Учебно-методическое пособие «Теория и история культуры» было разработано для студентов направления подготовки «Культурология» Российского государственного социального университета в 2000—2020 годах.Рецензенты:Шемякина Е. М., кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии Московского педагогического государственного университета.Портнова И. В., кандидат искусствоведения, доцент Департамента архитектуры Российского университета дружбы народов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория и история культуры. Учебно-методическое пособие для студентов бакалавриата гуманитарных направлений подготовки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Модуль I: Теоретические проблемы изучения истории мировой культуры. История культуры Древнего мира
Раздел I. Теоретические проблемы изучения истории мировой культуры
Тема 1. Теория культуры и история культуры
Развитие общества как двояко детерминированный процесс. Культура как вторичный детерминант общественного развития.
Материалистическое и идеалистическое понимание истории. Развитие общества как двояко детерминированный процесс. Экономика, производство, социально-экономические отношения как первичные детерминанты социума. Культура как вторичный детерминант общественного развития. Специфика культурной детерминации социального процесса. Противоречивый характер взаимоотношений детерминантов общественного развития
Сущность и строение культуры. Эссенциальный и феноменальный подходы к культуре. Экспериентная теория культуры (В.А.Конев, Ю.И.Семенов, Ю.А.Муравьев). Культура как социально значимый опыт деятельности. Внутренняя структура культуры. Социальные и культурные нормы. Культурная норма как элементарная социально санкционированная форма фиксации общезначимого опыта. Традиция — центральное понятие теории культуры. Традиция как форма социального наследования. Обычай и обряд как моменты традиции. Традиционное общество. Культурные традиции и социальные стереотипы. Традиция как механизм воспроизводства социальных институтов и норм.
Трансляция культуры. Пример, показ, язык. Символическая функция языка в традиционном обществе. Динамика традиций.
Первичная детерминация социума и ее роль в ломке традиций. Культурный триплет: единство норм, традиций и идеалов в культуре. Культурные новации и новаторство в культуре.
Социальный идеал как высшая ступень в структуре культуры. Место социального идеала в иерархии социальных ролей и ценностей. Внутреннее единство социального идеала.
Структура социального идеала. Социальный идеал как единство познавательного, этического и эстетического. Конкретно-чувственный характер социального идеала.
Динамика культуры.
Динамика культуры и динамика общества. Взаимодействие детерминантов общественного развития.
Социальный идеал как фермент социальной динамики. Старый и новый социальные идеалы. Источники формирования нового социального идеала. Общественное бытие и социальный идеал. Ломка старого социального идеала как историческая трагедия. Смена социальных идеалов как основа преодоления старой культуры, необходимый момент социальной динамики. Мировая культура и локальные культуры. Роль культуры в историческом развитии.
Тема 2. Основные подходы к всемирной истории и культуре
Плюрально-циклический подход к всемирной истории и культуре. Социокультурные и научные предпосылки появления плюрально-циклических концепций истории и культуры. Открытие Востока. Зарождение этнографии, археологии первобытности, палеоантропологии. Возникновение плюрально-циклического подхода: Концепция цивилизаций Ж.А. де Гобино и Г. Рюккерта. Циклизм и отрицание общих законов культурно-исторического развития как основные характеристики плюрально-циклического подхода. Концепция культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского. Взгляды Н. С. Трубецкого и евразийство. «Закат Европы» О. Шпенглера. Плюрально-циклические концепции в социологии. Э. Дюркгейм, Л. Гумплович. Отказ от теоретических обобщений истории культуры в трудах баденской школы неоканитанцев. В. Виндельбанд, Г. Риккерт.
«Постижение истории» Арнольда Тойнби. Плюрально-циклическая концепция истории культуры в трудах славянофилов. Плюрально-циклический подход в работе С.П.Хантингтона «Столкновение цивилизаций». Плюрально-циклический подход в работах Л.Н.Гумилева. Значение исторического плюрализма в развитии философско-исторической мысли. Концепция культурного релятивизма (Ф. Боас, М.Д.Херсковиц) как логическое продолжение плюрально-циклического подхода.
Унитарно-стадиальный подход к всемирной истории и культуре. Античный мир: первые шаги к унитарно-стадиальному пониманию истории. Понятие судьбы у античных историков. Идея прогресса у античных мыслителей (Гесиод, Дикеарх, Марк Теренций Варрон, Тит Лукреций Кар). Античные мыслители в поисках общего, особенного и повторяющегося в истории. Концепция четырех мировых монархий (Ктесий). Провиденциализм и линейная концепция истории Августина Аврелия и начало философии истории. Мыслители эпохи Возрождения о философии истории: сочетание идеи прогресса с идеей циклизма у Дж. Вико. Глобально-стадиальный подход и идея исторической эстафеты в работах Ж. Бодена. Идеи Дж. Хейквилла и У. Темпла об истории знаний и искусств как виде «кругового прогресса». Эпоха Просвещения: оформление философии истории в работах А. Фергюсона (дикость-варварство-цивилизация). Глобально-исторический подход в работах И.Г.Гердера, И. Канта, И.Г.Фихте. Четырехчленная периодизации истории человечества в работах мыслителей начала Нового времени (охотничье-собирательская, пастушеская, земледельческая, торгово-промышленная стадия). Идея прогресса в XVIII веке: оптимизм (Ж.А.Кондорсе) и пессимизм (Ж.-Ж. Руссо). Выделение трех всемирно-исторических эпох: античности, средних веков и нового времени. Вклад Г. В. Ф. Гегеля в разработку глобально-стадиального понимания истории. Хронологические рамки средних веков в работах Ф. Бьюндо и Дж. Андреа. Мыслители Нового времени об историческом процессе.. Оформление периода средних веков в работах К. Келера. Двузначность термина «античность» в западных европейских языках. Выделение в историоописаниях начала XIX века эпохи Древнего Востока. Эволюционизм и диффузионизм в этонографии. Концепции панвавилонизма и панегиптизма. Утверждение унитарно-стадиальной концепции всемирной истории культуры. Философско-историческая концепция А. Сен-Симона (античность (рабство) — средневековье (феодализм, крепостничество) — новая эпоха (капитализм)). Марксистская теория исторического развития (К. Маркс, Ф. Энгельс). Материалистическое понимание истории. Типы социально-экономических отношений. Общественно-экономическая формация. Противоречия между ортодоксальным пониманием смены общественно-экономических формаций и исторической реальностью. Азиатский способ производства. Интерпретации смены общественных формаций после Маркса. Компрометация марксизма в социокультурных практиках XX века. Идеология марксизма и марксистская научная теория.
Возрождение унитарно-стадиальных концепций общественного развития в социальных науках на Западе во второй половине XX века. Идея о трех хозяйственных переворотах (аграрная, промышленная, научно-техническая революция) в философии истории. Возрождение идеи прогресса. Возрождение эволюционизма в этнологии. Лесли Уайт. Д.Х.Стюард. Возрождение идей поступательного развития и прогресса в социологии. Г. Ленски, О.Д.Дункан, Д. Матрас, Т. Парсонс, Ю. Хабермас, Э. Геллнер.
Концепции индустриального общества. Ж. Фурастье, Р. Арон. История понятий «индустриальное общество» (А. Сен-Симон) и «традиционное общество» (М. Вебер). Теории постиндустриального общества. О. Тоффлер, З. Бзежинский, Д. Белл.
Теории отдельных стадий исторического развития. Теория модернизации. У. Ростоу. Концепции зависимого развития. Мир-системный подход. Ф. Бродель. И. Валлерстайн. У. Мак-Нилл. Антиисторизм. К. Поппер и Р. Арон. Р. Нисбет. Постмодернистская интерпретация истории культуры.
Современные унитарно-стадиально-эстафетные концепции истории и культуры. Ю.И.Семенов.
Раздел II. История культуры Первобытности и Древнего Востока
Тема 3. Зарождение человеческого общества и культуры. Первобытная культура
Культурогенез и антропосоциогенез. Теория двух скачков в процессе антропосоциогенеза. Переход от биологического к социальному в процессе возникновения человека и общества. Формирование производственных отношений и их выражение в волевых отношениях. Коммунализм. Возникновение праморали. Первые нормы поведения. Природа табу. Пищевые и половые табу. Эмоциональная жизнь. Формирование мышления и языка. Стадии процесса становления рода. Раздвоение практики. Реальная и иллюзорная практика. Практические знания и практические иллюзии. Магия — формирующаяся религия. Фетишизм — иллюзия существования магических свойств у материальных вещей. Демонизм и анимизм — завершающая стадия формирования религии. Бессистемный характер религии доклассового общества, первобытной религии.
Культура Первобытности. Этапы «открытия» и изучения Первобытности. Метод «пережитков» в изучении ранних форм культуры. Неполнота источников по истории культуры Первобытности и роль культурологических методов в реконструкции эпохи Первобытности.
Периодизации эпохи первобытности по этапам развития общины (ранняя, поздняя община, разложение общины) и по этапам развития искусства (палеолит, мезолит, неолит).
Эволюция рода. Формы брака. Природа агамного запрета и экзогамии. Дуально-родовая организация и генезис брака. Возникновение семьи и эволюция семейно-брачных отношений. Системы родства. Племя. Народность. Первобытная и народная культура.
Общие закономерности развития культуры и специфика их проявления на ранних стадиях развития человечка и человечества. Культура эпохи разложения родоплеменного строя и становления классового общества.
Символика первобытного искусства и проблема ее интерпретации. Основные структуры в массивах социального опыта на рубеже перехода от бесклассового общества к классовому.
Эволюция первобытного общества: возникновение дарообмена и престижной экономики. Культурно-символическое сопровождение дарообменных актов. Расслоение первобытного общества, появление бигменов и чифменов. Феномен войны в предклассовых обществах.
Культурное значение расселения. Миграции и культура. Роль процессов образования языковых семей в культурной истории человечества.
Многообразие путей перехода к предклассовому и классовому обществу.
Магико-тотемическая обрядность и осознание единства человеческого коллектива. Зоофагические праздники. Тотемические ритуалы, тотемистический культ. Возникновение мифа в форме тотемистической мифологии. Раздвоение сверхъестественного мира на мифический и демонический. Возникновение веры в богов. Политеистические религии.
Мифологическое мышление и его эволюция. Природа мифа. История возникновения воззрений на миф. Современные дискуссии о природе мифа. Синкретизм мифологического мышления. Архаические мифы и современные процессы ремифологизации. Структура мифа. Типология мифов. Мифологические категории. Мифологическое время. Герои мифа. Современная социальная мифология и архаический миф. Миф и религия.
Возникновение искусства. Эмоции в образе. Происхождение символа и символического образа мышления. Современные дискуссии о происхождении искусства. Первые формы искусства. Человек — художник. Животное, охотник, женщина — объекты первобытного искусства. Символика первобытного искусства и проблема ее интерпретации. Первые формы искусства. Идеограммы в первобытном искусстве. Микролитическая техника.
География и периодизация первобытного искусства.
Эпоха палеолита (2 млн. до н.э. — 12 тыс. до н.). «Палеолитические Венеры» — символ плодородия и хранительницы очага. Пещерная живопись. Ранний период (с XXX тысячелетия до н.э.). Заполнение рисунка внутри контура. Древнейший период (с XVIII — XV тыс. до н.э.): детализация рисунка, оттенки краски, попытки передать объем. Расцвет палеолитического искусства (XII тыс. до н.э.): передача объема, перспективы, пропорций и движения.
Наскальная живопись пещеры Альтамира (Испания), пещеры Ласко (Франция). Упадок палеолитического искусства.
Эпоха мезолита (12 — 8 тыс. до н.э.). Перемены в образе жизни и сознании первобытного человека. Наскальные рисунки близ Барселоны и Валенсии (Восточная Испания). Многофигурные композиции. Сцены охоты. Человеческие фигуры и массовые сцены.
Эпоха неолита (8 — 5 тыс. лет до н.э). Заселение новых пространств в связи с таянием ледников. Межплеменная борьба. Дальнейшая схематизация изображений в наскальных рисунках.
Мегалиты: менгиры, дольмены, кромлехи.
Стоунхендж (Солсбери, Великобритания).
Первобытность нового и новейшего времени. Пережитки Первобытности в современной культуре.
Всемирно-историческое значение первобытной культуры.
Тема 4. Культура Древнего Востока
Этапы «открытия» и научного изучения Древнего Востока. Основные черты древних культур Древнего Востока. Феномен «речных цивилизаций». Роль освоения бронзы. Политаризм и восточная деспотия. Теократия. Неполнота данных истории, этнографии и антропологии. Преодоление отрывочности сведений с помощью культурологического метода. Искусство эпохи разложения первобытного родового строя и раннеклассовых обществ. Имплицитное существование социального идеала в культуре раннеклассового общества. Роль формирования письменности на Древнем Востоке.
Древний Египет
Основы египетской цивилизации, их мировое культурное значение. Деятельность Ш. Ф.Шампольона и значение расшифровки древнеегипетской письменности. Социальная структура древнеегипетского общества. «История Египта» Манефона. Периодизация истории Египта: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царства. Династии фараонов — основа периодизации древнеегипетской истории.
География, природа и особенности природных процессов в Древнем Египте. Возникновение металлургии, ее взаимоотношение с каменной индустрией. Открытие кирпича-сырца как строительного материала. Культ бога Ра. Культ бога Ра. Обожествление царей. Роль фараонов и жрецов на всем протяжении существования Древнего Египта. Отражение этого явления в художественном сознании. Особенности мировоззрения древних египтян. Роль заупокойного культа. Египетский анимизм и мумификация тел умерших. Обожествление царей. Мастаба и пирамида. Крупная круглая скульптура и высокий рельеф. Ритуальное назначение изображений и повествовательность в изобразительном искусстве как характеристики культурного пространства и времени. Иероглифическое письмо и десятичная непозиционная система счисления. Зарождение математических, астрономических, медицинских знаний.
Египетское искусство — начало всех последующих видов искусства. Классические архитектурные формы — пирамида, обелиск, колонна. Основные виды скульптуры и живописи.
Периодизация изобразительного искусства Древнего Египта.
Додинастический период. IV до н. э.
Раннее Царство (XXXI — XXVIII вв. до н. э.). Начало летописной истории. Мастаба.
Древнее царство (XXVIII — XXIII вв до н.э.). Организация строительства пирамид. Прикладное значение низкого рельефа. Мемфис как религиозный и художественный центр страны. Пирамиды и Большой сфинкс. Конструкция пирамиды Джосера. Пирамиды фараонов IV династии — Хуфу (греч. Хеопс), Хафра (греч. Хефрен), Менкаура (греч. Микерин). Первые данные о художниках — строителях пирамид (Хемиун — архитектор пирамиды Хеопса). Пирамиды — чудеса света. Тайны пирамид. Архитектурный ансамбль пирамид в Гизе. «Видение Тутмоса IV» — Большой сфинкс.
Загадка кенотафов в Абидосе.
Скульптура в храмах и погребениях. Художественное обобщение как достижение искусства Древнего царства. Канонические изображения фараонов. Обожествление фараонов.
Атрибуты фараона — клафт, немес, урей, хепреш. Парные статуи. Женские портреты. Реализм портрета в искусстве Древнего царства. Условность изобразительных приемов: плоскостное расположение фигуры. Приемы художественной деятельности в эпоху Древнего царства.
Среднее царство (XXI — XVIII вв. до н.э.):
Общая характеристика культуры Среднего Царства. Слабая централизация. Власть номархов. Возвышение Фив. Культ Амона и Амон-Ра. Номархи — покровители художественных школ. Рыбная ловля и охота в нильских зарослях — основные сюжетные мотивы. Скульптура малых форм. Статуи фараонов в храмах, передача в них портретных черт. Культурное значение пилонов — привратных башен. Развитие росписей. Изменение смыслов в архитектурном пространстве.
Колоссы Среднего Царства. Лабиринт. Греческие историки о лабиринте. Тайны лабиринта.
Новое царство (XVI — XI вв. до н.э.)
Культурные процессы в Египте Нового Царства. Расцвет государственности. Пещерные храмы — жилища богов. Расцвет портретного искусства как показатель углубления представлений о личности. Мумификация. Возвышение Фив. Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри и Рамсессеум.
Храмы Луксора и Карнака. Аллея сфинксов. Гипостильный зал (от греч. hipostolos — поддерживаемый колоннами). Появление динамики в рельефах. Обогащение живописного колорита.
Скульптура малых форм и прикладное искусство. Совершенство утонченности художественного вкуса. Первые образцы использования стекла. Ушебти (ответчики) из терракоты. Отражение в художественном творчестве норм, традиций и ритуалов в эпоху Нового царства.
Амарнский период в развитии искусства Нового царства и религиозная реформа Аменхотепа IV (Эхнатон). Атон и проблема единобожия. Ахетатон в Амарне. Отступление от канонов в новом искусстве. Мастерская Тутмеса — скульптора времен Эхнатона. Изображения Нефертити — один из шедевров мировой художественной культуры. Влияние Амарнского искусства на развитие египетской культуры (свидетельства гробницы Тутанхамона в Долине царей).
Абидос в Верхнем Египте — центр культа Осириса. Рельефы в Абидосе и Карнаке и дальнейшая конкретизация художественного образа.
Рамсес II и расцвет дворцово-храмовой архитектуры.
Большой храм Абу-Симбел (XIII век до н.э.). Колоссы Абу-Симбела. Рамсес II и царица Нефертари. Малый скальный храм в Абу-Симбеле.
Упадок искусства Нового царства после Саисской династии.
Последние отзвуки живой египетской культуры в Александрии при Птолемеях.
Древнеегипетские истоки европейской культуры. Художественные открытия египетского искусства и их всемирно-историческое значение.
Народы Двуречья и Палестины. Этнос Двуречья и Палестины. Культурные основы образа жизни народов Двуречья и Палестины. Основные этапы развития Двуречья (Шумеры, Аккад, Старовавилонское царство, Ассирия, Нововавилонское царство). Культурные завоевания этих народов, имеющие всемирно-историческое значение.
Проблема социального строя Шумеро-Вавилонии и культура. Войны и военная техника. Культура Аккада и Ура. Телли и храмы на платформе. От пиктограмм к идеограммам и фонограммам в клинописи. Обожествление сил природы. Отсутствие жречества — специфическая черта культурной реальности. Поэмы о возникновении земледелия. Гимническая поэзия и сказания о Гильгамеше. Зачатки легенд о потопе.
Художественная культура и социальный идеал Шумеро-Вавилонии. Зиккурат. Его строение и декор. Музыкальное искусство. Возникновение инструментализма. Флейта, бубен, арфа.
Вавилонская культура, преемственная связь ее с истоками — культурой Шумера. «Врата бога» — культурный феномен. Культура на пороге «железного века». Культурное значение первого кодекса законов — законов Хаммурапи. Культурный смысл усложнения структуры религии. Культ умирающего и воскресающего бога. Богиня Иштар. Семидневная неделя и вавилонские астральные божества. Мардук и легенда о сотворении мира. «Прорицания» и гадания в структуре культуры, их культурные судьбы. Позиционная система счета; алгебра и астрономия. Возникновение специфической системы образования. Лингвистика и первые попытки осмысления культурной роли языка. Проблема перевода и возникновение грамматического учения.
Возникновение сословий и проявление взаимосвязи детерминантов социального развития в этом процессе.
Культурная диффузия — распространение влияния культуры народов Двуречья на соседей. Культура хеттов и Финикии. Изобретение слогового письма и его культурное значение для человечества.
Культура и религия Палестины. Иудаизм и Библия — культурные явления всемирно-исторического значения. Состав и происхождение Библии. Пророки. Иезекииль. Основы библейской традиции.
Культура Индии
Мировая культура и цивилизация долины Инда. Культура Хараппы. Культурная близость Шумеру. Поселения из обожженного кирпича. Древнейшая система канализации. Повседневная жизнь и обычаи древних жителей долины Инда. Культ богини-матери как проявление протоиндуистских мотивов в культуре. Обрядовость. Обряды омовения и трупосожжения.
Варны в общественном устройстве Индии. Брахманы, кшатрии и шудры. Дхарма каждой варны.
Веды и религии древней Индии. Вселенская иллюзия — «майя» и реальность «брахмы» — мировой души. Учение о карме (возмездии). Отсутствие иерархии богов в древнеиндийской религии. Складывание мировоззренческих структур и культурное значение предфилософии.
Мировое культурное значение древнеиндийского эпоса. Махабхарата и Рамаяна. Борьба за власть — основа сюжета и тема эпических поэм. Проблема власти в культуре. Рама и Кришна как воплощения (аватары) бога Вишну. Воплощение и перевоплощение как культурные категории.
Искусство Индии. Хараппа и Мохенджо-Даро. Искусство империи Маурьев. Стамбха Ашоки. Погребальные памятники — ступы. Ступа в Санчи. Искусство Кушанской империи. Памятники искусства империя Гуптов. Пещерный комплекс в Аджанте. Вихары — общежития буддийских монахов.
Искусство Индии VI — Х веков. Скульптуры храмов в Кхаджурахо.
Индийское искусство эпохи империи Великих Моголов. Тадж-Махал. Индийская миниатюра.
Десятичная позиционная система счисления.
Культура Китая, стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока в древности
Своеобразие социального строя древнейшего Китая и отражение его в культуре. Культурная структура и исчисление времени. Деление года на четыре сезона, месяца — на четыре недели. Культура и астрономические наблюдения. Открытие солнечных и лунных затмений, создание лунного календаря. Осмысление времени в категориях культуры. Основы философских воззрений в «Книге перемен» и «Книге документов».
Письменность и литература древнего Китая как культурные феномены мирового значения. «Книга песен». Обрядовые пляски и музыкальные трактаты.
Искусство древнейшего периода. Памятники искусства периодов Шан-Инь, Чжоу и Чжаньго.
Периоды Цинь и Хань. Гробницы императоров. Конфуцианство и даосизм. Керамические фигуры гробницы Цинь Ши-Хуанди. Искусство каллиграфии и рельефа. Пагода Суньюэсы в провинции Хэнань. Периоды Тан и Сун. Жанры живописи хуа-няо («цветы-птицы»), шань-шуй («горы-воды»), гунби («тщательная кисть») и сеи («живопись идеи»). Искусство фарфоровой керамики. Дворец Потала в Лхасе (Тибет).
Даосизм, конфуцианство и фацзя. Мировая культура и древнейший Китай. Китай и историко-культурные истоки своеобразия Востока.
Народы Юго-Восточной Азии (Бирма, Таиланд, Кампучии, Индонезия). Основные буддийские памятники. Ступа в Пагане (Бирма), храм в Аюттхае (Таиланд), Ангкор Ват — классический памятник искусства кхмеров (Кампучия). Боробудур — выдающийся памятник буддийской культуры в Центральной Яве.
Раздел III. История культуры Античности
Тема 5. Культура Древней Греции
Античность как этап всемирной истории и культуры. Античность как тип культуры. Полис — основа античной культуры. Социально-экономические, политические, ценностные характеристики полиса. Рабовладельческий социально-экономический строй и рабовладельческая демократия. Роль освоения железа. Культурные доминанты эпохи: антропоцентризм, калокагатия, агональность, телесность, ригористичность, путь «от мифа к логосу». Эмоционально-образный характер древнегреческой культуры. Формирование алфавитной письменности.
Диалектика репрезентации античных достижений и ценностей в интеллектуальной и художественной истории Европы.
Проблемы изучения, осмысления и интерпретации «греческого чуда». Периодизация культуры Древней Греции и периодизация искусства Древней Греции.
История «открытия» и изучения истории культуры Античности. Э. Эванс, Г. Шлиман.
Крито-Микенская культура.
Крито-Микенская культура — первоначало культуры Древней Эллады и Античности. Основные исторические события в период Крито-Микенской культуры. Древневосточный тип общества. «Дворцовые цивилизации». Памятники крито-микенского мира в песнях аэдов и гомеровских поэмах.
Сложность религиозного культа. Особая взаимосвязь природы и человека, внимание к человеческому внутреннему миру. Свобода в обращении с культурными и религиозными традициями.
Крит. Восточный характер минойской культуры. Дворцы начала II тыс. до н.э в Кноссе, Фесте, Гурнии. Разнообразие построек. Связь дворцов с горными святилищами. Культ женщины — жрицы и богини. Символическая система культовых сооружений и изображений. Лабрис — двойная секира, символ власти, источник названия «лабиринт». Священное дерево, священная гора, священные животные, священные растения. Бык — критский бог; зооморфность в критской религии. Формирование цикла легенд о Минотавре (Тезей и Ариадна). Таврокатапсия — ритуальный бой с быком. Цикличность религиозной и мифологической системы и ее отражение в минойском искусстве: богиня-женщина — главный противник бога-быка, своего сына и супруга. Двойная перспектива в критской живописи. Избегание статуарности, динамизм пластики, культ текучести в архитектуре. Колористическое богатство фресок Кносского дворца. Открытие красоты в асимметрии. Прикладное искусство. Камарес и многокрасочная роспись сосудов. Изменение значения цвета в культуре. Эволюция орнаментики. Возникновение древнейших прообразов театра. Мистерии-таинства. Искусство Феры. Дворцы Акротири на Санторине и фрески Святилища Дам.
Критская письменность («линейное письмо А», «линейное письмо В») и проблемы его дешифровки.
Микены. Динамичность микенской культуры. Смена культурных ориентаций. Отмирание традиций. Разнообразие захоронений — показатель культурной динамики. Дворцы микенского акрополя и Дворец в Тиринфе — мифическая родина Геракла. Циклопические постройки и Львиные ворота в Микенах. Сокровищница Атрея, богатство фресок и «маска Агамемнона». Прикладное искусство в предметах быта. Устройство микенских купольных гробниц — толосов.
Внутренние и внешние причины падения Крито-Микенской культуры.
Гомеровский период Древней Греции (XI — IX вв. до н.э.)
«Темные века» и формирование новой социальной организации и государственности. Освоение железа. Утрата письменности и творчество аэдов. Героический эпос и его стих — гекзаметр. «Илиада» и «Одиссея», киклические поэмы — сокровища всемирно-исторического значения. Складывание геометрического стиля и зарождение ордерных правил.
Архаический период Древней Греции (VIII — VI вв. до н.э.).
Роль «великой колонизации» в формировании «греческого чуда». «Ориентализационная революция». Интенсивное развитие экономики и становление демократических институтов полиса. Роль демократических реформ в расцвете классической культуры Древней Греции. Солон, Клисфен.
Формирование религии и разложение мифологии. Оформление древнегреческого пантеона в поэмах Гесиода. Праздничные религиозные шествия (игры по случаю сбора урожая) в культуре Античности.
Монодическая (Архилох, Анакреонт, Сапфо, Алкей) и хоровая лирика (Алкман) как проявление. противостояния между полисной и аристократической мыслью. Спартанская музыкальная реформа VII в. до н. э. и этапы развития хоровой лирики.
Возникновение первых интеллектуальных сообществ (Пифагор); поиски первоосновы вселенной в натурфилософии (Фалес, Гераклит, Пифагор); их связь с иррациональностью греческой мысли (Олимпийские игры, дельфийский оракул) и первыми учениями о загробной жизни (орфизм).
Расцвет вазописи. Основные типы сосудов. Чернофигурная и краснофигурная вазопись. Авторское начало в ремесленном искусстве архаики.
Архаическая архитектура и окончательное оформление ордерной системы. Модуль. Дорический ордер. Ионический ордер. Энтазис и каннелюры. Единство архитектуры и ландшафта. Дорические храмы. Символика ордерных форм — мужественный (дорический), женственный (ионический) и девический (коринфский) стили в архитектуре. Место скульптуры в архитектурных сооружениях архаики.
Изображение куроса и коры. Круглая скульптура и рельеф. Человек в искусстве архаики.
Оформление алфавитной письменности.
Ранняя классика (490 — 450 гг. до н.э.). Два типа полисов: Афины и Спарта. Личность и общество в полисе. Период строгого стиля. Храм Зевса в Олимпии — один из первых общегреческих храмов. Фронтоны храма Зевса и скульптура ранней классики. Конструкция и типы древнегреческих храмов. «Дельфийский возничий». Творчество Мирона. «Дискобол», «Афина и Марсий».
Высокая классика (450 — 400 гг. до н.э.) Ведущая роль Афин в политике, культуре и искусстве («золотое пятидесятилетие»). Роль греко-персидских войн в утверждении классической культуры. Роль Пелопонесской войны в зарождении кризиса полиса.
Театр в жизни греческого плиса. Классическая скульптура: новые достижения в пластике. Канон красоты. Новые технические и изобразительные приемы. Контрапост. Мирон. Поликлет.
Мастера Афинского Акрополя. Круг Перикла — Анаксагор, Поликлет, Фидий. Пропилеи Мнесикла. Парфенон Иктина и Калликрата. Эрейхтейон в Акрополе. Скульптура Афинского Акрополя. Попытки достичь портретного сходства в скульптуре. Символика афинских статуй.
Переход к краснофигурному стилю в вазописи. Косвенные сведения о расцвете живописи.
Расцвет и триумф изобразительных искусств и архитектуры. Изменение места искусства в культуре.
Складывание театра и литературы под воздействием запросов общества.
Трагедия и комедия. Великие греческие драматурги — Эсхил, Софокл, Еврипид. Гетерофония в музыке.
Метафизика Аристотеля, учение Платона и культурный вызов софистов. Судьба Сократа.
Поздняя классика (400 — 323 гг. до н.э.)
Кризис полиса и поиск индивидуальности в культуре. Противоречия героики и лирического психологизма. Скульпторы Скопас и Пракситель. Попытки передать живую эмоцию: красота в страдании. («Аполлон Бельведерский» Леохара). Скульптурная лирика Праксителя. Последний великий ваятель Греции Лисипп. («Апоксиомен» и «Портрет Александра Македонского»).
Эллинизм (323 г. до н.э. — 30 г. до н.э.).
Эллинистическая культура как результат распространения греческого влияния на Восток и трансформация греческого сознания под влиянием восточных религий. Кризис полисной культуры. Мегаполисы. Формирование космополитизма. Эллинистический эскапизм (стоицизм, эпикурейство). Утрата классической гармонии в скульптуре. («Лаокоон», «Ника Самофракийская»). Эллинистическое портретное искусство. Фаюмские портреты: техника и эстетика. Взлет и непреходящие достижения естественных наук.
Тема 6. Культура Древнего Рима
Проблема оригинальности латинской культуры Античности. Влияние древнегреческого (классического, эллинистического) и этрусского искусства и культуры на древнеримскую культуру. Римская община и «римский миф». Общая характеристика культуры и искусства Древнего Рима. Апофеоз развития рабовладельческой социально-экономической системы. Феномен правовой культуры. Утилитаризм римской политеистической религии и искусства. Метаморфозы развития религии. Возникновение и развитие христианства. Периодизация древнеримского искусства и культуры.
Искусство этрусков (VIII—I вв. до н. э.). История культуры этрусков. Сочетание восточных черт (обряд «священного брака», трон, двуострая секира) и западных (бог Тин и его атрибуты, совет богов) в этрусской культуре. Изменение восприятия загробной жизни этрусками после галльского нашествия. Культ смерти в Этрурии. Этрусские тумулусы, зеркала и канопы. Трагическая судьба этрусской культуры.
Царский период (754 г. до н.э. — 510 г. до н.э.). Полулегендарный период зарождения римской государственности, основания Рима и римского завоевания Италии (в первую очередь, Этрурии и Кампании).
Эпоха республики (510—30 гг. до н. э.). Изгнание царей, создание аристократической республики и римской гражданской общины (civitas) — аналога греческого полиса. Формирование римско-италийской федерации и разница статусов civitas. Кодификация гражданского права «Законы XII таблиц» — способ борьбы за демократическое устройство Рима, основа римского права и всей европейской юриспруденции.
Интенсивное культурное развитие Рима в период создания средиземноморской державы (c III в. до н.э.). Пунические войны и работы Полибия — ведущего представителя античной историографии.
Завоевание Греции и эллинизация римской жизни (кружок Сципионов — центр эллинофильства). Первый римский поэт Ливий Андроник как репрезентативная фигура культуры Римской республики. Римская комедия: Плавт и Теренций. Катон, писатель и сенатор — основоположник римской прозы и ораторского искусства.
Градостроительные принципы республиканского искусства. Мост, акведук, базилика, амфитеатр, триумфальная арка, вилла, дворец, дорога, цирк, театр. Арка, свод и купол как воплощение новых архитектурных принципов. Италийский форум. Скульптурный портрет в Древнем Риме и заупокойный культ. Первый, второй и третий помпейский стили в живописи.
Мода на гладиаторские зрелища и травлю зверей как пережиток этрусских жертвоприношений в память об умершем. Женская эмансипация. Гадательные практики (авгуры и гаруспики).
Культура эпохи кризиса республики (I в. до н. э.) и поиски выхода из духовного кризиса в римском обществе (тема «упадка нравов»).
Демократические реформы братьев Гракхов по ограничению крупного землевладения. Гражданская война 1 в. до н.э., вызванная увеличением числа рабов и разложением крестьянского хозяйства.
Завершение формирования латинского литературного языка (Цицерон, Цезарь).
Эпоха империи (посл. треть I в. до н. э. — 476 г. н. э.). Диктатура Цезаря и падение республики. Установление императорской власти (Октавиан Август). Золотой век римской культуры. Римская классика. Взлет ораторского искусства (Цицерон), развитие историографии (Юлий Цезарь, Саллюстий, Тит Ливий, Тацит), философии (Лукреций, Цицерон), расцвет новой поэзии (Катулл, Вергилий, Гораций, Овидий).
Новый жанр авантюрно-бытового сатирического романа Петрония. Основание Палатинской библиотеки. «Об архитектуре» Витрувия.
Скульптуры и гробницы императорского Рима. Появление новых жанров изобразительного искусства. Натюрморт. Вершины портретной скульптуры. Архитектура императорского Рима. Колизей — амфитеатр Флавиев. Колонна и форум Траяна. Пантеон эпохи Адриана.
Эклектизм и проблемы морали в философии Сенеки, Марка Аврелия, Эпиктета. Возникновение христианства и формирование раннехристианского искусства. Катакомбные храмы. Живопись катакомб. Мартирии — первые христианские гробницы. Ранние христианские иконы. Зарождение литургической поэзии («Свете тихий»).
Падение Западной Римской империи в результате варварского нашествия.
Значение античной культуры и искусства для европейской и мировой культуры.
Планы групповых занятий и образовательные технологии к модулю I «Теоретические проблемы изучения истории мировой культуры. История культуры Древнего мира»
Раздел I. Теоретические проблемы изучения истории мировой культуры
Семинар 1. Тема 1. Теория культуры и история культуры (История общества как двояко детерминированный процессе. Роль культуры в этом процессе)
Цель: Представить модель развития общества как двояко детерминированный процесс. Показать роль культуры как вторичного детерминанта общественного развития. Обозначить проблему мировой и локальных культур. Показать важность экспериентного понимания культуры как социально значимого опыта деятельности. Продемонстрировать соотношение структурных уровней культуры — норм, традиций, идеалов. Обосновать роль идеала как смыслообразующего, динамического элемента культуры.
Вопросы для обсуждения
Культура и деятельность, культура и творчество, культура и социум: проблема определения сущности культуры в отечественной и зарубежной культурологии.
Экспериентная теория культуры: культура как социально значимый опыт деятельности.
Место и роль культуры в обществе. Культура и социально-производственные отношения как детерминанты общественного развития.
Структура культуры. Культурные нормы, традиции и идеалы в структуре культуры.
Социальный идеал и утопия. Роль социального идеала в динамике культуры и общества.
Темы рефератов
Современный трансмарксизм, теория двоякой детерминированности социума и концепция социально-исторических эстафет Ю.И.Семенова.
Социализация и инкультурация.
Нормативность в культуре. Структура и разновидности культурных норм.
Традиции и новации в культуре.
Старые и новые социальные идеалы в истории культуры.
Роль красоты в социальном идеале.
Утопия и ее роль в изменении культуры.
Проблема субъекта исторического процесса.
Политическое сознание, политическая культура и политическое мифотворчество в истории культуры.
Современные подходы к определению этноса и нации. Роль культурной составляющей в этно-социальных процессах.
Правовые и культурные нормы: сходство и различия.
Универсальное и историческое в морали. Влияние культуры на мораль.
Религия и наука в современном обществе и истории культуры.
Прогностическая роль искусства: художественный образ и его роль в развитии культуры.
Образовательные технологии
Информационно-коммуникативная
Поисково-исследовательская
Задания для самостоятельной работы студентов
Составление развернутого глоссария по теме «Теория культуры и история культуры»
Формы контроля самостоятельной работы студентов
Устный опрос
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций
Устный опрос, собеседование
Семинар 2. Тема 2. Основные подходы к всемирной истории и культуре. (Учебно-теоретическая конференция. Плюрально-циклический (цивилизационный) и унитарно-стадиальный подходы к истории культуры).
Цель: Развивать навык критического чтения и системного изложения материала, тем самым развивать способность представлять освоенное знание, системные взаимосвязи внутри и между дисциплинами в контексте профессиональной культуры; готовность к участию в экспертно-консультационной работе и стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; умение критически оценивать свои достоинства и недостатки.
Вопросы для обсуждения:
Плюрально-циклическая концепция истории культуры в трудах славянофилов.
Плюрально-циклический подход в работе С.П.Хантингтона «Столкновение цивилизаций».
Плюрально-циклический подход в работах Л.Н.Гумилева.
Философско-историческая концепция А. Сен-Симона.
Концепция всемирной истории и культуры И.Г.Гердера.
Возникновение и развитие идеи исторической эстафеты и глобально-исторического понимания истории в работах Гегеля.
Марксистская теория исторического развития (К. Маркс, Ф. Энгельс).
Понимание истории и культуры в работах Ф. Броделя.
Постмодернистская трактовка истории культуры.
Происхождение и суть антиисторизма.
Образовательные технологии
Инфоормационно-коммуникативная
Поисково-исследовательская
Деловая игра
Задания для самостоятельной работы студентов
Составление развернутого глоссария по теме «Основные подходы к всемирной истории и культуре»
Формы контроля самостоятельной работы студентов
Устный опрос
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций
Устный опрос, собеседование
Семинар 3. Тема 2. Основные подходы к всемирной истории и культуре. (Сравнительный анализ основных подходов к истории мировой культуры.)
Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме, тем самым способствовать овладению культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике; способность к использованию современных методик и форм учебной работы в учреждениях общего образования.
Вопросы для обсуждения
1.Индивидуальное заполнение таблицы «Основные подходы к всемирной истории и культуре».
2. Групповое представление результатов работы.
3. Обсуждение.
Образовательные технологии
Информационно-коммуникативная
Поисково-исследовательская
Индивидуальная работа
Работа в группах
Задания для самостоятельной работы студентов
Конспект одного из ключевых для данной темы источника (по выбору студента)
Формы контроля самостоятельной работы студентов
Устный опрос
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций
Устный опрос, собеседование
Семинар 4. Тема 2. Основные подходы к всемирной истории и культуре. (Основные этапы всемирной истории и культуры: общая характеристика)
Цель: Способствовать овладению теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике.
Вопросы для обсуждения
Основные этапы всемирной истории и культуры согласно современному унитарно-стадиально-эстафетному пониманию истории и культуры.
Особенности эпохи Первобытности.
Особенности эпохи Древнего Востока.
Особенности эпохи Античности.
Особенности эпохи Средних веков.
Особенности эпохи Нового времени.
Особенности эпохи Новейшего времени.
Темы рефератов
История понятия «Средние века».
История понятия «Возрождение».
История понятия «Новое время» и «Западная Европа»
История понятия «Древний Восток».
Образовательные технологии
Информационно-коммуникативная
Поисково-исследовательская
Терминологический диктант
Работа в группах
Формы контроля самостоятельной работы студентов
Устный опрос
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций
Устный опрос, собеседование
Контрольные вопросы
Структура культуры.
Историческая динамика культуры.
Плюрально-циклический поход к мировой истории культуры.
Унитарно-эстафетный поход к мировой истории культуры.
Раздел II. История культуры эпохи Первобытности и Древнего Востока
Семинар 5. Тема 3. Зарождение человеческого общества и культуры. Первобытная культура. (Основные этапы и закономерности антропосоциогенеза. Культурогенез.)
Цель: Систематизировать и обобщить знания о процессе антропосоциогенеза как процесса зарождения человека, общества и культуры, тем самым способствовать овладению культурой мышления, развитию способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения. В процессе семинара благодаря сочетанию индивидуальной и коллективной работы развивается стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; умение критически оценивать свои достоинства и недостатки.
Вопросы для обсуждения
1. Заполнение таблицы «Основные этапы антропосоциогенеза».
2. Коллективная проверка и обсуждение материалов таблицы.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория и история культуры. Учебно-методическое пособие для студентов бакалавриата гуманитарных направлений подготовки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других