5 ступеней общения с ребенком

Татьяна Покопцева, 2022

Слова, которые мы употребляем каждый день, влияют на наше восприятие людей, событий, на всю нашу жизнь, на то, как мы ее познаем посредством слова, сказанного нам, когда мы были маленькие, и услышанного нами во взрослом возрасте. В эпоху потери коммуникативных навыков общения мы теряем связь друг с другом, в том числе внутри семьи. Никакие блага мира не помогут вашему ребенку стать счастливым, если не будет адекватного общения в семье. Существует прямая зависимость между тем, как разговаривают родители с ребенком, и тем, каким этот ребенок вырастает: невротиком или счастливым человеком. Языковое воспитание поможет ребенку выстроить правильное мышление о себе. Общайтесь с ребенком через любовь и уважение, прислушивайтесь к словам, которые говорит ваш ребенок. Держите свою речь и мысли в чистоте, не ставьте границ своими словами ребенку, чтобы он смог стать тем, кем он хочет, ведь только так можно стать счастливым. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

Из серии: Мама Рунета

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 5 ступеней общения с ребенком предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Вы полагаете, что ребенок может научиться разговаривать сам по себе? Нет. Если с ребенком не разговаривать, то и говорить он не будет. (Вспомним «Таинственный остров» Ж. Верна, где главный герой, оставшись без человеческого общения, потерял навык и говорить, и думать, как человек.)

У ребенка должен быть источник речи, он должен слышать обращения к нему, живую речь вокруг него, поэтому зачастую ранняя речь ребенка во многом зависит от вовлеченности родителя или родителей, окружения в общение с ребенком. (Хочется отметить: не просто фоновое общение, а обращение к крохе, вопросы, комментарии, диалог. Он отвечает по-своему, но отвечает — значит участвует в акте коммуникации.)

Что такое язык? В первую очередь это средство общения, это система знаков, это вторая сигнальная система, которой обладают только люди, язык — необходимое условие существования человеческого общества. Язык выполняет важнейшие функции, такие как номинативная («называет» вещи и явления), коммуникативная (язык используется для общения), когнитивная, или гносеологическая (познавательная), аккумулятивная («накопительная», язык накапливает и хранит информацию) и экспрессивная функция (с помощью языка выражается эмоциональное состояние говорящего). И именно язык со всеми его функциями является важнейшим компонентом речевой деятельности. Более того, речь — это индивидуальная языковая комбинация, каждый раз новое употребление языка в различных ситуациях и с разным назначением. Речевой акт всегда включает в себя и говорение, и слушание, то есть двустороннее взаимодействие.

Таким образом, и язык, и речь являются неотъемлемыми элементами развития человека, его участия в жизни общества.

В современном мире мы наблюдаем тенденцию к вымиранию некоторых языков, изменению общения (увеличивается общение виртуальное, а живое общение утрачивает свое значение), из речи исчезают слова, а как следствие, понятия, которые эти слова обозначали (например, «доблесть», «благородство»), в связи с глобализацией многие языки по всему миру страдают от засилия англицизмов, идет тенденция к упрощению, лояльности к ошибкам (грамматическим, синтаксическим, смысловым), сленг и жаргон становятся нормой общения, снижается личный словарный запас человека, что отражается и в литературе, и в кинопроизводстве, и на телевидении.

Очень интересна последняя функция языка — экспрессивная. Она задействует зачастую различные языковые средства, например метафоры. И именно они, по мнению ученых Дж. Лакоффа, М. Джонсона, активно используются в формировании картины мира и наших чувств. Когда вам плохо или трудно, вы прибегаете именно к метафорам, например говорите: «Я в долговой яме», «Я загнанный зверь». Метафор, которые используются в более позитивном аспекте описания своей жизни и чувств, гораздо меньше. (Редко можно услышать, чтобы человек говорил о себе: «Я — царь Мидас» или «У меня глаз-алмаз»). Метафоры часто используются в речи человека именно для описания трудного, бедственного, сложного состояния и во многом определяют картину мира. Также мы активно используем эпитеты, которые придают выразительность нашим словам («неприступная женщина», «холодное сердце», «золотые руки»). Художественные средства в нашем языке отвечают не только за эмоциональный фон, но и зачастую показывают наше отношение к миру, себе и людям. Использование художественных средств в речи в том числе свидетельствует и о словарном запасе говорящего.

Наша речь имеет огромное значение, такого количества речевого воздействия (интернет, СМИ) не было никогда. Речь воздействует таким образом, что активизируется процесс внушения и подражания. Процесс подражания особенно заметен на примере «мама — ребенок», потом «друзья — подростки». То есть сначала ребенок копирует речь и речевое поведение мамы, а потом, в подростковом возрасте, зачастую речь и речевое поведение круга друзей. Сегодня процесс речевого внушения и подражания охватывает миллионы людей во всем мире, потому что появились так называемые инфлюенсеры и блогеры, которые для многих становятся речевыми моделями, и не всегда эта модель грамотная.

Слова и речь воздействуют многоканально: не только в семье, в интернете, в школе, в университете, но и в магазинах, на улицах, в политике. Слова и речь лидеров мнений могут внушить страх или, наоборот, воодушевить. Система знаков, одежда — это тоже так и или иначе невербальный язык общения.

Имея низкое качество языка в обществе, сможем ли мы создать уникальную и прогрессивную культуру? Смогут ли наши дети быть частью такой прогрессивной культуры? Прогрессивной по мышлению? А мы знаем, что наука и искусство, как говорил В. фон Гумбольдт, известный ученый и лингвист, имеют единственную цель: прогрессивное саморазвитие человека.

Развивая языковые навыки и грамотную речь, мы развиваем собственное мышление и мышление наших детей, мы учим их говорить и мыслить согласно обширным возможностям, которыми обладает их мозг. Посмотрите на современный уровень владения языком. Послушайте, как люди разговаривают друг с другом, что мы читаем в социальных сетях, а потом посмотрите вокруг — и вы найдете явную взаимосвязь языка и окружающего мира: чем богаче и грамотнее язык и мышление общества, тем гармоничнее мир вокруг.

Язык и речь пронизывают всю нашу жизнь, все наше естество, участвуют в важнейших процессах становления человека, а начинается все непременно с семьи. Об этом, о языковом воспитании в семье, и пойдет разговор дальше.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 5 ступеней общения с ребенком предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я