Эмоции с одной стороны — это что-то простое, понятное, очевидное. Но с другой стороны, у каждой эмоции есть свой смысл и предназначение.Если тебе говорили, что ты черствый, бесчувственный, что ты никого не жалеешь или не умеешь быть благодарным — эта книга для тебя.Эмоции это самый лучший критерий в познании себя во взаимодействии с другими людьми. Книга содержит нецензурную брань.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Эмоции для логиков» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Как проживать интерес
Интерес это познавательная эмоция. Это та эмоция, которую можно искусственно поддерживать.
Более того, ее нужно искусственно поддерживать. Потому что интерес, это эмоция отвечающая за длительность любого процесса. Интерес помогает сохранить длительные отношения, длительную работу, длительный доход, длительное развитие. То есть любая игра в долгую основана только на интересе.
Эмоция интереса связана с получением информации. И это не про то что интерес это детский восторг, который мы испытываем глядя на красивый закат закат. Нет, интерес это получение информации. Исключительно эмоция интереса заставляет вас получать какую-то информацию.
Эмоция интереса проявляется на всех уровнях. То есть, мы должны получить информацию:
Где найти еду,
Что приготовить на ужин,
Что собрать мужу завтра с собой или куда пойти в какой ресторан, и тД.
Любой выбор делается при помощи эмоции интереса. Но это тонкая эмоция. Она не настолько явная, она не ощущается как нечто такое сильное, конкретное.
Например, вот эта эмоция: «Мне интересно чем же закончится сериал „дом драконов“. Сегодняшняя серия была очень интересная, безумно заинтриговали.» Это грубая эмоция интереса. Явная, сильная, конкретная. Это где-то баллов на 7—8 примерно.
А если мы говорим про тонкий интерес, балла на 2—3, вот тонкий интерес практически не ощущаем. Но именно тонким интересом можно управлять.
Тонкий интерес это то, что мы изучаем вокруг себя. Это та информация, которую мы получаем. Например: “ чего я хочу на самом деле?» — вот на этот вопрос можно ответить только зная свой интерес.
Интерес это получение информации. Результатом проживания интереса становятся либо эмоция радости, либо эмоция печали.
Радость это если я получил нужную мне информацию. Печаль — если я ее не получил.
Например: базовый уровень пирамиды потребностей. Потребность в еде. Я задаю себе вопрос, что же мне приготовить сегодня вечером на ужин? Надо придумать, надо что-то найти. Какой-то хлеб с маслом, бутерброды или курицу запеку в духовке, салатик сделаю или закажу что-нибудь.
И вот в этом потоке внутренних мыслей, я ищу ответ на вопрос, что приготовить на ужин.
Если я нашла решение, я получила информацию, то я довольна. Я там ее у себя в голове нашла или где-то на каком-то сайте посмотрела — не важно. Главное, я получила ответ на свой интерес. Я удовлетворила свой запрос и я испытываю радость от этого удовлетворение потребности.
Но если я не смогла придумать, то я расстроилась. Бывает такое состояние, ну не знаю я что приготовить, ну ничего в голову не идет. Я не знаю где искать информацию Я не знаю где искать номера телефонов службы доставки. Я расстроилась, я опечалена. И на этом эмоция интереса тоже осталась прожита — но завершилась она печалью.
В зависимости от того, получилось или не получилось найти нужную мне информацию на мой интерес, Я проживаю после интереса либо радость либо печаль. И тогда эта эмоция прожита.
Именно поэтому, мы иногда отказываемся от интереса, чтобы не сталкиваться с печалью.
Поэтому мы смотрим плохие новости, это эмоция интереса нас туда ведет. И мы испытываем радость от плохихи новостей, когда нам удается что-то узнать. Но мы испытываем печаль когда мы узнаем содержание этих новостей.
Поэтому говорят, что лучше плохие новости, чем вообще никаких. Потому что, когда мы долго не можем получить ответ на свой интерес, нас это начинает печалить. Эмоция интереса не приводит к радости, она тогда приводит к печали. И мы, оставаясь в неведении, в неопределенности, мы проживаем печаль.
Здесь, чтобы прожить правильно интерес, нам нужно понимать, что эмоция интереса, она очень эгоистична. Нам никогда не интересны другие люди. Нам никогда не интересен кто-то другой. Даже когда мы смотрим новости, даже когда мы смотрим фильмы какие-то, то нам не интересен никто другой. Нам интересны только мы сами. Мы изучаем информацию только ту, которая
касается нас самих.
Например вот история, что мне нужно приготовить ужин для семьи. Зачем мне приготовить? Почему мне это важно? Почему мне интересна эта информация? Потому что это мой статус домохозяйки. Потому что это мой статус жены. Потому что мне это гостеприимство нужно оказать. Я ожидаю одобрения, я ожидаю признания, я ожидаю любви. И чтобы вот это получить, мне нужна эмоция интереса, которая даст мне импульс пойти и искать этот ужин, придумывать что-то.
То есть все наши эмоции связаны с нашими потребностями. Они не существуют отдельно от наших потребностей. Поэтому эмоция интереса, одна из самых частых эмоций. И она одна из самых обыденных эмоций. И для того, чтобы ее правильно прожить, ее надо раскладывать по полочкам.
Почему мне интересны, например, плохие новости? Почему
меня так тянет туда? Не просто потому, что я хочу узнать какую-то информацию, которая лично меня не касается. Мы никогда, абсолютно никогда не интересуемся той информацией, которая нас
лично не касается. Значит в этой плохой информации я хочу
найти что-то свое, личное. Я хочу закрыть какую-то свою потребность.
Это может быть потребность познавательная. Или потребность статуса, власти управления знаниями. Я знаю больше тебя, я могу тебе это рассказать.
Иногда интерес бывает невротическим. Невротический интерес, это когда я не знаю где мне еще разместить свою травму. Я не знаю где мне разместить мою боль. К психологу не хочу идти, поэтому буду листать ленту плохих новостей.
Драматические события, которые происходят вокруг нас, это просто площадка, где я могу разместить свою боль. Это невротический интерес. Он удовлетворяет мою потребность в безопасности. Он не повышет безопасность, но позволяет высвободить спрятанные внутри травматичные переживания.
Это выглядит так: я листаю ленту с плохими новостями. Какая-то новость меня цепляет. Я переживаю, плачу, злюсь — если там хэппи енд, то я радуюсь. Если там плохой финал, то я переживаю печаль.
Иногда мы смотрим плохие новости для того, чтобы получить право прожить «стыдные эмоции». Когда что-то случается, то мы получаем право плакать, право испугаться, право разозлиться. То есть право разместить свою травму и ее оплакать эту травму.
То есть, мы оплакиваем на самом деле не те события, которые случились сегодня. А свои события своего детства, которые были непрожиты.
Это нормальная эгоистичное желание любого человека — спасти только себя. Я хочу излечить себя. Но я хочу это сделать за счет чужой боли. Я хочу излечить себя за счет того треша, который происходит где-то в другом месте. И на какое-то время человеку действительно становится легче. Но по скольку смысл переживания направлен не туда, то эмоция интереса проживается, а событие из детства нет. Чтобы перестать так болезненно реагировать на текущие события — все таки придется идти к психологу и разбирать свое детство.
Бывает, что нам интересны хорошие события, которые мы смотрим. Например, кто-то выходит замуж или рождаются дети, кто-то кому-то подарок какой-то сделал. И это и нам интересно. Что же там происходит такого? Почему там такое происходит?
Это тоже эгоистичная эмоция интереса.
Когда мы получаем эту информацию, мы оцениваем. Могу ли я позволить себе то же самое, что происходит у них? Если я могу, чтобы я исправил, чтобы я подкорректировал, чтобы я изменил?
Мы высказываемся, нравится нам это или нет. Мы критикуем и восхищаемся.
Нам никогда не интересны просто внешние события, которые происходят вокруг нас. Нам на них, на самом деле, плевать, если мы их никак себе не можем применить.
Например если идет какой-то экономический форум, к которому мы не имеем никакого отношения, нам по большому счету плевать. Но если в соседнем подъезде идет какая-то свадьба, а у нас возраст на выданье, то нам интересно. А какого жениха выбрала невеста? А какое платье? А сколько гостей? И мы оцениваем, мы сравниваем: этот жених, он лучше, чем мой или хуже? (даже если мой воображаемый). И когда мы сравниваем, мы сразу определяем статус: это семья, она выше меня по статусу или ниже, они богаче или беднее, они красивее или нет.
Здесь это вопрос статуса нам интересен для того, чтобы определить свой статус. Это потребность в уважении, почитании. Нам просто интересно, а какой статус я занимаю по отношению к этим людям? Не просто, какой статус у тех людей, а какой
статус у меня перед ними? Кто лучше, я или они?
Точно так же, когда нам интересно, а что происходит с нашими друзьями. Потому что с нашими друзьями мы подсознательно точно также распределяем эти статусы: у тебя лучше или хуже, у тебя получилось или не получилось. Точно так же мы определяем, когда в нашей компании кто-то что-то купил или у него что-то случилось. Это потребность в принадлежности.
Поэтому мне интересно, что случилось с моими друзьями? Потому что я к ним принадлежу и мне с этим нужно будет что-то делать, нужно будет как-то действовать, как-то реагировать. Потому что это друзья, у нас единое поле, мы принадлежим друг другу. Эта принадлежность накладывает на меня определенные ограничения. Мне нужно будет либо сочувствовать, либо помогать, либо отстраниться. Например, сказать, что ребята, вы больше не мои друзья.
Эмоция интереса — это получение информации. Получение информации всегда заканчивается либо радостью, либо печалью. Причем радость или печаль зависит не от той информации которую мы узнали, а от самого факта, получилось что-то узнать или не получилось.
Если я узнаю новость, но это плохая новость, то мой интерес заканчивается радостью. Я рад, что получилось эту новость узнать. Но сама новость печальная. И сама новость меня может опечалить. Это важно разделять.
Например: да я теперь знаю что с моим другом случилось несчастье. И я рад, что я узнал эту информацию. Но меня печалит эта новость, мне печально, что у друга несчастье.
Это разделение помогает прожить интерес. Мы очень часто же попадаем в неловкие ситуации, когда нам сообщают какую-то информацию, которую очень долго не можем узнать. Нам её сообщают, и информация оказывается печальной. А мы почему-то испытываем радость. И мы испытываем неловкости, мы испытываем стыд, вину какую-то, за это свое ощущение радости. Но здесь все ок, все уместно.
То есть, даже если мы узнаем плохую новость, мы все равно радуемся. Потому что интерес закончился радостью. Это не значит, что это хорошо. Мы не рассуждаем здесь о том, плохо или хорошо. Но у вас не должно сложиться ложного представления, что если в итоге радость — то это хорошо. Вовсе нет. Когда будем изучать печаль — вы поймете, что печаль часто намного лучше, чем радость.
Интерес может проявляться по-разному. Он может быть очень сильный. Например, интерес к сексу (базовая потребность),
может быть очень сильным. А может быть достаточно слабым. Потому что либидо у всех разное. Или, например, интерес к еде. Мы можем испытывать очень сильные интерес, когда мы голодные. Нам интересно, из чего это состоит, как это приготовить. Но если мы не голодные, мы можем не испытывать этот интерес. И это нормально.
А вот, например, если я буду рассказывать вам про знания ядерной энергетики или про атомную энергетику, то вряд ли вам это будет интересно. Потому что вам интересны не просто знания, вам интересны конкретные знания в какой-то конкретной области. Поэтому, если вы говорите что у вас есть познавательные потребности, то в какой области они у вас есть? Что именно вам интересно?
Домашнее задание:
Напишите по уровням потребностей (рисунок 2), чем вы интересуетесь? (по любым вопросам можно обращаться в группу)
Например, Уровень социализации. Сфера отношений. Вас может интересовать: А как создать отношения? Как удержать эти отношения? Как сделать так, чтобы партнер меня не бросил? Или наоборот, как избавится от партнера?
А например в сфере работы, у вас может быть реализован только интерес на уровни безопасности. Мне нужно заработать, просто чтобы выживать и больше меня моя работа никак не интересует. Там не проявляется мой интерес, мне не интересно уважают ли меня на работе, мне не интересно себя там самореализовывать.
Попробуйте отследить, в какой сфере у вас есть интерес, а где он у вас практически минимальный.
Попробуйте разложить, как вы этот интерес проживаете? То есть, где он у вас завершается радостью? А где этот интерес завершается печалью?
Напишите, к чему у вас есть истинный интерес? А к чему вы поддерживаете искусственный интерес?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Эмоции для логиков» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других