Девчата, перед вами уникальное издание — печатная версия культового курса о детском сне «СОН МАЛЫША. МАМА В РЕСУРСЕ». Когда я говорю культовый, я отнюдь не преувеличиваю, я лишь озвучиваю мнение нескольких тысяч моих выпускниц, которые остались впечатлены результатами, достигнутыми в процессе работы на курсе. Каждая мама найдет для себя полезную информацию и возможность решить свою проблему. Данное пособие будет огромной поддержкой для молодой женщины, недавно ставшей матерью.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Как наладить сон малыша. Полное руководство от консультанта по детскому сну» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2. Работа с ассоциациями.
В данной главе речь пойдет о шагах, которые нам нужно пройти, чтобы получить возможность начать работу с ассоциациями. Как вы уже поняли, нельзя просто взять и убрать ассоциацию, этому действию всегда предшествует подготовительная работа, которая делает весь процесс разделения ассоциаций максимально мягким и продуктивным. У некоторых мам удается убрать сильную ассоциацию на одном из промежуточных этапов подготовительной работы.
Шаг 0.
Перед работой маме важно четко сформулировать свои цели. Грубо говоря, нужно обозначить:
Точка А — это то, где вы находитесь сейчас. Те проблемы, которые вам нужно решить.
Точка В — это тот результат, на который вы рассчитываете.
Сложности, которые могут возникнуть при постановке целей:
* Неверно выбрана точка А. Она иллюзорна.
Возможно, маме кажется, что именно наличие ассоциации создает проблему, но это не так. Возможно, то, что вам кажется проблемой, является нормой на данном этапе?
К примеру, мы не обучаем детей самостоятельному засыпанию ранее 4,5 месяцев. Потому что это может вызвать сильный стресс у малыша, получение помощи при засыпании в таком возрасте является физиологической потребностью, которую нельзя игнорировать.
* Точка Б нереалистична.
Результат, к которому вы стремитесь, должен быть реалистичным и достижимым. При формулировке целей учитывайте не только свои желания, но и возможности их достижения, ресурсы ребенка и семьи. Перед тем как сформулировать цель, проанализируйте все факторы, влияющие на ее достижение, а именно: реалистичные сроки достижения целей с поправкой на возраст малыша, возможность откатов из-за зубов, кризисов, особенностей жизнедеятельности семьи. Главное, важен не сам процесс достижения цели, а именно конечный результат, который вы хотите получить, осуществляя этот процесс.
Если вы хотите разделить ассоциацию на сосание грудь — ответьте на вопрос, для чего вам это? Какие сложности вызывает эта ассоциация, можно ли решить эти сложности иным способом? И являются ли они настоящими сложностями, а не давлением социума, например?
* Отсутствие понимания структуры работы.
Если у вас нет ясного понимания, каким способом вы добьетесь своей цели, скорее всего у вас будут завышены ожидания от работы, а сам процесс может вас разочаровать.
Задание:
Выберите из списка ниже актуальные цели для вас.
1. Настроить предсказуемый распорядок снов.
2. Укладывание без слез, в течение 10-20 минут.
3. Укладывание без укачивания/груди/пустышки/пеленки.
4. Научиться управлять режимом, работать с откатами.
5. Укрепить привязанность с малышом, понимать его.
6. Правильно рассчитывать и выстраивать ВБ.
7. Попадать в окно в сон (организовать режим так, чтобы попадать в него).
8. Удлинить дневные сны.
9. Уменьшить или сократить ночные пробуждения.
10. Обучить самозасыпанию.
11. Перевести в отдельную кроватку/комнату.
12. Делегировать укладывания родным и/или значимым близким.
Сроки работы на каждом шаге.
Если вы держите в руках этот гайд, думаю, с нулевым шагом вы уже определились. Сформулируйте свою цель согласно рекомендаций в пункте выше, а я расскажу о примерных сроках работы на каждом последующем шаге.
Шаг 1 — Шаг 4 — работа над этими шагами длится в среднем около недели. На каждом из этих шагов вы начнете замечать положительные изменения, происходящие с качеством сна вашего малыша.
После проработки 4 шагов должны уйти:
* сопротивления засыпанию,
* ночные гуляния,
* ранние утренние подъемы,
* время засыпания также должно сократиться,
* частично уйдут короткие сны днем,
* частично уйдут частые пробуждения ночью.
Почему частично? Чтобы не повышать вашу тревожность, объясняю механику появления коротких снов и частых ночных пробуждений.
Причины:
* Возрастной кризис. В первый регресс сон становится цикличным, и неумение продлевать циклы сна заставляет ребенка просыпаться при каждой его смене, требуя помощи в продлении сна от мамы. Кроме того, малыш переживает возрастные скачки роста практически каждый месяц на протяжении первого года жизни. Скачок также провоцируют ухудшения качества сна, заставляя малыша просыпаться чаще ночью и/ или днем.
* Дискомфорт, который может возникать при прорезывании зубов, во время ОРВИ и т.д. Во сне у малыша обостряются все неприятные ощущения, вызванные дискомфортом, делая сон фрагментированным.
* Неорганизованный ритм дня. Недостаток усталости или же наоборот — переутомление, неподходящие балансы или отсутствие стабильности в организации распорядка дня провоцируют проблемы со сном, в частности частые пробуждения.
Какая бы причина не вызвала ЧНП, она может усилить ассоциацию. Как уже говорили выше, просыпаясь ночью или посреди дневного сна, малыш ждет помощи в продлении сна от мамы. Когда он получает эту помощь, у него формируется привычка — то есть зависимость от определенных условий, которые помогают его сон организовать и сохранить.
Насколько сильно формируется эта привычка, ответить сложно, это вопрос индивидуальный, который зависит от времени, на протяжении которого сохраняется проблема, от внутреннего состояния мамы и ресурсов малыша.
По сути усиление ассоциации и переход ее в негативный характер — это уже следствие, а причины, ему предшествующие, мы как раз и устраняем на шагах 1-4.
И решение проблемы на этих шагах может быть частичным именно потому, что привычка может сохраняться даже после устранения причин, которые ее сформировали. И если у вашего малыша произойдет именно так, тогда вам нужно будет двигаться дальше, прорабатывая 5 и 6 шаг.
Подробнее о частых ночных пробуждениях и как их уменьшить я описала в книге «Что делать, если ребенок часто просыпается ночью. Как убрать частные ночные пробуждения: нормы пробуждений по возрастам, пошаговые стратегии работы». Вбивайте название книги или мою фамилию в поисковик Литрес или на маркетплейсах для быстрого поиска.
Шаг 5-6 — как я уже написала выше, этот шаг потребуется не каждому малышу, чтобы решить проблемы. Кому-то будет достаточно первых 4 шагов. Но если на предыдущих шагах не решилась полностью проблема частых ночных пробуждений и коротких снов, то как раз на 5 шаге начнется работа по изменению привычек, которые мешают малышу спать. Длительность работы на этом этапе зависит от возраста малыша, выбранной методики работы, организации процесса и длительности откатов (если таковые случатся), а также от целей, которые поставила для себя мама. В среднем работа на этих этапах может длиться от 2-3 до 5-6 недель.
Что поможет маме идти уверенно и без ошибок в работе с ассоциациями? Таня вам поможет:) и в прямом, и в переносном смысле. Я, Татьяна Кремнёва, сформулировала основную стратегию в работе в аббревиатуру «ТАНЯ».
Т — терпение для наблюдения и статистики. В работе с малышом мама должна быть очень аккуратна — важно вводить все изменения плавно, отслеживая реакции малыша, чтобы не навредить ему. Отслеживая реакции, важно собрать статистику, которая поможет впоследствии правильно определить тактику дальнейшей работы. Реакция малыша на те или иные изменения может проявляться не сразу, а на протяжении 3-4 дней. И вот как раз здесь и предстоит маме проявить терпение, проверяя свои гипотезы.
А — анализ данных. Сбор статистики — это лишь малая часть работы со сном. Важно эту статистику проанализировать, понять, насколько тактика работы подходит малышу, при необходимости изменить ее, снова собрать и проанализировать статистику.
Н — навык тестирования. Это очень важный навык в работе со сном малыша. Довольно сложно сразу определить, какая именно стратегия работы подойдет малышу. Учитывая тот факт, что малыш растет не по дням, а по часам, в разные периоды жизни он может по-разному реагировать на одни и те же события, важно тестировать каждый шаг. Даже самый опытный консультант предложит вам протестировать ту или иную стратегию работы, чтобы удостовериться, что она подходит малышу в конкретный период.
Я — ясность в работе со сном. В каждом потоке курса Сон Малыша, я прошу своих учениц (даже настаиваю), чтобы они письменно фиксировали пошаговый план работы. Такой план как раз и дает ясность, понимание, как будет происходить работа, а значит и снимает тревожность, дает маме уверенность.
Шаг 1. Внешние условия.
На этом шаге нам необходимо оптимизировать все факторы внешней среды, которые прямо или косвенно могут влиять на качество сна. Вполне возможно, что, оптимизировав внешние факторы, вам не придется идти на следующий шаг, и проблема уже решится на этом. Возможно, именно какой-то из внешних факторов мешает ребенку спать, например, слишком жаркий воздух в его комнате.
Чтобы ничего не упустить и создать благоприятные для малыша внешние условия, используйте Чек-Лист «Комфорт и Сон». Пишите мне в личные сообщения в любой социальной сети Сон Малыша, и я отправлю вам ссылку на Чек-лист.
Важно! Проверять внешние условия по чек-листу нужно регулярно, возьмите за правило раз в неделю проверять каждый пункт и менять ситуацию в лучшую сторону, если это необходимо.
Задание:
Оптимизируйте внешние условия согласно чек-листа.
Шаг 2. Ресурс мамы.
Это очень важный шаг, который нельзя игнорировать. Ресурс мамы — это та движущая силы, которая будет формировать весь прогресс. Ресурс мамы — это инструмент достижения целей, это возможность для мамы наслаждаться полученными результатами и не свернуть с намеченного пути.
Сейчас я хочу, чтобы вы осознали: вы стали мамой, и это навсегда. Да, будут периоды наиболее сложные, будут и полегче. Малыш будет расти и его поведение, внешний вид и требования к маме будут меняться, но они будут всегда. Я имею в виду требования. Теперь вы навсегда (на долгие годы точно) в ответе за благополучие другого человека. Уже не удастся пересидеть, переждать пока все закончится, нужно учиться жить в новых реалиях.
Именно жить, а не выживать. Я хочу, чтобы прямо сейчас вы поняли, что ваша жизнь стала другой, но она по-прежнему может быть счастливой, интересной и наполненной. И какой она будет, зависит именно от вас.
Поэтому я прошу вас со всей серьезностью отнестись к теме восполнения собственного ресурса. Что значит быть в ресурсе?
* Ваши базовые потребности удовлетворены.
* Вы испытываете комфорт от тех условий, в которых находитесь.
* Вы существуете как отдельная единица, в обязанности которой входит забота о своем ребенке (вы не растворяетесь в потребностях ребенка или другого члена семьи).
* Вы испытываете ощущение счастья и внутреннего удовлетворения чаще, чем негативные эмоции.
Каким образом можно добиться ресурсного состояния?
* Вам нужно выделить те дела, которые помогут вам реализовать каждый из вышеперечисленных пунктов.
* Найти время на эти дела. Конечно, первым делом нужно решить проблемы со сном малыша, чтобы выделить для себя несколько свободных часов в день. Пока вы решаете проблемы со сном, подумайте, кому вы можете частично делегировать свои домашние обязанности и обязанности по уходу за малышом.
* Ежедневно уделять себе не менее 20 минут на выполнение ресурсных дел.
Помните, Мама в ресурсе = адресное внимание малышу = хороший сон.
Задание.
* Напишите список из 30 или более ресурсных дел, которые можете выполнять ежедневно.
* Проведите 10 минут без ответственности. Отключитесь от внешнего мира, не думайте о ребенке и своих обязанностях. Делайте такое упражнение ежедневно.
Шаг 3. Настраиваем ПАСПОРТ Сна, работаем с режимом и балансами.
Крепкий сон начинается не в спальне, когда вы пришли укладывать малыша. Крепкий сон начинается с момента пробуждения.
Именно с пробуждениями малыша мама должна делать определенные действия, которые помогут ей добиться быстрого засыпания и сделать сон крепким и продолжительным. Все эти действия я собрала в систему, которая называется ПАСПОРТ Сна.
П — пробуждение. При пробуждении маме необходимо провести ритуал, который станет неким приветствием и обозначит малышу время наступления бодрствования.
А — активное бодрствование. Это время, когда ребенок должен получить нагрузку, чтобы выплеснуть всю свою энергию и накопить усталость, которая как раз и поможет сделать сон более крепким, а засыпание быстрым. В это время необходимо чередовать нагрузку с более спокойными играми, чтобы не переутомить малыша.
С — спокойное бодрствование. Это время непосредственно перед засыпанием, когда мама помогает малышу расслабиться, затормозить нервную систему, настроиться на сон. Мама проводит максимально расслабляющие занятия, дает максимум тактильной и голосовой поддержки.
П — признаки усталости. Когда малыш качественно расслаблен, он начинает подавать сигналы маме — признаки усталости. По этим сигналам мама ориентируется, что наступило время сна.
О — окно в сон. Самое благоприятное время для того, чтобы уложить малыша спать. Окно в сон открывается после того, как малыш продемонстрировал признаки усталости, и закрывается примерно через 10-15 минут после.
Р — Перед тем, как уложить малыша спать, маме необходимо обязательно провести ритуал — определенный порядок действий, который промаркирует малышу время наступления сна.
Т — Тишина. Время, когда малыш уснул.
Система очень проста и понята, она дает маме понимание, как правильно организовать бодрствование, в какой последовательности организовывать игры и занятия. Но секрет успеха заключается не только в правильном наполнении бодрствования, но и в его продолжительности. А также в продолжительности сна. Существует несколько видов балансов, которые нужно учитывать при организации ритма дня:
* Баланс дневного и ночного сна. Правильное распределение суммарного сна между дневным и ночным сном. Это очень важный баланс, он как раз и формирует предпосылки к появлению ЧНП и ночных гуляний, влияет на поведение малыша и качества сна днем. Большое количество дневного сна создаст проблемы ночью, не продолжительный ночной сон сделает малыша днем капризным и нервным. Важно найти баланс.
* Баланс дневного сна внутри дня. Когда вы определились, сколько часов малыш должен спать днем, необходимо разделить эти часы на несколько отрезков, в зависимости от количества дневных снов малыша.
* Баланс промежутков бодрствования. Определить, какую продолжительность бодрствования малыш может гулять без сна, при этом не переутомляться и достаточно уставать.
* Баланс суммарного сна и бодрствования. Грубо говоря, этот баланс помогает разделить 24 часа в сутках на время сна и бодрствования. Важно понимать, что незначительное перераспределение дневного и ночного сна внутри суток имеет место быть, но межсуточные балансы желательно соблюдать на ежедневной основе.
* Баланс бодрствования в течение дня. Суммарные значения, которые может малыш гулять внутри суток, а также распределение этого баланса на отдельные отрезки времени без сна.
* Баланс наполнения бодрствования (ПАСПОРТ). Длительность ритуалов, активного и спокойного бодрствования.
* Баланс нагрузки (основной ориентир на АБ). Качество и интенсивность нагрузки, частота чередования нагрузки с более спокойными занятиями.
Каждый баланс нужно настроить — то есть подобрать оптимальные средние значения, используя собранную статистику за 3-4 дня. Проанализировать изменения качества сна и поведения малыша, при необходимости скорректировать балансы.
Задание:
1. Протестируйте не менее 10 вариантов АБ для малыша, подходящие по возрасту и выберите те, которые понравятся вам и ему. Для получения списка возможных вариантов АБ и СБ напишите мне в любую социальную сеть Сон Малыша. И я вам их отправлю.
2. Методом тестирования подберите не менее 10 вариантов СБ, подходящие по возрасту.
Шаг 4. Расширение ассоциаций.
На данном этапе нам нужно выделить сильную ассоциацию, и дополнить ее двумя более слабыми, через которые и будете уходить от сильной. По сути этот шаг дает малышу ресурс принимать безболезненно предстоящие перемены в организации сна. Вводя дополнительные ассоциации, мы как бы говорим малышу: «Я с тобой, я тебя не бросаю. Условия меняются, но я учитываю твои потребности, я не оставляю тебя без помощи совсем.»
Сильные ассоциации: Грудь. пустышка, укачивание, коляска, присутствие взрослого.
Слабые ассоциации: Белый шум, теснота, температура.
Дополнительные ассоциации: это ваша голосовая и тактильная поддержка, которую вы подключаете непосредственно в момент засыпания и продления сна, параллельно с сильной ассоциацией. На этом шаге важно применять дополнительные ассоциации во время каждого засыпания и продления сна, чтобы малыш могу к ним привыкнуть.
Слабые ассоциации — это помощники в работе, которые могут оставаться и после того, как сильная ассоциация будет проработана.
Дополнительные ассоциации могут быть следующих видов:
* шипящий или мычащий монотонный звук (ччччччч, шшшшшшшшш, мммммм),
* поглаживание малыша по какой-либо части тела,
* ритмичное похлопывание по какой-либо части тела,
* ритмичное сжатие руки,
* неподвижно лежащая ваша рука на любой части тела малыша.
Дополнительные ассоциации определяются путем тестирования.
Задание:
Понаблюдайте за малышом, какие именно дополнительные ассоциации будут способствовать расслаблению, не будут вызывать раздражения и будут легки в исполнении для вас.
Какие сложности могут возникнуть при расширении ассоциаций?
Малыш может противиться расширению ассоциаций, проявлять недовольство, если не проработаны первые 3 шага и не решены следующие проблемы:
* недостаток нагрузки или расслабления,
* неподходящая продолжительность бодрствования (слишком продолжительное или наоборот недостаточно продолжительное),
* слишком продолжительный или наоборот непродолжительный сон накануне,
* неверно подобранный ритуал на засыпание (он может бодрить или вызывать сопротивление),
* не наполненная ресурсами мама, которая будет психовать во время укладывания, потому что ей нужно будет использовать дополнительные ассоциации.
Критерии правильности организации подготовительного этапа (1-4 шага).
1. Засыпание до 20 минут на каждый сон.
2. При засыпании малыш не показывает сопротивления, засыпание происходит без слез.
3. Ассоциации расширены (если есть опыт засыпания без сильной ассоциации — это большой успех и залог успеха на следующих этапах работы).
4. Есть опыт продления сна без сильной ассоциации.
5. Мама понимает каждый пункт ПАСПОРТа, умеет чередовать нагрузку и расслабление.
6. У мамы есть не менее 5 работающих вариантов успокоения малыша.
7. Есть стабильное количество дневных снов (работа при переходе на меньшее количество снов возможна, но она будет сопровождаться определенными сложностями).
Скрытые (вторичные) выгоды. Или что может помешать маме уйти от сильной ассоциации.
Скрытая или вторичная выгода — это внутренний блок, который мешает маме двигаться вперед. Само слово выгода говорит само за себя — маме удобно иметь проблемы, они закрывают какие-то ее внутренние потребности. Мама сама может не осознавать, что с помощью проблем со сном решает какие-то свои внутренние проблемы.
Приведу несколько примеров, возможно, они помогут вам определить свою скрытую выгоду, если таковая имеется.
* Способ закрыться от мира, мужа, родных. Через проблемы со сном мама закрывается от общения с близкими или родными, впадает в состояние жертвы.
* Установки: «материнство — это боль и преодоления»; «материнство — это тяжелая работа, оно не может быть простым и легким». Такие установки могут быть заложены женщинами старшего поколения, у которых в силу разных обстоятельств материнство проходило именно через преодоления — войны, отсутствие благоприятных условий для рождения и роста детей, отсутствие помощи извне и т.д.
* Поиск внимания от мужа или родных. Вы не спите, испытываете сложности, желая таким образом получить больше внимания и заботы со стороны своих родных и близких.
* Желание быть ближе к своим бабушкам и маме, которые дают советы, блокируя вам возможность взять на себя ответственность за происходящее. Даже если советы не работают, вам сложно от них отказаться и не следовать им, чтобы не потерять отношения со своими близкими, которые пытаются вам помочь.
* Желание быть жертвой.
Существуют и другие вторичные выгоды. В рамках работы на курсе Сон Малыша организован тренинг, который так и называется «Скрытые выгоды». Работа на тренинге происходит с психологом, который помогает определить скрытую выгоду мамы, и реализовать работу со сном максимально продуктивно, учитывая все вторичные выгоды мамы. Чтобы приобрести полный пакет курса Сон Малыша и воспользоваться бонусами, предлагаю ознакомиться с возможными тарифами на сайте Сон Малыша.
Шаг 5 — Разделение ассоциаций.
Этот шаг подразумевает изменение способа укладывания (замена сильной ассоциации на дополнительные), под контролем режима и балансов.
Для разделения ассоциаций мы используем определенные методики работы, которые будут описаны в одной из следующих глав. На текущем этапе засыпание еще может проходить с помощью мамы, но степень активного участия мамы в процессе засыпания постепенно снижается, уходят зависимости от сильных ассоциаций.
Какие сложности могут возникнуть на 5 шаге?
* Психологическая неготовность мамы. Мама может быть сама не готова отказаться от сильной помощи (например, от сосания груди или укачивания), боясь нарушить привязанность или боясь сопротивления малыша.
* Плохо настроены первые 4 шага. Как вы уж поняли, залог успеха кроется именно в организации первых 4 шагов, особенно 2, 3 и 4. Чтобы ребенок уснул без сильной ассоциации, он должен хотеть спать, следовательно, его нагрузка должна быть оптимальной. При этом он должен быть качественно расслаблен, соответственно должна быть работа с СБ. Важна длительность бодрствования, а также ресурс мамы, которая нашла способ организовать все условия для засыпания, и помощь, которой можно заменить действие сильной ассоциации.
Шаг 6 — Обучение самостоятельному засыпанию.
Самостоятельное засыпание (СЗ) подразумевает полный отказ от какой-либо помощи во время засыпания и сна. Мама по-прежнему организует ПАСПОРТ, но после ритуала оставляет малыша одного на время засыпания и сна.
Скажу сразу, мы не используем СЗ ради СЗ, для того, чтобы проработать этот этап, должны быть веские причины:
* Не решились проблемы на шаге 1-5. Есть небольшой процент детей, у которых не уходят ЧНП или короткие сны после разделения ассоциации и, чтобы научиться самостоятельно перескакивать из одного цикла сна в другой, им нужно полное СЗ. Повторюсь, таких детей не так уж много, большинству достаточно разделения ассоциаций, при условии соблюдения ритма дня и балансов.
* У мамы есть цели, которые предполагают СЗ. Например, маме пора выходить на работу, и она хочет максимально подготовить малыша к самостоятельности, или малыш собирается в детский сад. В общем есть какие-то причины, по которым малышу требуется навык СЗ.
Карта сна.
Напишите мне в личные сообщения, и я пришлю вам карту сна — это будет ваш инструмент для дальнейшей работы, в котором вы сможете собирать и анализировать статистику по балансам, строить ритм дня, решать проблемы со сном и засыпанием, расписать пошаговый план работы по разделению ассоциаций и обучению малыша СЗ.
Если у вас возникли сложности с оформлением Карты сна, так же напишите мне и я постараюсь помочь вам.
Как работать с картой сна:
1. Создайте копию карты на своем гугл-диске. Для этого пройдите по ссылке, которую я вам отправлю, в левом верхнем углу найдите меню «Файл — Создать копию». В открывшемся окне выберите путь (любая папка на вашем гугл-диске) и дайте название вашей карте.
2. Если вы работаете с телефона, установите приложение «Таблицы». Через это приложение вы сможете открывать и вносить корректировки в карту, используя мобильное устройство.
3. Если работете с ПК, откройте ссылку в браузере.
4. Начните заполнение карты с вкладок:
* Анкета — внесите все актуальные данные, относящиеся к вашему малышу.
* Чек-Лист — внесите актуальные значения на текущий момент, проанализируйте, какие из них нужно оптимизировать. Проверяйте чек-лист не реже одного раза в неделю, на протяжении всей работы.
* КРД — копилочка ресурсных дел. Это тот самый список дел, который поможет вам оставаться в ресурсе на протяжении всего времени работы.
* ВБ — время бодрствования. Впишите списки вариантов наполнения бодрствования, подходящие по возрасту, с разделением на занятия, которые можно использовать во время АБ и СБ.
* Ритуал — во вкладке вы найдете примеры готовых ритуалов по возрастам, а также инструкцию по его составлению. Ниже будет целый раздел, посвященным ритуалу, после его изучения впишите свой ритуал в эту вкладку.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Как наладить сон малыша. Полное руководство от консультанта по детскому сну» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других