Экономическая социализация личности. Ценностный подход

Татьяна Дробышева, 2013

В монографии представлены результаты теоретического, экспериментального и эмпирических исследований экономической социализации формирующейся личности. Значительное внимание уделяется теоретическим представлениям о содержании, структуре и факторах данного феномена. Обоснован ценностный подход к исследованию экономической социализации детей и подростков. Анализируется динамика ценностных ориентаций формирующейся личности в условиях микросредового влияния. Организован специальный естественный социально-психологический формирующий эксперимент. Проанализированы положительные стороны и трудности его применения. Показана динамика ценностных ориентаций личности младших школьников в разные исторические периоды развития российского общества. Установлены закономерности в характере и направленности общей и парциальной динамики ценностей. Функция ценностных ориентаций формирующейся личности в контексте ее экономической социализации раскрывается через анализ их связей с элементами экономических представлений, мотивами и стратегиями поведения школьников в игре, моделирующей ситуации взаимодействия экономических субъектов. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Перспективы психологии

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономическая социализация личности. Ценностный подход предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Российская академия наук

Институт психологии

Рецензенты

доктор психологических наук, профессор Т. П. Емельянова доктор психологических наук, профессор Н. Е. Харламенкова

© ФГБУН Институт психологии РАН, 2013

Предисловие

Монография, представляемая читателю, включает результаты теоретической и эмпирической, в том числе экспериментальной, работы, проделанной автором за последние примерно 12 лет. Ее отличительная особенность заключается, с одной стороны, в новизне изучаемого феномена «экономическая социализация формирующейся личности», с другой — в приверженности автора исследовательским традициям Института психологии РАН — социально-психологическому пониманию личности, сформулированному Е. В. Шороховой и развиваемому ее учениками и последователями в лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН, а также системному подходу Б. Ф. Ломова к изучению процессов детерминации психики и поведения человека.

В работе Т. В. Дробышевой осуществлен теоретический анализ феномена экономической социализации, который органично сочетается с глубокой эмпирической проработкой проблемы социальной детерминации психики и поведения формирующейся личности на этапе ее первичной социализации. Особенность заявленного подхода заключается в том, что указание на формирующуюся личность в контексте экономической социализации жестко не связывается с возрастным фактором. Автор подчеркивает, что взрослые люди в периоды радикальных социально-экономических изменений в обществе повторно включаются в процессы экономической социализации, усваивая то, что позволяет им органично существовать в новых экономических условиях, выполнять функции экономического субъекта. Данное уточнение существенно расширяет потенциальные границы исследований указанного феномена и позволяет говорить о зарождении нового научного направления в социальной и экономической психологии и его перспективах. В то же время в данной монографии делается акцент на конкретном этапе экономической социализации формирующейся личности — выборе одной возрастной группы, представители которой интенсивно проявляют себя в качестве экономических субъектов, обосновании системы факторов и механизмов, критериев социализированности, соответствующих данному этапу. Все это свидетельствует о глубине и адекватности разрабатываемого автором подхода, ориентированного на поиск общих и специфичных для каждого этапа закономерностей экономической социализации формирующейся личности.

В данной монографии особое внимание уделяется разработке ценностного подхода к изучению экономической социализации. Его суть состоит в том, что любые феномены экономической социализации личности — экономические представления, экономические мотивы и интересы, отношение к экономическим объектам, предпочитаемые стратегии поведения детей и подростков в игре экономического содержания и др. — рассматриваются в связи с более общей системой ее ценностных ориентаций. Такой подход современен и получает широкое распространение в социогуманитарных науках в целом. Теоретическая модель исследования основана, в первую очередь, на концепции Б. Ф. Ломова о системной детерминации психики, что определяет основные направления эмпирических, в том числе экспериментальных, исследований, представленных в книге. Следует отметить, что в данной работе проведен теоретический анализ возможностей системного подхода с позиции его потенциального развития и конкретного применения в социально-психологическом исследовании. Данный подход позволил автору аргументированно обосновать не только многофакторную модель детерминации изменений в ценностной системе личности, но и метод ее изучения — естественный формирующий социально-психологический эксперимент, который в исследовательской практике используется крайне редко из-за его трудоемкости. Теоретико-методологическое обоснование применения данного метода, а также анализ полученных с его помощью данных представляет собой важный вклад в развитие современной экспериментальной социальной психологии. Важно также отметить, что разработка конкретного варианта естественного социально-психологического эксперимента сама по себе обладает научной ценностью.

С позиции автора, ценностные ориентации личности являются тем системообразующим элементом социальной психологии человека, который определяет характер ее связей с социальной средой. Поэтому разные виды динамики ценностных ориентаций формирующейся личности в условиях макро — и микросоциальных воздействий (социально-экономические условия развития общества в разные исторические периоды и экономическое образование) рассматриваются как социально-психологические критерии ее экономической социализации. Система доказательства опирается на адекватные целям и задачам исследования методы его организации — естественный формирующий эксперимент и поперечные срезы в лонгитюдном исследовании.

Результаты выполненных эмпирических исследований, целью которых стало изучение многофакторной детерминации компонентов экономического сознания и поведения личности младших школьников и подростков, включают анализ роли, прежде всего, ценностных ориентаций в этом процессе. Итоги работы позволяют говорить о перспективности заявленного ценностного подхода в дальнейших исследованиях автора монографии.

Член-корреспондент РАН

А. Л. Журавлев

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономическая социализация личности. Ценностный подход предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я