 годы) происходило увеличение оборота общественного питания в абсолютном выражении, а снижение темпов роста оборота в процентах к прошлому периоду в сопоставимых ценах было минимальным. Однако анализ темпов роста оборота общественного питания в сопоставимых ценах в динамике к предыдущему году показывает отрицательную динамику. Государственные меры стимулирования развития отрасли в виде возможности применения специальных налоговых режимов и установления упрощенного порядка начала деятельности исчерпали свой стимулирующий потенциал. Небольшой положительный тренд развития общественного питания в крае объясняется общим повышением уровня жизни жителей.

В Хабаровском крае в общественном питании занято чуть более одного процента от численности всего занятого населения в экономике. Несмотря на это, число организаций общественного питания составляет более 3,5 процентов от общего количества предприятий и организаций в крае. В основном организации общественного питания являются малыми предприятиями. В среднем на 1 предприятие приходится 6-7 работников. И им присущи все проблемы малого бизнеса: недостаток финансовых средств, сложности в получении кредита, высокая арендная плата и т. д.

Важность общественного питания для экономики и населения края, отставание темпов его развития от общероссийских, определили цель нашего исследования. Целью исследования является обобщение и систематизация применяемых государственными органами методов и инструментов регулирования в общественном питании, выявление положительного опыта и проблем в области регулирования.

Изменение внешнеполитической ситуации в мире, региональные особенности и возможности приграничного развития Хабаровского края, накопленный отраслью потенциал позволяют ставить новые задачи в развитии общественного питания в крае, такие как:

— более глубокое вовлечение отрасли в туристическую деятельность, разработка новых «гастрономических» маршрутов на основе национальных кухонь под брендом «Хабаровск — кулинарная столица мира»;

— расширение сети предприятий общественного питания вдоль территориальных автомобильных дорог Хабаровского края, способствующее развитию края как транзитного региона в другие территории России, с одной стороны, и развитию туризма с другой стороны;

— поддержание высокого качества обслуживания на предприятиях общественного питания для обслуживания спортивных и иных мероприятий российского и международного характера;

— совершенствование подготовки кадров для отрасли общественного питания в учебных организациях среднего и высшего профессионального образования.

Для реализации поставленных задач необходимы взвешенные решения, эффективные инструменты воздействия.

Исследование проводилось на основе источников литературы, находящихся в открытом свободном доступе в сети интернет, электронных библиотеках http://elibrary.ru/, информационно-справочных систем «КонсультантПлюс» и «Гарант».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методы и инструменты государственного регулирования рынка услуг общественного питания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я