1. Книги
  2. Психология управления
  3. Татьяна Якубовская

Манипуляции в семье и на работе. 21 способ противостоять манипулятору

Татьяна Якубовская (2024)
Обложка книги

В повседневной жизни необходимы навыки распознавания и противостояния манипуляциям. Для чего? Для комфортного общения с коллегами, партнерами по бизнесу, с близкими и родными людьми. Автор, опытный психолог, делится практическими советами и жизненными примерами, которые помогут распознать чужие уловки в повседневных ситуациях. Читателям предлагается увлекательное и глубокое исследование психологических механизмов манипулятивного поведения в двух важнейших сферах жизни: семейной и профессиональной. Книга охватывает темы эмоционального давления, скрытой агрессии и тактик влияния. Даются способы для защиты от манипуляторов. Все приведенные примеры основаны на реальных историях, что делает материал доступным и понятным для широкой аудитории. Это практическое руководство даст вам инструменты для того, чтобы стать более осознанным и уверенным, защищая свои чувства и интересы.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Манипуляции в семье и на работе. 21 способ противостоять манипулятору» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Манипуляции: позитивные и негативные

Прочитав главу, вы:

• Узнаете разницу между негативными и позитивными манипуляциями.

• Рассмотрите отличительные признаки обычной просьбы.

• Поймете, как распознать манипулятора.

• Получите способ ему противостоять и практические задания.

Каждый день мы общаемся с близкими и окружающими людьми и в ряде случаев даже не подозреваем, что подвергаемся их влиянию. А ведь рядом может оказаться манипулятор — человек, который сознательно или неосознанно нарушает личное пространство, контролирует, вызывает негативные эмоции, навязывает свои убеждения и ценности, оказывает давление. Распознать такое влияние, а тем более защититься — это целое искусство, навык, необходимый каждому, кто желает получать удовольствие от общения, а не чувствовать неприятный осадок в душе.

Предлагаю вам для начала разобраться в следующем. В обществе принято видеть манипуляцию исключительно в негативном ключе. Так ли это на самом деле? Давайте рассмотрим понятие этого феномена с точки зрения психологии.

Манипуляция — это сложное психологическое явление, при котором одна сторона пытается скрыто воздействовать на мышление и поведение другой, используя различные приемы и техники. Сторонами манипуляции могут быть как один человек, так и группа людей. Цель влияния может быть разной и зависеть от желаемого результата. Представьте такие ситуации:

1. Мать ежедневно принуждает сына-первоклассника своевременно выполнять домашние задания. В выходные она обещает развлекательные мероприятия: поход в кино и кафе, а после — в батутный центр. Цель мамы — мотивация ребенка к учебной деятельности методом поощрения.

2. Муж, имеющий алкогольную зависимость, провоцирует жену постоянно покупать ему спиртное. Он ставит ультиматум: «Не купишь бутылку — буду выпивать во дворе с местными пьяницами». Руководствуясь чувством стыда за возможное поведение супруга, женщина идет у него на поводу. Цель мужчины — заставить жену слушаться. Он играет на ее отрицательных чувствах, тем самым подчиняя своей зависимости.

3. Начальник нагружает молодого сотрудника разноплановой работой за месяц до аттестации. Каждый день шеф контролирует выполнение заданий. При задержке по срокам требует оставаться после рабочего дня. Цель руководителя: освоение и закрепление подчиненным трудовых навыков; положительная оценка труда работника аттестационной комиссией.

4. Общаясь со взрослой дочерью, мать регулярно напоминает: «Мама — это святое! Не смей мне перечить!» Дочь, сталкиваясь с чувством вины, старается лишний раз не контактировать с матерью во избежание скандала. Цель матери — подчинить дочь своей воле.

В первом и третьем случае психологическое воздействие применяется для получения положительного результата, выгодного обеим сторонам. Во втором и четвертом — манипулятор оказывает влияние на эмоции близкого в личных эгоистических целях. Стало быть, можно говорить о позитивных и негативных манипуляциях.

Признаки негативных манипуляций:

● Происходит воздействие на эмоциональную сторону человека для подавления его воли и свободы выбора.

● Используется ложь, преувеличение и искажение действительности.

● Навязывается чужое мнение, убеждения; игнорируется право выбирать и принимать собственные решения.

● Обесцениваются чувства и потребности, поскольку центральное место занимают интересы манипулятора.

● Применяется критика, выдаваемая за конструктивную.

● Демонстрируется неустойчивость эмоций: злость может сменяться добротой, а роль агрессора замещаться позицией жертвы.

● Осуществляется контроль, замаскированный под заботу.

Сторонами негативной манипуляции выступают манипулятор и жертва.

Позитивные манипуляции — это влияние на эмоции и поведение индивида, базирующееся на создании благоприятной атмосферы и доверии, для достижения полезного результата, выгодного обеим сторонам.

Признаки позитивной манипуляции

● Проявление заботы.

Рассмотрим типичный случай детско-родительских отношений. Бывают дети, у которых плохой аппетит. Они готовы целый день ничего не есть, а под вечер, когда голод накопится, устроить истерику буквально на ровном месте. Как может выглядеть манипулятивное поведение мамы? Она будет различными хитростями мотивировать малыша завтракать, обедать и ужинать, понимая, что режим питания важен для растущего организма и настроения ребенка.

● Использование комплиментов, похвалы, поддержки.

В качестве примера возьмем ситуацию в трудовом коллективе. Две подруги работают в крупной фирме. Одна уверена в себе и коммуникабельна, другая — робкая и нерешительная, но с хорошей квалификацией и большими амбициями. Зная это, приятельница постепенно подводит скромную коллегу к судьбоносному шагу в карьере. «Только ты достойна должности начальника отдела», — убеждает она, и подруга наконец решается попросить директора о повышении. Такой исход выгоден обеим сотрудницам.

● Обоюдная цель.

Например, тренер по боксу специально вызывает в спортсмене здоровую агрессию перед боем, чтобы он выложился на все сто и одержал победу.

● Взаимовыгодные условия.

Так, в сфере потребления товаров и услуг продавец создает привлекательное предложение, используя безобидные манипулятивные приемы маркетинга. На основе возникшего желания и выгоды покупатель принимает решение о покупке.

● Создание атмосферы сотрудничества.

Для иллюстрации хорошо подойдет встреча бизнес-партнеров и обсуждение совместного проекта. Манипулирующая сторона будет предлагать возможные решения, идти на компромиссы, подчеркивать преимущества для каждого, стараясь не давить на остальных.

Манипуляция — это эффективный инструмент воздействия на умы и поведение людей, а цель зависит от того, в чьих руках он находится. Добропорядочный человек прибегнет к позитивным манипуляциям, корыстный и эгоистичный станет пользоваться негативными. Как символично подчеркнул Омар Хайям: «Мир Вам скажу, как шахматная доска — то день, то ночь. А мы? Два пешака. Подвинут нас, прижмут и — побьют, а потом бросят в ящик допока».1

Важным моментом в коммуникациях является то, что необходимо отличать манипуляцию от обычной просьбы. Как это сделать? Ориентируйтесь на свои эмоции: не должно оставаться неприятного осадка. Смотрите на открытость и честность собеседника. Если человек просит о чем-либо, он оставляет другому право выбора.

Просьба должна быть понятна и конкретна.

«Я опаздываю на работу. Мне очень нужна помощь в приготовлении завтрака. Можешь помочь?».

А теперь та же ситуация, только с манипуляцией.

Жена суетливо готовит завтрак на кухне и раздраженно кричит мужу, который находится в гостиной: «Ты видел сколько времени? Я точно опоздаю на работу, если ты мне не поможешь!» Женщина пытается влиять на мужа с помощью негативных чувств. В ее словах просьба отсутствует, но есть предполагаемое отрицательное последствие, которое произойдет якобы из-за бездействия супруга.

А вот ситуация на работе.

Просьба:

«Я не успеваю откопировать документы, потому что нужно ехать в детский сад за ребенком. Можешь меня выручить, пожалуйста?»

Манипуляция:

«Мне нужно уйти пораньше. Не успела сделать копии документов. Ты же поможешь? Вон стопочка на столе. Спасибо!»

Итак, в завершение главы: первый способ противостоять манипуляции — определить, какая она: негативная или позитивная.

Практическая часть

Теперь давайте попробуем применить полученную информацию на практике. Для более эффективной работы лучше письменно фиксировать важные для вас мысли и полученные инсайты.

Вопросы для самоанализа:

1. С какими манипуляциями вы чаще всего встречаетесь в повседневной жизни?

2. Используя примеры из личного опыта, выпишите эмоции, которые возникают у вас при столкновении с негативными манипуляциями.

1. Омар Хайям: Рубайя. Сопоставление переводов/ под ред. Р.Ш. Малкович. — СПб: РХГА, 2012. — С.21.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Манипуляции в семье и на работе. 21 способ противостоять манипулятору» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я